Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE REGIONAL BUDGET FORMATION AND REGULATION IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Lazarova L.B. 1 Mamsurova E.T. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch of Institute
В статье дается понятие государственного долга Российской Федерации, рассмотрены формы государственного долга, структура государственного долга. Представлены основные кредиторы Российской Федерации. На основании чего сделан вывод, что основными кредиторами являются страны Евросоюза. Проведен анализ по погашению внешнего долга за период с 2012 по 2015 год в разрезе кредиторов. Сравниваются абсолютные показатели внешнего долга с аналогичным показателем в других странах. Акцент сделан на том, что объем государственного долга по отношению к ВВП в России значительно ниже, чем во многих европейских странах. На сегодняшний день большая часть внешнего долга приходится на российские компании, зарегистрированные за рубежом, а данный вид долга более свободно рефинансируется.
The article presents the concept of the public debt of the Russian Federation , discussed the form of government debt, the structure of public debt. The main creditor of the Russian Federation. On the basis of that it concluded that the main creditors are the European Union countries. The analysis of the repayment of external debt for the period from 2012 to 2015 in the context of the creditors. Compares the absolute indicators of external debt with that in other countries.Emphasis is placed on the fact that the amount of public debt relative to GDP in Russia is much lower than in many European countries.To date, most of the external debt accounts for Russian companies listed abroad, as this type of debt is refinanced more freely.
the structure of the external debt of the Russian Federation
sources of repayment of external debt of the Russian Federation
forms of public debt
the public external debt
public debt

Государственный долг России определяют как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Рис.1.Формы государственного долга

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). [1]

Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. Коммерческая задолженность бывшего СССР составляет 0,33 % от внешнего долга России.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года[3]

Категория долга

2015г. млн. долларов США

 

млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

35 728,9

26 582,0

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

530,5

394,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 446,1

1 075,9

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 022,3

760,6

Коммерческая задолженность бывшего СССР

56,8

42,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 467,1

1 835,5

 

 

 

Задолженность по внешним облигационным займам

29 183,4

21 712,2

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 488,0

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 579,0

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 604,0

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 859,9

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 181,3

 

 

 

Задолженность по ОВГВЗ

24,2

18,0

 

 

 

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

998,5

742,9

Средний показатель внешнего долга Российской Федерации за 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП - 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно, меньше чем в США.

Таблица 2

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации[3]

Категория долга

млн. долларов США

2012г.

2015г.

2015г./

2012г.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

107400,0

35 728,9

-72368,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

46100,0

530,5

-45771

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

6144,0

1 446,1

-4754

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

-

1 022,3

1022,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР

2200,0

56,8

-2143,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

6000,0

2 467,1

-3532,9

Задолженность по внешним облигационным займам

34500,0

29 183,4

-5316,6

Задолженность по ОВГВЗ

7100,0

24,2

-7075,8

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

400,0

998,5

598,5

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

5500,0

-

-5500,0

Согласно данным представленным в таблице 2 за истекшие внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, представленным за счет средств Банка России. Задолженность же перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ составила к 2015г - 1022, 3 млн долл. Основными выплатами за этот год являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45 769,0 млн. долларов США и по облигациям внутреннего государственного валютного займа - 7 075,8 млн. долларов США (практически погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2015 год составляет всего 2,6% по сравнению с уровнем 2011 года.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. [5] В связи с этим ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором представлены данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода 2014года. На основании, представленном Центробанком можно констатировать, что задолженность выросла у нефинансового сектора, что же касается ЦБ РФ, он значительно снизил свои долги. Большую часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было выплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов. [4]

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств.

Рис.2. Источники погашения внешнего долга

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Таблица 6

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации[3]

Категория долга

Млн. долл. США

2012г.

2013г.

2014г.

2014г./

2012г.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

102 200,0

108100,0

35 728,9

-72371,1

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

43100,0

46200,0

530,5

-45769

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

6100,0

6200,0

1 446,1

-4754

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

-

-

1 022,3

1022,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР

2133,0

2200,0

56,8

-2143,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

5014,0

6000,0

2 467,1

-3532,9

Задолженность по внешним облигационным займам

31100,0

34500,0

29 183,4

-5316,6

Задолженность по ОВГВЗ

6900,0

7100,0

24,2

-7075,8

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

351,0

400,0

998,5

598,5

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

5500,0

5500,0

-

-5500,0

Как показывает таблица 6, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. На октябрь 2015 общий объем внешнего долга РФ составил 521,610 миллиарда долларов (20% ВВП), но обязательства государства составляют 36 миллиардов долларов (2%). Если сравнивать данный показатель с аналогичным в США, то он превысил 100% ВВП. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что внешний долг, с одной стороны, приводит к росту финансовых ресурсов государства, с другой - увеличивает финансовые риски в условиях экономического кризиса. Размеры суммарного внешнего долга и просроченной задолженности значительно влияют на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Кредитный рейтинг страны влияет и на условия предоставления кредитов. Таким образом, государства, имеющие высокий уровень просроченной задолженности, не имеют возможности доступа на мировые финансовые рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы Международного Валютного Фонда и группы Всемирного банка. При возникновении просроченной задолженности государство должно урегулировать вопросы выплаты внешнего долга. Большая часть внешнего долга находится в руках стран - членов Парижского клуба, а частного долга - в введенье банков, входящих в Лондонский клуб.

Поскольку государственные заимствования - важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент зав. кафедрой менеджмента ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Хубаев Т.А. д.э.н., профессор кафедры менеджмента Владикавказский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Владикавказ.