Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE CONTINUITY OF THE THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF THE FUTURE SOCIAL EDUCATORS FOR WORKING IN THE RURAL SOCIETY

Gorbunova T.V. 1
1 Chuvash State Pedagogical University n. a. I. Y. Yakovlev
В статье рассматривается проблема преемственности теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума. Теоретическая подготовка должна органично соединяться с практикой, укрепляя друг друга, потому что очень важно дать студентам не только теоретические знания, но и сформировать практические умения и навыки. Проанализировано содержание Основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, реализуемой в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика», касающегося организации и проведения учебной и производственной практик. Определены принципы и выявлены педагогические условия обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.
The article considers the problem of continuity of the theoretical and practical training of the future social educators for working in the rural society. Theoretical and practical training should organically connect and reinforce each other, because it is important to give the students a solid theoretical knowledge and practical skills. The article analyzes the content of the Basic professional educational Bachelor program, implemented at «The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University», Bachelor Degree Direction 050400 Psychology and Pedagogics Education, the profile «Psychology and Social Pedagogics». The issues concerning the organization and carrying out the educational practice and internship are discussed. The principles are formulated and the pedagogical conditions are identified which provide the continuity of the theoretical and practical training of the future social educators for working in the rural society.
internship.
educational practice
practice
practical training
theoretical training
theoretical aspect of professional training

Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что в вопросе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов утвердилось положение о диалектическом единстве теории и практики. Однако опыт работы показывает, что это единство можно обеспечить лишь при соблюдении ряда педагогических условий при организации теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов для работы в условиях сельского социума.

В соответствии с Основной профессиональной образовательной программой (ОПОП) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» будущие социальные педагоги проходят следующие учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный; и разделы: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация.

В педагогической науке выделяют три этапа подготовки будущих педагогов: этап актуализации установки, этап тренировки умений и этап закрепления навыков - в форме практик [1]. Практика в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) является составной частью ОПОП высшего профессионального образования и проходит в периоды согласно учебному плану и графику учебного процесса. Её цель заключается в формировании у студентов навыков профессиональной деятельности, закреплении и углублении знаний, совершенствовании компетенций, полученных в процессе теоретической подготовки.

Практика является широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами в период обучения, а также во время её проведения происходит более глубокое осмысление назначения и функций социального педагога, проверка правильности собственных профессиональных представлений и своих возможностей, а главное - формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях сельского социума [3].

Раздел ОПОП «Учебная и производственная практики» является обязательным видом учебного занятия, непосредственно ориентированного на профессионально-практическую подготовку студентов. В рамках производственной практики в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева предусмотрена летняя психолого-педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях.

Учебная практика состоит из различных видов внеаудиторной учебно-производственной деятельности студентов и проводится на II курсе (в 3 семестре две недели с 01 по 14 декабря; и в 4 семестре четыре недели с 25 мая по 21 июня), общее количество 6 недель. Основная цель учебной практики - получение новых знаний в избранной области и формирование первых практических умений и навыков, связанных с выбранным направлением подготовки.

Производственная практика студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева проводится на III и IV курсах с отрывом от учебы, общее количество - 14 недель. Так, на III курсе в 5-ом семестре - четыре недели с 17 ноября по 14 декабря и в 6-ом семестре - четыре недели со 2 по 29 марта. На IV курсе в 7-ом семестре - в течение четырех недель с 8 сентября по 5 октября и в 8-ом семестре - со 2 по 15 февраля.

Психолого-педагогическое образование имеет большой опыт организации практик студентов. Вопросы проведения различных видов практик отражены в работах                       О.А. Абдуллиной, А.Г. Ковалевой, А.Н. Марковой, В.А. Сластенина и др. Кроме того, в современной научной литературе многие вопросы организации практики будущих социальных педагогов освещены в работах Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой,                    Г.В. Совачевой, Е.И Холостовой и др.

Опыт работы в качестве преподавателя кафедры психологии и социальной педагогики показывает, что практика - это сложная форма учебного процесса в организационном и методическом плане.

Продолжительность производственной практики от курса к курсу сохраняется, однако усложняются их цели, задачи и объем работы, которую должны выполнить студенты в период прохождения практики, а также могут меняться организации и учреждения, где они проводятся.

Подбор учреждений и организаций для прохождения практики осуществляется с учетом многих факторов, главный из которых - наличие высококвалифицированных специалистов, привлекаемых в качестве методистов. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева имеет более 100 договоров с организациями и учреждениями, которые являются базами для проведения практики.

Согласно Положению о практике студенты выпускного курса имеют право самостоятельно выбирать организацию или учреждение для прохождения практики, в ряде случаев:

- с целью сбора материалов для выпускной квалификационной работы;

- при наличии договора трудоустройства в этой организации или учреждении;

- в случае согласия или подписания договора с организацией или учреждением о трудоустройстве студента после окончания обучения в вузе.

Студенты, поступившие по целевому приему, имеют возможность пройти практику на старших курсах по месту выдачи направления. Самоопределение при выборе мест практики - один из элементов реализации свободы выбора в профессиональной подготовке социальных педагогов [2].

В ходе организации и проведения практик студентов кафедра психологии и социальной педагогики руководствуется следующими основными принципами:

- связь практики с усвоенными теоретическими курсами;

- учебный характер самой практики;

- приближение условий прохождения практики к будущему месту профессиональной деятельности.

Реализация данных принципов позволяет обеспечить преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.

В ходе исследования мы выявили педагогические условия обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума:

- теоретическая и практическая подготовка должны носить системный характер;

- теоретическая подготовка должна нести практикоориентированных характер;

- на период практики студентам надо давать творческие задания, требующие осмысления и дополнения имеющихся теоретических знаний, для того чтобы практика носила учебный характер.

Всё это будет способствовать выработке у студентов умения самостоятельно анализировать, систематизировать и обобщать материал, а также творчески подходить к объединению теоретических знаний с практикой. Так как без этого невозможно выполнение миссии социального педагога - создание условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса [4].

Таким образом, основной задачей вуза является подготовка кадров, необходимых для социально-экономического развития региона и способных решать профессиональные задачи в новых условиях. Задачей освоения данной ОПОП является подготовка высококвалифицированных выпускников в области социальной педагогики, владеющих теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками.

Основная цель данного профиля состоит в развитии у студентов личностных качеств, в формировании общекультурных универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Анализ результатов показал, что в период прохождения практик у студентов в достаточной степени формируются необходимые компетенции. В целом студенты справляются с заданиями и в полном объеме сдают отчетную документацию. Небольшие трудности появляются при выполнении заданий творческого характера, но при правильном инструктаже студенты показывают очень интересные решения той или иной социально-педагогической проблемы.

Опрос студентов 3-их и 4-ых курсов прошедших производственные практики по месту выдачи направления на целевой прием показал, что им понравилось, как методисты и специалисты приняли их в образовательных учреждениях и сопровождали в течение всей практики. В отчетах студенты пишут, что им были созданы хорошие условия для работы. Создание адекватных условий для практики является залогом успешного формирования в её процесс профессиональной компетентности, что в дальнейшем поможет выпускнику осуществлять профессиональную деятельность, применяя свои знания, умения и личный опыт [5]. Больше всего практикантам нравиться работать непосредственно с детьми: проводить занятия, тренинги, индивидуальные беседы. Сложнее установить контакт с родителями детей, так как чувствуется недоверие родителей к студенту-практиканту. Вызывают некоторые сложности организация работы с детьми группы риска и оформление отчетной документации. Все студенты, прошедшие практику по будущему месту профессиональной деятельности, получили положительные характеристики и отличные оценки. Мы считаем, что и в дальнейшем можно сохранить тенденцию прохождения производственной практики в сельских образовательных учреждениях, так как современные информационно-коммуникационные технологии позволяют проводить консультации на расстоянии.

Таким образом, мы определили принципы и выявили педагогические условия, обеспечивающие преемственность теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов к работе в условиях сельского социума.

 

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н.., профессор, декан психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г.Чебоксары.