Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STATE AND PUBLIC MANAGEMENT EDUCATION IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Gaynullin I.A. 1 Bulatova Z.A. 1
1 The Institute for the development of education of the Republic of Bashkortostan
This article focuses on the patterns of educational activity educational organization on the basis of state and public administration in the implementation of basic educational programs of primary, basic, secondary general education. The relevance of the problem is due to the Federal law "On education in Russian Federation" and other Federal regulations. The article describes the purpose, main tasks, the essence of state-public management of education. In the educational organization formed governing bodies. In the composition of these bodies were members of the public. Discussed various models of state-public management of education. In more detail the model of state-public management of education "School of active social practice." Proposed training complex modular training programme "Public administration education". Organs of state-public management of education contribute to the development of the school in terms of introduction and implementation of Federal and state standards.
basic educational programs of general education
EDUCATION QUALITY
collegial management bodies
state and public management

Одна из особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

В соответствии со статьями 3, 89 Федерального закона «Об образовании в РФ» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием [7].

Актуальность этого вопроса отмечена и в федеральных нормативных актах. Например, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, устанавливает целевые ориентиры развития системы образования к 2020 году, один из которых – создание в образовательных организациях (далее – ОО) органов самоуправления.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 для решения задачи «Модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития», должны быть распространены модели государственно-общественного управления образованием и обучение педагогических и руководящих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием.

Основная сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении участникам образовательных отношений больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации и повышения качества образовательной деятельности. Государственно-общественный характер управления образованием предполагает равноправие государства и общества в решении важных вопросов функционирования, развития системы образования и реализации российской образовательной политики. Государственно-общественный характер означает также активизацию общественного участия в управленческой деятельности образовательных организаций: общественность получает представительство в органах управления образованием, создаются общественные органы управления.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в РФ» управление государственными и муниципальными образовательными организациями строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ОО является руководитель, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников или общее собрание (конференция) работников и обучающихся, педагогический совет или ученый совет в соответствии с типом ОО, а также могут формироваться наблюдательный совет, попечительский совет, управляющий совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом ОО [7].

В соответствии статьей 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений наблюдательный совет является обязательным коллегиальным органом. Значимо, чтобы в составе этих органов были представители общественности, и решение о создании таких органов принималось ОО совместно с учредителем.

В соответствии со статьями 25, 26 Федерального закона «Об образовании в РФ» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ОО, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом ОО в соответствии с законодательством РФ [7]. А также деятельность коллегиальных органов управления регулируется в локальных актах ОО.

Целями государственно-общественного органа управления образованием для направления всех заинтересованных лиц по развитию ОО, для формирования стратегических направлений развития ОО являются: реализация, защита прав законных интересов участников образовательных отношений; содействие повышению качества образования; обеспечение открытости и доступности информации об ОО.

Основные задачи государственно-общественного управления образованием:

- реализации прав участников образовательных отношений на участие в управлении образованием;

- содействие в повышение результативности государственной политики в области образования;

- способствовать вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;

- содействие повышению качества подготовки обучающихся [5, с.24];

- содействие повышения качества образовательной деятельности ОО [4, с.19];

- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ОО.

Органы государственно-общественного управления образованием могут создаваться на региональном уровне, на уровне муниципалитета, на уровне ОО [3, c.33]:

- организации родителей и попечителей (управляющие советы; попечительские советы, Совет родителей, благотворительные фонды, советы отцов, советы матерей и др.);

- общественно-педагогические организации (ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы ОО, общие собрания работников ОО и др.);

- детские общественные организации (Совет обучающихся и др.);

- объединения выпускников и иные (см. рис. 1).

Компетенция коллегиальных органов определяется в соответствии с законодательством, кроме того, имеются вопросы, которые решаются только руководителем.

Основными функциями (компетенцией) Управляющих советов являются [6, c.1]:

- согласование компонента ОО («школьного компонента») и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) и профилей обучения;

Рис.1. Модели государственно-общественного управления образованием

- утверждение Программы развития организации;

- выдвижение ОО на конкурсный отбор организаций, внедряющих инновационные образовательные программы;

- рассмотрение проектов локальных актов, касающихся вопросов функционирования и развития ОО, воспитательной работы и другие.

Разработка и утверждение образовательной организацией Основной образовательной программы начального общего, основного и среднего общего образования в условиях введения и реализации ФГОС осуществляется самостоятельно с привлечением органов государственно-общественного управления ОО.

Условия реализации Основной образовательной программы должны обеспечивать возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и реализации Основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования и условий ее реализации. Следовательно, принятие Основной образовательной программы – это компетенция органа государственно-общественного управления [1, c. 20].

Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием – собрания, конференции, заседания участников или представителей участников образовательных отношений, собрания родителей (законных представителей) обучающихся, собрания педагогических работников, собрания работников ОО, профсоюзные собрания, собрания обучающихся, собрания попечителей ОО, совместные собрания различных категорий участников образовательных отношений и иные форматы.

Собрания, семинары, заседания проводятся в целях:

- информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования;

- заслушивания и обсуждения публичного доклада о деятельности сферы образования;

- выборов органов государственно-общественного управления образованием в сфере образования, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;

- согласования основных управленческих решений;

- в иных целях.

Немаловажное значение в развитии государственно-общественного управления имеет отчетность образовательных организаций. Ежегодно ОО должна представлять учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел. Открытость и прозрачность работы ОО привлекает внимание общественности к их деятельности, решении вопросов их функционирования и развития. Особое значение в обеспечении открытости и доступности информации о деятельности системы образования имеет отчет самообследования ОО. Электронный формат взаимодействия участников государственно-общественного управления в сфере образования можно найти в сети Интернет (форумы, блог и др.).

В образовательных организациях Республики Башкортостан реализуются следующие основные модели государственно-общественного управления образованием с учетом типов образовательных организаций [2, c.39]: «Управляющий совет», «Благотворительный фонд», «Школа активной социальной практики». В модели «Управляющий совет» участники образовательных отношений разрабатывает концепцию, структуру, порядок функционирования Управляющего совета школы, включающего представителей педагогических работников, родительской общественности и обучающихся.

Основная цель деятельности Управляющего совета заключается в решении вопросов, связанных с функционированием и развитием ОО. Опыт реализации данной модели можно изучить в образовательных организациях г. Уфы: СОШ № 29, Башкирская гимназия № 102, Гимназия № 106, СОШ № 159, Татарская гимназия № 84, Лицей № 94 .

Модель «Благотворительный фонд», учрежденная родителями и педагогами, разрабатывает концепцию активизации своей работы в местном сообществе, переходит от использования исключительно родительских пожертвований к привлечению новых внебюджетных ресурсов, к включению в благотворительность большего круга лиц и организаций. Опыт реализации данной модели можно изучить в образовательных организациях г. Уфы: СОШ № 155, Гимназия № 39, Лицей № 5.

Модель государственно-общественного управления образованием «Школа активной социальной практики» организована в МБОУ Лицей Содружество г. Уфы. Участники образовательных отношений создают орган государственно-общественного управления образованием, состоящий из трех секций: Попечительский Совет, Педагогический Совет, Совет менеджеров. Цель данной модели: использование общественно-административных ресурсов и игровых технологий для развития обучающихся посредством их вовлечения в активную социальную практику ученического самоуправления. Модель направлена на развитие ученика и обладает возможностями влияния на него посредством создания комплекса педагогических условий, направленных на развитие и поддержания саморазвития; к побуждению в организации ученического самоуправления, т.е. создание условий для развития духовно-нравственной, поликультурной, свободной и ответственной личности на основе активной социальной практики. В своей деятельности органы самоуправления руководствуются принципами демократии, добровольности, творческой активности и гуманизма. Важной отличительной чертой данной модели является то, что она направлена на развитие личности обучающегося как субъекта самоуправляемой общественной системы.

Основные формы работы при реализации модели самоуправления «Содружества» представлены следующим образом:

- Избирательная кампания по выборам в Совет менеджеров – проводится 1 раз в год, регулируется Положением о Совете менеджеров;

- Совет Лицея (собрание членов Попечительского Совета, Педагогического Совета, Совета Менеджеров) для решения наиболее актуальных вопросов организации жизнедеятельности проводится не реже двух раз в триместр;

- Заседания Совета Лицея, целью которых является обсуждение и принятие мероприятий, определяющих жизнедеятельность «Содружества», проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в триместр;

- Деятельность Комитета, направленная на исполнение мероприятий, принятых Советом и на реализацию конкретных программ и проектов, организационная деятельность по участию в Конкурсах, разработка Положений о конкурсах включает также заседания Комитета, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

В ОО используют различные формы работы:

- Обучение в Школе Лидера – занятия, направленные на развитие у членов Совета лидерских качеств, формирование у них знаний, умений, навыков в сфере организаторской деятельности, обеспечение преемственности между тремя секциями;

- Деловые игры и дискуссии – форма, направленная на работу с отдельными коллективами и взаимодействие их между собой. Инициаторами выступают Комитеты или администрация. Цель – развитие организаторских и деловых качеств всех членов «Содружества»;

- Форум – форма волеизъявления всех участников самоуправления, проводится в случае возникновения сложных ситуаций, требующих учета мнения каждого члена «Содружества», назначается директором ОО по рекомендации членов Совета;

- Отчетная конференция – открытое заседание, на котором проходит отчет о проделанной работе, проводится в конце учебного года;

- Конкурсы – это форма работы, в которой принимают участие как отдельные коллективы, так и персонально, которые организуются по инициативе Комитета или администрации Лицея. Каждый конкурс обязательно сопровождается Положением, которое рассматривается на заседании Комитета, утверждается директором Лицея. Среди наиболее популярных и традиционных конкурсов можно назвать следующие: «Дружная Семья»; «Летопись нашего класса»; «Самый спортивный класс»; Конкурс патриотической песни; «Битва новогодних хоров»; Конкурс фотографий «Мой Лицей» и т.д.

Можно слово «сотрудничество» рассмотреть не только как совместную деятельность органов ученического самоуправления внутри своей структуры, но и как взаимовыгодную культурно-образовательную деятельность нескольких самоуправляющихся ученических общностей:

- Проект «Знакомьтесь, профессионал!» – знакомство с миром профессий и навыками решения актуальных вопросов в разных сферах общественной жизни (знакомство с теорией гражданских инициатив, методикой и практикой принятия решений; формирование пакета предложений по совершенствованию социокультурной среды в Лицее, микрорайоне);

- Проект «Дети разных народов» (знакомство с культурными и историческими традициями разных национальностей, проживающих в г. Уфа и Республики Башкортостан);

- Проект «Милосердие» (сотрудничество с Домом инвалидов и Обществом слепых, который включает в себя подготовку и проведение совместных концертов и экскурсий).

В связи с этим в Институте развития образования Республики Башкортостан разработан учебно-методический комплекс модульной программы курсов повышения квалификации «Государственно-общественное управление образованием». Кафедрой теории и практики управления образованием проводятся курсы, семинары по данной программе. Форма обучения очная и очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. В рамках курсов предусмотрена стажировка в объеме 24 часов на стажерских площадках кафедры.

Апробация учебного плана курсов и электронного учебника показала, что руководители ОО получают знания по созданию различных моделей государственно-общественного управления образованием. Работа с ОО в этом направлении продолжается.

Таким образом, органы государственно-общественного управления образованием вносят большой вклад в развитие ОО в условиях введения и реализации ФГОС. Путем распространения эффективных моделей государственно-общественного управления осуществляется координация взаимодействия родителей и педагогов, укрепление связей семьи и школы, укрепление материально-технической базы ОО и повышение качества образования.

Рецензенты:

Валеев А.С., д.п.н., профессор, декан технологического факультета Сибайского института ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Сибай;

Вильданов Х.С., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой, ФГБОУ ВПО Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа.