Дистанционная форма процессов образования, зародившаяся еще в XVI-XVII вв., получила свое широкое распространение в конце XX века. В современной литературе имеется достаточное количество работ, анализирующих проблемы управления, развития, содержания и результативности данной формы образования [2]. На причинах широкого распространения дистанционной формы образования в современной России акцентировал внимание Л.Я Аверьянов, который считал, что«… одной из самых негативных и социально болезненных диспропорций является неравенство возможности получения образования. Индивид может пренебречь этими возможностями – по нерадивости, предпочтению других сфер деятельности, или по каким-либопринципиальным соображениям. Это дело выбора. Но выбор ему должно предоставить общество, претендующее называться цивилизованным. …Образование сегодня выполняет не только функцию поддержания социального престижа, но и, по сути, функцию социализации, ибо войти в мир знаков-символов возможно только с определенной образовательной ступени» [1].
Дистанционное обучение в Российской Федерации начинает приобретать официальный статус с начала 1990-х гг., а в 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России», созданная для повышения доступности и качества учебных программ и обусловленная «высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей» [7].
В настоящее время российское дистанционное высшее образование регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Постановлением Правительства Российской Федерации № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» от 28 октября 2013 г., приказом Рособрнадзора № 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования» от 05.09.2011 г. [11].
Домрачеев В.Г. в свих работах дает определение дистанционному образованию как «…новой ступени заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [4].Коллектив авторов во главе с Е.С. Полатполагают, что «дистанционное обучение –этоорганизованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) [9].Однако понятие «образование» будет неполным без рассмотрения понятия «обучение», которое, по мнению В.И. Вдовюк, «….представляет собой «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности» [3].
При этом качество дистанционной формы обучения и дистанционного образования, по мнению авторов Л.Б. Осиповой, О.М. Горевой,«….часто рассматривают как идентичные, что представляется не совсем точным, ибо обучение и образование имеют разную направленность, различное содержание и форму, в связи с чем, естественно, критерии качества различны. Дистанционное обучение является средством и методом получением дистанционного образования. Следовательно, дистанционное образование, естественно, связано с дистанционным обучением, так как является результатом обучения [8]. Наиболее полно категорию «дистанционное обучение» определяют исследователи Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, так, по мнению группы авторов,«…дистанционное обучение – это «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [10].
Согласно данным Фонда «Общественное мнение» по состоянию на лето 2013 г. количество совершеннолетних Интернет-пользователей в России составляет 66,1 млн. человек (более 50% всего совершеннолетнего населения страны), а более 52,2 млн. россиян пользуются Интернетом ежедневно.
По результатам социологического исследования Фонда о проблемах дистанционного образования в России, проведенного в августе-сентябре 2013 года можно сделать вывод о том, что дистанционное образование приобретает все большую популярность. Значительную часть респондентов используют компьютер с целью получения новых знаний, умений, навыков и 22 % опрошенных (18-30 лет) предпочитаю дистанционное обучение традиционной форме. Для получения новых знаний сеть Интернет сегодня используют более трети россиян (37%). Согласно данным компании «Яндекс» в городах с населением свыше 100 тыс. человек у 94% пользователей есть выход в Интернет, причем у большинства из них доступ широкополосный, что обеспечивает высокую скорость работы в глобальной сети и таким образом, 52% респондентов используют электронное обучение для самообразования и личностного развития. Кроме того, 25% опрошенных используют интернет для совершенствования основного образования, повысить квалификацию через интернет стремились 23% респондентов [5].
Таким образом, востребованность дистанционного высшего образования среди студентов, а также заинтересованность вузов в применении данных технологий обучения очевидна.
Одновременно, при проведении экспертного опроса в феврале 2014 года в Тюменском нефтегазовом университете,полученные данные позволили выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами обучения (очная, заочная) в высшей школе, а также определить основные факторы, влияющие на результативность дистанционного образования.Экспертами выступил управленческий персонал, непосредственно работающий со студентами дистанционного образования 65%, а также 29% сотрудников, которые не работают со студентами, но участвуют в организации процесса обучения и 6 % составили эксперты, которые планируют работать со студентами дистанционного обучения.Анализируя данные ответов экспертов, можно сделать вывод о том, что важность и возможность получить образование в любом месте, независимо от местонахождения студента, что особенно актуально для стран, имеющих обширные территории, таких как Россия очевидна. Однако современная информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах не достаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом (Рис.1).
Рис. 1 Важность и необходимость дистанционного образования
для современных вузов, в %
Кроме того, большинство экспертов, отмечая,необходимость развития технологий дистанционного обучения в высшей школе и подчеркнули важность этого процесса в силу их значительного влияния на конкурентоспособность университетов в современном образовательном пространстве (Рис.2).
Рис.2 Влияние дистанционного обучения в вузе на его конкурентоспособность в образовательном пространстве
Кроме того, большая часть экспертов (89% опрошенных) полагают, что в вузе идет первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс и лишь 11% респондентов отметили, что в университете технологии дистанционного обучения студентов находятся на высоком уровне (Рис.3).
Рис.3Уровень организации и внедрения технологий
дистанционного обучения в вузе, в %
Одной из причин низкого уровня внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университете является то, чтоформирование материально- технической базы для дистанционного обучения началось с определенным отставанием и руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения. Кроме того, это высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки электронных систем дистанционного обучения, отсутствие необходимой технической поддержки, малое количество квалифицированных преподавателей для реализации дистанционного обучения, недостаточное количество в вузах полноценных электронных курсов (Рис.4).
Рис.4 Отношение преподавателей вуза к работе в ДО, в %
Как видим, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в вузе осознают трудности, которые есть упреподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, чтобольшинство российских государственных вузов находятся лишь в начальной стадии внедрения современных дистанционных технологий обучения в образовательный процесс. В то же время анализ зарубежного опыта применения данных технологий свидетельствует об их востребованности в университетах развитых стран мира, что обуславливается сопоставимым качеством зарубежного дистанционного и традиционного очного обучения. Следовательно, изучение мирового опыта развития и применения дистанционного образования в высшей школе позволит усовершенствовать модели дистанционного образования, применяемые отечественными университетами.
Рецензенты:Белоножко М.Л, д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;