Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE ROLE OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE PLANNING OF THE MAIN DIRECTIONS OF FOREIGN POLICY OF THE USA

Pogorelskiy A.V. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
В статье рассматривается роль неправительственных организаций в планировании основных направлений внешней политики США. Соединенные Штаты Америки вырабатывают и осуществляют свою внешнюю политику с помощью целого ряда государственных структур. Помимо государственных структур, участвующих в выработке внешнеполитических решений, важную роль играют аналитические центры, так называемые «фабрики мысли», которые имеют статус неправительственных организаций. Наиболее известными аналитическими центрами, участвующими в планировании внешней политики США являются: Фонд Карнеги, Гуверский Институт исследований войны, революции и мира, Совет по международным отношениям, Институт Брукингса, Центр стратегических и международных исследований, Институт американского предпринимательства, Фонд Наследие. Автор статьи делает вывод о том, что возрастание роли, которую аналитические центры играют во внешней политике, является естественной реакцией на усиливающуюся за последние десятилетия вовлеченность США в международные дела. Сегодня «Фабрики мысли» помогают готовить будущих руководителей американской дипломатии, формируют внешнеполитическую повестку дня для Госдепартамента и направляют американское общественное мнение по вопросам международной политики.
The article examines the role of non-governmental organizations in planning the main directions of foreign policy of the United States. United States develop and implement its foreign policy through a variety of government agencies. In addition to the government agencies involved in the formulation of foreign policy decisions, the important role played by "think tanks," which have the status of NGOs. The best-known think tanks involved in the planning of US foreign policy are: the Carnegie Foundation, the Hoover Institution Research on War, Revolution and Peace, the Council on Foreign Relations, the Brookings Institution, the Center for Strategic and International Studies, American Enterprise Institute, Heritage Foundation. The author concludes that the increase in the role played by think tanks in foreign policy is a natural reaction to the growing over the past decade the US involvement in international affairs. Today the "think tanks" are helping to train future leaders of American diplomacy, form the foreign policy agenda for the State Department and direct American public opinion on issues of international politics.
national interests
think tanks
foreign policy
non-governmental organizations
В начале XXI века Соединенные Штаты Америки оказались глубоко вовлеченными в дела окружающего мира - глубже, чем когда-либо прежде в своей истории, и в более широком масштабе, чем любая другая страна. Сегодня США вырабатывают и осуществляют свою внешнюю политику с помощью целого ряда государственных структур. К их числу относятся президентский аппарат в Белом доме, Государственный департамент, министерство обороны и финансов, разведывательные органы. Кроме того, свои обязанности в области внешней политики несет и конгресс США. Помимо государственных структур, участвующих в выработке внешнеполитических решений, важную роль играют аналитические центры, так называемые «фабрики мысли», которые имеют статус неправительственных организаций. Термин «фабрики мысли» появился всего несколько десятилетий назад, но идея создания институтов, специализирующихся на изучении внешней политики и на обеспечении ее поддержки имеет длительную историю.

В 1910 г. был создан Фонд международного мира Карнеги. Организация основана для содействия миру и всеобщему пониманию на земном шаре состоятельным бизнесменом Эндрю Карнеги. Фонд  является старейшим американским экспертно-аналитическим центром в области международных отношений. На данный момент отделения Фонда находятся в Вашингтоне (головной офис), Москве (Московский Центр Карнеги), Пекине (Центр глобальной политики Карнеги - Цинхуа), Бейруте (Ближневосточный Центр Карнеги), Брюсселе (Европейский Центр Карнеги, или Карнеги - Европа) [1].

В 1919 году Гербертом Гувером, будущим президентом Соединенных штатов, был основан Гуверовский Институт исследований войны, революции и  мира при Станфордском университете (Hoover Institution within the Stanford University). В нем хранилось крупнейшее собрание документов, посвященное причинам и последствиям Первой мировой войны. Целью института стало привлечения академических кругов к  разработке проектов государственных решений и анализу их последствий.  Собрание документов быстро росло и вскоре превратилось в крупнейший архив и наиболее полную библиотеку политической и социально-экономической литературы. Это привлекало ученых, использовавших архив в своей работе по специфическим исследовательским проектам, что, в свою очередь, способствовало появлению серьезного экспертного потенциала в Институте, который стал первым и  наиболее заметным академическим центром среди фабрик мысли в США. В настоящее время Гуверский институт  - хорошо известная в мире группа ученых консервативной направленности (в организации постоянно работает 200 человек, 100 из которых профессиональные ученые). Годовой бюджет  - около 22 миллионов долларов США. Достаточно хорошо иллюстрирует работу Института напечатанная в начале двухтысячных годов в популярном журнале Гуверовского института Policy Review статья  известного американского политолога Р. Кейгана «Сила и слабость», которая впервые постулировала неустранимые противоречия во взглядах на мир между Америкой и Европой. Статья вызвала в Европе оживленную дискуссию, сравнимую разве что со спорами вокруг «Конца истории» Ф. Фукуямы в 1989-м  и «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона в 1993-м. Евроатлантическое сообщество, утверждает Р. Кейган, фундаментально расколото, так как Европа и Америка фактически живут в разных мирах. Европейцы, по его мнению, полагают, что современный мир может и должен управляться международными законами и правилами. И применение в нем силы  - крайнее средство. Потому европейцы готовы  подчинить свой суверенитет наднациональному сообществу. Америка же, полагает Р. Кейган, как традиционная нация-государство живет в анархическом мире Гоббса, где международные законы так  же ненадежны как  в  XVII веке, и потому национальная безопасность может быть обеспечена лишь военной мощью[4].

В 1921г., в Нью-Йорке  открылся Совет по  международным отношениям.    Концепция безопасности США  1920-х годах базировалась на взгляде на Америку как на «континентальный остров». Американская стратегия была направлена на защиту своих берегов и, следовательно, была узконациональной по своему характеру, а международным или глобальным проблемам уделялось мало внимания. Основными международными игроками в тот период по-прежнему были европейские державы. Основатели Совета по международным отношениям   - бизнесмены, банкиры и  юристы  - видели его предназначение в том, чтобы США лучше разбирались в культуре, истории, конфликтах и амбициях других наций и народов, и оказывали большее влияние на мировое сообщество в  интересах США. Среди основателей и первых руководителей Совета - выдающиеся личности, такие как: Аллен Уэльш Даллес - будущий директор ЦРУ, журналист Вальтер Липпманн, директор-основатель еженедельника The New Republic, банкиры Отто Кан и Пол Мориц Варбург, последний уроженец Германии, эмигрировал в Соединенные Штаты, где в 1913 он разработал и воплотил в жизнь законодательство, которое способствовало созданию Федерального Резервного Банка, частного американского Центробанка, который до наших дней осуществляет контроль над всей финансовой системой США.

С момента своего создания Совет по международным отношениям получил поддержку печатного издания, которое и сегодня продолжает быть самым престижным и влиятельным журналом Соединенных Штатов в сфере геополитического анализа «Foreign Affairs», про который говорят, что «то, что сегодня печатается в «Foreign Affairs»,  завтра преобразовывается в официальную внешнюю политику Соединенных Штатов»[3].

Сегодня это крупная организация с  бюджетом в  19  миллионов долларов и 150 сотрудниками. Совет объединяет высших руководителей финансовых учреждений, промышленных гигантов и средств массовой информации, исследователей и академиков, военных самых высших уровней и политиков, государственных служащих и деканов университетов, факультетов, исследовательских центров. Его фундаментальные цели состоят в распознании и оценке широкого спектра политических, экономических, финансовых, общественных, культурных и военных факторов, которые охватывают абсолютно все грани общественной и частной жизни Соединенных Штатов и остального мира. Сегодня, благодаря огромному влиянию Соединенных Штатов, область анализа Совета охватывает весь мир. Совет по международным отношениям представляет собой влиятельный центр анализа и геостратегического планирования. Его исследования и оценки проводятся различными учеными и группами, созданными внутри Совета. Членами Совета по международным отношениям также являются высшие руководители крупнейших банков, таких как Chase Manhattan семьи Рокфеллер, который недавно объединился с банком J.P.Morgan, Bank of America и  CitiGroup, руководители восьми мультимедийных мировых монополий,  ректоры и деканы больших университетов и факультетов, таких как Harvard, MIT (Массачусетский технологический институт),  Johns Hopkins, Princeton, Yale, Stanford и Чикагский Университет[3].

Бурный расцвет деятельности научно-исследовательских институтов произошел  после окончания Второй мировой войны, когда в США осознали необходимость создания детально разработанной, всеобъемлющей и понятной глобальной стратегии. Именно тогда, на выручку Государственному департаменту пришли американские «фабрики мысли».

Первым таким институтом, созданным в послевоенный период, стала корпорация РЭНД (RAND).  Она  выделилась в 1948 году из калифорнийской компании Douglas Aircraft Company (одной из ключевых структур американского военно-промышленного комплекса) в независимый институт для изучения стратегических вопросов национальной безопасности. Сегодня РЭНД пользуется услугами более 500 профессиональных исследователей, почти 80%  из  них имеет докторскую степень, постоянно работает более 400 сотрудников на  административных должностях, бюджет - 110 миллионов долларов США. Корпорация РЭНД имеет филиалы в крупных городах США, а также в Европе[5].

При выработке и формировании внешней политики США важным фактором стало создание множества других научно-исследовательских институтов по всей стране, - одни создавались в составе частных корпораций, другие самостоятельно, третьи - при ведущих университетах. Их диапазон весьма широк - от Калифорнийского университета в Лос-Аламосе и Стэндфордского университета на Западном побережье до Гарварда и Массачусетского технологического университета на Восточном.

Эти  учреждения решают самые разные задачи - от исследования региональных проблем, до работы, специально направленной на обеспечение понимания и поддержки населением участия США в делах внешнего мира. Есть Ассоциация содействия ООН, которая отвечает за информирование американского общества о деятельности этой организации, а также Атлантический Совет, Совет по развитию за рубежом, Ассоциация по контролю над вооружениями  и многочисленные советы по международным делам.

В течение многих лет самые влиятельные аналитические центры, занимающиеся вопросами формировании внешней политики США, базируются в г. Вашингтоне. Среди множества существующих  центров можно особо выделить уже упомянутые Фонд Карнеги, РЭНД, а также Институт Брукингса - занимается научными исследованиями, образованием и публикациями в  области экономики, государственного управления, внешней политики и  общественных наук. Его основной целью является содействие пониманию общественностью вопросов национальной безопасности. Годовой бюджет  - 23 миллиона долларов США[2].

Центр стратегических и международных исследований - был основан для обеспечения мировых лидеров аналитической информацией в ходе принятия стратегических решений по глобальным проблемам. К особенностям Центра относятся, во-первых, темы его исследований  - весь спектр вызовов национальной и международной безопасности, во-вторых, наличие местных экспертов-исследователей во  всех регионах мира, в-третьих, особый акцент на  выработку новых методов управления для эры глобализации, и, в-четвертых, программы по  технологиям, публичной политике, международной торговле, финансам и  энергетике[5].

Институт американского предпринимательства - был создан в  Вашингтоне в 1943 г., и  сегодня это одна из крупнейших и уважаемых «фабрик мысли» в Америке. Основная первоначальная задача Института - представлять интересы бизнеса,  трансформировалась в миссию  - сохранение и укрепление основ свободы, ограничения государственного вмешательства в экономику, частного предпринимательства, жизненных культурных и  политических институтов, а  также сильной внешней политики и национальной обороны путем научных исследований, открытых дебатов и публикаций[4].

Фонд Наследие - создан в 1973 году для проведения научных исследований в целях содействия правительству США, средствам массовой информации и научным организациям, придерживается философии свободного рынка, ограниченного вмешательства правительства в  жизнь общества и максимальной свободы личности. Фонд не связан с какой-либо партией, но известно, что он придерживается консервативного подхода к социально-политическим проблемам. Все исследовательские и аналитические работы, выполненные Фондом, бесплатно распространяются среди членов Конгресса США и государственных чиновников, занимающих ключевые посты в органах исполнительной власти. Разработанный Фондом при консультациях с  «Национальным центром разведывательной деятельности» и «Информационным центром национальной стратегии» в 1980 году масштабный 20-томный труд - план действий под  названием «Мандат на лидерство» с детальной проработкой комплекса мероприятий лег в основу действий администрации президента Р. Рейгана. А ко второму сроку его президентства была подготовлена вторая часть плана  - «Мандат на лидерство 2». Оба «Мандата» стали настольными книгами для людей из администраций Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего. А за несколько недель до вступления Буша-младшего на высокий пост президент Фонда «Наследие» Эдвин Фолнер вручил руководству Республиканской партии увесистый том (376 страниц) программы действий -  «Приоритеты для президента» (Priorities for the President). Также известной разработкой Фонда «Наследие» является ежегодно выпускаемый «Индекс экономической свободы». В настоящее время в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне работает 150 человек, а его бюджет превышает 20 миллионов долларов[4].

Каждый  из этих аналитических центров имеет собственную специализацию. Одни аналитические центры отождествляются с республиканской или демократической партией, другие наоборот пытаются быть двухпартийными или просто внепартийными. Одни центры ориентируются на освещение своей деятельности в средствах массовой информации, другие стремятся оказывать прямое влияние на действующую администрацию.

Особенно важными представляются две черты деятельности американских аналитических центров:

1. Многие из них занимаются объединением людей для обсуждения различных идей, касающихся внешней политики США. Для этих целей привлекаются представители различных дисциплин, академических, деловых и правительственных кругов, как из администрации президента, так и из Конгресса. Такие  мероприятия предназначены не только для обмена информацией и выработки новых подходов. Они призваны обеспечить поддержку проводимой внешней политики и по мере возможности добиться консенсуса о том, какие вопросы международной повестки дня представляют наибольшую важность для Соединенных Штатов Америки.

2. Американские аналитические центры служат важным источником  талантливых сотрудников для работы в администрации и аппарате Конгресса. Они служат также прибежищем для уходящих в отставку сотрудников правительства, которые хотят по-прежнему заниматься вопросами внешней политики и обогащать исследовательские проекты своим опытом, приобретенным на государственной службе. Лишь немногие люди вырастают до высших должностей в правительстве США в сфере внешней политики, не пройдя предварительно через тот или иной аналитический центр в качестве сотрудников или участников исследовательских групп.

Возрастание роли, которую аналитические центры играют во внешней политике, является естественной реакцией на усиливающуюся за последние десятилетия вовлеченность США в международные дела. Сегодня «Фабрики мысли» помогают готовить будущих руководителей американской дипломатии, формируют внешнеполитическую повестку дня для Госдепартамента, взаимодействуют с Конгрессом и направляют американское общественное мнение по вопросам международной политики.

Рецензенты:

Кирчанов М. В., д.и.н., доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный  университет», г. Воронеж;

Мирошников А. В., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой нового и новейшего времени ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж.