Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-ECONOMIC AND EDUCATIONAL PRECONDITIONS FORMING THE COMPETITIVENESS OF THE FUTURESPECIALIST IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY

Lavrentev S.Yu. 1 Krylov D.A. 1
1 Mari state university
The article deals with the main socio-economic and educational preconditions forming qualities of the future specialist, which form a solid foundation for the successful implementation of competitive behavior. In the light of the requirements of the market environment in the preparation of students, examines the opportunities are considered prerequisites for the formation of competitiveness of the future specialist in educational process of the university. In the context of the current conditions of modernization of education identified the theoretical approaches to the definition of individual qualities, formulated the theoretical and practical basis of the graduate university study of competitiveness. The attention is focused on those factors that preclude the realization of competitive behavior of the person.
competitiveness
preconditions
vocational training
technology innovation
quality of education
Современному этапу развития общества и государства характерны высокая динамика развития и кардинальныеперемены во всех областях жизнедеятельности. Проблема нарастания темпа социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует для своего дальнейшего решения усилий большинства государств, совместного регулирования мирового хозяйства.

Ускорение развития рыночных отношений, демократизация гражданских институтов, все чаще заостряют решение проблемы возрастания социально-экономической эффективности и ответственности организаций разнообразных форм собственности (как коммерческих, так и некоммерческих), а дилемма наращивания потенциала их конкурентоспособности приобретает особую значимость [5, 9, 10].

Решение данных вопросов, исследователи в области менеджмента, управления человеческими ресурсами,в последнее время, все чаще связывают с наращиванием эффективности развития персонала организаций (в том числе образовательных), формированием его конкурентоспособности. Речь идет о том, что любой системе (организации), необходимо иметь и перманентно развивать, по отношению к конкурентам, определенный набор преимуществ. Все это ведет к тому, что в эпоху перехода от постиндустриальной эпохи к эпохе информации, или интеллектуального труда, конкурентоспособность отдельного специалиста все больше детерминирована социально-культурными и экономическими факторами нового этапа общественного развития.

Цель исследования

В соответствии с вышеизложенным, одна из основных задач данного исследования является - выявить основные социально-экономические и педагогические предпосылки формирования качеств будущего специалиста, которые образуют прочную основу для успешной реализации конкурентоспособного поведения.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 82 студента 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение» «Педагогическое образование», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования, направленные на решение глобальных проблем человечества, являются центральной идеей современных исследовательских разработок участников Римского клуба. Возникающие трудности, по их мнению, обусловлены иным образом мышления и действий, принятых в нашей массовой культуре. С появлением новых социальных феноменов, человеку необходимо эффективно решать самые разные проблемы, совершенствовать себя как личность, а также постоянно открывать и выстраивать в восходящую спираль роста его новые принципы (Вайцзеккер Э., Кинг А., Ловинс Э., Пестель Э., Печчеи А. и др.).

Так, создатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи в своей работе «Человеческие качества» (1980), сформулировал идею о том, что в основе поиска совершенной модели управления мировым развитием лежит совершенствование человека, раскрытие его новых потенциальных возможностей.

Признанный специалист в области изучения природы конкуренции, профессор Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), М. Э. Портер подчеркивает, что конкурентоспособность работника любой организации напрямую связана с экономической конкурентоспособностью государства. Страна, которая озабочена своим будущим, а значит, имеет четкую стратегическую экономическую и социальную позицию, должна постоянно и целенаправленно повышать конкурентоспособность своих работников. Отсутствие достаточного уровня капиталовложений в обучение каждого будущего специалиста приводит к тому, что компании будут не в состоянии сохранять конкурентные преимущества, а низкоквалифицированные рабочие окажутся перед фактом отсутствия каких-либо перспектив на будущее и возрастающей собственной несамостоятельности [7].

Созданная М. Э. Портером концепция конкурентоспособностии по сей день практически реализуется швейцарской, основанной на членстве неправительственной организацией - «Всемирный экономический форум». Следуя основным положениям «Программы глобальной конкурентоспособности», для «улучшения положения в мире», Всемирный экономический форум активно содействует установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами:представителямипредпринимательского сообщества и правительственных органов, деятелей в области образования, науки и культуры.

В частности, на проходившем 3 марта 2015 г. Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) было подчеркнуто, что на конкурентоспособность национальных экономик оказывают влияние различные многочисленные и весьма разнородные факторы. На самочувствие экономики оказывают негативное влияние, например, не достаточно эффективный менеджмент персонала организаций; и неудовлетворительно низкие инвестиции в развитие человеческого капитала, в то время как государственные меры по защите прав интеллектуальной собственности, развитию системыоказания образовательных услуг и др., могут дать позитивные результаты. Наравне с институционными факторами, определяющее значение могут оказать: повышение квалификации рабочей силы и профессиональная переподготовка, гарантированность равного доступа к новым знаниям и инновационным технологиям. Следует отметить, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, из 144 оцененных экспертами Всемирного экономического форума стран, Российская Федерация занимает 53 место и находится в этом списке между государством Филиппины и Болгарией.

В одном из узловых актов Болонского процесса «Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование» (Прага, Берлин) можно встретить трактовку миссии образования и «отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». В последнее время проблема ответственности за качество услуг в сфере профессионального образования приобретает особую актуальность, особенно в контексте мониторинга и оценки развития профессиональных компетенций, корпоративной и общепрофессиональной культуры и конкурентоспособности специалиста.

Возрастание роли человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов успешного экономического развития государства, реализация трудовых навыков и компетенций работника в наиболее динамично растущих отраслях в соответствии со спросом подчеркивается и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Развитие профессиональной мобильности молодого поколения на основе повышения квалификации, обучения на протяжении всей жизни и переподготовки, позволит будущим специалистамукрепить свою конкурентоспособность на рынке труда [3].

Следовательно, поступательное движение от экспортно-сырьевой экономики к инновационной модели развития, находится в зависимости от формирования действенного механизма общественного развития, базирующегося на балансе интересов предпринимательского сообщества, с одной стороны, и развитием человеческого потенциала регионов, повышения конкурентоспособности работника, с другой.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что «конкурентоспособность» имеет достаточно широкий диапазон охвата и в то же самое время следует отметить растущую тенденцию к консенсуальным выводам вокруг пангенезиса о том, что она является основной, если не доминирующейапорией экономической политики.

Исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие социально-экономические факторы, действие которых в настоящее время определяетформирование и развитие конкурентоспособной личности:

- изменение производственной ориентации в современном постиндустриальном обществе;

- появление конкурентной рыночной среды;

- научно-технический прогресс и гуманизация производственной сферы;

- информатизация общества;

- требование организационных изменений в сфере управления производством и людьми [8, с. 9-10].

Радикальные перемены в структуре социума, мощные субстанциальные «тектонические» сдвиги (на макро- и микроуровне) на глобальном рынке, опирающегося на цифровые технологии, в современном постиндустриальном общественно-экономическом пространстве коррелируют, в первую очередь, с функциональной пертурбацией знания, которое постоянно растет и модифицируется, зависит от его главного носителя в обществе - человека.

Учитывая данные обстоятельства, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит своей целью - обеспечение «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». Достижение данной цели станет возможной, используя личностно ориентируемую модель образования, учитывающей «внешние вызовы и тенденции», а также позволяющей «существенно повысить конкурентоспособность личности, человеческого капитала образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [4].

Следует отметить, что такая цель ранее еще не выдвигалась и не ставилась ни в одной из ранее принятых концепций и соответственно реформ российской системы образования. Это в первую очередь связано с тем, что в Российских регионах кардинально меняются условия жизни и требования к профессиональной подготовки и самореализации выпускников учебных заведений. Например, а тексте государственной программы Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы указывается на недопустимость снижения «...конкурентоспособности выпускников на рынке труда, невостребованность выпускников и увеличения дополнительной нагрузки на республиканский бюджет республики Марий Эл для переподготовки невостребованных специалистов» [1].

В условиях нарастающей общемировой конкуренции территорий, отраслей, корпораций, идей и конкуренции личностей, достижение высокого уровня профессиональной компетентности, культуры и, в конечном счете, конкурентоспособности является сильнейшим фактором общественного развития. Наилучших результатов достигает тот, кто способен к предельной самореализации в своей сфере деятельности, а успех профессиональный находится в прямой зависимости от конкурентоспособности образовательных систем.

Как утверждают академик РАО В. Жураковский и профессор И. Федоров, к предпосылкам успешного реформирования вузовского образования с учетом вышеуказанных приоритетов относятся: достаточно высокий уровень педагогической науки, сформированность психолого-педагогического сообщества, его диалог с представителями родственных наук, практикоориентированная и гуманистическая природа российской образовательной мысли, ее аксиологический вектор, направленный на обеспечение общностиособенностей воспитания и процесса обучения, результативность российского образовательного наследия; плодотворность научных изысканий в сфере высшего образования, присутствие разнообразных форм интеграции учебного и научного процессов доказавших свою обоснованность; наличие в российских вузах большого числауспешных в содержательно-методическом и организационном плане инноваций, а также немаловажное значение возможности их внедрения с помощью государственных целевых программ, а также системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров и преподавателей университетов [2, с. 3].

Повышение инновационности будущих специалистов, означает повышение качества познавательной активности и учебной творческой деятельности выпускников современного университета еще на стадии вузовской подготовки, направить вектор этой деятельности на непрерывное саморазвитие конкурентоспособности студентов.

Резюмируя все вышесказанное, можно обозначить следующую группу социально-экономических и педагогических предпосылок формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы.

Первая группа предпосылок сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovativelearning), например, технологии активного обучения (activitybasedlearning) и воспитания.

Вторая группа предпосылок связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т.д.

Третья группа предпосылок возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelonglearning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции и т.д.

Четвертая группа предпосылок основана на решении проблем качества образования (qualityofeducation): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменением ожиданий, возлагаемых на образование; расширением спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т.д.

Заключение

Таким образом, в среднесрочной перспективе, цель современных реформ в образовании заключается в обеспечении конкурентоспособности России на общемировом уровне. Достижение намеченной цели возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности. Внедрение качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов, и обеспечивающих привлечению дополнительных средств, организацию повышения качества предоставления образовательных услуг, на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усилению его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

Рецензенты:

Арефьева С. А., д.п.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Комелина В. А., д.п.н., профессор, профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования  ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.