В этой связи актуализируется вопрос о выполнении научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений на основе автоматизированных систем управления, что требует привлечения компетентных кадров для создания концептуально новых «мозговых центров» в подразделениях Министерства обороны Российской Федерации и структурах оборонно-промышленного комплекса, занимающихся перспективными военными разработками.
Одним из подходов, позволяющих существенно приблизиться к решению данных задач, является создание на базе военных научно-исследовательских подразделений и высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации принципиально новых структурных подразделений - научных рот, комплектуемых из числа призывников с высшим образованием и опытом научной работы.
В соответствии с заявленной целью, к кандидатам в операторы научной роты предъявляются высокие требования - не только квалификационные и профессиональные, но и морально-психологические. Именно для этого в военных комиссариатах специалисты групп профессионально-психологического отбора должны из числа кандидатов в научную роту «отсеять» лиц с неудовлетворительной нервно-психологической устойчивостью и отнесенных по результатам тестирования к 3-й и 4-й категориям профессиональной пригодности.
Не вызывает сомнения тот факт, что значение профессионально-психологического отбора ежегодно возрастает [2] - это объясняется, с одной стороны, тем, что современная военная техника и вооружение предъявляют повышенные требования к личному составу, их эксплуатирующему, в частности к операторам научной роты, а с другой - постоянным снижением показателей, характеризующих качественный состав молодого призывного пополнения. Сущность профессионально-психологического отбора заключается в выполнении комплекса мероприятий по выявлению имеющихся профессионально-важных качеств призывника и обеспечение их соответствия требованиям его будущей военно-профессиональной деятельности.
Классификация военных профессий и специальностей является важным этапом и условием профессиографического анализа. Выделение профессий и специальностей по определенным критериям задает направленность, определяет характер и методику профессиографического исследования. К основным видам воинских специальностей можно отнести: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические [5]. Учитывая цели настоящего исследования, подробно описывать признаки направленностей призывников на все воинские специальности не будем, остановимся на той, которая позволит оператору научной роты чувствовать себя в условиях военной среды наиболее комфортно, проявить себя при наличии оптимальной мотивации. Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.) и обеспечивается высокой успеваемостью по математике и информатике, навыками в работе с электронным оборудованием и способностью к монотонной деятельности. Отрицательными характеристиками в данном случае являются неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация [там же].
Хотелось бы обратить внимание на особенности психологического обследования в системе профессионально-психологического отбора. В военном комиссариате психологическое тестирование проводится с применением тестовой батареи с условным названием «Призывник». Тестовая батарея представляет собой совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, объединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики [3]. В тестовую батарею «Призывник» входят: «S-test» - графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» - для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов [1]. В целом тестирование даёт общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.
Частной задачей исследования явилось описание динамики личностных черт операторов научной роты ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). На предварительном этапе был проведен анализ психологических данных операторов научной роты, полученных при проведении профессионально-психологического отбора в военных комиссариатах по месту призыва (табл. 1).
Таблица 1
Частота распределения результатов обследования операторов научной роты
Стены |
Обследование проведенное в военном комиссариате |
Обследование проведенное в ВУНЦ ВВС «ВВА» |
||
Количество (чел) |
Процент ( % ) |
Количество (чел) |
Процент ( % ) |
|
Общие познавательные способности |
||||
1 |
- |
- |
1 |
1,8 |
5 |
1 |
1,8 |
1 |
1,8 |
6 |
3 |
5,4 |
2 |
3,6 |
7 |
8 |
14,3 |
1 |
1,8 |
8 |
5 |
8,9 |
6 |
10,7 |
9 |
13 |
23,2 |
19 |
33,9 |
10 |
20 |
35,7 |
20 |
35,7 |
Нервно-психическая устойчивость |
||||
2 |
- |
- |
1 |
1,8 |
4 |
- |
- |
1 |
1,8 |
5 |
4 |
7,1 |
6 |
10,7 |
6 |
9 |
16,1 |
12 |
21,4 |
7 |
6 |
10,7 |
12 |
21,4 |
8 |
10 |
17,9 |
9 |
16,1 |
9 |
11 |
19,6 |
4 |
7,1 |
10 |
10 |
17,9 |
6 |
10,7 |
Военно-профессиональная направленность (мотивация к ВС) |
||||
2 |
- |
- |
1 |
1,8 |
3 |
4 |
7,1 |
- |
- |
4 |
4 |
7,1 |
5 |
8,9 |
5 |
1 |
1,8 |
9 |
16,1 |
6 |
22 |
39,3 |
15 |
26,8 |
7 |
10 |
17,9 |
9 |
16,1 |
8 |
8 |
14,3 |
9 |
16,1 |
9 |
1 |
1,8 |
1 |
1,8 |
10 |
- |
- |
2 |
3,6 |
Категория пригодности к операторской должности |
||||
1 |
35 |
62,5 |
41 |
73,2 |
2 |
14 |
25,0 |
5 |
8,9 |
3 |
2 |
3,6 |
3 |
5,4 |
4 |
- |
- |
2 |
3,6 |
Категория профессиональной пригодности к военной службе |
||||
1 |
30 |
53,6 |
10 |
17,9 |
2 |
19 |
33,9 |
32 |
57,1 |
3 |
2 |
3,6 |
7 |
12,5 |
4 |
- |
- |
1 |
1,8 |
Результаты анализа показали, что в ряде случаев военные комиссариаты не всегда добросовестно относятся к проведению психологического обследования призывников, качественному анализу полученных данных и распределению призывников по соответствующим сферам деятельности адекватно их профессионально-важным качествам. И операторы научной роты в данной ситуации не исключение. Так, из 56 операторов данные об их профессионально-психологическом отборе имеются у 51 человека, что составляет 91 % от общего количества операторов научной роты в ВУНЦ ВВС «ВВА» в 2015 г. Кроме того, по имеющимся данным из оставшихся респондентов 2 человека (3,6 %) имеют 3 группу профессиональной пригодности к конкретной воинской должности, это говорит о том, что они в соответствии с руководящими документами не должны были быть рекомендованы в научную роту.
Принимая во внимание возможность некоторой вариативности в достоверности результатов профессионально-психологического отбора в военных комиссариатах по местам призыва, нами было проведено обследование операторов научной роты после их прибытия в ВУНЦ ВВС «ВВА» с использованием той же тестовой батареи для проведения сравнительного анализа. Из полученных результатов повторного тестирования видно, что у одного оператора (1,8 %) была обнаружена 4-я группа профпригодности и семи (12,5 %) - 3-я группа, кроме того 3 оператора (5,4 %) получили 3-ю группу и 2 человека (3,6 %) - 4-ю группу профессиональной пригодности к конкретной операторской должности. У двух операторов (3,6 %) диагностирована нервно-психологическая неустойчивость. При более детальном изучении наблюдаются случаи, когда у одних и тех же призывников результаты тестирований, а также и результаты всего профессионально-психологического отбора в военкомате и после зачисления в ряды научной роты, существенно, а местами даже диаметрально отличаются.
Вместе с тем существует мнение, что личностные свойства изменяются на протяжении всей жизни человека, однако лишь в некоторой степени. При этом важно понимать, что некоторые свойства личности более подвержены изменениям в относительно короткий срок под действием средовых факторов, такие как нервно-психическая устойчивость или военно-профессиональная направленность (мотивация) на службу, а некоторые более стабильны - такие как общие познавательные способности или профессионально важные качества для конкретных должностей [3].
Существенная разница в результатах обследования некоторых операторов не позволяет нам говорить о достоверной динамике личностных свойств. Поэтому нами было проведено еще два обследования с использованием тестовой батареи «ВВУЗ» на момент прибытия операторов научной роты в ВУНЦ ВВС «ВВА» и спустя 8 месяцев их службы. В состав тестовой батареи «ВВУЗ» входят методики изучения общего интеллектуального развития, личностно-адаптационного потенциала и военно-профессиональной мотивации. На основе полученных данных делается вывод о категории профессиональной пригодности к военной службе респондента. Результаты исследования в обобщенном виде представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обследования операторов научной роты в различные сроки службы
|
Обследование по прибытию |
Обследование через 8 месяцев |
||
Хср. |
σ |
Хср. |
σ |
|
Общее интеллектуальное развитие |
7,10 |
1,7 |
7,61 |
2,1 |
Личностно-адаптационный потенциал |
5,47 |
2,1 |
5,25 |
2 |
Военно-профессиональная мотивация |
6,86 |
1,9 |
6,35 |
2,5 |
Значение категории профпригодности |
2,59 |
0,6 |
2,75 |
0,7 |
При этом результаты статистического анализа с использованием непараметрического критерия (Т-критерий Уилкоксона) для сравнения зависимых выборок (табл. 3) позволяют говорить нам о наличии динамики в таких свойствах личности операторов, как общее интеллектуальное развитие - увеличилось, и военно-профессиональная мотивация - уменьшилась.
Таблица 3
Анализ динамики личностных черт с использованием Т-критерия Уилкоксона
|
Общее интеллектуальное развитие |
Личностно-адаптационный потенциал |
Военно-профессиональная мотивация |
Значение категории профпригодности |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
0,001 |
0,151 |
0,048 |
0,108 |
Данную динамику можно объяснить средовой специфичностью военного вуза и особенностями организации деятельности операторов научной роты. Так, снижение мотивации к военной службе интерпретируется резким ограничением свободы перемещения и действий в сравнении с условиями проживания и обучения в гражданском вузе, а также жестким распорядком дня, требованиями воинской дисциплины и субординации. Обыденная реальность военного вуза резко отличается от романтичных представлений о военной службе и подготовке настоящих военных. Тем более представление сильнее меняется от пережитых тягот и лишений воинской службы, нежели от простого знания о них. Что же касается повышения общего интеллектуального развития, то тут можно говорить о влиянии индивидуального подхода научных руководителей операторов, назначаемых в момент комплектования научной роты. Кроме того, влияние оказывает и новая сфера деятельности и применения научных знаний и способов действий.
Для полного представления картины о военно-профессиональных и психологических особенностях операторов научной роты, которые уже имеют высшее образование, некоторый опыт научной работы и военной службы, нам представилось необходимым включить в сравнительный анализ аналогические показатели курсантов - выпускников смежных специальностей. Для этого было проведено тестирование 41 курсанта 5 курса специальности радио-электронного направления с использованием той же тестовой батареи «ВВУЗ». Результаты обследования представлены в таблице 4, из которой видно, что выпускники академии в большей степени морально подготовлены к военно-профессиональной службе, чем операторы научной роты. Так, курсантов с низкими общими интеллектуальными способностями, низкой военно-профессиональной мотивацией и показателями 4-ой группы профессионального отбора не выявлено, лишь один курсант отмечен как имеющий низкий уровень личностно-адаптационного потенциала, в то время как среди операторов научной роты таковых диагностировано было 15 человек.
Таблица 4
Частота распределения результатов обследования операторов научной роты и курсантов академии
Стены |
Обследование операторов научной роты проведенное в ВУНЦ ВВС «ВВА» |
Обследование курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» обучающихся на 5 курсе |
||
Количество (чел) |
Процент ( % ) |
Количество (чел) |
Процент ( % ) |
|
Общие интеллектуальные способности |
||||
1 |
1 |
2,0 |
- |
- |
3 |
2 |
3,9 |
- |
- |
4 |
1 |
2,0 |
- |
- |
5 |
3 |
5,9 |
13 |
31,7 |
6 |
7 |
13,7 |
9 |
22,0 |
7 |
7 |
13,7 |
10 |
24,4 |
8 |
12 |
23,5 |
5 |
12,2 |
9 |
5 |
9,8 |
4 |
9,8 |
10 |
13 |
25,5 |
- |
- |
Личностно-адаптационный потенциал |
||||
1 |
1 |
2,0 |
- |
- |
2 |
5 |
9,8 |
- |
|
3 |
9 |
17,6 |
1 |
2,4 |
4 |
3 |
5,9 |
3 |
7,3 |
5 |
5 |
9,8 |
4 |
9,8 |
6 |
9 |
17,6 |
8 |
19,5 |
7 |
13 |
25,5 |
14 |
34,1 |
8 |
6 |
11,8 |
10 |
24,4 |
9 |
- |
- |
1 |
2,4 |
Военно-профессиональная мотивация |
||||
2 |
3 |
5,9 |
- |
- |
3 |
6 |
11,8 |
- |
- |
4 |
5 |
9,8 |
1 |
2,4 |
5 |
7 |
13,7 |
3 |
7,3 |
6 |
4 |
7,8 |
5 |
12,2 |
7 |
7 |
13,7 |
7 |
17,1 |
8 |
5 |
9,8 |
15 |
36,6 |
9 |
8 |
15,7 |
7 |
17,1 |
10 |
6 |
11,8 |
3 |
7,3 |
Значение категории профпригодности |
||||
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
22 |
43,1 |
23 |
56,1 |
3 |
20 |
39,2 |
18 |
43,9 |
4 |
9 |
17,6 |
- |
- |
На наш взгляд, это связано с тем, что за пять лет обучения все курсанты, не справляющиеся с программой подготовки, темпом повседневной деятельности и службы, или не желающие сами обучаться или служить в Вооруженных Силах, были отчислены от дальнейшего обучения. Что же касается операторов научной роты - для них подобных мер законодательством не предусмотрено.
Интересно отметить, что отсутствие низких значений по некоторым диагностируемым показателям еще не позволяет курсантам-выпускникам иметь более высокий общегрупповой уровень развития личностных качеств. Так, из таблицы 5 видно, что общие интеллектуальные способности операторов научной роты в среднем более высокие в сравнении с курсантами. А результаты статистического анализа с использованием непараметрического критерия (U- критерий Манна - Уитни) для сравнения независимых выборок (табл. 6) позволяют говорить об отсутствии статистически значимых различий между курсантами-выпускниками и операторами научной роты в таком показателе, как категория профессиональной пригодности.
Таблица 5
Результаты обследования операторов научной роты и курсантов академии
|
Операторы научной роты |
Курсанты выпускных курсов |
||
Хср. |
σ |
Хср. |
σ |
|
Общее интеллектуальное развитие |
7,61 |
2,1 |
6,46 |
1,32 |
Личностно-адаптационный потенциал |
5,25 |
2 |
6,59 |
1,36 |
Военно-профессиональная мотивация |
6,35 |
2,5 |
7,59 |
1,43 |
Значение категории профпригодности |
2,75 |
0,7 |
2,44 |
0,5 |
Таблица 6
Анализ динамики личностных черт с использованием U-критерия Манна - Уитни
|
Общее интеллектуальное развитие |
Личностно-адаптационный потенциал |
Военно-профессиональная мотивация |
Значение категории профпригодности |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
0,016 |
0,000 |
0,005 |
0,363 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что операторы научной роты за счет своего высокого общего интеллектуального развития компенсируют невысокие морально-психологические показатели по показателю профессиональной пригодности, а при ответственном подходе специалистов военных комиссариатов при отборе кандидатов можно будет говорить о решении вопроса кадровой поддержки передовых научно-исследовательских проектов в сфере развития высокотехнологичных наступательных и оборонительных вооружений. Однако не следует забывать, что динамика личностных черт операторов научных рот требует постоянного мониторинга и на этой основе коррекции психологического сопровождения их военно-профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Шатовкин Р.Р., д.т.н., старший преподаватель кафедры боевого маневрирования авиационных комплексов Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж;
Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник 2 научно-исследовательской лаборатории (совершенствования подготовки военных специалистов) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.