Ускорение развития рыночных отношений, демократизация гражданских институтов, все чаще заостряют решение проблемы возрастания социально-экономической эффективности и ответственности организаций разнообразных форм собственности (как коммерческих, так и некоммерческих), а дилемма наращивания потенциала их конкурентоспособности приобретает особую значимость [5, 9, 10].
Решение данных вопросов, исследователи в области менеджмента, управления человеческими ресурсами,в последнее время, все чаще связывают с наращиванием эффективности развития персонала организаций (в том числе образовательных), формированием его конкурентоспособности. Речь идет о том, что любой системе (организации), необходимо иметь и перманентно развивать, по отношению к конкурентам, определенный набор преимуществ. Все это ведет к тому, что в эпоху перехода от постиндустриальной эпохи к эпохе информации, или интеллектуального труда, конкурентоспособность отдельного специалиста все больше детерминирована социально-культурными и экономическими факторами нового этапа общественного развития.
Цель исследования
В соответствии с вышеизложенным, одна из основных задач данного исследования является - выявить основные социально-экономические и педагогические предпосылки формирования качеств будущего специалиста, которые образуют прочную основу для успешной реализации конкурентоспособного поведения.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 82 студента 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение» «Педагогическое образование», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования, направленные на решение глобальных проблем человечества, являются центральной идеей современных исследовательских разработок участников Римского клуба. Возникающие трудности, по их мнению, обусловлены иным образом мышления и действий, принятых в нашей массовой культуре. С появлением новых социальных феноменов, человеку необходимо эффективно решать самые разные проблемы, совершенствовать себя как личность, а также постоянно открывать и выстраивать в восходящую спираль роста его новые принципы (Вайцзеккер Э., Кинг А., Ловинс Э., Пестель Э., Печчеи А. и др.).
Так, создатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи в своей работе «Человеческие качества» (1980), сформулировал идею о том, что в основе поиска совершенной модели управления мировым развитием лежит совершенствование человека, раскрытие его новых потенциальных возможностей.
Признанный специалист в области изучения природы конкуренции, профессор Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), М. Э. Портер подчеркивает, что конкурентоспособность работника любой организации напрямую связана с экономической конкурентоспособностью государства. Страна, которая озабочена своим будущим, а значит, имеет четкую стратегическую экономическую и социальную позицию, должна постоянно и целенаправленно повышать конкурентоспособность своих работников. Отсутствие достаточного уровня капиталовложений в обучение каждого будущего специалиста приводит к тому, что компании будут не в состоянии сохранять конкурентные преимущества, а низкоквалифицированные рабочие окажутся перед фактом отсутствия каких-либо перспектив на будущее и возрастающей собственной несамостоятельности [7].
Созданная М. Э. Портером концепция конкурентоспособностии по сей день практически реализуется швейцарской, основанной на членстве неправительственной организацией - «Всемирный экономический форум». Следуя основным положениям «Программы глобальной конкурентоспособности», для «улучшения положения в мире», Всемирный экономический форум активно содействует установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами:представителямипредпринимательского сообщества и правительственных органов, деятелей в области образования, науки и культуры.
В частности, на проходившем 3 марта 2015 г. Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) было подчеркнуто, что на конкурентоспособность национальных экономик оказывают влияние различные многочисленные и весьма разнородные факторы. На самочувствие экономики оказывают негативное влияние, например, не достаточно эффективный менеджмент персонала организаций; и неудовлетворительно низкие инвестиции в развитие человеческого капитала, в то время как государственные меры по защите прав интеллектуальной собственности, развитию системыоказания образовательных услуг и др., могут дать позитивные результаты. Наравне с институционными факторами, определяющее значение могут оказать: повышение квалификации рабочей силы и профессиональная переподготовка, гарантированность равного доступа к новым знаниям и инновационным технологиям. Следует отметить, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, из 144 оцененных экспертами Всемирного экономического форума стран, Российская Федерация занимает 53 место и находится в этом списке между государством Филиппины и Болгарией.
В одном из узловых актов Болонского процесса «Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование» (Прага, Берлин) можно встретить трактовку миссии образования и «отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». В последнее время проблема ответственности за качество услуг в сфере профессионального образования приобретает особую актуальность, особенно в контексте мониторинга и оценки развития профессиональных компетенций, корпоративной и общепрофессиональной культуры и конкурентоспособности специалиста.
Возрастание роли человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов успешного экономического развития государства, реализация трудовых навыков и компетенций работника в наиболее динамично растущих отраслях в соответствии со спросом подчеркивается и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Развитие профессиональной мобильности молодого поколения на основе повышения квалификации, обучения на протяжении всей жизни и переподготовки, позволит будущим специалистамукрепить свою конкурентоспособность на рынке труда [3].
Следовательно, поступательное движение от экспортно-сырьевой экономики к инновационной модели развития, находится в зависимости от формирования действенного механизма общественного развития, базирующегося на балансе интересов предпринимательского сообщества, с одной стороны, и развитием человеческого потенциала регионов, повышения конкурентоспособности работника, с другой.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что «конкурентоспособность» имеет достаточно широкий диапазон охвата и в то же самое время следует отметить растущую тенденцию к консенсуальным выводам вокруг пангенезиса о том, что она является основной, если не доминирующейапорией экономической политики.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие социально-экономические факторы, действие которых в настоящее время определяетформирование и развитие конкурентоспособной личности:
- изменение производственной ориентации в современном постиндустриальном обществе;
- появление конкурентной рыночной среды;
- научно-технический прогресс и гуманизация производственной сферы;
- информатизация общества;
- требование организационных изменений в сфере управления производством и людьми [8, с. 9-10].
Радикальные перемены в структуре социума, мощные субстанциальные «тектонические» сдвиги (на макро- и микроуровне) на глобальном рынке, опирающегося на цифровые технологии, в современном постиндустриальном общественно-экономическом пространстве коррелируют, в первую очередь, с функциональной пертурбацией знания, которое постоянно растет и модифицируется, зависит от его главного носителя в обществе - человека.
Учитывая данные обстоятельства, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит своей целью - обеспечение «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». Достижение данной цели станет возможной, используя личностно ориентируемую модель образования, учитывающей «внешние вызовы и тенденции», а также позволяющей «существенно повысить конкурентоспособность личности, человеческого капитала образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [4].
Следует отметить, что такая цель ранее еще не выдвигалась и не ставилась ни в одной из ранее принятых концепций и соответственно реформ российской системы образования. Это в первую очередь связано с тем, что в Российских регионах кардинально меняются условия жизни и требования к профессиональной подготовки и самореализации выпускников учебных заведений. Например, а тексте государственной программы Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы указывается на недопустимость снижения «...конкурентоспособности выпускников на рынке труда, невостребованность выпускников и увеличения дополнительной нагрузки на республиканский бюджет республики Марий Эл для переподготовки невостребованных специалистов» [1].
В условиях нарастающей общемировой конкуренции территорий, отраслей, корпораций, идей и конкуренции личностей, достижение высокого уровня профессиональной компетентности, культуры и, в конечном счете, конкурентоспособности является сильнейшим фактором общественного развития. Наилучших результатов достигает тот, кто способен к предельной самореализации в своей сфере деятельности, а успех профессиональный находится в прямой зависимости от конкурентоспособности образовательных систем.
Как утверждают академик РАО В. Жураковский и профессор И. Федоров, к предпосылкам успешного реформирования вузовского образования с учетом вышеуказанных приоритетов относятся: достаточно высокий уровень педагогической науки, сформированность психолого-педагогического сообщества, его диалог с представителями родственных наук, практикоориентированная и гуманистическая природа российской образовательной мысли, ее аксиологический вектор, направленный на обеспечение общностиособенностей воспитания и процесса обучения, результативность российского образовательного наследия; плодотворность научных изысканий в сфере высшего образования, присутствие разнообразных форм интеграции учебного и научного процессов доказавших свою обоснованность; наличие в российских вузах большого числауспешных в содержательно-методическом и организационном плане инноваций, а также немаловажное значение возможности их внедрения с помощью государственных целевых программ, а также системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров и преподавателей университетов [2, с. 3].
Повышение инновационности будущих специалистов, означает повышение качества познавательной активности и учебной творческой деятельности выпускников современного университета еще на стадии вузовской подготовки, направить вектор этой деятельности на непрерывное саморазвитие конкурентоспособности студентов.
Резюмируя все вышесказанное, можно обозначить следующую группу социально-экономических и педагогических предпосылок формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы.
Первая группа предпосылок сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovativelearning), например, технологии активного обучения (activitybasedlearning) и воспитания.
Вторая группа предпосылок связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т.д.
Третья группа предпосылок возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelonglearning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции и т.д.
Четвертая группа предпосылок основана на решении проблем качества образования (qualityofeducation): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменением ожиданий, возлагаемых на образование; расширением спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т.д.
Заключение
Таким образом, в среднесрочной перспективе, цель современных реформ в образовании заключается в обеспечении конкурентоспособности России на общемировом уровне. Достижение намеченной цели возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности. Внедрение качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов, и обеспечивающих привлечению дополнительных средств, организацию повышения качества предоставления образовательных услуг, на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усилению его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.
Рецензенты:
Арефьева С. А., д.п.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;
Комелина В. А., д.п.н., профессор, профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.