Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMING SOCIAL ADAPTABILITY OF UNIVERSITY STUDENTS

Voskrekasenko O.A. 1
1 Penza State University
Раскрывается сущность ключевых понятий «социальная адаптивность» и «методологический подход». Основное внимание уделяется содержательной характеристике компетентностного, личностно-ориентированного и гендерного подходов к педагогическому обеспечению формирования социальной адаптивности обучающихся в высшей школе. Особое место занимает рассмотрение принципов его реализации в практической педагогической деятельности. В ряду принципов системного подхода выделяются принципы: целостности, комплексности и развития. С позиции компетентностного подхода педагогическое обеспечение формирования социальной адаптивности обучающихся строится на принципах: конкурентоспособности, проблемности и социального закаливания. Личностно-ориентированный подход основывается на принципах центрации на развитии личности, субъектности и самоактуализации, гендерный подход – на принципах природосообразности, культуросообразности, эгалитаризма и гендерного равенства. Совокупность идей и принципов системного, компетентностного, личностно-ориентированного и гендерного подходов обеспечивают полипарадигмальную целостность исследуемого процесса.
The article reveals such key notions as “social adaptability” and “methodological approach”. Most attention is paid to instructive characteristics of competentive, personality directed and gender approaches to pedagogical support of forming social adaptability of university students. Principles of application of these approaches in practical pedagogical activities occupies a special place in the presented article. In the set of principles of systematic approach the author marks out the principles of integrity, complexity and development. In the competentive approach the pedagogical support of forming social adaptability of university students is based on the principles of competitiveness, discursiveness and social tempering. Personality directed approach is based on the principles of centring on the personal development, individuality and self-actualization. Gender approach is based on the principles of agreement with nature and culture, of egalitarianism and gender parity. The sum total of principles and ideas of systematic, competentive, personality directed and gender approaches provides polyparadigmatic integrity of the process in question.
higher school (university).
students
social adaptability
methodological approach
methodology

Поиск устойчивости в современном постоянно меняющемся мире представляет особую сложность для молодёжи, которая испытывает  дефицит позитивного влияния всех институтов социализации, результатом чего является возникновение постоянных противоречий между «социальным» и «индивидуальным». В этих условиях перед системой высшего профессионального образования встаёт задача поиска путей педагогического обеспечения успешной социальной адаптации юношей и девушек, как в годы обучения в вузе, так и на дальнейшую перспективу. Решение данной задачи, на наш взгляд, связано с формированием у обучающихся социальной адаптивности, понимаемой как интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием её успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой [1].

Эффективность педагогического обеспечения формирования социальной адаптивности обучающихся в высшей школе во многом определяется адекватностью  используемых методологических подходов. Под методологическим подходом понимается «совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию учёного, принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности, а также способов, приёмов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии в практической деятельности» [2, с. 13]. Междисциплинарный характер понятия «социальная адаптивность», а также опора на общенаучный методологический принцип дополнительности, делают целесообразным использование в ходе решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся совокупности идей системного, компетентностного, личностно-ориентированного и гендерного подходов.

Значимое место при изучении адаптационных процессов в настоящее время отводится системному подходу, опирающемуся на представление о том, что все процессы, явления, предметы и отношения могут рассматриваться как обладающие определённой структурой (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Д. Волков, В.П. Кузьмин, Н.Б. Оконская, Э.Г. Юдин и др.). Ключевое место в системном подходе занимает понятие «система». В ходе социальной адаптации взаимодействуют две структурно сложные социальные системы - личность и социальная среда. Рассматривая социальную адаптивность как интегративную личностную характеристику, мы исходим из понимания личности как сложной многоуровневой адаптивной социальной системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, каждый из которых выполняет в процессе социальной адаптации специфическую функцию. Социальная адаптивность структурно представляет собой совокупность мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя ценностные ориентации (моральную нормативность), мотивацию на успех в ситуации адаптации, установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации и выполняет побудительную функцию. В ряду важнейших составляющих когнитивного компонента выступают: система знаний и представлений о себе как субъекте адаптационного процесса; представления об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях; знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Он выполняет в процессе адаптации информационно-ориентационную функцию. Деятельностно-практический компонент социальной адаптивности включает в себя: навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации; умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации. Главная функция  данного компонента -  преобразовательная. В совокупности компонентов социальная адаптивность, как интегративная личностная характеристика, позволяет осуществлять оптимальный выбор адаптационных стратегий и достичь цели - эффективной адаптации.

Другая сторона адаптационного взаимодействия - социальная среда как сложная, многоуровневая социальная система. Непосредственной средой социальной адаптации обучающихся выступает учреждение высшего профессионального образования, целенаправленно осуществляющее их профессиональную подготовку и выступающее в качестве институционального механизма социальной адаптации учащейся молодёжи. В вузе, с целью достижения задач его функционирования как педагогической системы, осуществляется образовательный процесс. С позиции системного подхода образовательный процесс представляет собой динамическую педагогическую систему, в которой процессы формирования, развития, воспитания и обучения составляют единое целое с формами, методами и условиями их протекания, и где взаимосвязанные структурные компоненты объединены одной целью. Его структура определяет и структуру процесса развития социальной адаптивности обучающихся, который можно представить в виде модели, состоящей из: целевого, содержательного, операционно-деятельностного и результативного компонентов (блоков) [1]. Каждый из них направлен на выполнение специфических функций и задач, а в целом способствует достижению цели - формированию социальной адаптивности обучающихся как условия их успешной социальной адаптации, а также личностной и профессиональной самореализации.

В соответствии с основными идеями системного подхода формирование социальной адаптивности обучающихся в высшей школе должно строиться на основе принципов: целостности, комплексности и развития. Принцип целостности предполагает: ориентацию на социальную адаптивность как интегративную характеристику личности, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, каждый из которых выполняет в процессе социальной адаптации специфическую функцию, в совокупности позволяя осуществлять оптимальный выбор адаптационных стратегий и достичь цели - эффективной адаптации; понимание образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования как целостной системы с определённой структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач формирования компонентов социальной адаптивности, а движение каждого элемента подчинено достижению цели развития социальной адаптивности  обучающегося в целом. Принцип комплексного подхода проявляется в необходимости: учёта комплекса внутренних (субъективных) и внешних (средовых) факторов, оказывающих влияние на развитие адаптационных способностей личности студента; единства целей, принципов, содержания, форм и методов, подчинённое идее целостности формирования адаптивной личности; преемственности, взаимодействия и согласованности деятельности профессорско-преподавательского состава, кураторов и администрации. В свою очередь, принцип развития предполагает: учёт при организации целенаправленной деятельности по формированию социальной адаптивности обучающихся заложенной в них способности к саморазвитию и самоизменению; стимулирование у обучающихся процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации как субъекта адаптационной деятельности.

Системный подход к формированию социальной адаптивности обучающихся необходимо дополнить идеями компетентностного подхода. Это связано с одной из его главных идей - «подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...» [4].

Компетентностный подход, по определению О. Е. Лебедева, представляет собой «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5]. Так, цели образования с позиции компетентностного подхода рассматриваются в связи с необходимостью  развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности (в том числе адаптационной) на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся (В.А. Болотов, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков и др.). В терминологии компетентностного подхода цель профессионального образования - формирование компетентностей, которые позволят обучающимся эффективно решать профессиональные, социальные и личностные проблем в нестабильных условиях, условиях кризиса, множественности выбора, в том числе и в адаптационной ситуации. Новая постановка целей образования предполагает иные принципы отбора его содержания. Принципиальная новизна в подходе к определению содержания образования заключается, по мнению учёных, в существенном сдвиге в сторону «студентоцентрированного» обучения, попытке перейти от предметной дифференциации к межпредметной интеграции (С.Б. Серякова), от совокупности абстрактных теоретических понятий, по-предметно разбросанных по многим учебным дисциплинам, к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире и способах социально нормативного практического действия в нём (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова). В условиях изменения содержания образования меняется и смысл организации образовательного процесса: возрастает практикоориентированный характер профессиональной подготовки студентов; усиливается роль их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы, в том числе и адаптационной проблематики; меняется характер педагогической деятельности (от монологического изложения материала к творческому сотрудничеству и диалогу с обучающимися); а также меняется характер учебно-познавательной деятельности обучающихся (от репродуктивной позиции приёма и запоминания информации к созиданию мира в себе и вокруг себя). Наиболее адекватными новым целям и содержанию образования становятся активные методы обучения (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, кейс-метод, тренинги, диспуты, круглые столы и др.). В свою очередь, оценка образовательных результатов, с позиции компетентностного подхода, соотносится с новыми целями профессионального образования и основывается на анализе уровня компетентности, достигнутого обучающимися на определённом этапе обучения, которая позволяет решать проблемы различной степени сложности на основе имеющихся у выпускника вуза знаний, умений, навыков и личностных качеств, а также опыта творческой деятельности.

Использование компетентностного подхода в процессе формирования социальной адаптивности обучающихся ориентирует на реализацию следующих принципов: конкурентоспособности, проблемности и социального закаливания. Принцип конкурентоспособности предполагает: формирование как профессиональной, так и личностной составляющих в ходе профессиональной подготовки обучающихся, создание условий для их максимального личностного развития; рассмотрение формирования социальной адаптивности обучающихся как создание конкурентного преимущества в будущей профессиональной деятельности и сфере межличностных отношений;  согласованность содержания и организации профессиональной подготовки с требованиями работодателя и актуальными запросами общества. В свою очередь, в ходе формирования социальной адаптивности обучающихся с позиции принципа проблемности: содержание образования рассматривается как дидактически адаптированный социальный опыт решения широкого спектра проблем; смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования этого опыта, через соответствующие формы и методы обучения и воспитания; внимание акцентируется на результате образования как способности обучающегося действовать в различных проблемных ситуациях. В тесной взаимосвязи с принципом проблемности находится принцип социального закаливания. Он ориентирует педагога в процессе развития социальной адаптивности на: включение студентов в реальные или моделируемые педагогом морально-профессиональные ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешения противоречий; оказание помощи обучающимся в анализе проблем социальных отношений и вариативного  проектирования своего поведения в сложных социально-профессиональных ситуациях; стимулирование волевой готовности и рефлексивной позиции в ситуации преодоления.

При всей значимости компетентностного подхода, формирование социальной адаптивности обучающихся в образовательном процессе вуза будет менее эффективным, если его не дополнить принципами личностно-ориентированного подхода (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, П.И. Пидкасистый, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.): центрации на развитии личности, субъектности и  самоактуализации. Принцип центрации на развитии личности в ходе формирования социальной адаптивности обучающихся означает: ориентацию при конструировании и осуществлении образовательного процесса в целом и формирования социальной адаптивности обучающихся, в частности, на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогической деятельности; рассмотрение образовательного процесса, образовательной  организации, коллектива лишь как средства развития личности с признанием её безусловного приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам, ограничение которого возможно настолько, насколько это необходимо для обес­печения прав других личностей и соблюдения норм морали;  направленность стра­тегии и тактики воспитания на создание условий для природосообразного и культуросообразного формирования позитивных отношений обучающегося к себе и с собой, к миру и с миром, а также решения им, сообразно возрасту, естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач; необходимость психолого-педагогической диагностики развития личности как процедуры постановки психолого-педагогического диагноза, предваряющего и завершающего педагогическую деятельность. Принцип субъектности предполагает: признание обучающегося полноправным субъектом образовательного процесса; опора на субъектный опыт обучающихся, его актуализация и обогащение;  предоставление обучающимся права выбора с условием  уравновешивания его осознанной ответственностью за осуществление данного выбора; инициирование субъектности обучающегося посредством диалога, в ходе которого между педагогом и обучающимся, как представителями различных возрастных групп и субкультур, осуществляется обмен и продуцирование интеллектуальных, эмоциональных, моральных, социальных и иных ценностей. Реализация принципа самоактуализации обеспечивается: признанием в качестве отправной точки в педагогическом взаимодействии с обучающимися существования в каждом человеке стремления к самоактуализации; опорой педагога на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности; учётом при организации целенаправленной педагогической деятельности заложенной в обучающихся способности к саморазвитию и самоизменению; рассмотрением адаптационной ситуации как «личностного вызова» и проверки собственных сил, как сферы самоутверждения и самореализации.

Логическим продолжением личностно-ориентированного подхода к формированию социальной адаптивности обучающихся в образовательном процессе вуза, на наш взгляд, должен стать гендерный подход, т.к. студенческие годы являются важным этапом вторичной гендерной социализации. Анализ современных гендерных исследований (С.Н. Гршак, Е.Н. Каменская, Л.И. Столярчук, А.В. Швецова, Л.П. Шустова) показывает, что педагогическая теория гендерного подхода строится на человекоцентрированной картине мира, гуманизации воспитания с целью воспитания человека культуры, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей. В этой связи гендерный подход к формированию социальной адаптивности обучающихся в высшей школе означает не навязывание жёсткой полоролевой модели поведения в адаптационной ситуации, а дифференциацию педагогического взаимодействия на основе учёта психологических характеристик юношей и девушек, особенностей протекания адаптационных процессов в зависимости от пола, а также реалий современного общества.  В основу гендерного подхода к педагогическому обеспечению формирования социальной адаптивности обучающихся в высшей школе должны быть положены принципы: природосообразности, культуросообразности, эгалитаризма и гендерного равенства [3]. Реализация принципа природосообразности предписывает педагогу: учитывать как возрастные, так и гендерные особенности обучающихся; создавать условия для развития индивидуальности обучающихся, не стремясь переделать её под во многом устаревшие и препятствующие успешной социальной адаптации идеалы фемининности и маскулинности. Принцип культуросообразности, применительно к развитию социальной адаптивности, означа­ет: ориентацию на универсальные общечеловеческие, общенациональ­ные и региональные ценности как культурное ядро содержания образования и мотивационно-ценностного компонента социальной адаптивности; отношение к обучающемуся как к свободной, целост­ной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, выступающих для неё в качестве ориентира в процессе выбора стратегий адаптации. Принцип эгалитаризма в формировании социальной адаптивности проявляется: в признании равенства полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии и т.д.) в разнообразых сферах жизнедеятельности; в рассмотрении эгалитаризма как естественной модели человеческих отношений в обществе; в преодолении гендерных стереотипов в процессе педагогического взаимодействия с обучающимися и их гендерное просвещение. Принцип гендерного равновесия применительно к проблеме формирования социальной адаптивности обучающихся означает: примерно равное в образовательном учреждении количество преподавателей обоего пола, которые своим каждодневным поведением представляют эталонный вариант гендерного поведения в обществе; разнополый состав групп для проведения коллективных форм работы.

Таким образом, междисциплинарный характер ключевого понятия нашего исследования, а также опора на общенаучный методологический принцип дополнительности, определили необходимость использования в качестве методологических оснований решения проблемы формирования социальной адаптивности обучающихся совокупности идей и принципов системного, компетентностного, личностно-ориентированного и гендерного подходов, обеспечивающих полипарадигмальный характер исследуемого процесса.

Рецензенты:

Гагаев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.