Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF CIVIC LEADERSHIP; EXPERIENCE OF THE MUNICIPAL YOUTH PARLIAMENT

Dolinina I.G. 1 Fedoseev N.L. 1
1 Perm national research polytechnic university
The objective reality of contemporary society involves the development of the civil competence of youth having a sufficient measure of civic consciousness, and active civic participation in future personal and professional development.The article reflects the fundamental principles of civic leadership in the context of youth parliamentarism Lysva in the territory of the urban district. As one of the manifestations of civic leadership describes the election activities of the members of the Youth Parliament and the involvement of the process of citizen participation through the establishment of Duma deputies and empowering the relevant assistant deputy volunteer. Youth parliamentarism is seen in the formation of civic competence as the moral qualities of the person, the main elements of which are patriotism, morality, focus on human rights, social justice, equality before the law and the public good.The author describes the activities of the Youth Parliament requires the active involvement of young people in the activities of state and municipal authorities. Youth involvement in such activities contributes to the formation and development of civic consciousness.
youth parliament
civic competence
the civilian leadership
«Государственная молодежная политика - направление деятельности правительства и общественных организаций  Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [3].

Проблемы участия молодежи в общественной и политической жизнь государства всегда были в центре внимания научной общественности, политиков. Только социально активная и компетентная молодежь может стать будущим гражданского общества и демократического государства в России. И как следствие социальная активность и компетентность молодежи будут выражены в активном участии решения проблем, существующих в обществе, через взаимодействие с государством. В связи с этим одним из приоритетных направлений молодежной политики государства на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие компетентности молодых людей, проявляемой в социальной активности, и гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных парламентов, молодежных объединений,  правительств, иных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня.

Однако на сегодняшний день можно увидеть несовершенство механизма вовлечения молодежи в управление государством. Общий процент молодежи, вовлеченной в органы местного самоуправления, исполнительной власти и органы законодательной субъектов Российской Федерации, крайне мал.

В то же время остро встает вопрос о необходимости сотрудничества муниципальных  и государственных органов власти с молодежью, молодежными организациями, средствами массовой информации в интересах решения проблем молодежи. Шагом к решению проблем взаимодействия молодежи и представительных органов стало формирование молодежных объединений и общественных организаций по защите прав и законных интересов молодежи. Как следствие - большой толчок получило молодежное самоуправление.

«Молодежное самоуправление - это форма управления, предполагающая активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, затрагивающих ее жизнедеятельность, защиту прав и интересов молодых людей» [2]. Оно включает в себя самоуправление учащейся, рабочей  молодежи, а также самоуправление, осуществляемое через создание при органах государственной и муниципальной власти особых консультативно-совещательных структур молодежи, часто трактуемых как «молодежный парламентаризм».

«Молодежный парламентаризм - система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - Молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства» [6]. Молодежный парламентаризм следует понимать как один из ключевых элементов гражданского общества, представляющий собой совокупность различных механизмов,  позволяющих реализовать молодежную политику в форме участия молодежи в социально-экономических, общественно-политических процессах.

На основании вышеизложенного определения можно сформулировать, что целью развития молодежного парламентаризма является вовлечение молодежи в жизнедеятельность государства путем ее активного участия в разработке и реализации эффективной молодежной политики на различных уровнях власти путем представления законных интересов молодых граждан и содействия реализации общественно значимых проектов в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах в соответствии с молодежной политикой Российской Федерации.

Как следствие заинтересованность государства в вовлечении молодых граждан в общественно-политическую деятельность можно проследить в оценке деятельности органов местного самоуправления. Одним из критериев  будет выступать деятельность Молодежных парламентов. На территории Пермского края одной из ведущих по функциональной деятельности Молодежного парламентаризма  выступает территория Лысьвенского городского округа, где в настоящее время проживают 13 680 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 18% всего населения городского округа (учащиеся средних, средних специальных и высших учебных заведений, работающая молодежь, не работающая и не учащаяся молодежь, молодежь с ограниченными физическими возможностями и др.). Молодые граждане составляют 25% трудоспособного населения.

Опыт формирования Молодежных парламентов на территории Лысьвенского городского округа позволяет сказать, что для эффективного функционирования молодежного парламентаризма необходимо, чтобы участники, члены Молодежного парламента обладали определенными знаниями в области организации, структуры, управления и взаимодействия органов исполнительной и представительной власти территории.

Молодежный парламент формируется  из членов Молодежного парламента, количество которых составляет 20 человек. Срок полномочий Молодежного парламента не менее 2 лет.

Кандидатами в члены Молодежного парламента могут стать граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет включительно, имеющие постоянную или временную регистрацию по месту жительства на территории муниципального образования.

Состав Молодежного парламента определяется на основании следующих действий.

1. Формирование состава происходит согласно административному делению территории Лысьвенского городского округа по пяти мандатным округам и проведению выборов. Пять мест в Молодежном парламенте формируется из числа представителей молодежных общественных объединений и учебных заведений, в том числе не являющихся юридическими лицами, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.

Члены Молодежного парламента избираются по единому муниципальному избирательному округу. Организацию процесса формирования Молодежного парламента осуществляет Молодежная избирательная комиссия Лысьвенского городского округа, действующая при территориальной избирательной комиссии Лысьвенского городского округа. Выборы членов Молодежного парламента проводятся путем прямого тайного голосования по пропорциональной системе. В голосовании принимают участие молодые граждане в возрасте от 14 до 35 лет включительно, постоянно проживающие на территории городского округа.  Данное деление позволяет сформировать основной костяк Молодежного парламента на основании общественного мнения из наиболее компетентной и активной в общественной деятельности молодежи.

2. Формирование основного состава на основании конкурсного отбора членов Молодежного парламента депутатами Думы осуществляется из состава молодежного кадрового резерва городского округа. Каждый из депутатов может направить одного члена Молодежного парламента. Дума вправе делегировать в Молодежный парламент по пятнадцати мандатам.

При проведении отбора депутаты могут ориентироваться на следующие личные качества кандидата:

а) опыт работы, иной трудовой деятельности;

б) уровень образования;

в) опыт общественной деятельности;

г) достижения в общественно-политической, экономической, социальной сферах;

д) иные заслуживающие внимания качества, характеризующие кандидата.

На основании вышеизложенных критериев отбора можно сказать, что кандидат в члены Молодежного парламента должен обладать не только сформированным мировоззрением на сложившуюся социально-экономическую ситуацию на территории, но и вести активную общественную деятельность с вовлечением молодежи, находящейся на территории Лысьвенского городского округа. Формирование состава Молодежного парламента сводится к самостоятельному выбору молодежи и  выдвижению из своего числа  лидеров.

Лидер (от англ. leader- «ведущий, первый, идущий впереди») - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действие. Это член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях, играющий центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [5].

Поскольку Молодежный парламент Лысьвенского городского округа является постоянно действующим коллегиальным совещательным и консультативным органом при Лысьвенской городской Думе, создаваемым с целью содействия деятельности органов местного самоуправления, подготовки резерва управленческих кадров муниципального образования, а также участия представителей молодежи в процессе выработки и принятия решений Думой.

Специфика лидерства в условиях молодежного парламентаризма рассматривается нами как гражданское лидерство.

Гражданское лидерство - это новый уровень воспитания и развития личности молодого человека с позиции включения индивида в активную деятельность в социально-культурном и политико-правовом пространстве. Качественную полноту процессу формирования гражданского лидерства придает интеграция информационной, познавательной, мотивационной составляющей педагогического дискурса, с одной стороны, и развитие гражданского сознания, опыта социальной практики молодого человека - с другой [4].

В рамках формирования и проявления гражданского лидерства члены Молодежного парламента закрепляются за депутатами Думы и наделяются полномочиями помощника соответствующего депутата на общественных началах с целью обретения знаний и практических навыков для гражданского участия. «Принцип гражданского участия подразумевает, что интересы всех слоев общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Речь идет о включенности граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, о влиянии на принятие решений и контроле за их исполнением, о самоуправлении на местном уровне» [4].

Таким методом происходит приобщение молодежи к политическому процессу, необходимому для позитивного развития России.

Рецензенты:

Вилесов Ю.Ф., д.филос.н., профессор кафедры технических дисциплин, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Лысьва;

Трефилов В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой БЖ, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь.