Положительные эмоции играют важную роль в жизни человека и общества.
Об актуальности проблемы свидетельствуют неоднократные попытки международных организаций измерить уровень счастья населения планеты. В 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН был введен «Индекс счастья на планете» («The Happy Planet Index»), отражающий субъективное благополучие человека (самооценку собственной жизни как счастливой или несчастливой), а в 2011 г. был выпущен «Доклад о мировом счастье» (World Happiness Report) [8].
В связи с запросом общества перед психологией встает задача разработки комплексного подхода к феномену положительных эмоций как необходимому элементу оптимальной жизнедеятельности человека; подготовки профессиональных психологов, реализующих данный подход в практической деятельности.
Вместе с тем, как отмечают современные авторы, научная психология традиционно уделяет большее внимание негативным сторонам человеческой жизни [5, 10]. Так, в построенных на основе эмпирических исследований списках базовых эмоций на одну положительную эмоцию приходится три или четыре отрицательные [9]. Среди экспериментальных психологических работ с 1887 по 1999 гг. исследования отрицательных эмоций перевешивают исследования положительных в 14 раз (Myers, 2000, по: [3]).
Если предположить, что в процессе трансформации научного экспериментального знания в учебное выявленные закономерности сохраняются, то преподавание психологии в средних и высших учебных заведениях должно неявно транслировать информацию о большей частоте встречаемости в человеческой жизни негативных эмоций. Это неизбежно будет приводить будущего профессионала к мнению, что психологи имеют дело с различного рода отклонениями от нормы и не могут предложить способы улучшения повседневной жизни [2].
Но действительно ли вся традиционная психология отдает предпочтение отрицательным явлениям, оставляя в стороне положительные эмоции?
Вспомним, что структура научного знания включает два уровня: теоретический и эмпирический [6]. Следовательно, в процессе обучения студент осваивает как достижения экспериментальной психологии, так и теоретические классификации эмоций. И, хотя несоответствие эмпирического знания педагогическим и практическим задачам активно обсуждается в психологии эмоций на протяжении последнего десятилетия, соотношение эмоций с разным знаком в научном теоретическом знании еще не становилось объектом исследования.
Целью нашей работы являлось изучение соотношения положительных и отрицательных эмоций в научном теоретическом знании (научных классификациях эмоций).
Мы ставили следующие задачи:
- очертить круг авторов научных теорий эмоций, приводящих классификации эмоциональных явлений;
- выявить набор эмоциональных явлений в научных классификациях эмоций;
- охарактеризовать выявленный набор эмоциональных явлений с точки зрения их знака (положительные/отрицательные).
Мы выдвинули предположение, что отрицательные эмоциональные явления в научных классификациях будут преобладать над положительными (границы предполагаемого соотношения от 3:1 до 14:1). Использовались следующие критерии сопоставления: количество наименований эмоциональных явлений, частота встречаемости (количество упоминаний различными авторами), ранг (очередность появления в научной классификации).
Организация исследования
Выборка: 65 работ авторов научных теорий эмоций [7], из которых были отобраны 34 работы, содержащие в явном виде классификации эмоциональных явлений.
Методы: сегментарный контент-анализ (поиск наименований эмоциональных явлений в научных классификациях) [4], частотный анализ (оценка частоты встречаемости и ранга эмоционального явления), прототипический анализ П. Вержеса (выявление эмоциональных явлений с различным уровнем значимости на основе комбинации значений частоты встречаемости и ранга) [1].
Результаты исследования
В круг авторов научных теорий эмоций, приводящих классификации эмоциональных явлений, вошли: П.К. Анохин; М. Арнольд; Н.Я. Батова, Е.Д. Хомская; В.К. Вилюнас; В. Вундт; Н.Н. Грот; Ч. Дарвин; Р. Декарт; У. Джемс; Б.И. Додонов; Дж. Дьюи; К. Изард; К. Ланге; К. Левин; А.Н. Леонтьев; Х. Левенталь; Д. Линдсли; Дж. Локк; У. Мак-Дугалл; А.Е. Ольшанникова; Э. Ортони; Р. Плутчик; Я. Рейковский; Т. Рибо; С.Л. Рубинштейн; Г. Селье; П.В. Симонов; Б. Спиноза; С. Томкинс; Дж. Уотсон; Н. Фрийда; Д. Хебб; Х. Шлосберг; П. Экман.
В классификациях данных авторов нами было выявлено 47 наименований эмоциональных явлений. Поскольку знак является наиболее типичным критерием классификации в научных теориях, нам удалось разделить всю совокупность наименований эмоциональных явлений на четыре группы: положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные эмоции.
К положительным эмоциональным явлениям были отнесены: благодарность, веселье, восхищение, гордость, желание, интерес, любовь, любопытство, надежда, наслаждение, нежность, признательность, радость, самолюбие, симпатия, смелость, счастье, уверенность, уважение, удивление, удовольствие (всего 21 наименование).
К отрицательным эмоциональным явлениям относятся боль, беспокойство, гнев, горе, забота, зависть, месть, негодование, ненависть, неудовольствие, отвращение, отчаяние, печаль, подавленность, раскаяние, ревность, сожаление, страдание, страх, тревога, ужас, ярость (всего 22 наименования).
К нейтральным эмоциональным явлениям были причислены безразличие, напряжение (всего 2 наименования).
Наконец, к амбивалентным эмоциональным явлениям были отнесены презрение, стыд (всего 2 наименования).
Процентное выражение количества наименований эмоциональных явлений с различным знаком представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Количество наименований эмоциональных явлений с различным знаком в научных классификациях эмоций (% от общего количества наименований, n=47)
Примечание: 1 – положительные эмоции, 2 – отрицательные эмоции, 3 – нейтральные эмоции, 4 – амбивалентные эмоции
Из приведенных данных следует, что наименований отрицательных эмоциональных явлений в научных классификациях действительно несколько больше, чем положительных. Однако их соотношение близится к 1:1 (точное отношение отрицательных эмоциональных явлений к положительным равняется 1,04:1), что свидетельствует о диалектичности научного мышления, оперирующего парами антонимов («радость — печаль», «удовольствие — неудовольствие», «любовь — ненависть» и т.д.).
Частота встречаемости и ранг каждого эмоционального явления приведены в таблице 1.
Таблица 1
Частота встречаемости и ранг эмоциональных явлений в научных классификациях эмоций
Частота эмоционального явления |
Ранг эмоционального явления |
|
Менее 11,99 |
Более или равен 11,99 |
|
Более или равна 6,82 |
страх (28; 6,53) гнев (25; 9,76) радость (18; 6,83) печаль (15; 9,60) отвращение (14; 8,50) удовольствие (14; 3,85) любовь (12; 7,58) удивление (11; 8,72) надежда (10; 8,90) ненависть (9; 9,88) неудовольствие (8; 6,25) горе (7; 9,57) наслаждение (7; 5,28) отчаяние (7; 10,14) |
|
Менее 6,82 |
страдание (6; 5,16) желание (5; 6,20) интерес (5; 4,80) уверенность (5; 11,8) безразличие (4; 9,50) беспокойство (4; 4,25) любопытство (4; 80) нежность (4; 10,75) симпатия (4; 9,50) счастье (4; 3,25) ярость (4; 9,75) боль (3; 3,53) уважение (3; 4,66) восхищение (3; 10,33)
|
презрение (6; 13) стыд (6; 19,83) ужас (6; 18,83) благодарность (5; 17,20) ревность (5; 17,00) тревога (5; 12,80) веселье (4; 28,25) гордость (4; 14,5) негодование (4; 20,5) подавленность (4; 14,25) признательность (4; 24,5) сожаление (4; 16,25) забота (3; 14,66) зависть (3; 20,33) месть (3; 20,66) напряжение (3; 13,00) раскаяние (3; 26,66) самолюбие (3; 21,16) смелость (3; 17,33) |
Частота встречаемости устойчивых эмоциональных явлений варьирует от 3 до 28 (общая частота встречаемости – 321 единица), средняя частота встречаемости составляет 6,82. Распределение эмоциональных явлений с различным знаком по частоте встречаемости выглядит следующим образом: положительные эмоции – 132 единицы, отрицательные эмоции – 170 единиц, нейтральные эмоции – 7 единиц, амбивалентные эмоции – 12 единиц.
Процентное выражение частоты встречаемости эмоций с различным знаком в научных классификациях приведено на рисунке 2.
Рис. 2. Частота встречаемости эмоциональных явлений с различным знаком в научных классификациях эмоций (% от общей частоты встречаемости, n=321)
Примечание: 1 – положительные эмоции, 2 – отрицательные эмоции, 3 – нейтральные эмоции, 4 – амбивалентные эмоции
Соотношение отрицательных и положительных эмоциональных явлений с точки зрения частоты встречаемости составляет 1,3:1. Таким образом, авторы научных классификаций склонны обращаться к позитивному и негативному полюсу эмоциональной сферы примерно с одинаковой частотой (с некоторым преобладанием отрицательных эмоций).
Ранг устойчивых эмоциональных явлений составляет от 3,25 до 28,25, средний ранг по группе 11,99. Для отрицательных эмоциональных явлений средний ранг составляет 12,49, для положительных − 11,11, для нейтральных − 11,25, а для амбивалентных − 16,41. Таким образом, в среднем отрицательные эмоции в текстах научных классификаций появляются после перечисления положительных эмоций.
Согласно точке зрения П. Вержеса, комбинация значений частоты и группового ранга позволяет выявить значимость того или иного эмоционального явления: более значимые явления упоминаются чаще и первыми приходят на ум, для менее значимых наблюдается обратная тенденции.
Вычислив среднюю частоту и средний ранг для набора эмоциональных явлений, мы выявили в научных классификациях три группы эмоциональных явлений с различной степенью значимости: эмоции с высокой степенью значимости (14 эмоций с частотой встречаемости и рангом выше среднего), эмоции со средней степенью значимости (14 эмоций с частотой встречаемости ниже среднего и рангом выше среднего) и эмоции с низкой степенью значимости (19 эмоций с частотой встречаемости и рангом ниже среднего). Распределение эмоциональных явлений по группам с различной степенью значимости представлено в таблице 1.
Далее мы проанализировали количество наименований, частоту встречаемости и ранг эмоциональных явлений с различным знаком в зависимости от степени значимости. Количественные данные по перечисленным параметрам приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количество наименований, частота встречаемости, ранг эмоциональных явлений с различным знаком в зависимости от степени значимости
|
Знак эмоционального явления |
|||
Эмоции с высокой степенью значимости |
Положительные |
Отрицательные |
Нейтральные |
Амбивалентные |
Количество наименований |
6 |
8 |
0 |
0 |
Частота встречаемости |
72 |
113 |
0 |
0 |
Ранг |
6,86 |
8,78 |
0 |
0 |
Эмоции со средней степенью значимости |
|
|
|
|
Количество наименований |
9 |
4 |
1 |
0 |
Частота встречаемости |
37 |
17 |
4 |
0 |
Ранг |
7,70 |
5,67 |
9,50 |
0 |
Эмоции с низкой степенью значимости |
|
|
|
|
Количество наименований |
6 |
10 |
1 |
2 |
Частота встречаемости |
23 |
40 |
3 |
12 |
Ранг |
20,49 |
18,19 |
13,00 |
16,41 |
Соотношение наименований отрицательных и положительных эмоциональных явлений с высокой степенью значимости – 1,33:1, средней степенью значимости – 0,44:1, низкой степенью значимости – 1,66:1. Таким образом, представленность наименований эмоциональных явлений с различным знаком в научных классификациях зависит от степени значимости: среди наиболее и наименее значимых эмоциональных явлений наблюдается преобладание отрицательных эмоций, в то время как положительные эмоции занимают промежуточную позицию.
Соотношение частоты встречаемости отрицательных и положительных эмоциональных явлений с высокой степенью значимости – 1,56:1, средней степенью значимости – 0,45:1, низкой степенью значимости – 1,73:1. Здесь сохраняется отмеченная выше тенденция: частота отрицательных эмоциональных явлений выше среди эмоций с высокой и низкой степенью значимости.
Предположительно, сложившаяся ситуация отражает двойственное отношение к отрицательным эмоциям: с одной стороны, они являются сигналом неблагополучия организма и, соответственно, более важным объектом наблюдения. С другой стороны, некоторые отрицательные эмоции представляются не столь полезными для выживания и, кроме того, социально нежелательными, что обуславливает их низкое упоминание.
Характеристика эмоций с точки зрения ранга показывает, что среди эмоций с высокой степенью значимости положительные эмоциональные явления чаще упоминаются перед отрицательными; для эмоций со средней и низкой степенью значимости наблюдается обратное соотношение. Отсюда следует, что положительные эмоции с высокой степенью значимости первыми приходят на ум авторам научных теорий при построении научной классификации, что отражает общее стремление человека к позитивным переживаниям.
Анализ содержательных характеристик положительных эмоциональных явлений в научных классификациях обнаруживает присутствие чувственного тона ощущений (удовольствие, наслаждение), базовых эмоций (радость, веселье, счастье, удивление, любопытство, интерес, надежда, любовь), моральных чувств по отношению к себе (самолюбие, гордость) и другому человеку (нежность, симпатия, благодарность, признательность), явления мотивационной (желание) и волевой (смелость) сферы. При этом высокая частота встречаемости и высокий ранг свойственны в первую очередь чувственному тону ощущений и базовым эмоциям, в то время как социально обусловленные чувства реже встречаются в текстах научных классификаций и занимают более отдаленные места в списке эмоций.
Заключение
Как свидетельствует сопоставление количества наименований, частоты встречаемости и ранга эмоции, существует некоторое преобладание отрицательных эмоций над положительными в научных классификациях. Однако выявленная степень соотношения в общем случае колеблется от 1,04:1 (для количества наименований) до 1,3:1 (для частоты встречаемости). Детальный анализ соотношения эмоций с различной степенью значимости (выявленной на основании частоты встречаемости и ранга) поҡазывает, что наибольшее преобладание отрицательных эмоциональных явлений над положительными (с точки зрения количества наименований и частоты встречаемости) наблюдается для эмоций с низкой степенью значимости. Но и в этом случае оно не превышает 1,73:1, что существенно ниже диапазона соотношения, выявленного для экспериментальных работ.
Таким образом, положительные эмоциональные явления наряду с отрицательными эмоциональными явлениями занимают весьма важное место в научных классификациях эмоций.
Сформулируем ряд практических рекомендаций при беседе с учащимися.
При формировании эмоциональной культуры учащегося рекомендуется расширять лексикон положительных эмоций, проводить обсуждение соотношения позитивных и негативных эмоций в повседневной жизни, обращать внимание на социально обусловленные эмоциональные явления.
Рецензенты:
Лебедева И.П. д.п.н., профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь;
Щебетенко А.И., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная академия искусства и культуры», г. Пермь.