Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MANUAL´S POSSIBILITIES OF NEW GENERATION IN FORMATION OF SELF-EXPRESSION CULTURE THE BACHELORS OF PEDAGOGICS

Omelchenko E.A. 1 Kalinina N.V. 2
1 LLC «Center for promotion of scientific research»
2 FSEI HPE «Irkutsk State University»
В статье рассмотрены требования к современным учебным пособиям для бакалавров педагогики. Раскрываются информационная, коммуникационная, деятельностная, рефлексивная функции, которые они должны выполнять в условиях их применения как элемента информационной среды вуза. Каждая функция описана в аспекте авторского понимания ее сути с акцентом на возможностях, актуализирующихся при их реализации для становления культуры самовыражения будущих педагогов. На основании изложенного подхода, предложена структура и содержание учебного пособия для бакалавров педагогики. Особое внимание уделяется построению его содержательных линий, позволяющих развернуть перед обучающимися актуальные требования к педагогу, обладающему высоким уровнем культуры самовыражения. Материал статьи можно использовать для построения содержания учебников, предназначенных бакалаврам педагогики, а также для изучения вопросов, раскрывающих разные аспекты культуры самовыражения студентов в процессе получения высшего образования.
The article describes the requirements for modern teaching materials for bachelors of pedagogy. Article reveals information, communication, activity, reflective function, which they must comply with the conditions of their use as an element of the information environment of the university. Each function is described in terms of the author´s understanding of its essence, with an emphasis on the possibilities, actualized in their implementation for the development of a culture of self-expression of the future teachers. Based on the foregoing approach, are suggested the structure and content of the manual for bachelors of pedagogy. Special attention is paid to the construction of its substantial lines that allow learners to expand actual requirements for teacher, has a high level of cultural expression. Material of article can be used to construct textbook content designed for bachelors of pedagogy, as well as to explore the issues that reveal different aspects of cultural expression of students in higher education.
students of pedagogical university
a manual of the new generation
culture of self-expression
bachelor of pedagogy

Происходящие сегодня трансформации высшего образования предполагают изменение стратегий его организации, переход от «репродуктивного» к «развивающему, способностному». В связи с этим смещаются акценты в понимании роли вузов, которые должны не столько предоставлять и транслировать готовые знания, сколько создавать условия для формирования у обучающихся - бакалавров, специалистов, магистров - характеристик, которые позволили бы им быть востребованными на рынке труда, в том числе, благодаря умениям выразить себя в профессиональной деятельности на основе культуры самовыражения. Будущий бакалавр педагогики уже на этапе начала получения высшего образования понимает, что его дальнейшее трудоустройство и успешная карьера зависят от уровня развития способностей - общих, профессиональных и способностей к обучению [1], самовыражению в профессии. Ведь любой человек, в том числе и педагог, стремится продемонстрировать другим людям то, что значимо и важно для него самого - выразить себя, стремится найти людей, которые его понимают, принимают, поддерживают.

Конкретные преобразования в системе подготовки бакалавров педагогики существенно изменяют характер преподавательской деятельности. Речь идет не только о технологизации учебного процесса, увеличении практической направленности образования, внедрении инновационных форм оценки результатов деятельности субъектов высшего образования, но и о новых образовательных результатах, изменении функций преподавателя, призванного научить студентов учиться в течение всей будущей профессиональной жизни, достойно выражая себя на основе возможностей педагогической деятельности. Именно это, на наш взгляд, позволит педагогу долго, успешно, плодотворно выполнять свои обязанности, понимая, что образование - максимально подходящая для него сфера деятельности, в плане наличия возможностей, которые позволяют наиболее полно выразить и реализовать себя.

Чтобы эта цель была достигнута, за годы обучения в педагогическом вузе будущие бакалавры педагогики должны обрести или сформировать у себя необходимый в профессии уровень культуры самовыражения. Ведь с педагога, работающего на любом уровне образования, берут (в разной степени) пример воспитанники и обучающиеся. Наибольший в этом смысле объем подражания у детей дошкольного возраста, наименьший - у студентов вузов, имеющих достаточный жизненный опыт для осознанного, целенаправленного выстраивания системы ценностных ориентаций с приоритетом важности культуры самовыражения.

Под культурой самовыражения в рамках данной статьи мы понимаем особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности, которые педагог обретает или создает в соответствии с собственными индивидуально-личностными особенностями и в результате взаимодействия с культурой общества (в частности, с педагогической культурой).

Из требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования следует, что для полноценного и эффективного становления культуры самовыражения бакалавров педагогики необходима соответствующая образовательная среда - система влияний и условий, созданных для становления будущего педагога, а также возможностей для личностного и профессионального саморазвития, содержащихся в социальном и предметном пространстве вуза. Учебные пособия составляют информационно-содержательный компонент названной среды [3]. Современная образовательная среда должна быть ориентирована на результаты высокого уровня. Одним из них выступает культура самовыражения выпускников вуза. Такой результат не может быть получен в рамках применения только традиционных средств обучения [2]. В связи с этим, одним из путей «запуска» процесса достижения обозначенных результатов, является использование в образовательной практике учебных пособий нового поколения. Под учебным пособием нового поколения будем понимать современное средство обучения; информационный и организационный инструментарий педагога, выполняющий следующие дидактические функции: информационную, коммуникационную, деятельностную, рефлексивную. Реализация каждой из них и всего их комплекса позволяет содействовать успешному становлению культуры самовыражения бакалавров педагогики.

Информационная функция требует не только представления в вузовском учебном пособии нового поколения вербального и символического изложения какой-либо информации, но и, на наш взгляд, отражения мировоззренческих, идейных позиций, которые помогали бы обучающемуся включаться во внутренний диалог по осмыслению роли, целей деятельности современного педагога. В аспекте становления культуры самовыражения, здесь важно приводить примеры поведения и деятельности педагогов, обладающих высоким уровнем рассматриваемой культуры. Средством для этого могут быть дополнительные тексты в учебнике о жизни, поступках педагога в определенных ситуациях, складывающихся в образовательном процессе. При этом, работая с текстами, - анализируя информацию, размышляя о смысле выполнения в будущем тех или иных профессиональных обязанностей, студенты сопоставляют собственные представления с объективными характеристиками педагогических феноменов и явлений, формируя у себя взгляд на возможности самовыражения в педагогической деятельности. Это продуцирует «живое» профессиональное знание на основе личностного опыта, что способствует становлению профессионально-педагогической позиции и культуры самовыражения в профессиональной деятельности.

Обратимся к функции образовательной коммуникации (коммуникационной функции), которую должен выполнять учебник для вуза нового поколения. Подчеркнем, что в общении происходит формирование у будущих педагогов самоотношения и установки на приемлемые, допустимые способы самовыражения в педагогической деятельности. Поэтому образовательная коммуникация является значимым аспектом, на который необходимо обратить внимание авторам учебников для бакалавров педагогики. При рассмотрении образовательной коммуникации не только как вербального изложения информации, но и как одного из режимов взаимодействия обучаемого с педагогом, другими обучаемыми, акцент делается на внутренние детерминанты самовыражения: собственную активность и возможности личности. В этом процессе происходит обмен идеями, размышлениями, всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов. В данном случае речь идет о диалоге культур студента и автора учебника, демонстрирующего читателям высокий уровень педагогической культуры. Эта культура начнет проявляться у студентов, например, на занятиях, когда нужно поделиться своими знаниями с другими, вступить в диалог, дискуссию. При этом обучающийся корректирует свои представления, анализирует полученную информацию, в случае ее значимости, обогащает свой субъектный опыт. Такое взаимодействие проявляется в умении преподавателя вуза в процессе взаимодействия со студентами оценивать последствия собственных личностных влияний на них, использовать такие способы общения, как понимание, признание, принятие другого. Осуществляемое в форме диалога, названное взаимодействие ведет к возникновение условий для становления культуры самовыражения бакалавров педагогики.

Охарактеризуем следующую функцию учебника для вузов нового поколения - деятельностную. Предложенный в учебном пособии материал, должен содержать аппарат организации активного его освоения - вопросы для размышления, задания и задачи, вовлекающие обучающихся в деятельность по созданию собственных образовательных продуктов. Все это должно активизировать опыт студентов, пробуждать творческую фантазию, познавательный интерес, включать их в выполнение элементов профессиональной деятельности. Положительно влияет на появление у будущих педагогов интереса к выполнению предлагаемых в учебнике заданий, их неожиданность и оригинальность, неопределенность формулировок (отсутствие каких-либо ограничений и дополнительных указаний по поводу того, что должно быть получено), посыл на создание творческого продукта.

Для овладения будущими педагогами технологиями анализа проблем образовательной практики мы обращаемся к включению в учебное пособие кейсов (пакета ситуаций для принятия решений). Это способствует развитию умений анализировать ситуации, типичные для образовательной практики, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант поведения, самовыражения в профессии, составлять план педагогической деятельности. Если в ходе занятий такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык самостоятельного решения практических задач. При этом особое внимание уделяется тому, какие ценностные установки и отношения педагог через модель своего поведения может демонстрировать детям. Речь идет об особенностях культуры самовыражения педагога.

Обратимся к характеристике рефлексивной функции учебников для вуза нового поколения. Здесь нужно отметить, что юношеский возраст, в котором пребывают студенты, является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, важных для становления культуры самовыражения. Они помогают осмыслить себя и свои особенности соотносительно с окружающими - детьми, их родителями, коллегами. Работа будущих педагогов с учебным пособием нового поколения должна предполагать рефлексивное самопознание.

Осознание собственных успехов и неудач дает возможность студентам обозначить горизонты становления культуры самовыражения. Рефлексия подразумевает анализ сделанного с целью фиксации результатов, повышения эффективности, осознания личностных проявлений («Как я проявляю себя в данной деятельности?») - особенностей культуры самовыражения. По итогам такого осмысления студенты могут обдумывать дальнейшие стратегии успешного самовыражения в профессии, что положительно скажется на становлении их культуры самовыражения, будет содействовать ее выходу на новый, более высокий уровень.

В соответствии с изложенными взглядами, авторами статьи подготовлен учебник для бакалавров по направлениям педагогическое и психолого-педагогическое образование. Его содержание последовательно и на все более высоком уровне позволяет обучающимся, постепенно погружаясь в мир педагогической деятельности, осмыслить, понять и принять идею значимости в их жизни и выполнении профессиональных обязанностей культуры самовыражения.

Для этого в нашем учебном пособии «Культура самовыражения педагога (введение в педагогическую деятельность)» [6] спиралевидно разворачиваются следующие содержательные линии:

1.      Деятельность человека, ее виды и особенности.

Здесь перед студентами раскрывается многообразие видов деятельности человека. Предлагаемые обучающимся сведения, позволяют создавать представление о психологической сути деятельности, ее структурных компонентах.

2.      Педагогическая деятельность: характеристики, специфика, исторический контекст.

Эта содержательная линия выстроена вполне традиционно в плане представления будущим педагогам сведений о профессиональных обязанностях педагогов, требованиях к ним со стороны общества, об их ответственности за то, какими вырастут дети, с которыми они будут работать.

3.      Культура самовыражения педагога и ее становление.

Особенность разворачивания нами этой содержательной линии состоит в том, что она тесно переплетается с двумя другими, включаясь в них, дополняя их и углубляя. Ее наличие позволяет бакалаврам по-новому взглянуть на деятельность, выбранную ими в качестве профессиональной. Мы говорим «по-новому» в том смысле, что каждый поступивший в педагогический вуз выпускник школы, на протяжении более десяти лет, воспринимал особенности выполнения профессиональных обязанностей воспитателями детского сада и школьными учителями. Соответственно, у каждого из них сложились достаточно устойчивые стереотипы, связанные с моделями работы педагогов. Далеко не всегда они соответствуют современным требованиям как профессии, так и культуры. Поэтому важно с первых дней обучения бакалавров раскрыть перед ними полный спектр современных требований к педагогу, обладающему высоким уровнем культуры самовыражения.

В этом процессе задача преподавателя состоит в постепенном формировании у обучающихся образа идеального педагога, обладающего высоким уровнем культуры самовыражения, с которого будут брать пример представители подрастающего поколения. Этот образ должен быть, условно говоря, отправной точкой для работы будущих педагогов над собой, для их саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самореализации. Ведь известно, что абсолютно идеальных педагогов не бывает, но стремиться к лучшему, совершенствуя себя, может каждый. Эта идея проходит лейтмотивом на всех лекциях, читаемых по названной учебной дисциплине, содержание которой основано на разработанном нами учебнике.

У студентов есть возможность с помощью текста учебника сориентироваться в том, какими компетенциями они должны обладать по завершению обучения, как они связаны с их культурой самовыражения.

Приводятся характеристики каждого компонента культуры самовыражения, а на практических и лабораторных занятиях по дисциплине студенты включаются в деятельность по осмыслению и анализу уровня развития у себя каждого из них. На этой основе ими в дальнейшем строится программа самосовершенствования, способствующая становлению культуры самовыражения. К структурным компонентам культуры самовыражения, как показано нами ранее в [4; 5], относится самопознание, мотивационно-эмоциональный, аксиологический, гносеологический, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Остановимся в статье на описании влияния освоения построенного нами учебного пособия на становление первых двух компонентов культуры самовыражения.

Становлению первого из них способствует вовлечение студентов в выяснение у себя уровня развития качеств, необходимых педагогу, соответствующих способностей. Для этого в материал учебника включены диагностические методики, которые помогут в решении этого вопроса, и которые могут быть использованы как на лабораторных и практических работах по дисциплине, так и в самостоятельной деятельности обучающихся.

В задания для самостоятельной работы студентов, имеющиеся в учебном пособии, включены задания, позволяющие соотносить идеальные модели педагогов, содержащие перечень профессионально важных качеств, с качествами, имеющимися у студентов. Основной идеей при этом является не столько осознание будущими педагогами своего несовершенства, сколько их убеждение в том, что человек при желании и стремлении достичь цели самосовершенствования способен развить у себя все необходимые ему в педагогической деятельности качества. Проводимая преподавателем вуза работа в этом случае должна создавать предпосылки для начала движения студентов по пути профессионального становления и совершенствования характеристик их культуры самовыражения.

Это движение возможно, если у молодых людей на основании проделанного изучения своих особенностей, начнет складываться система положительных мотивов к занятиям педагогической деятельностью, к самовыражению с помощью ее средств - влияние на мотивационно-эмоциональный компонент их культуры самовыражения.

Чтобы представлять, какими они являются изначально, мы задаем студентам традиционный вопрос о том, почему они поступили в педагогический вуз. На основании анализа получаемых данных, мы продолжаем работу со студентами в плане формирования внутренних мотивов и положительного настроя на выполнение педагогической деятельности, постоянно подчеркивая ее значимость, достоинства в сравнении со всеми остальными профессиями. Мы стремимся сделать выбранную студентами профессиональную деятельность важной и привлекательной для них, стремимся, чтобы эта мысль постепенно стала их внутренним убеждением. Ведь только на этой основе человек может успешно и полноценно выполнять свои профессиональные обязанности в сфере образования.

Таким образом, проблема становления культуры самовыражения будущего педагога является значимой для практики модернизации современного высшего образования. Ядром культуры самовыражения педагога выступает самоорганизуемая деятельность. Большие возможности для актуализации и осуществления самоорганизуемой деятельности представляет учебное пособие нового поколения, которое не только является источником учебной информации, ориентирует будущего педагога на получение личностного образовательного продукта, но и помогает в достижении новых образовательных результатов.  

Рецензенты:

Абаскалова Н.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.

Федотова Е.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.