Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN POSSIBILITIES OF USING AN AUTOMATED INFORMATION RETRIEVAL SYSTEM OF MARKINGS EXPLOSIVE DEVICES INDUSTRIAL PRODUCTION

Ponomarenko D.V. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Education "Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
The article deals with current issues of investigation of crimes related to illegal trafficking and use of explosives for industrial manufacturing in which explosive devices act as the main sources of increased danger, repeatedly exceeding sufficient to destroy any object strength, power and intensity, largely determine the direction and achieving criminal purposes. Crimes committed with the use of explosives for industrial manufacturing, are classified as serious and very serious. Disclosed modern features explosive-expert research in the conditions of use of an integrated approach to the use of innovative science and technology, ie. A. Computer technologies in detection, investigation and prevention of crimes. Possible future of automated information retrieval system (AIPS) markings of explosives for industrial manufacturing. Described search engine allows to accumulate, quickly correlate and provide the information necessary for the disclosure and investigation of crimes related to the manufacture of industrial explosives. In improving the preliminary investigation of incidents actually used not only methods and means of detection, capture and seizure of physical evidence associated with explosive devices, but also to master modern information retrieval systems (AIPS), information technology, which will allow the organization of the use of technical and forensic tools and techniques in the detection and investigation of crimes involving the use of explosive devices, to raise to a new level.
industrial production of explosive devices
special knowledge
expertise
Demolitions expert
expert blasting-technical studies
forensic accounting
automated information retrieval system

В настоящее время борьба с преступлениями, связанными с применением взрывных устройств, продолжает оставаться актуальной задачей для правоохранительных органов государства. С помощью взрывных устройств совершаются убийства, хулиганство, причиняются телесные повреждения, уничтожается или повреждается государственное и другое имущество. Заметно участились взрывы террористической направленности.

Анализируя оперативную обстановку, следует отметить факт того, что одной из основных причин, способствующих росту совершения тяжких преступлений, совершаемых с помощью взрывных устройств, является сравнительная доступность взрывчатых веществ и взрывных устройств широкому кругу лиц. Почти все виды взрывчатых веществ (за исключением пороха для охотничьих ружей), а также средства взрывания относятся к предметам, подлежащим к изъятию правоохранительными органами из незаконного оборота. Свободное приобретение их гражданами по закону исключено. Наиболее распространенными источниками незаконного приобретения взрывчатых веществ, взрывных устройств и боеприпасов (гранат, мин и т.д.) являются кражи и хищения, совершаемые как на производстве, так и в воинских частях [4, с. 237-239]. Причинами этих противоправных действий могут служить следующие обстоятельства: нарушение порядка хранения, учета и использования взрывчатых веществ и взрывных устройств на гражданских объектах и в силовых ведомствах; несовершенство технических средств охранной сигнализации, их изношенность; затоваривание складов и т.п.

В структуре преступности в целом, правонарушениям, совершенным с применением взрывных устройств, принадлежит незначительный удельный вес (менее 7 %). Однако это ни в коей мере не уменьшает остроту проблем, порождаемых ими. Изучаемые преступления имеют повышенную опасность, т.к. сопряжены с большими человеческими жертвами и могут вызывать значительный общественный резонанс. В научной и специальной литературе отмечается, что не всегда описываемые преступные замыслы достигают желаемого результата (физическое устранение конкретного лица или круга лиц), но всегда влекут за собой тяжкие последствия. Материальный ущерб от взрывов исчисляется миллионами рублей [5, с. 77-80].

Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем – мартом 2014 года сегодня сократилось на 7,2% и составило 7,8 тысяч, количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств сократилось на 10,3 % (347 фактов).

Оружие, боеприпасы, взрывные устройства – как источники повышенной опасности, многократно превышают достаточную для поражения объекта силу, мощь и интенсивность, во многом обуславливают направление и возможности достижения преступных целей. По российскому законодательству преступления, совершаемые с применением указанных средств, относятся к категории тяжких и особо тяжких. Анализ экспертно-криминалистической практики позволяет большую часть криминальных взрывов, осуществленных при помощи взрывных устройств промышленного изготовления (далее – ПВУ), выделить их из общего числа преступлений этой категории.

Преступления рассматриваемой категории совершаются в большинстве случаев в условиях неочевидности, раскрытие и расследование отдельных обстоятельств которой предусматривают насущную необходимость тесного взаимодействия следственных, оперативно-разыскных и экспертно-криминалистических подразделений [3, с. 225-229].

Также следует отметить, что ПВУ, использовавшиеся преступниками в 90-х годах прошлого века для осуществления криминальных взрывов: ручные гранаты (Ф-1, РГД-5, РГ-42 и т.п.), в настоящее время составляют менее 80 %. Остальное – это ПВУ: противотанковые и противопехотные мины, реактивные гранатометы, боеприпасы большой мощности времен периода Великой Отечественной войны и т.п., редко встречавшиеся в практической деятельности эксперта-взрывотехника ранее.

Известно, что взрывные устройства промышленного изготовления имеют различные маркировочные обозначения, выполненные красящим веществом или механическим способом, которые, как правило, представляют собой информацию (сведения) о заводе-изготовителе, партии, времени изготовления и веществе снаряжения. Маркировка боеприпасов (от немецкого слова – markieren – ставить знак), это система условных знаков и надписей на элементах боеприпасов и их укупорке. Вместе с клеймением боеприпасов и отличительной окраской позволяет определять назначение и характеристики боеприпасов, необходимые для правильной их комплектации и эксплуатации. Например, корпус боевой ручной осколочной оборонительной гранаты Ф-1, окрашенный в зеленый (защитный) цвет, имеет следующие маркировочные обозначения, выполненные красящим веществом черного цвета: «знак завода-изготовителя – 85 – 92 Т»; что означает: знак завода-изготовителя; 85 (номер партии); 92 (год изготовления – 1992); Т (вещество снаряжения гранаты – тротил). На внешней стороне спускового рычага взрывателя ручных гранат типа УЗРГМ проставляются комбинированным способом: цифровое обозначение номера партии, выполненное красящим веществом черного цвета; механическим способом: год изготовления; тип взрывателя – УЗРГМ либо УЗРГМ-2; номер завода-изготовителя. Дополнительная маркировка на внутренней стороне спускового рычага взрывателя указывает на то, что взрыватель переснаряжался: номер завода-изготовителя; номер партии и год переснаряжения взрывателя, выполняются красящим веществом черного цвета.

Отметим также, что информативность маркировочных обозначения ПВУ (с точки зрения криминалистики) относительно невысока ввиду того, что абсолютно одинаковыми условными обозначениями маркируются десятки тысяч изделий, входящих в одну партию, выпускаемую разово предприятием-изготовителем. Совпадение маркировочных обозначений промышленно изготовленных взрывных устройств, изъятых у разных лиц, или в случаях изъятия их фрагментов после взрывов (с маркировочными обозначениями), в рамках расследования обстоятельств одного или нескольких уголовных дел, может указывать на единый источник происхождения (принадлежность к одной партии), и позволит противодействовать преступлениям рассматриваемой категории.

В экспертно-криминалистических подразделений МВД России ведется криминалистический учет маркировочных обозначений промышленно изготовленных взрывных устройств, как в журнальной форме, так и в компьютеризированной. Компьютерные программы создаются в отдельных регионах самими экспертами-взрывотехниками и лишены единства системного учета вещественных доказательств. Использование потенциальными потребителями единой автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) маркировочных обозначений подобных изделий по уровню централизации собираемых сведений, на наш взгляд, наиболее эффективно вести на региональном уровне: в масштабах республик, краев, областей и городов.

Потребность правоохранительных органов в создании и дальнейшем развитии АИПС маркировочных обозначений взрывных устройств промышленного изготовления была реализована на кафедре криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России (См. Рис. № 1).

Рис. 1. Автоматизированная информационно-поисковая система маркировочных обозначений взрывных устройств промышленного изготовления.

Краткие технические данные по использованию данной программы: тип ЭВМ: ПЭВМ с процессором типа Intel Pentium IV и выше; СУБД: MySQL 5.1.40; ОС: Windows XP / Vista; Объем программы: 1,24 Мб.

Данная АИПС предполагает реализацию возможностей современных информационных технологий в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, связанных с промышленно изготовленными взрывными устройствами, и позволяет использовать аккумулированные в АИПС и сопоставленные сведения, находящиеся в прямой или косвенной причинно-следственной связи с преступлениями, иной ориентирующей информации, в материалах конкретного расследуемого события.

Массив данных содержит такие параметры как маркировочные обозначения, имеющиеся на промышленно изготовленных взрывных устройствах (ПВУ) включающие обычно знак завода-изготовителя, номер заводской партии, дату выпуска партии, установочные данные лиц, у которых изъяты ПВУ, следователя (дознавателя) назначавших по фактам изъятий экспертизы, реквизиты уголовных дел (номера, наименование ОВД или другого правоохранительного органа, назначившего экспертизу), а также краткое описание обстоятельств дела (фабулу дела).

Приведем пример совпадений маркировочных обозначений (в данном случае взрыватель ручных гранат УЗРГМ-2) и выходные данные при работе на АИПС, которые могут быть представлены в виде протокола сравнения, формируемого программой, с обязательным заполнением следующих позиций, на наш взгляд наиболее эффективно приемлемой для планирования и реализации деятельности следователя (либо лица, осуществляющего дознание):

Программное обеспечение (АИПС) служит деятельности следствия и его сотрудников в случаях изъятия ПВУ, которые могут и должны подлежать учету, инициированному следователем (дознавателем) постановкой следующего вопроса специалисту (эксперту): «Не было ли ранее зарегистрировано использование в криминальных целях промышленно изготовленное взрывное устройство из одной партии с представленным на исследование? Если да, то когда именно, при каких обстоятельствах, каковы личные данные гражданина (граждан), проходящего по делу?».

Т.е., при помощи регистрационных данных учета могут решаться задачи учета вещественных доказательств (ПВУ), оперативной проверки изъятых ПВУ по базе данных АИПС, проверок и сравнений нескольких ПВУ, изъятых у разных лиц, с целью установления общего источника происхождения украденного или похищенного. Выявление случаев совпадения маркировочных обозначений на различных ПВУ может служить основанием для объединения различных уголовных дел и раскрытию не только фактов незаконного хранения ВУ, но и установлению отдельных обстоятельств расследуемых событий (факт хищения ВУ, факт незаконного оборота ВУ, и т.п.), т.е. стать надежным орудием в раскрытии подобных преступлений [2, с. 74-81].

Вопросы, связанные с установлением общности источника происхождения ПВУ, как правило, интересуют работников органов дознания или следствия крайне редко. Это связано с тем, что после получения информации о выявленных совпадениях от следователя (дознавателя) требуется выполнение определенного комплекса действий (направление различных запросов, ознакомление с переданными в архив делами, установление контактов с военной контрразведкой и т.п.). Данные мероприятия сопряжены с потребностью в дополнительном времени, которое увеличивает сроки расследования уголовного дела, лимитированное действующим законодательством.

Организационные сложности механизма продления срока расследования в совокупности с отсутствием, зачастую, реальных стимулов по объединению нескольких уголовных дел (обычная перегруженность работников следствия) в большинстве случаев приводит к тому, что информация, полученная посредством предлагаемой АИПС, не всегда получит должного внимания и использования.

Для эффективного противодействия в современных условиях преступности необходимо противопоставить эффективную систему технико-криминалистического обеспечения оперативно-разыскной и процессуальной деятельности ОВД, адаптированную к новым условиям [6, с. 72-75]. Авторы считают необходимым с целью совершенствования предварительного расследования активнее использовать не только методы и средства обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, связанных с взрывными устройствами [1], но и освоение современных информационно-поисковых систем (АИПС «Автоматизированная информационно-поисковая система»), информационных технологий, которые требуют качественно иной организации использования технико-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с применением взрывных устройств.

Рецензенты:

Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, Президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, г. Волгоград;

Аширбекова М.Т., д.ю.н., доцент, профессор кафедры криминалистической техники УНК ЭКД Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.