Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CREATING OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE SUBJECT "CONTROL SYSTEM OF TECHNOLOGICAL PROCESSES AND INFORMATION TECHNOLOGY" IN A MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC ENVIRONMENT

Belozerova S.I. 1 Belozerov I.L. 2 Chuyko O.I. 3
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Khabarovsk State Academy of Economics an Law"
2 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education “Pacific National University”
3 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Khabarovsk State Academy of Economics and Law»
This article is devoted to the development of electronic educational resources through the creation of electronic educational complex discipline "Process control systems and information technology" in a modular object-oriented dynamic environment Moodle. The analysis of modern software used for the development of electronic educational resources. In this article the authors´ experience in the field of electronic educational resources. The structure of the training modules and interface electronic teaching module of discipline and the electronic textbook for on and off-line training. There are practical recommendations on the composition of the electronic teaching materials disciplines and e-books that will improve the quality of education at the expense of activization of educational activity of students of full-time, part-time and distance learning.
process control systems and information technology
educational activity
distance education
moodle
Testing system
electronic educational and methodological complexes of disciplines
electronic books
electronic educational resources

В условиях быстрого развития современных информационных технологий появились новые возможности в сфере образования за счёт применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в числе которых важное место занимают электронные учебники, учебные видео и аудио-материалы, мультимедийные презентации и системы тестирования. Размещение электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД) в образовательной среде ВУЗов стало обязательным условием для обеспечения эффективного образовательного процесса, но их разработка является трудоёмкой и требует специальных знаний. В связи с этим тема данной статьи является актуальной и полезной для тех, чья сфера деятельности связана с образованием.

Цель исследования: выполнить анализ современного программного обеспечения, применяемого для разработки ЭОР. Дать практические рекомендации по составу ЭУМКД и электронных учебников для их последующего размещения в электронной образовательной среде. Разработать ЭУМКД дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» в модульной объектно-ориентированной динамической среде.

Материалы и методы

Среди большого количества программного обеспечения, применяемого для разработки ЭОР наиболее часто используют:

1. Модульную объектно-ориентированную динамическую среду Moodle, которая позволяет не только проектировать ЭУМКД, но и является виртуальной образовательной средой, позволяет организовать взаимодействие между преподавателем и студентом. Moodle находит своё применение при обучении студентов всех форм обучения. Она является бесплатной и имеет широкий спектр возможностей. В число её модулей входят: элементы курса, типы заданий, типы вопросов в тестах, плагины аутентификации, отчёты по оценкам, Викиредакторы и другие.

2. Редакторы HTML-документов. Например, Adobe Dreamweaver, Microsoft FrontPage, Блокнот и другие.

3. Редактор графических и мультимедийных элементов Adobe Flash.

4. Графические редакторы Adobe Photoshop, CorelDraw.

5. Редакторы интерактивных материалов и презентаций Adobe Captivate, i-Spring, Microsoft Power Point.

6. Программы для захвата изображений, выводимых на экран монитора SnagIt, Camstudio.

7. Систему для организации виртуальных мероприятий Adobe Connect Pro.

Для организации качественного электронного или дистанционного обучения необходима разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД), соответствующих современному уровню развития программного и технического обеспечения информационных систем, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В последние годы дистанционные образовательные технологии стали применяться и при традиционном обучении. Поэтому ЭУМКД должен обеспечивать не только процесс обучения теории и практике, но и контроль знаний (самоконтроль и аттестацию), а также методическое сопровождение и информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

В таблице 1 приведён сравнительный анализ УМКД для традиционного и дистанционного обучения в соответствии с положениями, принятыми в Хабаровской государственной академии экономики и права. Компоненты ЭУМКД могут носить обязательный или рекомендательный характер.

Таблица 1

Сравнительный анализ ЭУМКД для традиционного и дистанционного видов обучения [4]

п/п

Компоненты

Наличие по формам обучения

очной и заочной

заочной с использованием ДОТ

1

Рабочая программа дисциплины

обязат.

обязат.

2

Учебники, учебные пособия, тексты лекций

обязат.

обязат.

3

Презентации для проведения учебных занятий

обязат.

обязат.

4

Видео и аудио ресурсы по дисциплине (видеолекции, видеопособия, учебные видеофильмы, аудиолекции)

рекоменд.

обязат.

5

Методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов

обязат.

обязат.

6

Методические указания по выполнению контрольных работ

обязат.

обязат.

7

Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)

обязат.

обязат.

8

Практикум или практическое пособие по дисциплине

рекоменд.

обязат.

9

Методические указания по выполнению аудиторной контрольной работы

рекоменд.

 

10

Фонд оценочных средств

обязат.

обязат.

11

Глоссарий

рекоменд.

обязат.

12

Обучающие компьютерные программы

рекоменд.

рекоменд.

13

Информационно-справочные материалы (справочники, словари)

рекоменд.

обязат.

14

График учебного процесса

обязат.

обязат.

Результаты и обсуждение

В процессе создания ЭУМКД «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» была использована система управления обучением Moodle, а также программы Adobe Captivate, Adobe Flash, Adobe Dreamweawer, Adobe Connect Pro, Adobe Photoshop, SnagIt, Camstudio.

Элементы курса включают в себя лекции, задания, глоссарий, ресурсы, электронные учебники, тесты, форумы и систему для организации виртуальных мероприятий.

Интерфейс и основные модули ЭУМКД изображены на рис. 1-2. Организационные материалы содержат программу и график изучения дисциплины. ЭУМКД содержат все обязательные и рекомендуемые компоненты.

 

Рис. 1. Интерфейс и структура 1 модуля ЭУМКД

Рис. 2. Структура 2 учебного модуля

На рис. 3 приведён фрагмент одной из лекций по дисциплине, созданный с использованием программы Adobe Captivate. Лекция содержит удобную навигацию, видео и аудио-материалы, встроенную систему тестирования.

Рис. 3. Фрагмент лекции

Для удобства обучения студентов, которые не имеют постоянного доступа к сети интернет, была создана off-line версия ЭУМКД – электронный учебник (ЭУ) для студентов всех форм обучения. Интерфейс ЭУ представлен на рис. 4.

Рис. 4. Стартовая страница ЭУ по дисциплине «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии»

Для создания ЭУ был использован язык разметки гипертекста HTML, а также в дополнение к нему каскадные таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript. При разработке дизайна применялся графический редактор Adobe Photoshop.

При проектировании были учтены существующие требования, предъявляемые к ЭОР. И, кроме удобной навигации, инструкции по обучению, глоссария, теоретического материала в виде мультимедийных видеолекций, заданий на лабораторные и практические работы, содержит автоматизированные тесты для закрепления изученного материала.

Применение ЭОР облегчит студентам задачу изучения учебного материала, а преподавателям процесс обучения, позволит внедрить новейшие педагогические и информационные технологии в образовательный процесс.

Заключение.

В ходе проведённого исследования был выполнен сравнительный анализ ЭУМКД для традиционного и дистанционного обучения студентов. Изучено современное программное обеспечение, применяемое для разработки ЭОР. На примере дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» были разработаны on- и off-line версии ЭУМКД, размещённые в модульной объектно-ориентированной динамической среде Moodle. Внедрение в учебный процесс данных ЭОР позволило активизировать процесс обучения за счет применения активных форм, индивидуального подхода, повышения мотивации обучающихся в получении знаний.

Рецензенты:

Врублевская Е.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Опарина Н.М., д.т.н., доцент, профессор кафедры общей, юридической и инженерной психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» , г.Хабаровск.