В 1910 г. был создан Фонд международного мира Карнеги. Организация основана для содействия миру и всеобщему пониманию на земном шаре состоятельным бизнесменом Эндрю Карнеги. Фонд является старейшим американским экспертно-аналитическим центром в области международных отношений. На данный момент отделения Фонда находятся в Вашингтоне (головной офис), Москве (Московский Центр Карнеги), Пекине (Центр глобальной политики Карнеги - Цинхуа), Бейруте (Ближневосточный Центр Карнеги), Брюсселе (Европейский Центр Карнеги, или Карнеги - Европа) [1].
В 1919 году Гербертом Гувером, будущим президентом Соединенных штатов, был основан Гуверовский Институт исследований войны, революции и мира при Станфордском университете (Hoover Institution within the Stanford University). В нем хранилось крупнейшее собрание документов, посвященное причинам и последствиям Первой мировой войны. Целью института стало привлечения академических кругов к разработке проектов государственных решений и анализу их последствий. Собрание документов быстро росло и вскоре превратилось в крупнейший архив и наиболее полную библиотеку политической и социально-экономической литературы. Это привлекало ученых, использовавших архив в своей работе по специфическим исследовательским проектам, что, в свою очередь, способствовало появлению серьезного экспертного потенциала в Институте, который стал первым и наиболее заметным академическим центром среди фабрик мысли в США. В настоящее время Гуверский институт - хорошо известная в мире группа ученых консервативной направленности (в организации постоянно работает 200 человек, 100 из которых профессиональные ученые). Годовой бюджет - около 22 миллионов долларов США. Достаточно хорошо иллюстрирует работу Института напечатанная в начале двухтысячных годов в популярном журнале Гуверовского института Policy Review статья известного американского политолога Р. Кейгана «Сила и слабость», которая впервые постулировала неустранимые противоречия во взглядах на мир между Америкой и Европой. Статья вызвала в Европе оживленную дискуссию, сравнимую разве что со спорами вокруг «Конца истории» Ф. Фукуямы в 1989-м и «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона в 1993-м. Евроатлантическое сообщество, утверждает Р. Кейган, фундаментально расколото, так как Европа и Америка фактически живут в разных мирах. Европейцы, по его мнению, полагают, что современный мир может и должен управляться международными законами и правилами. И применение в нем силы - крайнее средство. Потому европейцы готовы подчинить свой суверенитет наднациональному сообществу. Америка же, полагает Р. Кейган, как традиционная нация-государство живет в анархическом мире Гоббса, где международные законы так же ненадежны как в XVII веке, и потому национальная безопасность может быть обеспечена лишь военной мощью[4].
В 1921г., в Нью-Йорке открылся Совет по международным отношениям. Концепция безопасности США 1920-х годах базировалась на взгляде на Америку как на «континентальный остров». Американская стратегия была направлена на защиту своих берегов и, следовательно, была узконациональной по своему характеру, а международным или глобальным проблемам уделялось мало внимания. Основными международными игроками в тот период по-прежнему были европейские державы. Основатели Совета по международным отношениям - бизнесмены, банкиры и юристы - видели его предназначение в том, чтобы США лучше разбирались в культуре, истории, конфликтах и амбициях других наций и народов, и оказывали большее влияние на мировое сообщество в интересах США. Среди основателей и первых руководителей Совета - выдающиеся личности, такие как: Аллен Уэльш Даллес - будущий директор ЦРУ, журналист Вальтер Липпманн, директор-основатель еженедельника The New Republic, банкиры Отто Кан и Пол Мориц Варбург, последний уроженец Германии, эмигрировал в Соединенные Штаты, где в 1913 он разработал и воплотил в жизнь законодательство, которое способствовало созданию Федерального Резервного Банка, частного американского Центробанка, который до наших дней осуществляет контроль над всей финансовой системой США.
С момента своего создания Совет по международным отношениям получил поддержку печатного издания, которое и сегодня продолжает быть самым престижным и влиятельным журналом Соединенных Штатов в сфере геополитического анализа «Foreign Affairs», про который говорят, что «то, что сегодня печатается в «Foreign Affairs», завтра преобразовывается в официальную внешнюю политику Соединенных Штатов»[3].
Сегодня это крупная организация с бюджетом в 19 миллионов долларов и 150 сотрудниками. Совет объединяет высших руководителей финансовых учреждений, промышленных гигантов и средств массовой информации, исследователей и академиков, военных самых высших уровней и политиков, государственных служащих и деканов университетов, факультетов, исследовательских центров. Его фундаментальные цели состоят в распознании и оценке широкого спектра политических, экономических, финансовых, общественных, культурных и военных факторов, которые охватывают абсолютно все грани общественной и частной жизни Соединенных Штатов и остального мира. Сегодня, благодаря огромному влиянию Соединенных Штатов, область анализа Совета охватывает весь мир. Совет по международным отношениям представляет собой влиятельный центр анализа и геостратегического планирования. Его исследования и оценки проводятся различными учеными и группами, созданными внутри Совета. Членами Совета по международным отношениям также являются высшие руководители крупнейших банков, таких как Chase Manhattan семьи Рокфеллер, который недавно объединился с банком J.P.Morgan, Bank of America и CitiGroup, руководители восьми мультимедийных мировых монополий, ректоры и деканы больших университетов и факультетов, таких как Harvard, MIT (Массачусетский технологический институт), Johns Hopkins, Princeton, Yale, Stanford и Чикагский Университет[3].
Бурный расцвет деятельности научно-исследовательских институтов произошел после окончания Второй мировой войны, когда в США осознали необходимость создания детально разработанной, всеобъемлющей и понятной глобальной стратегии. Именно тогда, на выручку Государственному департаменту пришли американские «фабрики мысли».
Первым таким институтом, созданным в послевоенный период, стала корпорация РЭНД (RAND). Она выделилась в 1948 году из калифорнийской компании Douglas Aircraft Company (одной из ключевых структур американского военно-промышленного комплекса) в независимый институт для изучения стратегических вопросов национальной безопасности. Сегодня РЭНД пользуется услугами более 500 профессиональных исследователей, почти 80% из них имеет докторскую степень, постоянно работает более 400 сотрудников на административных должностях, бюджет - 110 миллионов долларов США. Корпорация РЭНД имеет филиалы в крупных городах США, а также в Европе[5].
При выработке и формировании внешней политики США важным фактором стало создание множества других научно-исследовательских институтов по всей стране, - одни создавались в составе частных корпораций, другие самостоятельно, третьи - при ведущих университетах. Их диапазон весьма широк - от Калифорнийского университета в Лос-Аламосе и Стэндфордского университета на Западном побережье до Гарварда и Массачусетского технологического университета на Восточном.
Эти учреждения решают самые разные задачи - от исследования региональных проблем, до работы, специально направленной на обеспечение понимания и поддержки населением участия США в делах внешнего мира. Есть Ассоциация содействия ООН, которая отвечает за информирование американского общества о деятельности этой организации, а также Атлантический Совет, Совет по развитию за рубежом, Ассоциация по контролю над вооружениями и многочисленные советы по международным делам.
В течение многих лет самые влиятельные аналитические центры, занимающиеся вопросами формировании внешней политики США, базируются в г. Вашингтоне. Среди множества существующих центров можно особо выделить уже упомянутые Фонд Карнеги, РЭНД, а также Институт Брукингса - занимается научными исследованиями, образованием и публикациями в области экономики, государственного управления, внешней политики и общественных наук. Его основной целью является содействие пониманию общественностью вопросов национальной безопасности. Годовой бюджет - 23 миллиона долларов США[2].
Центр стратегических и международных исследований - был основан для обеспечения мировых лидеров аналитической информацией в ходе принятия стратегических решений по глобальным проблемам. К особенностям Центра относятся, во-первых, темы его исследований - весь спектр вызовов национальной и международной безопасности, во-вторых, наличие местных экспертов-исследователей во всех регионах мира, в-третьих, особый акцент на выработку новых методов управления для эры глобализации, и, в-четвертых, программы по технологиям, публичной политике, международной торговле, финансам и энергетике[5].
Институт американского предпринимательства - был создан в Вашингтоне в 1943 г., и сегодня это одна из крупнейших и уважаемых «фабрик мысли» в Америке. Основная первоначальная задача Института - представлять интересы бизнеса, трансформировалась в миссию - сохранение и укрепление основ свободы, ограничения государственного вмешательства в экономику, частного предпринимательства, жизненных культурных и политических институтов, а также сильной внешней политики и национальной обороны путем научных исследований, открытых дебатов и публикаций[4].
Фонд Наследие - создан в 1973 году для проведения научных исследований в целях содействия правительству США, средствам массовой информации и научным организациям, придерживается философии свободного рынка, ограниченного вмешательства правительства в жизнь общества и максимальной свободы личности. Фонд не связан с какой-либо партией, но известно, что он придерживается консервативного подхода к социально-политическим проблемам. Все исследовательские и аналитические работы, выполненные Фондом, бесплатно распространяются среди членов Конгресса США и государственных чиновников, занимающих ключевые посты в органах исполнительной власти. Разработанный Фондом при консультациях с «Национальным центром разведывательной деятельности» и «Информационным центром национальной стратегии» в 1980 году масштабный 20-томный труд - план действий под названием «Мандат на лидерство» с детальной проработкой комплекса мероприятий лег в основу действий администрации президента Р. Рейгана. А ко второму сроку его президентства была подготовлена вторая часть плана - «Мандат на лидерство 2». Оба «Мандата» стали настольными книгами для людей из администраций Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего. А за несколько недель до вступления Буша-младшего на высокий пост президент Фонда «Наследие» Эдвин Фолнер вручил руководству Республиканской партии увесистый том (376 страниц) программы действий - «Приоритеты для президента» (Priorities for the President). Также известной разработкой Фонда «Наследие» является ежегодно выпускаемый «Индекс экономической свободы». В настоящее время в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне работает 150 человек, а его бюджет превышает 20 миллионов долларов[4].
Каждый из этих аналитических центров имеет собственную специализацию. Одни аналитические центры отождествляются с республиканской или демократической партией, другие наоборот пытаются быть двухпартийными или просто внепартийными. Одни центры ориентируются на освещение своей деятельности в средствах массовой информации, другие стремятся оказывать прямое влияние на действующую администрацию.
Особенно важными представляются две черты деятельности американских аналитических центров:
1. Многие из них занимаются объединением людей для обсуждения различных идей, касающихся внешней политики США. Для этих целей привлекаются представители различных дисциплин, академических, деловых и правительственных кругов, как из администрации президента, так и из Конгресса. Такие мероприятия предназначены не только для обмена информацией и выработки новых подходов. Они призваны обеспечить поддержку проводимой внешней политики и по мере возможности добиться консенсуса о том, какие вопросы международной повестки дня представляют наибольшую важность для Соединенных Штатов Америки.
2. Американские аналитические центры служат важным источником талантливых сотрудников для работы в администрации и аппарате Конгресса. Они служат также прибежищем для уходящих в отставку сотрудников правительства, которые хотят по-прежнему заниматься вопросами внешней политики и обогащать исследовательские проекты своим опытом, приобретенным на государственной службе. Лишь немногие люди вырастают до высших должностей в правительстве США в сфере внешней политики, не пройдя предварительно через тот или иной аналитический центр в качестве сотрудников или участников исследовательских групп.
Возрастание роли, которую аналитические центры играют во внешней политике, является естественной реакцией на усиливающуюся за последние десятилетия вовлеченность США в международные дела. Сегодня «Фабрики мысли» помогают готовить будущих руководителей американской дипломатии, формируют внешнеполитическую повестку дня для Госдепартамента, взаимодействуют с Конгрессом и направляют американское общественное мнение по вопросам международной политики.
Рецензенты:
Кирчанов М. В., д.и.н., доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж;
Мирошников А. В., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой нового и новейшего времени ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж.