Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE URBAN IMAGE OF THE CITY OF NAKHODKA IN THE ERA OF «STALIN`S EMPIRE»

Petukhov V.V. 1 Obertas O.G. 2
1 Far Eastern Federal University
2 Vladivostok State University of Economics and Service
В истории отечественного зодчества особое место занимает так называемый сталинский ампир, воплотивший в себе весь пафос прославления эпохи индустриализации, Великой Победы и напряженных послевоенных лет восстановления мирной жизни страны. Правящая партия власти реализовывала идеологическую модель управления всеми сферами культуры и искусства, в том числе в градостроительстве и архитектуре. Политическое руководство страны, исходя из личных эстетических предпочтений, избрало в 1930-х годах ориентацию на «неоклассические» образцы как единственно верные и понятные советскому человеку. Черты «большого государственного стиля» стали характерностью архитектурного облика не только столичных и крупных городов, но и самых отдаленных уголков страны, коей и являлся молодой портовый город Находка. Особым образом градостроительные принципы «сталинского ампира» реализовались на периферии страны. Исследование процесса застройки территории города Находки позволяют утверждать о несколько иных временных рамках развития стиля, расцвет которого пришелся на 1950-1960-е годы. В полной мере Находка так и не испытала всех красок «сталинского ампира», так как активное строительство пришлось на 1950-е годы, в то время как в центральной части это стилевое направление уже изжило себя после исторического выступления Н.С. Хрущева.
In the history of domestic architecture the special place is taken so-called by the "Stalin empire style" which personified all pathos of glorification of an era of industrialization, the Great Victory and intense post-war years of restoration of peaceful life of the country. The ruling party of the power realized ideological model of management of all spheres of culture and art, including in town planning and architecture. The political country leaders, proceeding from personal esthetic preferences, chose in 1930kh years orientation to "neoclassical" samples as only true and clear to the Soviet person. Lines of "big state style" became typicalness of architectural appearance not only the capital and large cities, but also the most remote corners of the country which the young seaport Nakhodka was. In a special way the town-planning principles of "a Stalin empire style" were realized on the periphery of the country. Research of process of building of the territory of the city of Nakhodka, allow to claim about a bit different time frames of development of style which blossoming fell on the 1950th - the 1960th years. Fully Nakhodka didn´t test all paints of "a Stalin empire style" as active construction fell on 1950 while in the central part this style direction already became obsolete, after historical performance of N. S. Khrushchev.
art of the Russian Far East.
architecture of the Nakhodka city
urban construction
architecture
Stalin´s Empire style
Город Находка входит в десятку крупнейших городов Дальневосточного федерального округа РФ, несмотря на это, её история относительно невелика в сравнении с остальными дальневосточными городами. Являясь самым южным городом на востоке России, основана в 1864 году, пройдя за полтора столетия путь от гидрографического поста до города краевого подчинения.

В этом свете особую актуальность приобретает проблема сохранения и грамотного использования памятников историко-архитектурного наследия, накопленного за десятилетия истории города Находки.

Значительное место в архитектурном облике города занимает застройка 30-60-х годов XX века, которую традиционно связывают с так называемым сталинским ампиром. Сталинский ампир – государственный архитектурный стиль (от фр. empire - «империя», и по аналогии с ампиром), одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов.

Архитектурный стиль сочетал в себе элементы позднего ар-деко, русского классицизма, барокко и ампира эпохи французского императора Наполеона, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность. Сохраняя театральность, симметрию и равновесие, сталинский ампир исключил все имперские ноты, советская архитектура того времени - это не игра в формы, это стиль эпохи [7].

Особым образом градостроительные принципы «сталинского ампира» реализовались на периферии страны. Исследование процесса застройки территории города Находки позволяет утверждать о несколько иных временных рамках развития стиля, расцвет которого пришелся на 1950-1960-е годы. Находка застраивалась жилыми, общественными, культурно-бытовыми и административными зданиями. В полной мере Находка так и не испытала всех красок «сталинского ампира», так как активное строительство пришлось на 1950-е годы, в то время как в центральной части это стилевое направление уже изжило себя после исторического выступления Н.С. Хрущева на II Всероссийском съезде строителей (Указ «О устранении излишеств…» от 4 ноября 1955 г.) [5].

Первый Генеральный план г. Находки был разработан после окончания Великой Отечественной войны в 1949 г. московским Гипрогором и утвержден Советом Министров РСФСР 30 августа 1949 г. Автор проекта – архитектор Н. Дмитриев.

 Согласно Генплану 1949 г. Находка делилась на 3 основных городских района: Центральный, жилой район Моряков, жилой район Рыбников. По району Моряков проект детальной планировки выполнен Союзморпроектом (г. Москва), по району Рыбников – Гипрорыбпромом (г. Владивосток) [6].

В 1953 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР проект был откорректирован Гипрогором – архитектурно-планировочной мастерской № 9. Автор проекта – архитектор А. Салищев. Проект был выполнен с учетом повышения с 2-3-этажной жилой застройки до 4-5-этажной по основным жилым районам. Согласно Генеральному плану 1953 г. территория города разбита на 5 жилых районов в зависимости от расположения промышленных объектов и закреплена за соответствующими профильными министерствами.

Топография местности вдоль бухты Находка характерна большой изрезанностью рельефа, мало пригодной под организацию города. Это обстоятельство привело к разбросанности жилых поселков на расстоянии вдоль бухты на 15 км.

В связи с этим принято решение увеличить строительство за счет освоения новых территорий. Единственной территорией, подходящей для городской застройки, являлась низменная  местность возле Соленого озера. Однако территория была сильно заболочена и требовала крупных инженерных мероприятий (подсыпки грунта высотой от 0,5 до 2 м).

Сейсмичность районов города Находки ограничила возможность применения типовых проектов жилых и гражданских зданий, т.к. в наличии имелись типовые проекты только для применения во внесейсмических условиях, поэтому типовые проекты несколько перерабатывались в их конструктивной части. В жилищном строительстве наиболее часто применялись типовые проекты 2-3-этажных жилых домов серий № 228, реже № 401, № 252. Культурно-бытовые здания (школы, ясли, больницы, клубы) строились только по типовым проектам.

Среди первоочередных мероприятий по реализации генерального плана стало создание проекта организации административно-культурного центра города Находки. По генеральному плану центральная административная площадь была определена в районе существующей основной городской застройки около озера Соленое. Было решено за 1-2 года сформировать главную административную площадь, оформить ее застройкой и благоустроить прилегающие к ней территории [1].

Руководство посчитало целесообразным создать центр города в районе строительства здания Горисполкома КПСС, где также разместить универмаг, клуб, гостиницу с рестораном и сберкассой в первом этаже (рис. 1).

 

Рис. 1. Центральная площадь г. Находка. Фото нач. 1960-х годов

 

Проектирование застройки центральной части города поручалось московскому Гипрогору с привлечением главного архитектора г. Находка - Н. Евтушенко [4].

Исследование процесса реализации проекта Генерального плана, к сожалению, приводит к неутешительным выводам отступления от первоначальных замыслов.

Обследование застройки г. Находки в 1956 г., проведённое Управлением главного архитектора под руководством О. Федотова, выявило много серьезных недостатков. В результате неудовлетворительного контроля по подбору типовых проектов жилые районы имели разнохарактерную застройку, не создающую единого архитектурного ансамбля, а зачастую застройка проводилась исключительно по личному вкусу заказчика.

Находка в 1940-1950-е гг. еще очень молодой город, бурно выросший за 8−9 лет. Казалось, город, который создается заново, должен отвечать всем новым градостроительным требованиям. Однако из-за того, что здесь долгое время не было Управления главного архитектора, не было заранее разработанного генплана, наложился кустарный отпечаток на осуществление застройки. Многие вопросы планировки и застройки решались людьми некомпетентными, отсутствовал контроль за качеством строительства, в результате чего брак и приемка с недостатками, без элементарного внешнего благоустройства, прочно вошли в практику [2].

Ряд кварталов многоэтажной застройки требовал переработки, так как проекты планировки были составлены в 1953 г. с несоответствием норм застройки в сейсмически опасной зоне, а также с устаревшими градостроительными приемами.

Типовые проекты жилых и культурно-бытовых зданий, более подходящие для центральной части России, с ее равнинной топографией, но возводимые в г. Находке, нередко были неприспособленны к ее географическим особенностям – сложному рельефу. Так в Находке стали появляться здания с нефункциональными цокольными этажами, а идея единых ансамблевых решений и вовсе потеряла свою актуальность.

Единственный район, отвечающий поставленной задаче − это улица Ленинская, при застройке которой были учтены и выигрышно подчеркнуты ее ландшафтные особенности.

Рис. 2. г. Находка, улица Ленинская, 1959 год

 

Главная улица застраивалась по специальным проектам, одобренным Москвой. Однако и эту минимальную программу для многих городов оказалось невозможным осуществить в достаточно быстрые сроки. Поэтому нередко весь пафос реконструкции сосредоточивался на строительстве крупных общественных зданий-символов, часто встречающихся в то время [3].

Улица имела строго зеркальную композицию: бульвар, аллея, проходящая симметрично по центру, делила Ленинскую пополам (рис. 2). В начале улицы очень символично располагался памятник в виде двух параллельно расположенных чугунных якорей, прикованных цепями к обрамляющим всю аллею ограждениям (рис. 3). Этот памятник приурочен к изменению статуса рабочего посёлка Находка в город краевого подчинения, о чем свидетельствует табличка, прикрепленная у основания якорей.

Рис. 3. г. Находка, улица Ленинская, чугунные якоря у входа в аллею

 

Параллельно расположены здания, с обеих сторон фланкирующие начало улицы. Симметричность не исчезает и в других узловых местах улицы.

Не случайно и расположение магазинов на всех без исключения первых этажах, т.к. об этом упоминается и в планах застройки центра, согласно которому было утверждено сделать улицу Ленинскую не только культурным центром, но и торговой зоной с множеством различных магазинов. Сами здания, за исключением первых этажей, жилые, в большинстве своем 3-этажные, и определенно являются ярким примером возведения типовых сооружений. Отделка фасадов максимально схожа – такие дома расположены вдоль центральных аллей, но если отойти вглубь района, то встречаются и 2-, и 4-, и 5-этажные здания, скорее всего, тоже принадлежащие к серии типовых проектов, т.к. повторы одного и того же здания встречаются неоднократно.

Для определения архитектурного стиля городской застройки 1950-х годов следует обратить внимание на центральную улицу города – Находкинский проспект. Как и в других городах, в Находке строительство велось по четко сформированным канонам, отступление от которых было недопустимо. Так, например, многочисленные Дома культуры необыкновенным образом имеют определенную схожесть: обилие лепных и декоративных элементов в классическом стиле, использование дорического и коринфского ордеров, широкое применение советской символики - барельефы с пятиконечными звездами, гербами, лавровыми венками, портретами вождя, стилизованными сценами из жизни страны – все это дает возможность определить стиль этих построек как сталинский ампир. Для жилой архитектуры был характерен более сдержанный декор: фасады, покрытые штукатуркой, окрашивались в бежевые, серые, кирпичные оттенки, первые этажи часто зрительно отделяли от остального здания, отделывая рустованным камнем. Как и по всей стране, элементами стиля становились упрощенные ордерные системы и советская символика [2].

Изменение статуса из рабочего поселка в город краевого подчинения повлияло на развитие культурной жизни города. В 1950-е гг. строительство велось ударными темпами, активно застраивались новые районы города. Возводятся дома культуры различных организаций (рис. 4).

Рис. 4. г. Находка, Дом культуры моряков (ДКМ)

 

Активные темпы строительства в Находке продолжались на протяжении 1950-х гг. и снизились лишь к концу 1960-х годов. Наиболее приоритетной формой строительства исследуемого периода стала типовая застройка (как жилых, так и культурных объектов), имевшая всесоюзный характер.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Советская архитектура эпохи сталинского ампира − это новая ступень развития ампира как стиля и новая ступень в технологическом подходе при изготовлении декоративных элементов. Отличительными чертами исследуемого стиля стали целостность образов, ансамблевость, монументальность, театральность, массивность, исключение имперских нот.

Основными этапами застройки города Находки из приведенных выше документов принято считать 1950-е − начало 1960-х годов, так как именно в этот период Находка застраивается главными административными, общественными и культурно-бытовыми зданиями, определяется и застраивается центральная часть города.

Главное внимание уделялось сейсмической безопасности и объемам жилищного строительства, нежели архитектурно-художественному оформлению города. Именно поэтому генплан Находки больше решал бытовые проблемы, нежели вопросы единства стиля городской архитектурной среды.

Рецензенты:

Домбраускене Г.Н., д. искусствоведения, профессор, директор Морского гуманитарного института, Морского государственного университета им. Невельского, г. Владивосток;

Федоровская Н.А., д. искусствоведения, заведующий кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.