Степень магистра предусматривает глубокое освоение теории, приобретение навыков как планирования и разработки научного исследования, так и их реализации. В условиях модернизации высшей школы, перехода на новые ФГОС и принятия Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» идет активный процесс пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, обеспечивающих внедрение новых педагогических технологий, педагогическую поддержку образовательного процесса, которые главным образом направлены на достижение конечной цели - развитие инновационного научно-исследовательского мышления, профессионального потенциала и мастерства, готовности к профессиональному самосовершенствованию, а также и востребованность магистров на отечественном и международном рынках труда.
Цель исследования
Основными целями проекта программы магистерской подготовки по направлению 21.04.02 - «Землеустройство и кадастры» являются:
1) определение своего места в образовательном пространстве региона (Тюменской области);
2) создание инновационной образовательной и научной среды в вузе как инструмента формирования интеллектуального и научного потенциала магистрантов;
3) реализация комплексного (компетентностного) подхода к образовательной деятельности, отражающего повышение качества педагогической поддержки организации аудиторной, самостоятельной и научно-исследовательской работы магистрантов по программе «Управление недвижимостью» посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;
4) внедрение инновационных педагогических методов и подходов при реализации основной профессиональной образовательной программы по данному направлению подготовки;
5) обеспечение при подготовке магистрантов завершенного научно-производственного цикла «от идеи до создания и реализации продукта (проекта, модели и т.п.)»[3, с. 70-71].
Материал и методы исследования
Учитывая многолетний опыт ТюмГНГУ (г. Тюмень), ГУЗа (г. Москва), ОмГАУ (г. Омск) в многоуровневой системе подготовки студентов (бакалавр, специалист, магистр, аспирант) по направлению «Землеустройство и кадастры», а также более 5 лет работы и участия в эксперименте по реализации элементов предлагаемого нами проекта в учебном процессе, с нашей точки зрения предлагаемый нами проект отличается от сложившейся системы магистерских программ не только по структуре, но и главным образом по содержанию и инструментарию его реализации, обеспечивая тем самым конкуренцию зарубежным вузам. В основу разработки данного проекта положены статистический, абстрактно-логический метод, метод системного анализа, моделирования и диагностики.
При формировании в ТюмГНГУ учебно-научно-инновационного комплекса в реализации проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» будут задействованы: инновационные подразделения; инновационно-научно-образовательные центры; научно-исследовательские подразделения; специализированные учебно-научные лаборатории; студенческая академия наук (САН) и инновационный производственный сектор [3, с. 70].
Данный проект предусматривает разработку ОПОП, ориентированную на региональный рынок труда, корректировку учебного плана, проектирование рабочих программ научной, педагогической и производственной составляющих, включение в образовательный процесс курса дисциплины «Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации» по направлению подготовки 21.04.02 - «Землеустройство и кадастры». Дисциплина осваивается магистрантами на протяжении двух семестров. В качестве педагогической поддержки выступают издание учебного пособия «Магистерская подготовка. Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации»; разработка индивидуального плана, программ прохождения педагогической, технологической и производственных практик, а также программы научно-исследовательской работы на базе филиалов выпускающей кафедры на производстве.
Освоение дисциплины «Научно-методические основы планирования и разработки магистерской диссертации» позволит сформировать у магистрантов знание элементов научно-исследовательского поиска, методические основы и практические навыки структурирования и планирования научно-исследовательской работы, магистерской диссертации, а также навыки организации и проведения всего цикла работ - от исследования до внесения предложений научных разработок с их апробацией в производственную деятельность.
Содержание вводимого курса учебной дисциплины обеспечивает решение следующих задач:
1) раскрытие общих понятий и сведений о науке. Приобщение магистрантов к культуре познавательного мышления;
2) раскрытие сущности методологии научного исследования, форм и методов научного познания в конкретной предметной области;
3) раскрытие основных требований к выбору и обоснованию темы исследования (магистерской диссертации);
4) определение состояния изученности темы исследования (представление анализа литературных источников; осуществление сбора, анализа и группировки фактического материала; обоснование критериев научной новизны и практической значимости проводимых исследований;
5) представление механизма структурирования магистерской диссертации (исследования);
6) раскрытие процесса планирования диссертационной работы (научного исследования) и приемов изложения материала;
7) привитие способности у магистрантов самостоятельно выполнять научно-исследовательские разработки с использованием современных технологий;
8) привитие у магистрантов научного и творческого поиска, использования научного инструментария в решении поставленных задач (использования научных методов, приемов, способов, технологий);
9) раскрытие процесса разработки (моделирования) проекта, методики, технологии и их апробации; приобщение магистрантов к участию в НИР, включая исследования, проводимые на выпускающей кафедре и в проектной творческой мастерской;
10) раскрытие критериального уровня достоверности и инновационности диссертационных разработок;
11) формулировка и обоснование выводов (заключения) по проведенному исследованию (относительно экономического и экологического эффекта, социальной значимости);
12) подготовка и представление презентационного материала магистерских разработок (научного исследования);
13) подготовка к публикации научных статей по теме проведенных исследований;
14) формирование действенности магистрантов (активность, критериальность, рефлексия) при разработке и внедрении педагогических и иных технологий;
15) приобщение магистрантов к организации и проведению деловых игр, мастер-классов, научных конференций и круглых столов [1, с. 26-102, 5, с. 11-25].
Особенность проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» заключается в широком диапазоне исследования, творчества, освоения, использования и разработки производственных и педагогических технологий (моделей, методов и т.д.) [4, с. 154-155].
По предложенному курсу дисциплины «Научно-методические основы планирования, разработки и оформления магистерской диссертации» магистрант успешно проходит все этапы освоения ОПОП, начиная с разработки и утверждения программы и методики исследования (определения и обоснования темы ВКР (магистерской диссертации), планирования исследования), продолжая сбором, обработкой и анализом информационных массивов (материалов), осуществляя моделирование научно-исследовательского процесса, выбор средств (методов, приемов, технологий), создание виртуального проекта (научных разработок), завершая апробацией (участие в фестивалях науки, конкурсах научных работ В.И. Муравленко, «Умник», САН) и защитой магистерской диссертации.
Новый курс дисциплины предусматривает применение творческого поиска, обеспечивающего разработку и защиту индивидуальных заданий и научных работ, позволяющих воплотить полученные знания и навыки исследовательской деятельности в проекты, модели, эскизы, технологии и т.д. При постановке одной и той же задачи для всех у каждого магистранта рождается свое, отличное от других решение. Применение метода творческого поиска позволяет магистранту в своей научной и проектной практике (производственной деятельности) реализовывать собственные наработки и идеи, защищая их на деловых играх, представляя на заседании круглых столов с научной тематикой, давая мастер-классы, участвуя в Международных и Всероссийских конференциях молодых ученых и конкурсах магистерских диссертаций.
При магистерской подготовке наряду с используемыми в ТюмГНГУ методами и педагогическими технологиями нами предлагается широкое применение специализированных программных продуктов, ГИС, САПР и иных, на основе которых магистранты в интерактивном режиме самостоятельно занимаются моделированием (или в составе проектной группы) различных технологических процессов или явлений [2, c. 166-168].
Результаты исследований и их обсуждение
В условиях инновационного обучения востребованность проекта магистерской программы «Управление недвижимостью» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» выражена потребностью региональных вузов в обмене педагогическими, методическими и научно-инновационными подходами, разработками и технологиями руководства магистерской подготовки.
Востребованность же самих выпускников магистерской программы на региональном, а также на международном рынках продиктована инновационной составляющей производственных циклов в управлении землей и недвижимостью, рациональном использовании земельными ресурсами, ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением мониторинга земель и недвижимости, территориальным планированием, формированием землепользований устойчивого развития и т.п.
Обратная связь от магистрантов при реализации данного проекта является серьезным стимулом совершенствования педагогической поддержки учебно-инновационного процесса в вузе.
Технологическими приемами обратной связи от студентов (магистрантов) выступают [1, c. 11-25]:
1) на этапе разработки исследований - публичная презентация и обсуждение, публикация разработок в сборниках научно-методических конференций, мастер-классы. Наряду с этим прослеживается обратная связь с профессиональным сообществом - на заседаниях учебно-методических комиссий института, совете преподавателей направления и заседаниях регионального УМО;
2) на этапе апробации обратная связь реализуется в организации учебного процесса, проведении деловых игр, отчетах о педагогической, научно-исследовательской и производственной практике, в участии в региональных и всероссийских конкурсах на лучшую выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию);
3) на этапе внедрения речь идет о тестировании магистрантов по отдельным разделам курса, их анкетировании по итогам прохождения курса; особую значимость на этом этапе приобретают качество, проработанность, научная новизна и практическая значимость диссертационных исследований, востребованность авторов разработок на производстве.
Выводы
Жизнеспособность проекта обеспечивается модернизацией традиционного обучения инновационным подходом к учебному процессу. В рамках данного проекта представлено обновление учебного и научного процесса, ориентированного на более эффективную его организацию. Проект успешно будет реализован в системе опережающего инновационного элитного образования в ТюмГНГУ.
Рецензенты:Попов И.П., д.г.-м.н., профессор, профессор кафедры геологии месторождений нефти и газа института геологии и нефтегазодобычи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Туренко С.К., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной геофизики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.