Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MARKETING ANALYSIS OF THE ASSORTMENT OF LOCAL ANESTHETICS

Kabanok K.V. 1 Gatsan V.V. 1
1 Pyatigorsk medico- pharmaceutical institute is – the branch Of volgGMU of the Ministry of Pub. Health of Russia
Современный фармацевтический рынок характеризуется не только большим разнообразием лекарственных средств, предметов ухода за больными, гигиенических перевязочных средств, биологических активных добавок и других групп фармтоваров, но и быстрыми ассортиментными изменениями, что требует постоянных усилий по его оценке и коррекции. В этой связи необходимым условием устойчивого существования на рынке фармацевтических организаций и фармпредприятий, является регулярность анализа ассортимента. Такой подход позволяет вводить в товарооборот фармтовары нового поколения, более конкурентоспособные. Одной из основных задач для фармацевтических учреждений и предприятий (аптеки, аптечные склады, фармацевтические фабрики) является управление ассортиментом фармацевтических товаров в соответствии со спросом населения и лечебно- профилактических учреждений. Для решения этой задачи провизору необходимо овладеть методикой, позволяющей проводить анализ и оценку ассортимента по ряду показателей. На основании результатов такого анализа можно успешно разрабатывать рациональную структуру как промышленного, так и торгового ассортимента фармацевтических товаров, что будет способствовать увеличению реальной ёмкости доли рынка данного фармацевтического предприятия, а также позволит максимально удовлетворить потребности здравоохранения в лекарственных средствах (ЛС) и изделиях медицинского назначения.
Modern pharmaceutical market is characterized by a large variety of drugs, subjects of care, hygienic bandaging materials, biologically active additives and other groups of pharmaceutical products, but fast product changes, which requires constant effort in his estimation and correction. In this regard, a necessary condition for a sustainable existence on the market of pharmaceutical organizations and pharmaceutical companies, is the regularity of the analysis range. This approach allows you to enter in the turnover formulary new generation, more competitive. One of the main challenges for pharmaceutical institutions and enterprises (pharmacies, pharmaceutical warehouses, pharmaceutical factory) is the management of a range of pharmaceutical products in accordance with the demand of the population and medical institutions. To solve this problem, the pharmacist needs to master the technique, enabling the analysis and evaluation of the range on a number of indicators. Based on the results of such analysis can successfully develop a rational structure of both industrial and commercial range of pharmaceutical products that will increase the real capacity market share of pharmaceutical companies and will best meet the needs of health the medicines (drugs) and medical devices.
local anesthetics
merchandising analysis
classification
methods
stages
analysis
breadth
completeness analysis
depth analysis
structure analysis
the definition of an index update

В последние десятилетия на мировом рынке наблюдается усиленный рост производства и потребления фармацевтических товаров. Ежегодно во всех странах обновляется ассортимент ЛС, снимаются с производства устаревшие, не пользующиеся спросом препараты, появляются новые более эффективные и часто более дорогие ЛС, созданные на основе новейших достижений биотехнологии [5].

Постоянно возрастающий интерес к рынку ЛС выдвинул в число приоритетных проблему фармацевтического маркетинга, одной из основных целей которого является обеспечение управляемости спроса и предложения, базирующееся на анализе закономерностей этих процессов [3].

Анализ ассортимента необходим для определения потребностей в медицинских и фармацевтических товарах и объективной оценки работы аптечного или лечебно-профилактического учреждения здравоохранения. При проведении товароведческого анализа ассортимента товаров, в том числе фармацевтических, используют натуральные показатели, такие как количество групп, видов и разновидностей [1,4,8].

Местная анестезия является сложным динамическим процессом, который выражается как функциональными, так и структурными обратимыми изменениями нервного субстрата под влиянием фармакологических препаратов, подавляющих возбудимость и проводимость в нервных рецепторах, проводниках, спинномозговых центрах.

В настоящее время синтезированы и широко используются разнообразные ЛС, обладающие местноанестезирующим действием. Согласно ЗРегистру ЛС РоссииИ в нашей стране в качестве местноанестезирующих зарегистрированы и разрешены к применению лекарственные формы анестезина, бензофурокаина, дикаина, кокаина, лидокаина, маркаина, новокаина, пиромекаина, тримекаина и ультракаина [6.7.9].

Целью проводимых исследований является изучение ассортимента местноанестезирующих средств (МАС) в аптечных организациях Ставропольского края. Исследования проводились в аптечных организациях различной формы собственности г. Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Минвод и Ставрополя.

Ассортимент ЛП анализируемой группы в своем большинстве относится к препаратам рецептурного отпуска. В силу своей труднодоступности МАС практически не используются населением самостоятельно, за исключением группы препаратов МАС в комбинации.

Для выявления препаратов с наиболее высоким уровнем спроса было проведено анкетирование провизоров. Опрос проводился в 25 аптечных организациях среди фармацевтических работников, занимающих разные должности. По этим данным наиболее высоким спросом, с учетом назначения врачей, пользуются такие ЛП МАС, как: Анестезин, Новокаин, Лидокаин, Колдрекс Лари Плюс и препараты МАС в комбинации:Альмагель А, Анестезол, Антиангин Формула, Беллалгин, Белластезин, Камистад, Катеджель с лидокаином, Меновазин, Отипакс и другие. Это отметили 78 % опрошенных. Препараты Ультракаин и Эмла относятся к наиболее дорогим ЛС в этой группе. Однако они пользуются средним спросом. На это указало 87 % респондентов. Без учета назначений врача чаще других в анализируемых аптеках продаются: Альмагель А, Белластезин, Беллалгин, Камистад, Катеджель с лидокаином, Меновазин, Колдрекс Лари Плюс, Релиф Адванс.

Следующим этапом нашего исследования был анализ ассортимента аптечных организаций Ставропольского края по таким показателям, как коэффициент полноты и коэффициент глубины. Данные исследований приведены в диаграммах.

Для анализа полноты ассортимента, фактическое количество групп товаров, находящихся на период проведения анализа в аптеке, сравнивают вначале с количеством групп приведенных в справочной литературе, а затем с предпочтительным количеством групп, установленных на основании изучения ассортиментной потребности населения и медицинских организаций. На практике важно определение, в какой мере фактическое наполнение лекарственных препаратов соответствует предпочтительному ассортименту. Для этого рассчитывают коэффициент полноты предпочтительный:

Кп Р коэффициент полноты ассортимента (предпочтительного);

ПФ Р фактическая полнота ассортимента (фактическое количество товарных видов, присутствующих в ассортименте данной товарной группы);

Пб(п) Р базовая полнота ассортимента (предпочтительная) Р количество товарных видов изучаемой группы, пользующихся спросом.

Оптимальное значение коэффициента полноты равно 1[8].

Рис.1. Сравнительная характеристика коэффициента полноты МАС аптек Ставропольского края

Полученные данные свидетельствуют о том, что аптеки города Пятигорска и Ставрополя обладают наибольшей полнотой ассортимента, а наименьшее значение показателя полноты ассортимента МАС наблюдается в г. Ессентуки.

Рис. 2. Сравнительная характеристика коэффициента полноты МАС в комбинации, аптек Ставропольского края

У препаратов группы МАС в комбинации показатель полноты ассортимента во всех городах практически одинаков, но наиболее полный ассортимент в аптеках города Пятигорска.

Ценность анализа ассортимента по его полноте заключается в возможности оперативно сделать вывод о том, сколько и какие лекарственные препараты отсутствуют в данной аптеке, какие резервы могут быть использованы для расширения ассортимента.

Глубина ассортимента является важнейшим показателем, наиболее тесно связанным со специальным спросом потребителя. От того, насколько он соответствует их требованиям, во многом зависит эффективность работы аптечных учреждений на фармацевтическом рынке.

Глубина ассортимента характеризует возможности данной аптеки в удовлетворении специального спроса на конкретную разновидность лекарственных препаратов. Так же как и в предыдущих примерах, показатели глубины ассортимента можно рассчитывать путем сравнения фактической глубины ассортимента какого-либо вида, со справочным и предпочтительным ассортиментом.

Рассчитать коэффициент глубины Кг можно по формуле:

Кг Р коэффициент глубины ассортимента (предпочтительного);

ГФ Р фактическая глубина ассортимента (фактическое количество товарных разновидностей, присутствующих в ассортименте данного товарного вида);

Гб (п) Р базовая глубина ассортимента (предпочтительная) Р количество товарных разновидностей изучаемого вида, пользующихся спросом.

Оптимальное значение коэффициента глубины ассортимента для каждого товарного вида 0,8 Р 1 [8].

Рис.3. Сравнительная характеристика коэффициента глубины МАС, аптек Ставропольского края

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что ассортимент данной группы препаратов МАС по показателю коэффициент глубины наиболее полный в аптеках города Кисловодска, а наиболее низкий в аптеках города Ессентуки.

Рис.4. Сравнительная характеристика коэффициента глубины МАС в комбинации, аптек Ставропольского края

Ассортимент МАС в комбинации по показателю глубины наиболее полный в аптеках города Ессентуки, в остальных исследуемых аптеках он практически не разнится и составляет в среднем 0,5.

Коэффициент глубины ассортимента позволяет оценить способность данного ассортимента фармацевтических товаров удовлетворять спрос населения, обусловленный возрастом, полом, спецификой протекания заболевания, а также с социальными факторами (платежеспособность, инвалидность и т.д.).

Выводы

Необходимо отметить, что, несмотря на низкие показатели ассортимента, его пополнять нецелесообразно, т.к. препараты данной группы, в частности МАС, не пользуются спросом в связи со спецификой назначения. Препараты МАС в комбинации представлены на фармацевтическом рынке в достаточно полном объеме. По данным социологического опроса посетители аптек отметили общую удовлетворенность качеством обеспечения местноанестезирующими средствами, как при рецептурном, так и при безрецептурном отпуске их из аптечной организации.

Рецензенты:

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры организации и экономики здравоохранения и фармации ПМФИ Р филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск;

Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор кафедры организации и экономики здравоохранения и фармации ПМФИ Р филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск.