Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ORGANIZATIONAL AND FUNCTIONAL TECHNOLOGY OF IMPROVEMENT OF THE MODERN CLINICAL HOSPITAL ACTIVITY

Dudnik V.Yu. 1
1 Medical Centre Hospital of the President’s Affairs Administration of the Republic of Kazakhstan
Одним из приоритетных направлений государственной политики является охрана здоровья нации и развитие передовых медицинских технологий. Важным этапом при этом - совершенствование системы медицинского обслуживания населения. Важным моментом при проведении механизмов совершенствования отрасли должен быть учет специфики различных социальных и профессиональных групп населении. Одной из таких целевых групп являются государственные служащие. Целью настоящего исследования явилась разработка организационно – функциональной технологии совершенствования основной деятельности современной клинической больницы. Нами проведено социологическое исследование, путем опроса 56 ведущих организаторов здравоохранения, руководителей подразделений больницы, а также 112 врачей и 148 пациентов больницы. Анализ результатов анкетирования позволил оценить фактическое состояние уровня медицинской помощи в больнице; вскрыть имеющиеся проблемы и определить наиболее актуальные приоритеты модернизации; обобщить мнение участников о ее необходимости
One of priority areas of the state policy is the public health care and the development of advanced medical technologies. The important stage in this context is the improvement of the public health care system. For this purpose, the important point during implementation of improvement mechanisms in this area must be consideration of the specifics of various social and occupational groups of people. One of those target groups are government employees. The goal of this research is to develop the organizational and functional technology of improvement of the core activity of the modern clinical hospital. We have conducted sociological research by the method of opinion poll of 56 leading public health officials, heads of hospital departments as well as 112 doctors and 148 patients of the hospital. The analysis of the results of polling allowed evaluating the actual state of the level of medical assistance in the hospital, exposing present problems, identifying the frontmost priorities of modernization, and summarizing the opinions of respondents about the need thereof.
public health organization
advanced technologies

Актуальность. В Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050; Единая цель, единые интересы, единое будущее" [1,3] одним из приоритетных направлений государственной политики является охрана здоровья нации и развитие передовых медицинских технологий. Важным направлением при этом является совершенствование системы медицинского обслуживания населения.

При этом исключительно важно, чтобы при проведении механизмов совершенствования отрасли была учтена специфика различных социальных и профессиональных групп населении. Одной из таких целевых групп являются государственные служащие [2,4].

В настоящее время система оказания медицинской помощи государственным служащим требует детального научного исследования и обоснования перспектив совершенствования и развития. Обладая высоким потенциалом и уровнем материального обеспечения, эта система вынуждена искать адекватные пути их решения, основным вектором которых является повышение эффективности медицинской помощи, интенсификация и модернизация используемых технологий, повышение ответственности за конечный результат - состояние здоровья обслуживаемого контингента[2,5].

В связи с этим система оказания медицинской помощи государственным служащим может рассматриваться как уникальный полигон для отработки важнейших идей и механизмов реформы и модернизации здравоохранения. Не будучи изначально разбалансированной, система позволит более надежно оценить преимущества и недостатки тех или иных технологий реформирования [3,5,6].

Представляется чрезвычайно важным в связи с этим разработать модель совершенствования системы оказания медицинской помощи государственным служащим в современных условиях. Представляется особенно актуальным рассмотрение и обоснование эффективности механизма практических действий по переходу к этим новым медико-организационным принципам и их реализации в практике[2,3,7].

      Цель - разработать организационно - функциональную технологию совершенствования основной деятельности современной клинической больницы.

       Базой исследования явилась Центральная клиническая больница Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан - которая является самой крупной многопрофильной клиникой в системе, где имелись все условия, ресурсы и возможности для научной разработки поставленной задачи.

      Результаты и их обсуждение. На этапе подготовки к модернизации и формирования программы ее инвестиционно-инновационного обеспечения, было проведено социологическое исследование, путем опроса 56 ведущих организаторов здравоохранения, руководителей подразделений больницы, а также 112 врачей и 148 пациентов больницы.

            Анализ результатов анкетирования позволил оценить фактическое состояние уровня медицинской помощи в больнице; вскрыть имеющиеся проблемы и определить наиболее актуальные приоритеты модернизации; обобщить мнение участников о ее необходимости.

            Исследование-опрос показал, что понимание необходимости перемен в больнице выразили почти 95% опрошенных, причем около половины из них - придали им крайнюю степень важности. При этом оказалось, что в преобразовании деятельности больницы в большей степени заинтересованы медработники, чем пациенты. В таблице 1 представлена оценка направлений инновационной деятельности в больнице.

 

Таблица 1

Оценка направлений инновационной деятельности в больнице (в баллах)

Направления модернизации

Медработники

Пациенты

Совершенствование клинических

технологий

2,75

3,05

Сохранение или наращивание использующихся клинических технологий

2,95

3,63

Тиражирование чужих разработок

2,7

2,37

 

         Оценивая эффективность инновационной деятельности в больнице, респонденты отметили ее недостаточную организацию, определяемую тем, что полностью в больнице реализуется только 7% новшеств, остальные - лишь частично (64%), или в минимальной степени (21,3%).

            Вместе с тем, результаты опроса показали, что 40,8% опрошенных считают, что осуществляемая инновационная деятельность больницы имела позитивные результаты, связанные с повышением качества медицинской помощи (64,5% ответов), улучшением материально-технической базы больницы (19,4%) и ростом заработной платы (22,6%).

            По мнению большинства экспертов, среди инноваций, реализуемых в больнице, приоритет отдан внедрению нового медицинского оборудования (70,9% ответов) и, соответственно, техническим и медицинским технологиям (54,2%), а также организационным преобразованиям (15,1%). Меньшая часть респондентов указала на внедрение новых экономических форм управления больницей (5,6%).

        В предложенной анкете по степени влияния на деятельность больницы необходимые для внедрения новшества были разделены на 2 группы - требующие существенных изменений и не требующие. Большинство новшеств, по мнению преимущественного большинства экспертов, требовало достаточно глубоких преобразований, в то время как остальная, существенно меньшая часть экспертов, была склонна считать, что не обязательно затрагивать базовые основы деятельности больницы и необходимо вносить изменения в организационную структуру и медико-технологические процессы в больнице (таблица 2).

Таблица 2

Мнение респондентов о преобразованиях, необходимых в больнице

Требуемые изменения

% ответов

Не обязательны базовые организационные изменения

10,5

Целесообразны существенные изменения

89,5

В том числе:

 

- материально-технической базы

71,9

- медико-технологической базы

80,3

- кадрового потенциала

59,4

- методов работы персонала

27,5

 

         В качестве основных критериев эффективности инновационной деятельности больницы респондентами предложено: повысить качество, расширить перечень оказываемых медицинских услуг и интенсифицировать медицинскую помощь за счет переоснащения больницы современным медицинским оборудованием; внедрить новые методы диагностики (76,9%); улучшить отношение медицинского персонала к работе (11,5%), а также достичь лучшей конкурентоспособности больницы на рынке медицинских услуг (13,4%).

            При выборе направлений модернизации больницы подавляющее число респондентов отдали предпочтение достижению больницей международных стандартов деятельности. При этом, по мнению 57,7% опрошенных, основной подход к выбору направлений модернизации больницы должен быть ориентирован на внедрение новшеств лучшей клинической практики, использующихся в западных странах (опережающий подход). Каждый третий респондент (34,6. %) отдал приоритет подходу, предусматривающему адаптацию больницы к лучшей отечественной клинической практике (поддерживающий подход). И только 7,7% опрошенных считают, что целесообразнее всего осуществлять модернизацию больницы на основе технического перевооружения больницы (догоняющий подход).

            Как показали результаты проведенного социологического исследования, перспективы развития инновационной деятельности больницы, опрошенные респонденты видят в:

  • соответствии основных направлений модернизации больницы приоритетам развития здравоохранения страны;
  • соответствии модернизации назначению и миссии больницы;
  • финансовых возможностях и эффективности больничного менеджмента.

Результаты проведенных социологических исследований стали доказательной базой и явились основной для разработки оригинальной модели модернизации больницы, основной целью которой является достижение большей интеллектуализации медицинской деятельности, высокой технологичности и безопасности медицинских услуг.

При этом основными структурно-функциональными элементами этой модели являются:

            1. Повышение уровня профессиональной компетентности медицинского персонала.

            2. Модернизация материально-технической и медико-технологической базы.

            3. Внедрение современных клинических технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

            4. Обеспечение высокого качества и безопасности медицинских услуг, оказываемых прикрепленному контингенту и населению.

Таблица 3

Функциональные элементы развития инновационной инфраструктуры больницы

Сегмент

Деятельность

Системообразующие элементы

Мероприятия

Кадровый

Система подготовки квалифицированных кадров

Обучение в ближнем и дальнем зарубежье.

Обеспечение непрерывного обучения специалистов, создание комплексов, обеспечивающих связь науки и практике, привлечение молодых специалистов к инновациям

 

Организационный

Система управления, система экспертизы программ м проектов

Ведущие профильные организации, главные специалисты, эксперты

Организация и совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности

 

 

Информационный

Система информационного обеспечения

Библиотека,

информационно-аналитический центр, консалтинговые центры

Создание банка данных, сотрудничество с информационными фондами, библиотеками

 

 

Финансовый

Система финансово-экономического обеспечения

Уполномоченный орган, МЗ РК, территориальные и региональные медицинские организации

Развитие и подготовка программ развития, привлечение инвестиций, софинансирование совместных проектов

Технологический (производственный)

Система создания новых технологий

Организации здравоохранения, научные центры, отдельные новаторы

Инициация и апробирование идей

Внедренческий

 Система продвижения и распространения инноваций

Научные центры, ВУЗы, инновационно-заинтересованные бизнес-структуры

 Сопровождение и распространение инноваций, создание благоприятной  инновационной среды, поиск рынков наукоемкой продукции, бенчмаркинг и изучение лучшей практики медицинской деятельности

Таким образом, реализации основных направлений данной модели и развитие больницы по инновационному пути позволило за короткое время приблизить качественный уровень медицинской помощи к общемировым стандартам, переориентировать больницу на достижение общественно значимых результатов деятельности, внедрить рыночные механизмы в степени, необходимой для эффективной работы и обеспечения высокой конкурентоспособности больницы. Основным результатом данной модернизации явилось повышение качества медицинских услуг, а также достижение высокой конкурентоспособности больницы на рынке соответствующих услуг.

Рецензенты:

Сарсебаков Е.К., д.м.н., профессор, главный научный консультант Национального научного центра онкологии и трансплантологии, г.Астана;

Шаназаров Н.А., д.м.н., главный онколог БМЦ УДП РК, г.Астана.