Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT UNIVERSITY STUDENTS IN THE VOLUNTEER ACTIVITIES AT MAJOR SPORTING EVENTS

Drandrov G.L. 1 Fayzullin I.F. 2
1 The Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev
2 Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
В статье приводится перечень общекультурных компетенций, которыми в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура» должны владеть выпускники вузов физической культуры и спорта, с одной стороны, и которые могут сформироваться в процессе подготовки и участия студентов в волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях — с другой. Рассматривается теоретическая модель формирования у студентов вузов физической культуры и спорта этих компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях, согласованной с изучением академических дисциплин, входящих в учебный план профессиональной подготовки по направлению «Физическая культура». Приводится комплекс педагогических условий эффективной реализации данной модели в образовательном процессе вуза. Результаты трехлетнего педагогического эксперимента с участием экспериментальной (19 студентов) и контрольной группы (20 студентов) свидетельствуют о высокой эффективности процесса формирования общекультурных компетенций у студентов в процессе волонтерской деятельности на Универсиаде-2013 в Казани и зимних Олимпийских играх Сочи-2014, организованном на основе реализации разработанной авторами теоретической модели и комплекса педагогических условий.
The article provides a list of common cultural competences, which, in accordance with the requirements of the FSES HPE on direction «Physical culture» must own graduates of Physical Education and Sport, on the one hand, and which can form during the preparation and participation of students in volunteer activities at major sporting activities on the other. We consider the theoretical model of university students of physical culture and sports of these competencies in volunteer activities at major sporting events, agreed with the study of academic disciplines included in the curriculum of professional training in the direction of «Physical Education». We present a set of pedagogical conditions of the effective implementation of this model in the educational process of the university. The results of the three-year pedagogical experiment involving experimental (19 students) and control groups (20 students) indicate a high efficiency of the process of formation of common cultural competence of students in volunteering at the Universiade-2013 in Kazan and the Winter Olympics in Sochi in 2014, organized on the basis of authors realization developed a theoretical model and a set of pedagogical conditions.
pedagogical experiment
physical education
volunteers Universiade 2013 Winter Olympic Games Sochi 2014
general cultural competence
students

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. особое внимание обращается на формирование общекультурных (ключевых) компетенций. Поэтому отечественные вузы физической культуры в условиях перехода на ФГОС ВПО третьего поколения приняли в качестве цели и результата своей образовательной деятельности совокупность ключевых компетенций [4]. Эта задача не может быть решена только в рамках аудиторных форм организации учебного процесса. Она требует организации эффективной системы внеучебной самостоятельной профессионально ориентированной деятельности студентов [1]. Одним из таких видов деятельности, во многом определяющим процесс становления будущего специалиста по физической культуре и спорту, является волонтерская деятельность на спортивных мероприятиях [6]. Между тем проблема формирования общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях не была предметом самостоятельного научного исследования.

Цель исследования

Разработать и научно обосновать педагогическую систему формирования у студентов вузов физической культуры и спорта общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях и комплекс педагогических условий ее эффективной практической реализации.

Методы исследования

С учетом цели и предмета исследования нами для решения его задач применялся комплекс научных методов, включающий  анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод анкетного опроса, педагогическое тестирование, методы психодиагностики, методы математической статистики.

Результаты исследования

К существенным признакам ключевых компетенций нами отнесены универсальность, целостность,  надпредметность, междисциплинарность, общефункциональность по отношению к разным видам социальной активности личности в различных ситуациях [3, 5]. Профессиональные компетенции выступают как форма реализации ключевых компетенций в области конкретной профессиональной деятельности. К общекультурным компетенциям, необходимым  для успешной волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях, нами отнесены: самосовершенствование; рефлексия; проактивность; организованность; стрессоустойчивость; социальная креативность; командность; иноязычная коммуникативная компетентность; гражданственность; коммуникабельность; толерантность[2, 6].

Воспитательный потенциал волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях обусловлен возможностью включения студентов при ее осуществлении в четыре вида социальной активности, направленной и проявляемой в преобразовании самого себя; преобразовании окружающего мира; во взаимодействии с окружающими людьми в процессе совместной деятельности и участии в жизни малой группы и общества в целом [1].

Формирование общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях рассматривалось нами как педагогическая система, включающая в качестве структурных компонентов: цель, объект и субъект педагогических воздействий, содержание, учебно-познавательную деятельность и ожидаемый результат. В формировании компетенций применялись три вида учебно-познавательной деятельности, различающиеся по степени приближенности к предметному и социальному контексту волонтерской деятельности: учебно-познавательная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность. Каждый из этих видов деятельности отличался качественным своеобразием средств, методов и форм организации.

Учебно-познавательная деятельность академического типа применялась при обучении теоретическим знаниям учебных дисциплин гуманитарного (русский язык и культура речи, родной язык, основы этики и эстетики, культурология) и профессионального (история физической культуры, менеджмент в физической культуре и спорте, правовые основы профессиональной деятельности, психология физической культуры и спорта, теория спорта, олимпийское образование) циклов. В качестве средств ее организации применялись различные виды репродуктивных и проблемных учебных заданий. Организация учебно-познавательной деятельности осуществлялась с применением традиционных методов и форм обучения.

Квазипрофессиональная деятельность применялась для формирования умений применять усвоенные теоретические и методические знания учебных дисциплин профессионального цикла (теория и методика избранного вида спорта, теория и методика обучения базовым видам спорта, теория и методика физической культуры, спортивная метрология, спортивные сооружения и экипировка) и дисциплин по выбору (организация спортивно-зрелищных мероприятий; социология физической культуры и спорта; межкультурная коммуникация на иностранном языке) для выполнения учебных заданий, связанных с поиском и реализацией оптимального решения в проблемных ситуациях, моделирующих отдельные фрагменты волонтерской деятельности. Применялись активные и интерактивные методы и формы обучения: беседы, подготовка презентаций в Power Point, ролевые и деловые игры, квест-игра, метод проектов, коммуникативные игры, тренинги общения, тренинги командообразования, экскурсии на спортивные объекты, дискуссии и обсуждение в мини-группах, круглые столы, практические семинары.

Учебно-профессиональная деятельность осуществлялась в виде учебной и производственной практики, волонтерской практики в реальных условиях волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях. Применялись функциональные тренинги на спортивных объектах, участие в организации и проведении тестовых соревнований.

Повышение эффективности  формирования общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях обеспечивалось реализацией комплекса педагогических условий.

Первым условием являлось включение студентов-волонтеров Академии в Волонтерскую программу Универсиады 2013 года и Волонтерскую программу Оргкомитета «Сочи-2014».Для реализации этого условия в сентябре 2012 г. было подписано Соглашение ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» (Академией) с  АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013», в январе 2013 г. - с АНО «Оргкомитет «Сочи-2014». Предметом обоих Соглашений являлось сотрудничество по вопросам реализации Волонтерской программы Универсиады 2013 года и Волонтерской программы Оргкомитета «Сочи-2014».В рамках этих Соглашений Академия: создавала условия для участия студентов в Волонтерской программе Дирекции Универсиады-2013 и Оргкомитета Сочи-2014; принимала участие в разработке обучающих программ для волонтеров; участвовала в отборе кандидатов для участия в волонтерских программах; проводила вводные курсы для студентов при реализации обучающей программы на территории Академии, обеспечивала информационное сопровождение волонтерской программы на уровне Академии.

Вторым условием являлось создание в условиях Академии оптимальной структуры управления подготовкой волонтеров. Приказом ректора Академии была создана рабочая группа по содействию подготовке спортивных волонтеров, в которую были включены представители учебной части и преподаватели кафедр. В студенческом совете Академии был создан Сектор по работе с волонтерами. Он выступал реальным связующим звеном между волонтерами Академии и региональным волонтерским центром, созданным на базе Казанского федерального университета. Руководители сектора отвечали за оформление участия волонтера в волонтерской деятельности, отслеживали успехи и достижения молодых волонтеров, осуществляли их поощрение, афиширование их в средствах массовых информации. Они принимали участие в административной поддержке разрабатываемых волонтерами молодежных добровольческих программ, проектов и акций; организации конкурсов добровольческих проектов. Приказом ректора Академии были назначены кураторы групп волонтеров, отвечающие за организацию подготовки студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях из расчета 1 куратор на 25 человек.

Третьим педагогическим условием выступало обеспечение информационного сопровождения волонтерской программы на уровне Академии. Для реализации этого условия на официальном сайте Академии были размещены символика Универсиады и ссылка на официальный сайт Универсиады www. kazan2013.ru.  Мероприятия Дирекции Универсиады с участием студентов-волонтеров регулярно освещались на сайте Академии. Среди студентов широко распространялись журналы «Моя Универсиада». Дополнительно применялись: выступления на собраниях учебных групп с мультимедийной презентацией, встречи с представителями Дирекции Универсиады, проведение уроков Универсиады, распространение информации среди друзей и знакомых, проведение внутривузовских соревнований, экскурсии на объекты Универсиады, участие сборных команд вуза в соревнованиях студенческих лиг, проведение флешмобов и других акций, связанных со студенческим спортом в целом, Универсиадой-2013, зимними Олимпийскими играми Сочи-2014.

Четвертым педагогическим условием являлась добровольность включения студентов в волонтерскую деятельность. Был разработан дополнительный механизм мотивации и поощрения студентов-волонтеров, включающий: возможность зачета учебной и производственной практики; перевод на индивидуальный график посещения учебных занятий, освобождение от учебных занятий в дни мероприятий, связанных с подготовкой к Универсиаде-2013, Сочи-2014 и участием в тестовых соревнованиях.

Пятым педагогическим условием являлось формирование общекультурных компетенций с ориентацией на будущую профессию.

На основании результатов собеседования осуществлялся выбор оптимального для каждого волонтера функционального направления (из 40 направлений). В случае согласия заключался гражданско-правовой договор между волонтером и АНО «Исполнительная дирекция Казань 2013» с указанием прав и обязанностей в качестве волонтера. Волонтеры Поволжской ГАФКСиТ с учетом направленности профессионального обучения были определены к спортивному направлению: обслуживанию соревнований на спортивных объектах.

Шестым педагогическим условием выступало обучение с постепенным приближением к предметному и социальному контексту избранного направления волонтерской деятельности на спортивном объекте.

В структуре процессе обучения спортивных волонтеров были выделены следующие последовательные этапы.

Этап учебно-познавательной деятельности академического типа. На данном этапе применялось дистанционное обучение (e-learning) волонтеров, которое предполагало получение в личном кабинете обучающих материалов об Универсиаде-2013 (об истории Универсиады, терминологии, видах спорта в программе Универсиады-2013 и т.д.), волонтерской программе  и завершалось онлайн-тестированием. По итогам конкурса среди волонтеров проводился отбор волонтеров для обучения. На общем (ориентационном) обучении (general training) сообщалась общая информация об Универсиаде-2013.

На обучающих тренингах (этап квазипрофессиональной деятельности) осуществлялось ознакомление с сотрудниками и другими волонтерами. Также каждый волонтер мог протестировать свои знания в той или иной области предстоящей Универсиады-2013.

На этапе учебно-профессиональной деятельности проводилось обучение специфике работы (job-specific training). Это предполагало ознакомление с зонами ответственности, функциями, необходимыми профессиональными навыками, особенностями работы, специальной лексикой (в том числе на иностранных языках), знакомство с другими волонтерами, с которыми предстояло работать. Затем проводилось обучение на объектах «Универсиады-2013» и» Сочи-2014» (venue training), которое  включало инструктаж на рабочем месте: общие сведения об объекте, зоны доступа, виды спорта на объекте, управление спортивным объектом, знакомство с сотрудниками, техника безопасности на объекте и т.д. Студенты-волонтеры Поволжской ГАФКСиТ приняли участие более чем в 20  различных тестовых мероприятиях разного уровня сложности в течение 2012-2013 гг., которые проводились, как правило, на спортивных объектах Академии.

Дорожная карта набора, отбора и обучения спортивного волонтера зимних Олимпийских Игр Сочи-2014 включала примерно те же последовательные шаги, что и волонтерская программа Универсиады-2013: «Регистрация на сайте - Интервью - Онлайн тестирование на базе волонтерского центра - Обучение».

В течение 2013 г. каждый волонтер получил доступ к уникальной программе дистанционного обучения английскому языку из 36 уроков - Winter Games English. Доцентом Академии, канд. пед. наук В.И. Волчковой был разработан спецкурс «Английский язык для спортивных волонтеров» в рамках факультатива, который был включен в учебный план Поволжской ГАФКСиТ по направлению подготовки 034300 «Физическая культура».

Седьмым условием выступала разработка и реализация программы мотивации, признания и поощрения волонтеров. С волонтерами «Универсиады-2013» и «Сочи-2014»  заключались договоры, согласно которым их труд не оплачивался, но они получали право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивную форму. В соответствии с разработанной Дирекцией Универсиады-2013 программой мотивации, признания и поощрения волонтеры имели право на: бесплатное обучение; бесплатное или льготное посещение молодежных и спортивных мероприятий, спортивных объектов; участие в мероприятиях в различных областях волонтерской деятельности; доступ к библиотекам, архивам, информационным ресурсам; льготное пользование общественным транспортом.

Восьмым педагогическим условием являлась оптимальная организация деятельности и взаимодействия волонтеров во время спортивного мероприятия. Организацией работы волонтеров на объекте руководил Менеджер по организации работы волонтеров на объекте (VenueVolunteerManager), который входил в состав команды управления объектом. У него были тим-лидеры, которые отвечали за волонтеров нескольких функций. К функциям тим-лидеров привлекались волонтеры, обладающие лидерскими качествами и имеющие в сравнении с остальными волонтерами определенный опыт участия в волонтерском движении. Ответственный за мотивацию занимался созданием комфортных условия для работы, отвечал за check-in/check-out волонтеров, брифинг/дебрифинг, мотивационные мероприятия и подарки, выбор лучших волонтеров. Координатор от функции непосредственно руководил волонтером, ставил перед ним задачи во время смены. Куратор от вуза контролировал выезд и прибытие волонтера на Объект, обеспечивал учет работы и заполнение документов учебной практики, координировал вопросы проживания волонтеров в общежитиях вуза; уточнял у тим-лидеров время начала и окончания смен на следующий день.

Для практического обоснования эффективности реализации разработанной нами теоретической модели формирования общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с учетом выявленного нами комплекса педагогических условий был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп испытуемых. В контрольную группу (КГ) вошли 20 студентов первого курса Поволжской ГАФКСиТ (г. Казань), которые в дальнейшем в процессе обучения в вузе не принимали участия в волонтерском движении. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 19 студентов первого курса того же вуза, с которыми осуществлялась направленная подготовка к волонтерской деятельности и которые приняли участие в качестве спортивных волонтеров в крупных спортивных мероприятиях, таких как Универсиада-2013 в г. Казань и зимние Олимпийские игры-2014 в г. Сочи. В процессе их подготовки к волонтерской деятельности нами была реализована теоретическая модель формирования общекультурных компетенций с учетом выявленного нами комплекса педагогических условий.

Эксперимент проводился в течение трех лет обучения  в вузе (1-3-й курс обучения) и был завершен в июне 2014 г. (сентябрь 2011 - июнь  2014).

У всех испытуемых до и после эксперимента определялись показатели развития личностных свойств: социальной креативности; вербальной самооценки; волевого потенциала; самоуважения; уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях (стрессоустойчивости); активности; самооценки творческого потенциала; адаптивности - дезадаптивности; приятия - неприятия себя; приятия -  неприятия других; эмоционального комфорта - дискомфорта; внутреннего - внешнего контроля; доминирования - ведомости. Мы исходили из того, что эти свойства характеризуют общекультурные компетенции студентов. Поэтому их показатели рассматривались нами как показатели общекультурных компетенций.

Установлено, что до начала эксперимента студенты ЭГ имели более высокие показатели волевого потенциала и адаптации. Наблюдалось также незначительное преимущество студентов этой группы в показателях социальной креативности, самоуважения, принятия других, но только на уровне тенденции. Мы полагаем, что высокий уровень развития этих личностных свойств выступает субъективным фактором, обусловливающим их интерес к волонтерской деятельности. 

Сравнительный анализ показателей общекультурных компетенций, наблюдаемых после эксперимента (табл. 1), выявил существенное преимущество студентов ЭГ в показателях: социальной креативности (70,2 против 61,7 балла у студентов контрольной группы), вербальной самооценки (56,3 против 84,0 балла), волевого потенциала (38,7 против 33,6 балла), творческого потенциала (41,5 против 37,6 балла), адаптации (62,3 против 55,5 балла), принятия других (64,8 против 56,6 балла), внутреннего контроля (63,6 против 56,1 балла) и стремления к доминированию (62,6 против 50,2 балла). Различия статистически достоверны.

Таблица 1

 Показатели общекультурных компетенций студентов после эксперимента, баллы (Х ±δ)

Показатели общекультурных компетенций

Контрольная группа n=20

Экспериментальная группа, n=19

Р

Социальная креативность

61,7±6,23

70,2±5,79

0,001

Вербальная самооценка

84,0±15,54

56,3±8,73

0,001

Волевой потенциал

33,6±2,74

38,7±3,46

0,001

Самоуважение

26,0±2,00

26,0±2,85

1,00

Уверенность, стрессоустойчивость

29,6±3,47

28,1±2,80

0,15

Активность

30,3 ±3,18

31,2±4,09

0,47

Творческий потенциал

37,6±5,25

41,5±3,91

0,01

Адаптация

55,5±6,91

62,3±10,70

0,02

Самопринятие

55,6±9,60

62,4±14,21

0,09

Принятие других

56,6±8,58

64,8±11,67

0,02

Эмоциональный комфорт

56,4±9,83

55,5±15,67

0,83

Внутренний контроль

56,1±6,15

63,6±12,47

0,02

Стремление к доминированию

50,2±9,51

62,6±10,73

0,001

Заключение

Обобщая результаты формирующего педагогического эксперимента, можно заключить, что подготовка и участие студентов в волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях на основе реализации разработанной нами теоретической модели и комплекса педагогических условий приводят к существенному повышению показателей свойств личности, обусловливающих проявление общекультурных компетенций: социальной креативности, вербальной самооценки, волевого потенциала, творческого потенциала, адаптации, принятия других, внутреннего контроля и стремления к доминированию.

Рецензенты:

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ  физического воспитания  ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г.  Чебоксары;

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ  им. И. Я. Яковлева», г.  Чебоксары.