За относительно короткое время РФ прошла огромный путь реформирования системы здравоохранения. В течение переходного периода структура управления здравоохранением была адекватна задачам выживания и сохранения научно-образовательного и медицинского потенциала. Вместе с тем очевидно, что в условиях развития экономики, основанной на знаниях, важна дальнейшая модернизация системы управления объектами здравоохранения [1]. Использование инновационной инфраструктуры, как и государственное стимулирование инновационной деятельности (ИД), будут малоэффективными при отсутствии высококвалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. Актуальные для современного этапа развития российского общества проблемы создания прорывных технологий, способных качественно изменить состояние медицинской науки и здравоохранения, ставят перед научными и исследовательскими учреждениями задачи разработки, внедрения и практической реализации инновационных методов управления научно-исследовательской деятельностью (НИД), включающих программы подготовки кадров к ИД [6, 7, 8]. Требования современного этапа обострили проблемы профессиональной подготовки специалистов для медицинской науки, способных синтезировать новые знания, разрабатывать принципиально новые решения поставленных задач [2, 3]. Условием формирования инноваций в отрасли является модернизация системы медицинского образования, что требует реализации инновационных образовательных программ как на уровне студентов медицинских факультетов, так и на уровне ординатуры, аспирантуры и докторантуры, адресной поддержки перспективных исследований молодых ученых [4]. Необходим стабильно функционирующий механизм подготовки научных кадров медицинского профиля на основе тесной интеграции медицинских вузов, университетов, обладающих высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами и инфраструктурой образовательного процесса, ведущими научно-исследовательскими и научно-производственными организациями, поиск новых подходов, инструментов и технологий подготовки кадров как составляющей совершенствования работы по созданию и внедрению медицинских инноваций (МИ) [3, 4, 5].
Целью настоящего исследования явилась разработка методологических подходов к формированию концепции подготовки кадров для инновационной деятельности в здравоохранении на основе экспертных оценок.
Задачи исследования включили анализ проблем подготовки кадров на современном этапе, разработку и обоснование принципиально новых образовательных технологий и моделей, способствующих формированию кадров, компетентных в инновационной деятельности.
Материалы и методы
В процессе проведения научного исследования использованы методы литературного, статистического анализа, методы организационного моделирования и экспертные оценки с использованием модификации метода Дельфи (Е.Н. Шиган, 1986). Материалом исследования послужили 24 экспертные карты оценки организации и планирования ИД в медицинских организациях (по 32 параметрам) и 47 экспертных карт оценки состояния и перспектив ИД в здравоохранении (по 58 параметрам). В экспертной оценке приняли участие 24 ведущих специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья Сибирского региона.
Базой для проведения исследования выбран ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России (ННИИТО), являющийся одним из ведущих НИИ в здравоохранении России. Основными составляющими деятельности ННИИТО являются научная, в том числе экспериментальная, лечебно-диагностическая, образовательная работа (является базой для обучения ординаторов, аспирантов, усовершенствования и последипломного образования врачей и средних медицинских работников). Научная и образовательная база ННИИТО позволяет осуществлять фундаментальные и прикладные научные исследования, разработки в области организации и управления. Кадровый потенциал соответствует организационной структуре, включая готовность персонала к научной, образовательной деятельности, что является залогом успешной разработки и продвижения медицинских технологий на внешнем рынке. Научно-клинический и образовательный блок деятельности обеспечивается наличием 16 профессоров, 30 докторов и 74 кандидатов наук. Ежегодно на базе ННИИТО проходят обучение 10 аспирантов и 30 клинических ординаторов, участвующих в научно-клинических исследованиях, отмечается рост числа аспирантов, представивших диссертации к защите (за 2005–2007 гг. – 3 аспиранта, в 2008–2009 гг. – 6 аспирантов). Повышение результативности изобретательской деятельности отражено в отчетной документации ННИИТО и свидетельствует об увеличении регистрации патентов (до 10–13 в год), приоритетных справок. Так, с 2009 г. предложено более 10 НИОКР, на 5 из которых получены положительные рецензии. Однако задачи создания инновационной системы и проведения политики инновационного развития здравоохранения диктуют необходимость внедрения новых подходов к подготовке кадров для инновационной деятельности.
Результаты и обсуждение
Изучение состояния и перспективных направлений подготовки кадров для инновационной деятельности являлось составляющей комплексной оценки инновационной деятельности в регионе.
Результаты экспертной оценки организации и планирования ИД в медицинских и научных организациях позволили определить проблемные области в организации ИД и приоритетные направления надлежащих изменений. Новые подходы к кадровому обеспечению особо актуальными считают 83,7% экспертов. Существенными показателями в управлении медицинскими организациями обозначены также: необходимость создания инновационной инфраструктуры (76,4% экспертов), разработка инновационных форм организации процессов обучения (64,0%). Исследование показало наличие проблем в организации изобретательской деятельности и положительное мнение о необходимости дополнительного обучения по организации и проведению научных исследований, способствующего развитию творческих способностей и самостоятельности. Большинство экспертов (90,0%) связывают организацию НИД с трудностями для исследователей, в том числе на этапе планирования научно-исследовательской работы (НИР), когда требуется помощь инженера с медицинским образованием для изготовления биологически функциональных инженерных образцов (63,0%). Необходимой считают организацию консультирования по сбору статистического материала и его обработке 80,5±2,9% опрошенных специалистов, патентному поиску 89,8%, инноваций в здравоохранении 90,3%, внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий 72,6%. К основным проблемам организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) отнесены: низкая мотивация сотрудников (70,7%), низкая доступность библиотечных фондов и иностранной литературы (80,4%), отсутствие должной юридической безопасности интеллектуальной собственности (90,6%). Респонденты указали на необходимость использования в практике организации изобретательской деятельности механизмов и инструментов международной системы менеджмента качества (100%), создания документированных процедур и карт отдельных процессов (90,7%), внесения изменений в нормативную правовую базу (90,8%), совершенствования мотивации научных сотрудников (70,2%), создания новых структурных подразделений для оптимизации организации изобретательской деятельности, таких как отдел качества (99,8%), отдел перспективного планирования (80,3%), отдел маркетинга (90,2%). В вопросах кадрового обеспечения важными признаны построение системы мотивации (29,8%) и рациональная организация рабочего процесса (28,7%) (коэффициент конкордации W составил 0,78).
Экспертная оценка состояния и перспектив подготовки кадров для ИД в здравоохранении проводилась в два этапа. На первом этапе эксперты оценивали состояние и проблемы ИД в здравоохранении на современном этапе в целом. На втором этапе экспертам было предложено оценить перспективы ИД с определением наиболее значимых направлений развития и механизмов реализации обозначенных направлений.
По мнению экспертов, существующие проблемы связаны с трудностями широкого внедрения МИ и, как следствие, с обеспечением их доступности как для специалистов, так и для пациентов (по 4,6 балла), а также с обстоятельствами, не позволяющими решить эти проблемы в рамках действующей, достаточно давно сложившейся и для всех вполне привычной системы научной, образовательной деятельности и практического здравоохранения (4,7 балла). Наиболее значимыми направлениями повышения эффективности ИД в здравоохранении являются создание специальных институтов (инфраструктурных объектов) и инновационных площадок, включающих образовательную деятельность в качестве важнейшей составляющей (5,0 баллов), а также внедрение программ обучения ИД (4,5 балла). Следует отметить, что формирование инновационной медицинской среды (ИМС) оценивается как принципиальное и системное решение в комплексном подходе к развитию инновационной сферы, включая аспект подготовки кадров к ИД (5,0 баллов). При этом научно-образовательные центры и исследовательские зоны НИИ в составе ИМС рассматриваются как значимые объекты (4,7 баллов). С точки зрения экспертов, на настоящий момент времени из направлений формирования инновационной медицинской среды уделяется внимание повышению эффективности научно-образовательного потенциала и обеспечению взаимодействия элементов ИМС через эффективную систему координации и управления, но не в должной мере (3,9 и 3,7 балла соответственно). Наличие квалифицированных кадров и научно-исследовательского потенциала в медицинских организациях оценено экспертами среди наиболее значимых параметров для внедрения инновационных технологий (по 4,7 балла). Среди действующих площадок для подготовки кадров к ИД эксперты обозначили со средней степенью значимости научно-образовательные центры (научно-образовательные комплексы) – НОЦ (НОК) с базовой площадкой в вузах и НИИ (3,3 балла) и образовательные центры в отраслевых кластерах (2,7 балла). Остальные базы признаны малозначимыми. Данные показатели также свидетельствуют о проблемах в действующей системе подготовки к ИД. Наиболее перспективными базами подготовки кадров для ИД являются, по мнению экспертов, образовательные центры в медицинских кластерах (5 баллов) и НОЦ или НОК с базовой площадкой в вузах или НИИ (4,3 балла). При оценке значимости индикаторов инновационного потенциала медицинских организаций высокую оценку получили: наличие научно-образовательной и материально-технической базы, кадровый потенциал (по 5 баллов), система управления организацией, включая кадровый менеджмент (4,6 баллов).
Поскольку подготовка кадров для ИД является весьма актуальной для реализации модели ИМС как ключевого элемента в перспективном развитии инновационной сферы региона, результаты экспертной оценки позволили сформировать перспективные направления деятельности, которые успешно реализованы в структурах ИМС (ННИИТО). В рамках научного исследования создана новая образовательная стратегия в тренде инновационного развития регионального здравоохранения, сформирована и внедрена концепция постдипломного обучения медицинских работников, основанная на переходе к компетентностному подходу в определении целей обучения будущих врачей и научных сотрудников: преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи медицинской науки и практики. Предложена расширенная программа обучения клинических ординаторов, основанная на использовании современных достижений науки и информационных технологий (методики проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы), сформулированы принципы и разработаны качественно новые подходы к обучению инновационно-активных кадров (рис. 1).
В ходе исследования нами разработаны механизмы реализации предложенных принципов обучения ИД: изменение подходов к теоретической и практической подготовке (лекции-дискуссии, семинары-дискуссии, ротация ординаторов по базам); формирование модульной системы обучения «от простого к сложному» с индивидуализацией обучения; дифференциация уровней подготовки (базовый, специальный и высший) и возможность завершения на любом из уровней, а также дальнейшего углубления с любого из уровней; привлечение для проведения теоретических занятий ведущих специалистов НИИ и вузов, имеющих практический опыт и научные достижения по данному разделу специальности и выступающих в качестве квалифицированных экспертов; использование инновационных форм организации обучения в виде НОЦ и НОК при объединении усилий и ресурсов различных структур. С целью оценки качества новых программ обучения в ННИИТО внедрен процессный подход к образованию в соответствии с требованиями системы менеджмента качества медицинской организации, гармонизированной с требованиями международного стандарта ИСО 9001, разработана и внедрена документированная процедура подготовки научных кадров как установленный и описанный способ осуществления образовательной деятельности, предполагающий выполнение требований по проведению планирования, управления, обеспечения и улучшения качества подготовки специалистов.
Заключение
Идеология подготовки кадров для ИД в здравоохранении в виде модели подготовки научных и инновационно-активных кадров в системе послевузовского образования, разработанная с использованием результатов экспертной оценки, является моделью эффективного взаимодействия ведущих вузов региона, отраслевого НИИ и крупной клинической базы. Данная образовательная модель может гармонично интегрироваться в многоплановую деятельность по созданию и широкому внедрению инновационных технологий и позволяет решать основные задачи, стоящие перед НИД вузов и НИИ по расширению и активизации инновационного потенциала региона.
Рис. 1. Принципы и механизмы реализации новых подходов подготовки кадров для инновационной деятельности в здравоохранении
Рецензенты:
Финченко Е.А., д.м.н., доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППв ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Новосибирск;
Цыцорина И.А., д.м.н., профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПКиППв ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Новосибирск.