Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE FORMATION OF THE STUDENTS SOCIAL EXPERIENCE WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Kodyakova N.V. 1
1 Orenburg state medical university
В статье рассматриваются особенности формирования социального опыта студентов медицинского вуза в осуществлении исследовательской деятельности по изучаемому предмету. Рассматриваются различные точки зрения на сущность понятия «социальный опыт». Обоснована необходимость привлечения студентов к участию в исследовательской деятельности по иностранному языку с целью формирования у них интереса к научному познанию.. Автором представлен практический опыт применения различных форм работы и методических приёмов по организации исследовательской деятельности студентов медицинского вуза по изучаемому предмету. Обоснована актуальность развития познавательной активности студентов медицинского вуза для их успешной социализации в образовательной среде университета и воспитания будущего врача как толерантной личности, обладающей культурой межнациональных отношений.
The peculiarities of social experience formation in medical students when conducting research work on a studied subject are discussed in the article. Different points of view on the essence of “social experience” notion are conducted. The necessity of attracting students to the participation in research work in foreign language with the purpose of interest formation to the scientific perception is provided. The author presents practical experience of the use of different forms of work and methodic procedures on organization of students’ research activity. The actuality of the development of students’ research activity for their successful socialization within educational environment of the university and training of a future doctor as a tolerant personality possessing the culture of international relations is given here.
social experience
independent work of students
foreign language
research activity
Одной из основных целей Государственной программы Российской Федерации по развитию образования является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Ориентация общества на развитие объективно задаваемого нового Человека, способного активно действовать в XXI в., предполагает построение новой стратегии его образования - образования, которое способствует его социализации в самом широком ее понимании - не только как присвоения социального мира, но и как вписанности в этот мир в качестве активного деятеля. [9]

В социальном плане активность есть способность личности через деятельность влиять на окружающую среду, менять ее, улучшать, совершенствовать. Активность личности через деятельность вызывается такой психической формой активности, как потребности. Будучи врожденным свойством человека, активность в то же время воспитывается, развивается, направляется. Собственно, воспитание и есть управление человеческой активностью.[1]

Если рассматривать воспитание в широком смысле, то мы согласны с тем, что воспитание это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле - целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых привычек и правил поведения. [8]

Воспитание в широком смысле этого слова также часто отождествляют с социализацией личности в плане усвоения ею принятых в обществе норм и правил, то есть, приобретения социального опыта.

Как философская категория опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. [3]

Существует несколько различных определений понятия «социальный опыт». Мы остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, самых актуальных:

Социальный опыт - опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях и методах познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен в культуре, во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. [3]

Социальный опыт - объективный общественный опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлении о должном, «опредмеченный» в его материальной и духовной культуре - как в вещно-предметных формах, так и формах социальных отношений и общения, в формах и способах деятельности; зафиксированный посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей; а также личностный опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развития его умений и навыков. [6]

В данных определениях нашло своё отражение усвоение каждым членом общества определённых принципов и норм поведения, то есть приобретение субъектом (каждым человеком) социального опыта взаимодействия с другими членами общества. Какой именно опыт приобретает подрастающее поколение, зависит от множества воздействующих на него факторов: семья, школа, сверстники, социальные сети, средства массовой информации и многое другое.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). [10]

Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию самостоятельных решений и к активному участию в инновационных процессах. Инновационное социально ориентированное развитие страны невозможно без наличия грамотных специалистов, обладающих не только общекультурными, но и, что не менее важно, общепрофессиональными компетенциями.

Одним из важнейших элементов формирования соответствующих компетенций будущего врача является активное участие студента медицинского вуза в учебно-исследовательской работе на младших курсах и в научно-исследовательской работе на средних и старших курсах обучения.

Изучение иностранного языка в медицинском вузе дает достаточно широкие возможности для участия студентов в учебно-исследовательской работе (УИРС) на младших курсах, а также для овладения механизмами, нормами, стратегиями и тактиками социального взаимодействия в осуществлении учебно-исследовательской деятельности студентов. Изучение иностранного языка, начатое в школе, приобретает в вузе профессиональную направленность. В нашем медицинском университете студенты изучают иностранный язык в течение двух семестров, а студенты факультета клинической психологии в течение одного семестра. В течение учебного года студенты изучают основную медицинскую терминологию на иностранном языке, систематизируют свои знания лексики и грамматики, развивают навыки общения на иностранном языке, знакомятся с основами аннотирования и реферирования научных статей.

В начале первого семестра преподаватель объясняет цели и задачи совместной работы преподавателей и студентов при изучении иностранного языка, называет обязательные виды работы и сроки её выполнения, в том числе сообщает о различных инновационных формах учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов, способствующих развитию их интеллектуального потенциала и овладению общекультурными и общепрофессиональными компетенциями. Преподаватели нашей кафедры обязательно рассказывают о работе студенческого научного общества (СНО), о ярмарке студенческих научных кружков, которая проходит в начале учебного года и во время которой студенческий научный кружок каждой кафедры демонстрирует результаты своей работы. Преподаватели также объясняют, что на сайте нашего медицинского университета студенты могут найти любую необходимую информацию о работе СНО, о проведении всевозможных конференций и о деятельности других студенческих объединений.

В первом семестре мы предлагаем студентам подготовить небольшой рассказ о себе и своей малой родине на немецком или английском языке. В группе из 16-18 человек примерно 80% составляют студенты, приехавшие из разных городов и сёл области и даже из других республик, из ближнего и дальнего зарубежья, представители разных национальностей. Все студенты готовят яркие, красочные презентации. Они с гордостью рассказывают о своей семье, о своей школе, о городе или селе. Эти презентации - не только рассказ о самом студенте, но и выражение его отношения к окружающему миру, ведь кто-то больше времени уделил себе, кто-то школе и любимым учителям; другие рассказали о памятниках, мемориалах, музеях, а кто-то о красивых уголках природы. В процессе подготовки презентации и сообщения каждый студент находит, собирает, анализирует информацию об истории родного города или села, о достопримечательностях, о культуре и обычаях своего народа. Помимо познавательных задач при обучении иностранному языку преподаватели нашей кафедры активно решают воспитательные задачи, в том числе задачу воспитания толерантной личности, обладающей культурой межнациональных отношений. При анализе результатов проведённой работы студенты отмечают, что узнали много нового не только об однокурсниках, но и о своей области, о своей стране. Этот проект им нравится и студенты считают, что он не только помогает им лучше узнать друг друга, но и учит уважительному отношению к представителям разных национальностей, к их традициям и культуре, расширяет кругозор и даёт хороший опыт самостоятельной работы.

В течение года студенты также периодически выступают перед сокурсниками с интересными докладами, сообщениями о странах изучаемого языка. Для подготовки сообщения или доклада требуется достаточно много времени и сил. Тему сообщения каждый студент выбирает сам. Так как все они поступили в медицинский вуз, то многие готовят интересные презентации о медицинском образовании и медицинском обслуживании в разных странах, а кто-то хочет рассказать о нравах, обычаях, праздниках и особенностях культуры других народов, о достопримечательностях других стран. Но некоторые студенты выбирают в качестве темы именно изучаемый язык и проводят очень интересный сравнительный анализ, например, американского и британского вариантов английского языка. Главное требование - сообщение должно быть интересным. К тому же студент должен объяснить, почему он выбрал именно эту тему. Чтобы первокурсникам было более понятно, как готовить такие сообщения, в начале учебного года перед ними с самыми интересными сообщениями прежних лет выступают студенты 2-4 курсов. Помимо презентации своего сообщения, студенты старших курсов отвечают на вопросы первокурсников, касающиеся их учёбы в университете и участия в работе студенческих научных кружков.

Данный вид работы не ограничивается пределами своей группы: самые интересные сообщения и презентации студенты первого курса демонстрируют на внутривузовских и межвузовских конференциях, печатают тезисы своей исследовательской работы и статьи в сборниках студенческих научных работ нашего университета и других медицинских вузов России. После окончания первого курса студенты, принимавшие активное участие в учебно-исследовательской работе, применяют приобретённые умения и навыки в проведении научно-исследовательской работы на средних и старших курсах обучения, на клинических кафедрах, совершенствуя свои общепрофессиональные компетенции. Студенты первого курса приобретают не только полезный опыт исследовательской работы, но и учатся жить и работать в новой для них социальной среде медицинского университета, где приветствуется и поощряется стремление к самосовершенствованию и самореализации. В ОрГМУ созданы условия для материального поощрения студентов, показывающих высокие результаты в учебно-исследовательской и в научно-исследовательской работе. За участие и призовые места во внутривузовских и межвузовских, региональных, всероссийских, международных конкурсах и конференциях студенты получают грамоты, повышенные стипендии и гранты. Во время обучения в вузе будущие врачи, фармацевты, клинические психологи приобретают не только профессиональные знания, умения и навыки, но и развивают свои исследовательские способности. Для будущих врачей и фармацевтов особенно актуальным является умение предвидеть и прогнозировать последствия принимаемых ими решений, а это возможно лишь при наличии обширнейших знаний в своей профессиональной области и постоянном их обновлении, практическом использовании научных знаний, при постоянном изучении новейших достижений коллег в своей стране и за рубежом.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения концепции аксиологического подхода разрабатываемая система мер по развитию интереса к исследовательской деятельности у студентов-медиков приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата. Весь процесс профессиональной подготовки будущего врача проходит через его личность, мотивы, цели, ценностные ориентации, перспективы, жизненные планы и проекты. Личностный смысл деятельностной познавательной активности студента заключается не в усвоении готовой системы теоретических знаний, а в формировании на их основе целостной структуры практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности. [4]

Вследствие всё более ускоряющегося развития науки, в частности, в области медицины, фармации, био- и нанотехнологий, происходит быстрое устаревание приобретённых и накопленных знаний. Появляются и стремительно развиваются смежные науки, разрабатываются новые методы исследования, создаются новые технологии обучения, применяются более современные методы лечения. Всё это было бы невозможно без наличия профессионалов высочайшего уровня, обладающих не только конкретными знаниями в определенной области, но и владеющих навыками исследовательской работы.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность студентов, развивает их мышление и творческие способности, способствует их успешной социализации в образовательной среде университета, помогает формировать у студентов исследовательский опыт и интерес к научному познанию.

Рецензенты:

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Минобрнауки РФ, г. Оренбург;

Кузнецов В.В., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Минобрнауки РФ, г. Оренбург.