Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

TEACHERES FAMILISTIC COMPLETENCE AS PEDAGOGICAL FACTOR OF GRADES FORMING OF FAMILY VALUES

Permovskaya O.S. 1
1 Pedagogical university named after K.Minin
Статья направлена на рассмотрение фамилистической компетенции педагога как необходимое условие для формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям. Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, является проблема кризиса института семьи. В статье делаются акценты на то, что главной задачей учителя стало создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества и государства. Фамилистическая компетентность выступает как одна из составляющих профессиональной компетентности педагога и представляет собой системное личностное образование. Основная цель формирования фамилистической компетентности у педагогов заключается в методической поддержке педагога начальных классов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС.
In the article there are considered teacher´s familistic competences as a necessary pedagogical factor of graders´ forming of family value. The main problem is a family institution crisis which has an immediate influence on an efficiency of pupils´ education. In the article there are emphasized that the essential teacher´s aim becomes a creation and an organization of conditions which stimulate pupils´ learning activity. In its turn it leads to educational effects that correspond to new demands of society and government. Familistic competence serves as one of the professional teacher´s competence and is a system personal education. The main aim of teacher´s familistic competence consists in methodic support of a primary school teacher in regard to design and implementation of professional activities system under realization of Federal State Education Standards.
a pedagogical factor
graders
a family
family values
A familistic competence

Сегодня проблемы духовно-нравственного воспитания вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан России, наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. Повышенного внимания требуют вопросы формирования у подрастающего поколения целостной и многогранной картины мира и человека в нем, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях; воспитания чувства ответственности за все происходящее. Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, является проблема кризиса института семьи. Кризис современной семьи естественным образом влечет за собой проблемы в семейном воспитании, в воспитании семейных ценностей. Семейные ценности – то, что открыто, одобряется и культивируется в кругу семьи. Это очень важный фактор стабилизации системы, укрепляющий семью и редуцирующий тревогу ее членов. Во многих семьях доля воспитания детей с родителями ничтожна,  мала по сравнению с влиянием на формирование личности ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, сообщества сверстников. Происходит смещение ценностных ориентаций подрастающего поколения в сторону материально-прагматического подхода, вследствие чего формируются такие нравственные качества,  как честность, порядочность, справедливость, долг, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.[2] В связи с духовно-нравственным кризисом, ценностные смыслы семьи не занимают главного места в жизни подрастающего поколения. В своих исследованиях В.В. Николина отмечает, чтоважным фактором формирования отношения к семейным ценностям,  качеств будущего семьянина  у младших школьников является создание  эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка. Именно в семье закладываются ценности добра, любви, сочувствия, достоинства,  почитания родителей. [4]Главным транслятором семейных ценностей остается учитель и семья. Учитель сегодня перестает быть монополистом в передаче учащимся знаний, единственным источником, транслирующим это знание. На смену традиционным профессиональным ролям  учителя приходят современные: исследователь, консультант, организатор учебной деятельности ребят, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться, «коллективный учитель», обладающий многими специализациями. Современные средства обучения, а именно средства информационно-коммуникативных технологий, фактически, свели к нулю репродуктивные функции в профессиональной деятельности учителя. Сегодня, опираясь на Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования,  главной задачей учителя стало создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества и государства.[6]Школам нужна научная поддержка в организации, оценке качества инновационной деятельности, которая объективно понимается как деятельность, направленная на совершенствование  образовательной системы. Успешность внедрения новых педагогических разработок в образовательные учреждения зависит от способности педагогов воспринимать новшества, уровня освоения ими определенных организационных форм, методов выявления проблем и возможностей развития. [5]

В современных условиях  важное значение приобретает компетентностная  парадигма в воспитательной деятельности педагогов. В профессиональной  деятельности педагогов, занимающихся формированием у младших школьников отношения к семейным ценностям,  имеет фамилистическая компетентность  как важный аспект профессионально-педагогической компетентности в совершенствовании мастерства самого педагога. Формирование фамилистической компетентности у педагогов включает в себя:

- осознание педагогом общечеловеческой ценности и личностной значимости семьи, семейной жизни;

- понимание многоаспектности и полифункциональности семейной жизни;

- владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями, навыками общения с родными и близкими людьми;

- обладание необходимыми качествами личности для выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей;

- владение нравственными нормами (тактичность, уважение к родительским чувствам и др.) и профессиональными компетенциями по воспитанию у младших школьников отношения к семейным ценностям.

Мы поддерживаем точку зрения Л.И. Васильевой, которая определяет фамилистическую компетентность учителя как «интегративное личностное свойство», которое обеспечивается эмоционально-ценностным отношением к семье и семьеведческой деятельности; системой знаний о создании, функционировании семьи, осуществление семейного воспитания детей, о способах конструктивного взаимодействия с семьей ученика в процессе его развития; субъектно-личностным опытом продуктивного решения проблем семейной жизнедеятельности, разработки и реализации моделей подготовки школьников к семейной жизни и психолого-педагогического просвещения родителей; готовностью к непрерывному саморазвитию качеств семьянина, самосовершенствованию семейных отношений, самообразованию в области социального партнерства с родителями обучающихся в целях создания личностно-ориентированной образовательной среды. [1]

Фамилистическая компетентность выступает как одна из составляющих профессиональной компетентности педагога и представляет собой системное личностное образование, интегрирующее в себе: знание основ фамилистики, потребность и умение применять их в практической деятельности, способность решать задачи формирования качеств семьянина у обучающихся, подготовки школьников к семейной жизни на высоком профессиональном уровне, стремление к самосовершенствованию себя как семьянина и педагога.

Фамилистическая компетентность педагога включает следующие компоненты:

- когнитивный компонент (профессиональные знания в области семейного функционирования и подготовки школьников к семейной жизни);

-операционно-деятельностный компонент (профессиональные умения, обеспечивающие деятельность классного руководителя и педагога с семьей и подготовку школьников к семейной жизни);

- ценностно-смысловой компонент (семейные ценности, нравственные нормы, отношения, опыт позитивной семейной деятельности);

- творческо-деятельностный компонент (опыт творческой профессиональной деятельности по взаимодействию с семьей и подготовке школьников к семейной жизни).

Фамилистическая компетентность формируется в процессе подготовки будущих педагогов в вузе, и развивается в процессе практической деятельности учителя, классного руководителя и процессе повышения квалификации в различных формах.[3]

Формирование фамилистической компетентности осуществлялось нами с применением различных форм и методов, технологий в процессе подготовки будущих педагогов.

Формы: лекция, дискуссия, беседа, диспут, мастер-класс, лабораторно-практическая работа, самостоятельная работа, консультирование, научно-практические конференции, учебно-исследовательская работа и др.;

Методы: проблемное изложение, метод эвристического диалога, метод мозгового штурма, методы проектирования, метод творческой группы, метод самоописания, метод компьютерного моделирования др.;

Технологии: имитационного моделирования черт реальной семейной жизни (ролевые, деловые игры, анализ ситуаций); имитационного моделирования основных черт реальной профессиональной деятельности (ролевые, деловые игры, микропреподавание и др.); технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной и учебной ситуации студента (создание реальных ситуаций в учебном процессе как аналогов практической педагогической деятельности).

Основная цель формирования фамилистической компетентности у педагогов заключается в методической поддержке педагога начальных классов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС по следующим направлениям:

- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки

педагогов по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста;

- организация программно-методического сопровождения организации учебно-воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению ее эффективности;

- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к формированию качеств будущего семьянина у младших школьников;

- информирование о нормативно- правовой базе, регулирующей работу педагогов в рамках  закона «Об образовании» (2012 г.), ФГОС начального (общего) образования, Концепции «Духовно-нравственного развития личности гражданина Российской Федерации» и приоритетного национального проекта «Образование»;

- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности по работе с семьей, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста;

- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта по семейному воспитанию;

- вооружение педагогов современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы с родителями и семьей в изменяющей системе семейных ценностей;

- координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий по семейной тематике в классных коллективах;

- оценивание результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива по работе с родителями;

- оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество, стажерская практика);

- осуществление эффективного взаимодействия с родителями школьников по формированию качеств будущего семьянина.

Одна из задач педагога – это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию у младших школьников отношения к семейным ценностям и толерантности у взаимодействующих сторон, что означает: изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей; выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования; организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей; пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей; обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению; создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.[7]Таким образом, толерантная среда в семье способна обеспечить человеку  в ней устойчивую систему отношений к какой-либо значимой проблеме, проявляющейся  в соответствующем поведении и поступках.

Принцип  умелого использования требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношениям к детям.

Главное – установить рациональный порядок жизни и поведения детей в семье, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Приучать детей к режиму дня, включающему их работу, учебу в сочетании с отдыхом, в каком порядке необходимо содержать свои вещи и рабочее место, формировать соответствующие привычки  позитивного поведения. Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям.

Следующим важным  критерием формирования толерантных отношений в семье является создание трудовой атмосферы и воспитание трудовых навыков у детей.

Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. А.С. Макаренко насчитывал, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за цветами, складывать в определенное место получаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вместе с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. Неумение некоторых родителей расширять сферу применения сил детей в практических делах, приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения. Приучение детей к труду с раннего детства, формирует у них трудолюбие, которое является одним из важных качеств хорошего семьянина.

Рецензенты:

Николина В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н.,профессор кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина,г. Нижний Новгород.