Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TRADITIONAL TATAR CULTURE AS MEANS OF AXIOLOGICAL YOUTH EDUCATION

Salakhova R.I. 1 Nurmukhametova R.S. 1
1 FGAOU VPO "Kazan (Volga Region) Federal University"
Многие столетия старшее поколение передавала свой опыт и знания молодежи и обычно это происходило через общение. В нынешних условиях задача передачи накопленных в ходе истории национальных ценностей возложена на систему образования и их интеграция в воспитательно-образовательный процесс должна идти и в этнографическом направлении. В статье традиционная культура татар рассматривается как средство воспитания ценностного отношения молодежи к истории своего народа. Элементы татарского народного костюма выступают как хранители накопленного жизненного опыта народа, в них отражается эстетические вкусы и взгляды, предпочтения этноса. Так как аксиологическое воспитание тесно связано с духовностью, интеллектуальностью, толерантностью молодого поколения, использование потенциала татарского костюма в целях привития молодежи чувства патриотизма, гордости за свой народ, за свою страну и т.п. оправдает все ожидания. В связи с этим авторы обосновывают то, что данный пласт культуры открывает перед исследователем широкую картину прошлого и настоящего, актуализирующую систему ценностей и ориентиров этнокультурного коллектива.
Over the centuries the older generation passed their experience and knowledge to the youth through communication. Within the existing circumstances the problem of transferring of the national values saved up in the course of history rests upon education system; and their integration into educational process has to take up an ethnographic direction as well. In the following article the traditional Tatar culture is considered to be an educational tool which helps to nurture the youth´s valuable relation to the history of the nation. The elements of the Tatar national suit save as guardians of the nation life experience, reflect esthetic tastes and views, ethnos preferences. As axiological education is closely connected with spirituality, intellectuality, tolerance of the younger generation, the use of the potential of the Tatar national suit meets all expectations in nurturing patriotism, pride of the nation and the country. In this regard, authors prove that this layer of culture opens up a detailed picture of the past and the present, the staticizing system of values and reference points of ethnocultural collective.
Tatar national suit.
axiological education
Tatar language
tatars
traditional culture

В наше время проблемы изучения, сохранения, возрождения и развития традиционной культуры народов приобретают все большую актуальность. В решении данной задачи большие надежды возлагаются на образование, так как оно должно учитывать специфику национальных культур и особенности местных традиций. Культура является основой образования. Так как каждый человек относится к той или иной культурной общности, воспитание личности невозможно вне культуры. Человек с малых лет должен понимать значимость культуры своего народа и оценить ее, иначе формируется личность неопределенной культуры, существо без корней, без роду, без племени. А такие люди теряют жизненно важные моральные ориентиры - представления о совести, чести, доброте, милосердии, взаимоуважении, взаимопомощи и т.п. В настоящее время крайне важно обращаться к многовековому народному опыту, т.е. к традиционной культуре и педагогической мысли народа - к уникальной силе, которая способна противостоять разнообразным агрессивным течениям в обществе, в центре которой всегда была гуманистическая идея воспитания духовно-здорового потомства и ценность жизни человека.

Цель исследования

Изучить возможности народной культуры в аксиологическом воспитании молодежи.

Материал и методы исследования

В ходе исследования использовались следующие подходы и методы: системный подход для раскрытия сущности проблемы; классификация, систематизация, обобщение педагогического опыта по изучаемой проблеме; наблюдение, сравнение, анкетирование; анализ полученных результатов, обработка экспериментальных данных и др.

Результаты исследования

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам [4]. Эта наука возникает в западной философии в конце XIX - в начале XX веков. Нынче аксиологический (ценностный) аспект наблюдается и в гуманистической педагогике, где человек рассматривается как высшая ценность.

Ценностный аспект воспитания всегда был потребностью человеческого общества. Поэтому ценностное отношение являлось объектом исследования многих ученых: В. Н. Мясищев, А. А. Пашин, А. А. Кожурова, Н. В. Васильева, Л. Н. Урбанович, З. А. Демченко и др. [7]. В наше время аксиологическое воспитание становится более актуальным в связи быстрым обменом информации, обновлением знаний, утратой ценностных ориентиров людей в кризисном обществе и т.п. "Современная социально-экономическая ситуация актуализирует проблему формирования ценностного отношения к Родине в качестве важнейшего направления в воспитании молодежи" [7]. В таких условиях как никогда актуальна передача молодежи национальных культурных традиций и ценностей. Приобщение молодежи к народной культуре, формирование у них ценностного отношения с использованием потенциала национального культурного достояния помогут решить основные проблемы воспитания духовно-нравственного поколения. В педагогической аксиологии главным предметом изучения является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

Категории «ценность», «ценностные отношения» часто рассматриваются как отношение человека к самому себе, к окружающим, к обществу, к природе. В связи с этим, выделяются следующие группы ценностей: «трудовые (интересная работа, польза обществу, ответственность за свой труд, профессиональное развитие и т.д.), нравственные (свобода, добро, мир, права человека, верность, надежность, порядочность и пр.), эстетические (красота, гармония, преумножение прекрасного и т.п.), физкультурные (здоровый образ жизни, активность, работоспособность, хорошая физическая форма и др.), интернационально-патриотические (любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение их традиций, толерантность и т.д.), интеллектуальные (знания, интеллектуальное развитие, самосовершенствование и т.п.)» [9].

Среди патриотических ценностей важную роль играют ценности народной культуры, поскольку именно они являются частью этнического самосознания. В современную эпоху народным традициям отводится главная роль в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им молодое поколение усваивает всю систему духовных ценностей - язык своих предков, их нравы, обычаи. Осуществление связи поколений посредством традиционной культуры заключается в воспитании, созданной народом в течение многих столетий культурной средой. Человека с первых дней жизни окружает многообразные культурные традиции. В таких условиях народная культура впрямую воздействует на сознание формирующейся личности. Понимание красоты природы, разнообразия окружающего мира, материально-духовной деятельности людей, познание нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь аксиологического воспитания личности.

Народная культура - это бесценное богатство, показатель способностей и таланта народа. В ней отражается весь опыт человечества, сохраняется огромная информация о жизни, истории этноса, она устанавливает связь между прошлым, настоящем и будущим. Общение с народной культурой, с его нравственно-эстетическими идеалами играет значительную роль в воспитании молодого поколения.

Таким образом, восприятие, изучение и сохранение материального и духовного опыта предков, обращение к народным традициям, обычаям, народной культуре позволяет развивать творческие качества личности, воспитывать ценностное отношение к родной земле, чувства гордости за свои корни.

Современная культура достаточно быстро меняется, находится в процессе непрерывной модернизации, в отличие от нее традиционная культура регулируется на основании обычаев, традиций, обрядов, установок. Она представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, изменения в ней происходят слишком медленно и поэтому «практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры» [6].

Традиционная культура является источником изучения развития человечества в разных аспектах. «Вот почему в наши дни особое звучание приобрело введенное академиком Д.С.Лихачевым понятие «экология культуры», прежде всего означающее сбережение культурной среды, сохранение активной, действенной памяти о прошлом любого этноса, понимание невосполнимости разрушения памятников и явлений культуры и сознание страшной опасности забвения. Это понятие существенно необходимо для развития этической, нравственной среды, в которой живет каждый отдельный человек, семья и все человеческое сообщество» [10].

В историко-культурном наследии татарского народа национальный костюм занимает особое место, как одно из составляющих народного искусства, имеющего свою давнюю историю и традиции. Народный костюм - это достояние культуры народа, он тесно связан с историей и эстетическими взглядами создателей. На формирование особенностей народного костюма оказывали влияния множество факторов: климат, география, особенности производства, соседние народы и т.п. Поэтому национальная одежда дает о народе-творце довольно много информации: в каких климатических условиях он жил, его жизненный уклад, основное хозяйственное занятие, традиции и обычаи, к какому социальному классу принадлежит хозяин определенного костюма, возрастное и семейное отличия и т.п.

«В традиционном костюме воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм даёт представление о многих традиционных ремёслах: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.» [3].

Татарская традиционная одежда как часть материальной культуры этноса всегда была объектом пристального внимания. Знаменитые ученые этнографы XIX века К.Фукс, К.Насыйри, исследователи современности Р.Мухамедова, Ф.Сафина, С.В.Суслова и др. описывают специфику татарского народного костюма. Большой вклад в изучение лексики одежды внесли Д.Б.Рамазанова (Названия одежды и украшений в татарском языке, Казань, 2002), Л.Ф.Тухбиева (Лексика одежды и головных уборов в татарском литературном языке, Казань, 2006) и др. Лингвокультурологические особенности сегмента «национальная одежда» находят отражение в монографии Р.Замалетдинова (Теоретические и прикладные аспекты татарской лингвокультурологии, Казань, 2009).

«Традиционный народный костюм синтезирует материальное и духовное начала, отражая элементы истории народа, важнейшие этнокультурные стереотипы, межэтнические контакты и религиозную принадлежность» [2].

Среди наименований татарской одежды можно выделить названия верхней одежды и ее частей (алъяпкыч, билбау, бишмəт, бушлат, итəк, камзул, кесə, кыса, күлмəк, пəлтə, толып, тун, халат, чалбар, чапан, чикмəн, яка, җилəн и т.д.), головные уборы (башлык, бөркəнчек, бүрек, калфак, кəлəпүш, кəпəч, көрəпəлə, тастар, чалма, фəс, шəл, шəльяулык, эшлəпə, яулык и т.д.), обувь (аякчу, балтыр, башмак, итек, ката, кəвеш, пима, сандал, туфли, чабата, читек, чүəк и т.д.) [5].

По описаниям С.В.Сусловой, основу мужского и женского традиционного костюма составляют күлмәк (рубаха) и ыштан (штаны). Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха была общераспространенной. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной (до колен) и шириной. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, кистей и тесьмы. Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные [8].

При изготовлении мужской верхней одежды использовали фабричную ткань, холост, сукно, полусукно домашней выработки, разные меха. Например: бишмәт (утепленная зимняя одежда), җилән, чапан (одежда для посещения мечети), камзол (вид домашней одежды), кәзәки (вид демисезонной одежды), толып (зимняя дорожная одежда), тун (меховая, иногда крытая тканью, шуба), чикмән (рабочая одежда) и т.п.

Верхняя женская одежда была похожа на мужскую, отличалась лишь некоторыми декоративными деталями: отделкой мехом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Обычно татарки поверх домашней и выходной одежды надевали камзолы.

К мужским головным уборам относятся түбәтәй (надеваемая на макушку небольшая шапочка), бүрек (матерчатая или меховая шапка), тула эшләпә (войлочнаяе шляпка), чалма (ритуальный головной убор) и др.

Калфак - самый популярный головной убор для девушек. Особенно широко был распространен ак (белый) калфак. Традиционные головные уборы замужних женщин закрывали голову, шею, плечи и спину.

Традиционная мужская и женская обувь различалась лишь особенностями декоративного оформления, размерами голенищ, высотой каблука и т.п. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток. Для обертывания голени и для ношения с ичигами или суконными чулками использовали наголенники (аякчу, аяк чолгау) [8].

Мужчины носили однотонные черные ичиги (читек). На выход татарки надевали узорные каюлы читек, что составляет этноспецифику татарской обуви. Зимой татары носили короткие и высокие валенки (киез итек, пима, пуйма). Особой популярностью пользовались цветные «кукморские» валенки.

Мужские украшения не так многочисленны: перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов. А ассортимент женских украшений был значительно шире, их надевали на голову, шею, руки. Головные украшения: чулпы (накосники), алка (серьги); шейно-нагрудные украшения: күкрәкчә (матерчатые нагрудники), яка чылбыры (воротниковая застежка с подвесками); украшения для рук: беләзек (браслеты), йөзек (перстни), балдак (кольца). Все они имеют глубокие корни в ювелирном творчестве народа и являются отражением национальной картины мира.

В современной науке с целью выявления картины мира носителей того или иного языка, отношения их к тому или иному явлению изучают языковое сознание человека. Языковое сознание может изучаться экспериментальными методами, в частности, при помощи ассоциативного эксперимента, поскольку исследовать сознание можно только через продукты его деятельности [1].

В рамках проекта «Исследование ассоциативно-вербальной модели языкового сознания татарского народа» нами был проведен массовый ассоциативный эксперимент с носителями татарского языка. В эксперименте участвовало 500 человек разных специальностей в возрасте 18-24 лет. Каждый испытуемый получал бланк анкеты, состоящий из 120 слов-стимулов, и должен был ответить на каждый стимул первым приходящим в голову словом. Это был прямой ассоциативный эксперимент, т.е. путь от стимула к реакции. Среди стимулов было слово «калфак».

Согласно результатам эксперимента сегодняшний ассоциативный портрет национального головного убора калфак выглядит следующим образом: кызыл (красный) - 42 реакций; матур (красивый) - 30 реакций; ак (белый) - 27 реакций; татар (татарин); түбәтәй (тюбетейка) - 18 реакций; баш (голова) 17 реакций; кием (одежда); яулык (платок) - по 16 реакций; татар кызы (татарочка) - 13 реакций; кыз (девушка) - 12 реакций; бию (танец); башлык (шапочка); кәләпүш (тюбетейка); чигү (вышивать) - по 8 реакций; кию (надевать) - 7 реакций; күлмәк (платье) - 6 реакций; милли (национальный); читек (ичиги) - по 5 реакций; әби (бабушка); калфак; кигән (надел); туй (свадьба) - по 4 реакций; зәңгәр (голубой); кидем (надел); кулъяулык (носовой платок); татар халкы (татарский народ); чәч (волосы); яшел (зеленый) - по 3 реакций; бар (есть); башта (на голове); бизәк (орнамент); милләт (нация); татарлар (татары); хатын-кыз (женщина); чиккән (вышитый) - по 2 реакций; по 1 реакции - ал (розовый); асты (над); әбинеке (бабушкин); баш кием (головной убор); башкортлар (башкиры); бәйләү (завязывать); белән (с); иркен (свободный); кепка; килешә (к лицу; идет); киясе (надеть); концерт; күзлек (очки); кул (рука); муенса (ожерелье); рух (душа); сары (желтый); символ; татар киеме (татарская одежда); татар халык костюмы (татарский народный костюм); тиеш (необходим); төшердем кулдан (с рук опустил); чигә (вышивает); шляпа; эшләпә (шляпа); ябынган (укрылась).

Реакции на слово-стимул "калфак" показывают, что молодое поколение знает специфику татарского национального костюма, историю своего народа, в ответах чувствуется глубокие познания и гордость за свою культуру.

Заключение

Краткий обзор элементов традиционного татарского костюма показывает их долгую историю, их роль и место в традициях, обычаях. Народная культура, традиционный костюм в частности, «являются родником духовной жизни, источником уважения к своему народу и гордости за него. Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни. Они возникают и развиваются из народного быта, языка, религии, истории, образуя замкнутое органическое целое» [3].

Традиционная культура живет веками. Ценность элементов культуры состоит в том, что они являются памятниками духовной и материальной культуры. Ознакомление молодежи с народной культурой должно быть в основе воспитания, так как в них закреплены наилучшие творческие достижения народа. В воспитании аксиологической культуры значительная роль отводится этнокультуре, содержание которой отражает особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития этноса и формирует общечеловеческие культурные ценности через освоение культуры своего народа.

Задача образования в современном мире - вырастить молодое поколение как продолжателями народных традиций, это в дальнейшем будет способствовать сохранению, развитию и приумножению национальных ценностей, традиционной культуры как части мировой культуры.

Рецензенты:

Бородина С.Д., д.п.н., профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения ФГБОУ ВПО «Казанский государственный институт культуры»  Министерства культуры РФ, г.Казань;

Юсупова А.Ш., д.фил.н., профессор кафедры общего и тюркского языкознания Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.