Результаты и обсуждение
Анализ данных с пугающей убедительностью показывает, что на сегодняшний день коррупцией поражены многие социальные институты, в том числе институты социализации подрастающего поколения. Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с проявлением коррупционной деятельности, привыкают с ее помощью решать свои проблемы и преодолевать препятствия, что в итоге приводит к тому, что это становится естественной частью социальной среды. Законом отбора в такой среде становится тот факт, что молодые люди при помощи коррупции легче достигают тактических успехов и принимают их за стратегические. В конечном итоге социальная группа, из которой будут пополняться политические, экономические, военные, культурные и иные элиты, становится ядром коррупционных действий, укореняя и умножая ее негативные последствия [6].
Заложенные действующим антикоррупционным законодательством установки государственной антикоррупционной политики ориентируют на осуществление обществом и государством предупредительных мер, направленных как против причин возникновения и роста коррупции, так и против способствующих этому условий. В этом смысле правовой порядок в данной сфере в целом имеет профилактическую направленность и ориентирован на искоренение причин коррупции, но не ее следствий [8].
Такой профилактический подход к преступности всегда расценивался как стратегически более эффективный в борьбе с ней, т.е. сам термин «профилактика» не является отказом от борьбы с коррупцией, но, наш взгляд, отражает более гибкие ее формы и методы. По содержанию профилактика есть не что иное, как совокупность мер предупреждающего воздействия, цель которых заключается в недопущении появления новых форм коррупции, их количественного и качественного изменения.
В Федеральном законе о противодействии коррупции представлены основные меры по ее профилактике:
1) формирование у граждан России негативного отношения к коррупции;
2) экспертиза законопроектов и нормативных правовых актов на наличие коррупционного элемента;
3) наличие высоких требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную должности, в том числе строгая проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами;
4) освобождение от должности и (или) увольнение, а также возможность применения иных мер юридической ответственности в отношении лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, не предоставившего или предоставившего заведомо ложные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе, а также имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Законом предусматривается развитие контроля, как общественного, так и парламентского, за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции.
Среди профилактических мер противодействия коррупции особое место занимает, на наш взгляд, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению посредством антикоррупционного просвещения и образования граждан.
Конвенция ООН, ратифицированная Россией в 2006 г. против коррупции, предполагает участие общества в противодействии коррупции (ст. 13) [3]. Каждое государство - участник Конвенции должно принимать меры для эффективного взаимодействия частного сектора: гражданского общества, неправительственных организаций, целью которых является непосредственно борьба с коррупцией.
В Конвенции прописано, что ее участники должны укреплять участие общественности в противодействии коррупции проведением различного рода мероприятий для населения, в том числе и информированием населения, которое могло бы способствовать созданию негативного отношения к коррупции. Также Конвенция призывает к осуществлению антикоррупционных образовательных программ как в школах, так и в университетах.
На сегодняшний день в России все чаще можно встретить общественные организации, занимающиеся просвещением антикоррупционного поведения как на федеральном, так и на региональном уровне. В начале 2014 г. Президент РФ утвердил Национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 гг. [4], в котором нашли свое отражение многочисленные мероприятия, в том числе и образовательные. Например, Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством внутренних дел и Следственным комитетом должны обеспечить проведение ряда образовательных и просветительских мер по разъяснению тем взяточничества и ответственности за взяточничество в образовательных организациях высшего образования.
Национальный план обязывает Правительство РФ как орган исполнительной власти ежегодно проводить на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» учебно-методические семинары для преподавателей, которые реализуют образовательные программы по антикоррупционной тематике. Также Правительство РФ должно обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»; типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.
Несмотря на сдвиги относительно профилактики коррупции, антикоррупционному образованию уделяется мало внимания, государство в лице уполномоченных органов нацелено на ужесточение мер наказания, на выработку стратегий по искоренению преступного поведения в той сфере, где коррупция достигла неимоверных масштабов. Многие не считают необходимым заботиться о профилактике, которую необходимо проводить в первую очередь посредством образовательных программ. Образовательные анктикоррупционные программы в рамках среднего общего образования и средне-специального образования разрабатываются и реализуются учителями, в том числе проводятся внеурочные занятия, посвященные теме коррупции, но этого, безусловно, мало. Есть потребность в разработке единой программы, которая бы охватывала не только школы и средне-специальные учебные заведения, но и вузы.
Например, антикоррупционное образование в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации в первую очередь реализуется по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». В Федеральном образовательном стандарте по направлению подготовки «Юриспруденция» предусматривается формирование навыков в антикоррупционной деятельности обучающихся. В частности, этим документом предусмотрено формирование компетенций в антикоррупционном поведении.
1. Профессиональные компетенции - выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
2. Общекультурная компетенция - иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6) [7].
Мы считаем, что должна быть единая антикоррупционная программа, которая нашла бы свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки, так как антикоррупционное образование имеет целью формирование у обучающихся жесткого неприятия коррупционного поведения, повышения антикоррупционной грамотности независимо от того, какую профессию он получает.
Такого же мнения придерживаются Н.Ю. Волосова, О.В. Журкина, при этом они выделяют некоторые аспекты, которые должны быть учтены и раскрыты в антикоррупционной программе:
1) цели антикоррупционного образования и воспитания в вузе;
2) задачи антикоррупционного образования и воспитания в вузе;
3) средства и способы антикоррупционного образования и воспитания в вузе;
4) оценка эффективности средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе;
5) совершенствование и развитие средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе [1].
Выводы
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы сделать вывод о том, что целью антикоррупционного образования является формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.
Формирование негативного отношения у граждан к коррупционному поведению посредством антикоррупционного образования должно стать главным ресурсом анктикоррупционной политики государства, рассчитанной на длительную перспективу.
Рецензенты:
Куликов С.Б., д.ф.н., заведующий кафедрой философии и социальных наук, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;
Сартакова Е.Е., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и психологии факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.