Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

METHODS OF FORMATION OF A PROFESSIONAL POSITION OF FUTURE LAWYERS DURING THEIR PROFESSIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOL

Daldaeva T.I. 1
1 Chechen state university
Формирование профессиональной позиции будущих юристов является важным этапом профессионального становления и определяет эффективность трудовой деятельности, в том числе юридической. В этой связи в статье описывается процесс формирования профессиональной позиции будущего юриста в процессе профессиональной подготовки в вузе через методику. Акцент в методике делается на педагогических условиях, позволяющих осуществить процесс формирования профессиональной позиции организованно, а не стихийно, как это осуществляется в последующем в профессиональной деятельности. Раскрывается особенность первого педагогического условия – включение в образовательную программу факультатива «Искусство публичных выступлений», представлены темы факультатива, особенности реализации моделей контекстного обучения. Описывается второе педагогическое условие «Применение кейс-метода как основного ресурса имитационной обучающей модели», раскрываются виды кейсов, применяемые на занятиях. Представлено третье педагогическое условие – «Организация онлайн консультирования в процессе прохождения производственной практики будущих юристов», показаны его особенности.
Formation of a professional position of future lawyers is an important stage of professional development and it determines the efficiency of employment, including legal activities. In this regard, the article describes the process of formation of a professional position of future lawyer in the course of vocational training in high school through the methods. Emphasis in this methods is placed on the teaching conditions leading to the formation of a professional position in an organized, not spontaneous way, as in the following professional activities. The author discloses peculiarities of the first pedagogical condition – the inclusion of Elective Course «The Art of Public Speaking»in the curriculum.Elective topics, features of the implementation of contextual learningmodels are described. The second pedagogical condition «usecase-method as a basic resource of training modelsimulation»is disclosed, alongside with the types of cases used in the classroom. The third pedagogical condition – organization of online consultations in the process of practical training of future lawyers – is presented in the paper.
online consultations.
practice
law
higher education institution
vocational training
future lawyer
student
contextual learning
the methodology
professional position

Формирование профессиональной позиции является длительным и многоплановым процессом, основы которого закладываются на разных стадиях профессионального становления личности. Если рассматривать позицию как статус личности, отношение ее к каким-либо явлениям и как некую роль, то можно определить профессиональную позицию через систему отношений к профессиональной деятельности. Анализ определений данной дефиниции показал, что профессиональная позиция является базой профессионального становления и развития специалиста, она определяет его отношение к трудовой деятельности, профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию в профессии. В этой связи очень важно сформировать профессиональную позицию у представителей юридической деятельности. Профессиональная деятельность юриста отличается повышенными требованиями к ней как общества, так и государства. Она характеризуется наличием властных полномочий и относится к государственной деятельности, включая в себя нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультационную, педагогическую и другие виды деятельности. Все вышесказанное указывает на значимость формирования профессиональной позиции будущего юриста.

В связи с тем, что профессиональная позиция является компонентом жизненной позиции важно понимать особенности ее формирования на разных стадиях становления личности. Согласно психологическим теориям жизненная позиция формируется в юности, это возраст профессионального самоопределения [6, 3]. Он приходится на период завершения школьного обучения и начало профессиональной подготовки в вузе. Тогда возникает вопрос, когда происходит формирование профессиональной позиции личности? Специалист в области психологии профессиональной деятельности Ф. Зеер говорит о том, что профессиональная позиция формируется уже в процессе осуществления трудовой деятельности на этапе первичной профессионализации. При этом сам же автор отмечает, что многие молодые люди разочаровываются в собственном профессиональном выборе на разных стадиях профессионального становления.

Данное утверждение позволяет нам утверждать о необходимости не стихийного формирования профессиональной позиции, которое может привести к негативным результатам, а важности организации целенаправленного и грамотно организованного процесса. Такой организованный осознанный и управляемый процесс поэтапного культурного профессионального восхождения юриста можно определить как принцип регулируемого эволюционирования, сформулированный Д. Ф. Ильясовым [2]. Причем считаем, что данное формирование профессиональной позиции будет успешным через коммуникации будущего юриста с компетентными специалистами в этой области, через освоение юридической роли в профессиональном общении. Таким образом, под формированием профессиональной позиции будущего юриста будем понимать организованный процесс освоения профессиональной роли юриста, его культурного восхождения путем опредмечения его потребности в общении через профессиональные коммуникации.

Чтобы выстроить именно организованный процесс формирования профессиональной позиции будущего юриста, необходимы конкретные условия, оформленные в определенной методике. Под методикой будем понимать совокупность методов, средств, приемов, которые позволяют провести работу целесообразно. Методика реализуется на основе педагогических условий, описание которых и будет развернуто в статье.

В основе реализации методики формирования профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе мы заложили четыре подхода: акмеологический, герменевтический, доминантно-позиционный и личностно-деятельностный. Использование акмеологического подхода ориентировано на понимание будущим юристом значимости профессионального самосовершенствования, заложенного в формировании его профессиональной позиции. Герменевтический подход подразумевает понимание глубинных смыслов нормативно-правовых документов и других информационных источников, осознание связи правовой сферы с историческими, политическими и религиозными процессами. Подход под названием «доминантно-позиционный» предполагает множество позиций внутри жизненной и непосредственно профессиональной позиции будущих юристов. И, наконец, личностно-деятельностный подход принимает во внимание феномены уникальности и неповторимости личности, он оптимальным образом развивает личностные и профессиональные качества юриста в учебно-профессиональной деятельности.

Для формирования профессиональной позиции будущих юристов мы использовали ресурсы дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). В частности акцент делался на ресурсы таких дисциплин, как «Профессиональная этика» и «Психология». Однако они не в полной мере отражают возможности формирования профессиональной позиции юриста, что привело нас к необходимости внести адресную дисциплину - факультатив «Искусство публичных выступлений», который выступил в качестве первого педагогического условия формирования профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Понимая, что красивая и грамотная речь очень важна для убедительности юриста, мы именно таким образом обозначили название и содержание факультатива. Укажем название основных тем: «Публичное выступление: понятие, функции, механизмы», «Подготовка к публичному выступлению», «Страх публичных выступлений: выявление причин и скрытых механизмов воздействия», «Коммуникативная фаза публичного выступления», «Дискуссия в публичном выступлении», «Вопросы аудитории в публичном выступлении», «Эффекты публичного выступления: обращение к аудитории, комплименты, юмор, бессознательные сигналы, время выступления», «Использование средств наглядности в процессе выступления», «Анализ наиболее известных и успешных публичных выступлений», «Судебное красноречие юриста», «Тренинг развития коммуникативных умений». Завершается освоение факультативной дисциплины выполнением проектной работы студентов на тему «Успешное публичное выступление юриста».

Отметим, что в данном факультативе включены три обучающие модели контекстного обучения. В нашем исследовании признается решающая роль контекстного обучения в формировании профессиональной позиции будущего юриста. Контекстное обучение определяется как обучение, в котором динамически моделируется содержание профессионального труда, создающее условия для превращения учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [1]. Такое обучение включает три модели: семиотическую, имитационную и обучающую. Так, семиотическая модель представлена непосредственно в лекционных занятиях, раскрывающих различные темы факультатива. Причем помимо классических лекций информация предоставлялась также в форме проблемной лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-консультации и пр.

Для развития рефлексии будущих юристов на лекциях применялись психологические техники (упражнения, игры, притчи) [5]. Этот опосредованный способ воздействия является наиболее эффективным в плане формирования профессиональной позиции по сравнению с обычными догматичными убеждениями. Использование данных техник относится как семиотической, так и имитационной обучающей модели. Сущность данной модели заключается в моделировании отдельных аспектов профессиональных ситуаций, в нашем случае правовых, в условиях учебного занятия.

Следует напомнить, что имитационная обучающая модель представляет собой смоделированную ситуацию будущей юридической деятельности. Такое моделирование основывается на теоретической информации, анализе и принятии правовых решений. Помимо прочего факультатив содержит ресурсы и третьей модели контекстного обучения - социальной. Социальная модель представляет собой типовую ситуацию, фрагмент профессиональной деятельности, которые исследуются в совместной деятельности студентов. Взаимодействие в интерактивных группах (социальных моделях профессиональной среды) способствует формированию как предметной, так и социальной компетентности студента. Таким образом, социальное содержание включается в учебный процесс благодаря совместной деятельности будущих специалистов. Такая деятельность подразумевает обязательный учет личностных особенностей, предпочтений и интересов каждого, принятие группой нравственных нормам коллектива.

Перейдем к описаниюреализации второго педагогического условия методики формирования профессиональной позиции будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе - применение кейс-метода как основного ресурса имитационной обучающей модели.

Кейс-метод представляет собой проблемную профессиональную ситуацию (реальную или вымышленную), которую необходимо решить. Профессиональная деятельность юриста насквозь пронизана множественными проблемными ситуациями. Способность решать такие ситуации в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и других видах деятельности является важной профессиональной компетенцией юриста. Работа с кейсами осуществлялась как средство формирования профессиональных компетенций студентов-юристов [4]. Кейсы, которые использовались на занятиях, отличались по объему, глубине, формату принимаемого правового решения. Следуя классификации кейсов, по такому параметру как «цель применения в учебном процессе», применялись кейсы практические, обучающие, научно-исследовательские [7]. Практические кейсы отражали реальные жизненные ситуации, они представляли анализ одного или нескольких документов (судебный акт, ходатайство, исковое заявление). Обучающие кейсы, содержащие характерные ситуации из правовой области, позволяли осуществить перенос частных знаний и умений в решении конкретных юридических дел на типичные ситуации из практики юриста. Также использовался ряд научно-исследовательских кейсов, в которых студенты исследовали пакет нормативно-правовых документов и пр. На семинарских занятиях применялись нормативные и функциональные кейсы. Особенностью последних являлся детальное исследование противоречивой информации, где студентам необходимо было выдвинуть решение, а затем аргументировать его степень доказательности. Периодически использовались стратегические кейсы, которые содержат множество противоречивых фактов, не полную информацию, и поэтому они не имеют однозначного решения. Студенты отмечали, что данные кейсы достаточно сложные, поэтому для их решения требовались не только теоретические знания, но творческий подход, аналитическое мышление. Решая такие ситуации, будущие юристы организовывали активную дискуссию, споры, поэтому преподавателю приходилось включаться в совместное решение для искусного управления ситуацией.

Таким образом, кейсы использовались в рамках одного занятия, по итогам обобщения полученной информации из нескольких семинарских занятий. Формы работы над кейсами варьировались от индивидуальных до групповых. Стратегические кейсы применялись для контроля знаний на итоговых занятиях (зачетах, экзаменах). Отдельное внимание уделялось развитию не только профессиональных качеств, связанных с академическими знаниями, требующимися для юридической деятельности, но и психических процессов будущих юристов. Применялись кейсы для развития восприятия, памяти, воображения, внимания, логического мышления. Данные способности важны в профессиональной деятельности юриста, поэтому на занятиях подбирались соответствующие кейсы.

Для формирования профессионально позиции будущих юристов была осуществлена реализация третьего педагогического условия - организация онлайн консультирования в процессе прохождения производственной практики будущих юристов.

Производственная практика в контекстном обучении рассматривается как социальная обучающая модель, в которой реализуются профессиональные коммуникации, очень важные для формирования профессиональной позиции юриста. Студенты проходили практику в различных организациях и учреждениях по профилю подготовки, включая студенческие правовые консультации. Основным условием по итогам прохождения практики являлась отчетность в форме плана практики, характеристики на студента с места практики, отчета самого обучающегося по практике, а также отзыва руководителя. В процессе прохождения практики студенты выступают сначала как пассивные наблюдатели. Затем их роль менялась на активное наблюдение. Однако приоритет отдавался осуществлению реальной профессиональной деятельности в форме изучения правовых документов, исков, заявлений и пр.

Полагаем, что реальная юридическая деятельность студентов должна реализовываться в разных формах: оказание правовой помощи населению в виде консультаций по юридическим вопросам; разработка проектов нормативно-правовых документов; представительство в судах; написание заключений (устных и письменных), составление справок по вопросам гражданского законодательства; составление и проведение экспертизы юридических документов и пр.

Производственная практика относится к социальной обучающей модели, так как студент осуществляет предметные действия и поступки в моделируемых и реальных ситуациях профессиональной деятельности, а преподаватель сопровождает его на данном этапе обучения в вузе. Специфика развития личности будущего юриста в этой модели заключается в развитии и реализации социальной и предметной компетентности, формировании профессиональной мотивации, личностных смыслов профессиональной деятельности.

Однако акцент в профессиональной практике мы делали на онлайн консультировании в юридической сфере. Такое консультирование достаточно распространено в последнее время. Причем оно осуществляется по разным темам: по вопросам воспитания и развития детей, уходу за домашними животными, профессиональному обучению в онлайн режиме. Получение профессиональной юридической помощи в дистанционном режиме также достаточно востребовано.

Получить экспресс ответ на актуальный вопрос сейчас можно в любое время в любой части страны. Поэтому считаем, что участие студентов в таком формате правового консультирования будет носить серьезный формирующий эффект профессиональной позиции будущего юриста.

Студенты на практике сначала изучали особенности онлайн консультирования, анализируя сайты, в которых оказываются данного рода услуги. Исследовали страницы социальных сетей по правовому консультированию, форумы профессиональных юридических сообществ. Далее организовывали под контролем руководителя практики, а затем самостоятельно юридическое онлайн консультирование в форматах вопрос-ответ на сайте, через электронную почту, либо в реальном режиме через Skype.

Отметим, что знакомство с консультациями, уже осуществленными другими специалистами юридического профиля, позволяет будущему юристу получить реальное представление о наиболее актуальных вопросах в таких отраслях, как трудовое, финансовое, гражданское, земельное, административное, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное право и др. Помимо прочего студенты получают ценный опыт самостоятельных консультаций как юридических, так и физических лиц по темам, наиболее ими изученным и освоенным. Однако следует отметить, что онлайн консультации наиболее востребованы физическими лицами.

Таким образом, описание методики формирования профессиональной позиции будущих юристов опиралось на уже реализованной методике, включающей в себя педагогические условия. Такая методика позволила на основе ресурсов контекстного обучения сформировать профессиональную позицию будущих юристов, что является важным условием не только адаптаций в профессии, но и самореализации в ней.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск;

Ярычев Н. У., д.п.н., зав. кафедрой теории и истории социальной работы  ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.