Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE MAIN PARAMETERS OF THE EDUCATIONAL MODEL OF EDUCATION OF POLITICAL SCIENTISTS

Myasoedova V.A. 1
1 «Institute of economy and management systems of international law»
Настоящая статья посвящена описанию особенностей подготовки политологов в высших учебных заведениях, определяется место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук, обозначаются задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями по разработке и реализации образовательных технологий, в основе которых лежит компетентностная модель, соответствующая необходимым квалификационным требованиям к уровню профессиональной подготовки будущих выпускников. Приводится в качестве примера система подготовки политологов в США, а также требования к подготовке политологов в рамках Болонской декларации. Определяются основные задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением, требующие решения в процессе эффективной подготовки политологов. В качестве ключевой задачи в рамках статьи выделяется уровень профессорско-преподавательского состава и факторы, влияющие на его формирование. В качестве обобщающих выводов предлагается ряд параметров необходимых для включения в подготовку образовательной модели обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров в области политологии.
This article describes the features of the training of political scientists in institutions of higher education, determines the place and role of political science in system of socially-humanitarian Sciences are referred to the challenges facing higher educational institutions on the development and implementation of educational technologies based on competence model corresponding to the necessary qualification requirements to the level of professional training of future graduates. Cited as an example of the system of preparation of political scientists in the USA, and also requirements to preparation of political scientists in the framework of the Bologna Declaration. Identifies the main challenges facing modern educational institution, requiring decisions in the process of preparation of political scientists. As a key task under article highlights the level of faculty and the factors influencing its formation. As a generalization offers a number of settings necessary to enable the preparation of the educational model ensures the training of highly qualified personnel in the field of political science.
educational model
political environment
skilled personnel
human capital
В современных условиях глобализации человеческий капитал является ядром государства. Фундаментом гражданского общества является образование. Все процессы успешного социально-экономического развития любой страны в значительной степени определяются уровнем подготовки высококвалифицированных кадров. Важными требованиями к выпускникам являются: умение определять специфику политической среды и деятельности "человека политического", их влияние на развитие общества и отдельных его компонентов, владеть пониманием мировоззренческого уровня политики, основ политической философии, взаимосвязи политики и идеологии, политики и культуры, знать понятийно-категориальный аппарат и методологию политической науки, основных отраслей (направлений) политического знания, владеть инструментарием политического анализа и прогнозирования, знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль политической науки в подготовке и обосновании политических решений. [9]

 В связи с этим перед вузами стоит задача - разработать и реализовать образовательные технологии, которые не только соответствуют федеральным образовательным стандартам, но и ориентированы на подготовку специалистов высокой квалификации, отвечающих современным требованиям, а компетентностная модель соответствует необходимым квалификационным требованиям к уровню профессиональной подготовки будущих выпускников.

Политология как направление профессиональной подготовки появилась в российских вузах сравнительно недавно. Причиной тому стала нехватка квалифицированных кадров, обладающих широким научным кругозором и специальными знаниями в таких жизненно важных для государства сферах, как геополитика, анализ и перспективное планирование политики России в глобальном мире, политический менеджмент и смежных с ними областях.

Традиционное вузовское образование и прежде включало изучение отдельных аспектов данной проблематики, однако акцент при этом ставился на ее рассмотрение с точки зрения соответствующей специализации. Например, история политических учений изучается на историческом факультете, конфликтология - на факультете психологии, этика - на факультете философии, риторика - на филологическом и юридическом факультетах. Однако, только на факультете политологии все эти дисциплины изучаются в аспекте их применения для анализа существующей политической ситуации как в нашей стране, так и в мире, и прогнозирования развития событий. Особенности подготовки специалистов в сфере политических наук заключаются в том, что все сферы жизнедеятельности, все слои общества вне зависимости от возрастных показателей, социального и материального уровней зависят от политики, проводимой государством. Каждый гражданин, так или иначе, всегда интересуется судьбой своей страны. В настоящее время не секрет, что количество непрофессионалов с высшим образованием достаточно велико и диплом об образовании не является показателем уровня подготовки и квалификации. Подготовка политологов, к сожалению,  не исключение, более того, особенность политической науки такова, что большинству людей кажется, что эта сфера является наиболее доступной. З. Бауман писал, что дилетанты не могут позволить себе рассуждать о составе звездного вещества, зато уж в проблематике общественных наук, которые оперируют вроде бы привычными словами, многие не видят ничего сложного. Это объясняет, почему политологическая сфера столь привлекательна для "случайных" людей и дилетантов. [2]

Так каково же место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук, каков предмет ее как науки, как он сопоставим с предметами других наук и др.?

Дискуссии о том, какова роль политологического образования и нужна ли такая дисциплина и направление подготовки как "Политология", не теряют своей актуальности.

Но все же, необходимо отметить интерес к этой области: Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин подчеркнул, что сегодня мы наконец пришли к четкому понимаю того, что политология, т.е. знание своего государства, понимание политических процессов, является одним из приоритетных направлений образовательной и просветительской деятельности современного государства. [4] Это же подчеркнул в своей речи Олег Морозов, начальник Управления Президента РФ по внутренней политики. Он говорил о значении прикладной политологии, о том, что важно безусловно учитывать и мировой опыт, но при этом заниматься исследований своего государства, распознавая истинные ценности среди наносных и проходящих. Политологическое образование на сегодняшний день должно стать некой социальной инновацией, которая позволит сформировать новое поколение россиян свободомыслящих, креативных, но в то же время воспитанных на крепком фундаменте традиционных российских ценностей. [4] Именно политологи, историки, философы, социологи, а также другие представители других обществоведческих специальностей должны создавать мультипликативный эффект всех позитивных тенденций современной государственной политики, основные вехи которой обозначил Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ в 2013 году.

Таким образом, следует отметить весомые предпосылки для успешного развития данной отрасли и дисциплины, что, к сожалению, не гарантирует их реализацию, а тем более решение возникающих при этом научных, методических, методологических и других проблем.

Стоит отметить опыт Соединенных Штатов Америки, к модели политического и государственного устройства которых в наибольшей мере аппелирует сегодня Россия, и с показателями социально-экономического развития которых Россия традиционно соревнуется.

В силу определенных исторических предпосылок политическая наука институализировалась во второй половине XIX века первоначально в США и ряде стран Западной Европы. В 1857 году в Колумбийском колледже (ныне - Колумбийском университете) Ф. Либером была создана первая «политологическая» кафедра - «История и политическая наука». В 1871 году в том же колледже Дж. Берджесом организуется первая в мире школа политической науки, а в 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук, объединившая ученых и преподавателей-политологов целого ряда американских университетов, где изучались проблемы политического развития общества, а также велась подготовка студентов и аспирантов-политологов.

Почти параллельно политология как наука и учебная дисциплина возникла и в «Старом Свете». Так, в 1871 году во Франции Э. Бутли основал Свободную школу политических наук, затем при Лондонском университете была организована школа экономики и политических наук, превратившаяся в дальнейшем в самостоятельное учебное заведение. Позднее в Англии, Франции, Германии стали возникать и ассоциации политических наук, подобно американской, появились специализированные политологические журналы. Например, в 1907 году в Германии вышел первый номер «Журнала политической науки», содействовавший налаживанию научного общения в области политологии и в определенной мере способствовавший открытию в 1920 году Берлинской высшей школы политической науки.

Важным рубежом в развитии политологии явилось создание в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки. В 1950-1960 годах в большинстве американских и западноевропейских университетов существовали факультеты, отделения и кафедры политического направления, готовившие специалистов-политологов для работы в различных сферах общественно-политической жизни.

Политология как учебная дисциплина в американских образовательных учреждениях носит не только и не столько теоретико-академический, сколько отраслевой характер. Она имеет целью обучить студентов умению анализа политической, социальной, экономической и иной информации и на основе этого - грамотного управления (принятия политических и административных решений) в самых разных сферах общественной жизни. [1]

Обращает на себя внимание междисциплинарный характер многих американских магистерских и докторских политологических программ, например, студентам, в зависимости от их профессиональных (карьерных) устремлений предоставляется возможность углубленной специализации в области политики национальной безопасности, военно-политического анализа, контроля за вооружениями, или же в сфере образования. Во многих университетах студенты-политологи получают сильную подготовку в области права, то есть фактически могут иметь две специальности (это, например, предлагает своим учащимся Джорджтаунский Университет в Вашингтоне). Хорошее знание законодательства, особенно в профильной области, считается обязательным для дипломированного политолога-управленца. [1]

Политология, образно говоря, пронизывает всю систему высшего образования Соединенных Штатов. Политические науки (искусство управления или манипулирования людьми) системно изучается как в светских, так и в религиозных учебных заведениях. Например, в одном из крупнейших в мире католических вузов - Университете ДиПаула, располагающемся в Чикаго, на магистерском отделении международных исследований существуют следующие научно-исследовательские и учебные курсы: европейская политика, ближневосточная политика, иностранная политика, политика Бразилии, политика Индии, международная безопасность, региональная безопасность, этническая и международная политика, международное право, права человека, иммиграция, диаспора, городская география, городская антропология, прикладная антропология, антропология женщин, этнографические исследовательские методы, культурный анализ, литература и кинематография, германская литература, литература и империя, геополитика, государства Персидского залива, гендерная и государственная формация в Южной Африке, социальная теория, социальные движения, война и мир в средние века, история Первой мировой войны, современная германская история, империализм, неоколониализм, терроризм в мировой истории.

Как известно, на пути к институциализации политологии как науки и учебной дисциплины встают проблемы сугубо учебного или академического плана. В рамках развития Болонского процесса, зарубежные политологи, проведя широкую дискуссию в рамках профессиональных сообществ - Европейской ассоциации преподавателей политологии и Европейского консорциума политических исследователей, сформулировали предложения: «Для достижения целей Болонской декларации в области политологии  рекомендовано установить некоторые минимальные требования к преподаванию политологии». Представляется необходимым обязательными для освоения студентами отделения политологии следующие предметные области: политическая теория, история политических идей; методология (включая статистику); политическая система собственной страны; сравнительная политология; международные отношения; государственное управление и политический анализ [5].

Главным, безусловно, является тот факт, что образовательные технологии должны быть ориентированы на стремление использования потенциала подготовки бакалавров, давая трудоемкое, но глубокое фундаментальное образование, кроме того, широта базового образования бакалавра должно быть не сужением, а, напротив, расширением его возможностей дальнейшего выбора своей образовательной траектории, поскольку с этой базой бакалавр политологии легко способен сменить свой профиль на ряд смежных востребованных направлений. [6;8]

Делая вывод из рассмотренных направлений можно сказать, что для подготовки высококвалифицированных политологов, адаптированных для работы в современном обществе значение политической теории, как и политической практики одинаково важно.

Безусловно, сегодня в качестве основных задач, требующих решения при  подготовки политологов можно выделить такие как:

-              привлечение работодателей к формированию каталога дисциплин и непосредственно к разработке и экспертизе образовательных стандартов;

-              предоставления услуг для прохождения студентами производственных практик, содействие трудоустройству выпускников;

-              актуализация учебной и учебно-методической литературы, используемой при обучении, и привлечение больше источников, содержащих эмпирические исследования;

-              повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности.

В рамках данной статьи хотелось бы подробнее остановиться на последней из указанных проблем, проблеме,  связанной  с профессорско-преподавательским составом.

Автор не берет на себя смелость утверждать, что на данный момент, задействованные в учебном процессе подготовки политологов специалисты не являются профессиональными квалифицированными преподавателями, но представляется необходимым задать вопрос: какими качествами должен обладать человек, берущий на себя ответственность, по подготовке будущих политологов? Следует отметить, что формирование специалиста новой формации напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности, от умения преподавателя развивать в студентах их способности, поддерживать интерес к учебной и научной деятельности. Как стимулировать процесс совершенствования научно-педагогической деятельности? Как развивать у студентов такие качества, как логическое мышление, творческая активность, исследовательский подход в освоении учебного материала? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут определять дальнейшую подготовку будущих политологов.

Может ли взять на себя такую ответственность человек, не имеющий знаний о реально протекающих политических процессах? Следует ли принимать советы и рекомендации для принятия политических решений у того, кто имеет по этому поводу мнение, основанное на эмоциях и кажущихся перспективах? Хотелось бы привести слова Вебера: "Я считаю безответственным... пользоваться своими знаниями и научным опытом не для того, чтобы принести пользу слушателям - в чем состоит задача преподавателя, - а для того, чтобы привить им свои личные политические взгляды, но то, что эта проблема не нова, не делает ее менее актуальной». [3]

В конце концов, ошибки, содержащиеся в разъяснениях и рекомендациях вопросов, затрагивающих политическую сферу, отражаются не только на формировании мнения и позиции людей, но и на внешних и внутренних позициях государства, в интересах граждан, ради которых и функционирует государство. Доводить до людей истинное значение происходящих или готовящихся событий - часто означает снимать конфликты, способствовать укреплению политической стабильности в обществе. Политики, если можно так выразиться, делают политику, а политологи оценивают их действия. [7]

В качестве обобщающих выводов уместно было бы сформулировать проблемы с кадровым составом вузов, привлеченным к процессу подготовки специалистов-политологов.

В России на данный момент к подготовке политологов привлечены преподаватели бывших кафедр научного коммунизма и истории КПСС, трансформировавшие в связи со сменой политического курса страны и образовательных реформ в кафедры социологии и политологии. Значительная часть представителей, так называемой «старой гвардии» и в своем новом качестве остается на прежних позициях, хотя и пропагандирует новые лозунги, молодые же специалисты, (подготовленные ими же) имеют явный недостаток профессионализма, как правило, компенсируемый избытком идеологической ангажированности, ксенофобии и политической агрессивности.

К сожалению, идеологическая ангажированность и отсутствие толерантности характерны не только для менталитета преподавателей, происходящих из истории КПСС и научного коммунизма, но имеют более глубокую национальную традицию. Многие представители профессорско-преподавательской среды убеждены, что политическая наука, в первую очередь, является политологией-идеологией, и стремятся непременно заявить свою политически ангажированную позицию, состоящую в их случае в поддержке правящей власти, что не может способствовать формированию гражданского самосознания свободной личности, характерными чертами которой является самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации. Основная причина утраты интереса к занятиям - из них ушли конфликты и противостояния, альтернативы и перспективы реальной политики, без которых занятия превращаются в общие разговоры. Для возрождения интереса молодежи к политике и политическому образованию, ей необходимо показать, каким образом и зачем она может участвовать в политическом процессе.

В этой связи отмечается, что обучения должно преследовать три основные цели: передача базовых знаний об организации и функционировании общественных организаций, партий, парламентов, правительств и судов; привитие навыков анализа и обсуждения позиций и программ различных политических сил на примере оригинальных источников и их сравнения с сообщениями и комментариями средств массовой информации; обучение технике письменного и устного участия в политическом процессе.

Рецензенты:

Гайдук В.В., д.пол.н., заведующий кафедрой Политологии Башкирского государственного университета, г. Уфа;

Мамедов А.К., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва.