Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE PROCESS OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE TRAINING

Kashapova L.M. 1 Khaybullina R.F. 1
1 «M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University» FSBEI HPE
The article represents author’s concept of formation of the professional culture of the future music teachers in the process of instrumental performance training. This article contains the author´s definition of the professional culture of a music teacher as a phenomenon of multifaceted integration of pedagogical and musical culture, manifested in a particular methods of solving of the general music education problems. According to this representation, the professional culture of the music teacher is characterized by the unity of structural components, which reflect its integrative character. Formedness criteria of professional culture of students - future music teachers are defined. Diagnostic tooling that provides a overall assessment the manifestation of the forming feature in students is specified. The article shows the potential of instrumental performance training for formation of the professional culture of the future music teachers. Pedagogical conditions for formation of the professional culture of the future music teachers in the process of instrumental performance training, which provide updating of its cultural and educational potential are described. The results of experimental work on the approbation of this pedagogical conditions, which prove their effectiveness are given.
experimental work
pedagogical conditions
instrumental performance training
criteria for the assessment of the professional culture of the future music teachers
professional culture of the music teacher
musical and pedagogical activities
musical-pedagogical education

Необходимость формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки обусловлена общей потребностью образования в интеллектуально развитых, творчески мыслящих педагогах, способных оказывать прогрессивное влияние на духовное обновление общества, на развитие человеческого потенциала, на поддержание культурных традиций, на формирование высоких нравственно-эстетических идеалов молодежи. В связи с этим ориентиром высшего музыкально-педагогического образования выступает личность учителя музыки, направленная на духовное развитие учащихся в процессе передачи и воспроизводства ценностей музыкальной культуры, на продуцирование инновационных идей и способов действий в расширяющемся поле деятельности выпускника педагогического вуза, на саморазвитие и самореализацию в избранной профессиональной сфере [3].

Материал и методы исследования

Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что вопросам подготовки учителя-музыканта отечественными учеными уделяется определенное внимание. Различные стороны профессиональной подготовки учителей музыки рассмотрены в трудах Л.Г. Арчажниковой, Л.М. Кашаповой, А.И. Щербаковой и др. Также имеются работы, посвященные формированию у будущих учителей музыки методологической, художественной, музыкально-эстетической и других видов культуры (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Рапацкая, Р.А. Тельчарова и др.). Общей для данных исследований основополагающей позицией является понимание музыкально-педагогической деятельности как интегративного явления, в котором педагогические и музыкально-творческие аспекты слиты воедино. Вместе с тем нельзя не отметить, что в большей степени рассмотрены отдельные стороны профессиональной культуры педагога-музыканта, а профессиональная культура учителя музыки как целостный феномен субъективного проявления музыкально-педагогической культуры исследована мало. Соответственно, не изучены возможности ее формирования в процессе освоения профильных дисциплин, в частности дисциплин инструментально-исполнительской подготовки.

Мы предположили, что профессиональная культура будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки может быть сформирована, если:

1) профессиональная культура учителя музыки рассматривается как феномен полиаспектной интеграции педагогики (как искусства воспитания и преподавания) и музыкального искусства (как специфической формы отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой);

2) процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки выстраивается с учетом сущностной характеристики данного феномена и предусматривает актуализацию культурно-образовательного потенциала инструментально-исполнительской подготовки;

3) разработана модель формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки, предусматривающая единство цели, методологических подходов, принципов, содержания, форм, методов и средств;

4) выявлен и реализуется комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки с использованием культурно-образовательного потенциала инструментально-исполнительской подготовки.

Полагая, что профессиональная культура учителя музыки имманентна соответствующей ей интегративной музыкально-педагогической деятельности, мы рассмотрели ее в социальном плане как систему, проявляющую одновременно свойства педагогической и музыкальной культур. При этом, отмечая определенное многообразие подходов, обосновывающих ту или иную модель профессионально-педагогической культуры, мы опирались на следующее определение: «Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [1, 83]. Также значимым для нас стало понимание музыкальной культуры общества как системы, в которую входят создаваемые и сохраняемые в данном обществе музыкальные ценности; все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию; все субъекты такого рода деятельности как носители знаний, навыков и других качеств, обеспечивающих ее успех; все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность [6].

Рассмотрение на основе принципа дополнительности систем педагогической и музыкальной культур позволило нам представить систему музыкально-педагогической культуры. Достигнутое нами понимание данного феномена отражено в таблице 1.

Таблица 1

Полиструктурная организация системы музыкально-педагогической культуры

 

Система

педагогической культуры

(на основе

определения В.Л. Бенина)

Система

музыкальной

культуры

(на основе

определения А. Н. Сохора)

Система

музыкально-педагогической

культуры

(характеристика автора)

Субъект

культуры

Люди, выполняющие педагогическую деятельность

Все субъекты музыкальной деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех

Учитель музыки как субъект и непосредственный носитель профессиональной культуры, обладающий качествами, обеспечивающими ему определенный уровень выполнения интегративной и многовекторной музыкально-педагогической деятельности

Продолжение таблицы 1

Содержание

деятельности

субъекта

Передача накопленного социального опыта

 

Все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей

Создание, воспроизведение, распространение, использование музыкальных ценностей в педагогической и культурно-просветительской практике с целью передачи посредством музыки духовного социального опыта

Результаты деятельности

субъекта

Знания, умения, навыки

Музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе

Воспринятый и освоенный учащимся социальный опыт, закрепленный в смысловом слое музыкальных произведений, ставший фактором духовного развития его личности

Социальные

условия

Специфические институты передачи накопленного социального опыта от одного поколения к другому

Все учреждения и культурные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность

Специфические социальные институты (учреждения дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, культурные учреждения и организации), регулирующие профессиональную деятельность учителя музыки, и совокупность материальных ресурсов, обеспечивающих ее выполнение

Профессиональная культура учителя музыки выступает отражением на уровне личности музыкально-педагогической культуры, в силу чего мы рассматриваем ее как динамичную, социально обусловленную, индивидуально-личностную систему, проявляющуюся в специфических способах решения задач общего музыкального образования. Динамичность данной системы выражается в ее непосредственном функционировании и развитии. При этом сохранение ее качественной определенности обеспечивается структурой, в которой мы, основываясь на разработанной И.Ф. Исаевым трехкомпонентной модели профессионально-педагогичекой культуры преподавателя, выделяем аксиологический, когнитивно-технологический и личностно-творческий компоненты [2]. Интегративный характер музыкально-педагогической деятельности обусловливает их специфику. Аксиологический компонент ПКУМ образуется системой ценностей и ценностных ориентаций педагога-музыканта, работающего в сфере общего музыкального образования; когнитивно-технологический обеспечивает решение профессиональных задач с использованием музыкально-исполнительских навыков как средства педагогического взаимодействия, специфического для образовательной области «Музыкальное искусство»; личностно-творческий раскрывает механизм овладения ПКУМ и ее воплощения как творческого акта, в основе которого лежит увлеченность педагога своей профессией и вытекающим отсюда стремлением к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности, неделимой и определяющей частью которой является музыкальное исполнительство.

Критерии сформированности компонентов профессиональной культуры будущих учителей музыки мы определили через показатели мотивационной, теоретико-технологической, продуктивно-творческой готовности к диалоговому межличностному взаимодействию в культурно-образовательном пространстве средствами музыкального искусства. Эти показатели приведены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2

Показатели сформированности профессиональной культуры будущих учителей музыки по критерию мотивационной готовности

Показатели

Индикаторы

Методы

диагностики

Осознанность выбора профессии учителя музыки

 

Заинтересованное отношение к разработке и реализации музыкально-педагогических и культурно-просветительских проектов, предусматривающих различные виды коммуникативного взаимодействия с аудиторией

Беседа;

тестирование; анкетирование;

наблюдение; оценка программы профессионального самообразования

 

 

Сформированность личной системы профессиональных ценностей учителя музыки

Понимание ценности музыки и значимости инструментально-исполнительской деятельности учителя музыки для достижения целей общего музыкального образования и собственного профессионального совершенствования

Осознание необходимости в овладении профессиональной культурой учителя музыки в процессе инструментального исполнительства как неделимой ее части

Установка на использование имеющегося инструментально-исполнительского опыта в разнообразных ситуациях профессионально-педагогической деятельности; настойчивость, упорство, добросовестность в освоении инструментально-исполнительских дисциплин

Стремление к творческой самореализации и самоутверждению в профессиональной деятельности

Направленность личности на профессиональные достижения через всестороннее использование возможностей своего предмета и инструментального исполнительства как способа диалога в педагогической коммуникации; наличие индивидуальной программы профессионального самообразования, включающего повышение инструментально-исполнительского мастерства как неделимого элемента профессиональной культуры учителя музыки (цель, задачи, пути реализации)

Таблица 3

Показатели сформированности профессиональной культуры будущих учителей музыки по критерию теоретико-технологической готовности

Показатели

Индикаторы

Методы

диагностики

Готовность к использованию различных инструментально-исполнительских навыков в музыкально-образовательной и культурно-просветительской практиках

Уровень исполнительского воплощения разнообразного инструментально-исполнительского репертуара; степень владения навыками самостоятельного выучивания произведения, читки с листа

Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации по инструментально-исполнительским дисциплинам; тестирование; анализ результатов деятельности по установленным показателям

Сформированность системы теоретических и процедурных знаний, связанных с инструментально-исполнительской деятельностью в контексте общего музыкального образования и культурно-просветительской деятельности

Уровень знаний методов самостоятельной работы над музыкальным произведением, музыкальной терминологии, теоретических основ инструментально-исполнительского искусства, методов педагогического анализа музыкальных произведений

Интегративные музыкально-педагогические умения

 

Степень выраженности умений строить педагогическое взаимодействие на основе единства конструктивной, музыкально-исполнительской и организаторской деятельностей

Наличие опыта художественно-коммуникативного взаимодействия в образовательном пространстве

Свобода общения с классом в процессе включения «живой» музыки в образовательный процесс

Таблица 4

Показатели сформированности профессиональной культуры будущих учителей музыки по критерию продуктивно-творческой готовности

Показатели

Индикаторы

Методы

диагностики

Готовность к самостоятельному поиску и реализации путей решения педагогических задач в процессе художественно-коммуникативного взаимодействия с учащимися

Поисково-преобразовательный характер музыкально-педагогической деятельности; мера использования имеющегося инструментально-исполнительского опыта в продуцировании новых идей и способов профессиональной деятельности

Тестирование; оценка активности участия в музыкальных творческих проектах (низкая; средняя; выше средней; высокая); анкетирование; оценка степени реализации программы самообразования (низкая, средняя, выше средней, высокая); фиксация достижений в виде грамот, дипломов, благодарственных писем и т.п.

Готовность к музыкально-педагогической интерпретации произведений

Полнота постижения и передачи ценностно-смысловой сути исполняемых произведений в контексте решения педагогических задач

Готовность к реализациии своего творческого потенциала как педагога-музыканта

Степень активности участия в разномасштабных индивидуальных и коллективных музыкальных творческих проектах

Готовность к профессиональному саморазвитию

Включение личности в режим профессионального саморазвития; степень реализации программы музыкально-педагогического самообразования, включающего повышение инструментально-исполнительского мастерства как неделимого элемента профессиональной культуры учителя музыки

Уровни по каждому из показателей профессиональной культуры будущих учителей музыки мы обозначили следующим образом: 1. Критический (низкий), требующий предварительной корректировки. 2. Базовый (средний), представляющий необходимую базу для развития профессиональных (специальных) компетенций и через них – профессиональной культуры будущих учителей музыки. 3. Достаточный (выше среднего), определяющий возможность плодотворной профессиональной деятельности. 4. Оптимальный (высокий), выражающий такую степень сформированности профессиональной культуры будущего учителя музыки, когда творчество становится необходимой составляющей его деятельности, а достижение результата обусловлено этим творчеством. Данные уровневые характеристики мы подробно отразили в таблице 5.

Таблица 5

Уровневые характеристики ПКБУМ по критериям мотивационной, теоретико-технологической, продуктивно-творческой готовности

Уровни

Критерии

Мотивационная готовность

Теоретико-технологическая готовность

Продуктивно-творческая готовность

Оптималный (высокий)

Ярко проявляется увлеченность профессией учителя музыки; инструментально-исполнительская деятельность входит в личную систему профессиональных ценностей; обнаруживается стремление к достижению успехов в инструментальном исполнительстве в контексте профессионально-педагогической деятельности; складывается удовлетворенность собственной исполнительской деятельностью как возможностью творческой самореализации в избранной профессии

Овладение системой исполнительских средств позволяет на высоком художественном уровне передавать музыкальное содержание в условиях музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности; система знаний, связанных с инструментальным исполнительством, является теоретической базой для саморазвития в данной области, обеспечивает самостоятельное создание музыкальных образов в контексте профессионально-педагогической деятельности, позволяет осуществлять педагогический анализ музыкальных произведений; включение «живой» музыки в образовательный процесс выступает способом педагогического взаимодействия

Активно творческий характер музыкально-педагогической деятельности подразумевает продуцирование новых идей и способов профессиональных действий с использованием имеющегося инструментально-исполнительского опыта; позитивные отношения с учениками выстраиваются через познание музыкального искусства как мира человеческих ценностей и смыслов в непосредственном диалоговом взаимодействии, осуществляемом в системе «музыка – человек» в различных формах музыкальной деятельности; осуществляется подготовка и реализация различных культурно-просветительских и музыкально-образовательных программ с целью формирующего воздействия на духовный мир подрастающего поколения, одновременно мотивирующая собственное саморазвитие в творческом процессе

статочный (выше среднего)

Проявляется позитивная профессиональная самооценка; инструментально-исполнительская деятельность признается профессиональной ценностью учителя музыки; осознается необходимость овладения инструментально-исполнительской деятельностью как частью профессиональной культуры учителя музыки; находит выражение интерес к использованию имеющихся инструментально-исполнительских навыков в различных ситуациях музыкально-педагогической деятельности

Проявляется владение пианистическими навыками, необходимыми для исполнения инструментального репертуара, обусловленного профессиональной деятельностью учителя музыки; знания, связанные с инструментально-исполнительской деятельностью учителя музыки, упорядочены и осознанно применяются; интегративная музыкально-педагогическая деятельность реализуется в умении осуществлять отбор, конструирование и воплощение необходимого для проведения музыкальных занятий содержания; включение «живой» музыки в образовательный процесс осмысливается как процесс музыкально-педагогической коммуникации

Обращение к собственному инструментальному исполнительству в профессиональной деятельности имеет сознательный характер; проявляется хороший профессиональный уровень исполнения музыкальных произведений в контексте решения педагогических задач; наблюдается проявление творчества как в собственно инструментально-исполнительской, так и в интегративной деятельности учителя музыки; потребность в профессиональном саморазвитии не имеет отчетливого выражения

Продолжение таблицы 5

Базовый (средний)

При общем позитивном отношении к профессии интерес к музыкально-педагогическому взаимодействию с детьми через инструментально-исполнительскую деятельность не обнаруживается или имеет эпизодический характер; инструментально-исполнительская деятельность не входит в число личных и приоритетных профессиональных ценностей; мотивация к овладению профессиональной культурой учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки выражена слабо; возможность самореализации и профессионального самоутверждения через инструментально-исполнительскую деятельность не осознается или осознается смутно

Обнаруживается владение основными исполнительскими (пианистическими) навыками, однако их применение носит спонтанный, непродуманный характер; знания, связанные с инструментально-исполнительской деятельностью, хотя и имеются, характеризуются разрозненностью и не осмыслены с профессионально-педагогической точки зрения; интегративная музыкально-педагогическая деятельность вызывает затруднения; имеется некоторый опыт взаимодействия с аудиторией в процессе исполнительской деятельности в виде публичных выступлений

Использование инструментально-исполнительских навыков как формы художественно-коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе вызывает затруднения и избегается; инструментально-исполнительская деятельность носит репродуктивный характер и не осознается как аспект музыкально-педагогического творчества; участие в разработке и реализации творческих музыкальных проектов ограничено требованиями учебных программ и отличается воспроизводящим характером деятельности; потребность в профессиональном саморазвитии хотя и имеется, но отчетливо не выражается

Критический (низкий)

Интерес к профессии учителя музыки не проявляется; система личных профессиональных ценностей не сформирована; понимание значимости инструментального исполнительства в музыкально-педагогической деятельности слабое; представление об инструментальном исполнительстве как способе самореализации и самоутверждения в музыкально-педагогической деятельности отсутствует

Имеющиеся инструментально-исполнительские навыки недостаточны для практического освоения музыкальных произведений в контексте музыкально-педагогической деятельности; ограниченный объем знаний, связанных с инструментальным исполнительством, препятствует созданию музыкально-художественных образов в рамках решения профессионально-педагогических задач; интегративные музыкально-педагогические умения не проявляются; опыт межличностного взаимодействия с аудиторией в процессе музыкальной (исполнительской) деятельности отсутствует или минимален

Несформированность мотивационной и теоретико-технологической готовности не создает предпосылок для проявления творчества

Механизм влияния инструментально-исполнительской подготовки на формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки был раскрыт нами на основе анализа и обобщения положений, содержащихся в трудах по эстетике и философии искусства (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, И.П. Никитина), а также в работах педагогов-музыкантов по соответствующей тематике (О.В. Грибкова, А.Г. Каузова, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин и др.). Было выявлено, что инструментально-исполнительская подготовка содержит значительный потенциал, реализация которого способствует формированию у студентов качеств, сопряженных с критериями профессиональной культуры учителя музыки, а именно: приобщению обучающихся к ценностям музыкальной культуры; активизации интереса к профессии учителя-музыканта; развитию исполнительского мастерства как способа творческого воплощения профессиональных знаний, умений и навыков учителя музыки; усвоению навыков художественно-коммуникативного взаимодействия в образовательном пространстве путем вовлечения студентов в различные формы творческого сотрудничества в процессе аудиторных занятий; приобретению опыта использования инструментально-исполнительских навыков в разнообразных ситуациях профессионально-педагогической деятельности; развитию творческих способностей и социальных качеств будущих учителей музыки посредством привлечения студентов к выполнению разномасштабных индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Основой для организации опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки послужила разработанная нами структурно-функциональная модель, отражающая причинно-следственные связи между поставленной целью, решаемыми для ее достижения задачами, обеспечивающими методологическое сопровождение принципами и подходами, а также обусловленным необходимостью достижения заданного результата содержанием, формами, методами, установленными критериями и уровнями [8]. Для проведения опытно-экспериментального исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли студенты 1–5-го (4) курсов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, обучающиеся по специальности (профилю) «Музыкальное образование». Численность каждой группы составила 30 человек. Также в эксперименте приняли участие педагоги кафедры музыкальных инструментов и теории музыки (с 2013 г. – кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий).

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало выявление исходного уровня профессиональной культуры будущих учителей музыки по показателям мотивационной, теоретико-технологической и продуктивно-творческой готовности к многоуровневому диалоговому взаимодействию, участниками которого являются педагог, ученик и музыкальное произведение как субъективированный объект. Для диагностики исходного состояния и динамики формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки были осуществлены разработка и отбор диагностического инструментария, обеспечивающего всестороннюю оценку проявления формируемого качества у студентов. В него вошли как разработанные нами, так и уже апробированные в практике психолого-педагогических и музыкально-педагогических исследований диагностические инструменты.

Для оценки состояния аксиологического компонента по критерию мотивационной готовности мы использовали в модифицированном виде тест самооценки «Отношение к исполнительской деятельности» В.Г. Касимова, адаптированный к задачам нашего исследования, и разработанную нами анкету для определения уровня профессиональной культуры будущих учителей музыки по вышеназванному критерию. При выявлении отношения студентов к музыкально-педагогической профессии и к инструментально-исполнительской деятельности мы использовали метод педагогической беседы.

Для оценки уровня когнитивно-технологического компонента профессиональной культуры будущих учителей музыки по критерию теоретико-технологической готовности мы применяли разработанные в ходе исследования тестовые задания и вопросы. Также обращались к таким методам, как анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации (отслеживание динамики показателей успеваемости) по инструментально-исполнительским дисциплинам, анализ результатов деятельности по установленным критериальным показателям.

Оценка состояния личностно-творческого компонента профессиональной культуры будущих учителей музыки производилась нами с помощью анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию» В.И. Зверевой. Степень непосредственного проявления данного компонента мы определяли на основе анализа результатов и экспертных оценок выполнения творческих заданий-тестов. Для оценки результативности выполнения заданий нами был разработан «Лист экспертной оценки результатов проектной деятельности бакалавра педагогического образования по профилю “Музыкальное образование”», включающий систему показателей, характеризующих основные аспекты проектной деятельности. При этом экспертами выступали преподаватели кафедры музыкальных инструментов и теории музыки (с 2013 г. – кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий). Для нас были важны и результаты педагогического наблюдения, позволяющего оценить активность участия студентов в музыкальных творческих проектах, степень реализации ими индивидуальных программ самообразования, фиксация их достижений в виде грамот, дипломов, благодарственных писем и т.п.

Сопоставление полученных данных с уровневыми характеристиками профессиональной культуры будущих учителей музыки выявило низкий и средний уровень сформированности ее компонентов у большинства студентов, что позволило в целом судить о ее неудовлетворительном состоянии на момент диагностики.

Задачей формирующего эксперимента стала проверка эффективности разработанных в ходе исследования педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки.

Первое педагогическое условие, сформулированное нами как «Актуализация культурно-образовательного потенциала инструментально-исполнительской подготовки для обеспечения становления профессионально-педагогической мировоззренческой позиции будущих учителей музыки», предусматривало приобретение будущими учителями музыки мировоззренческих знаний, выработки системы ценностных ориентаций, расширение опыта мировоззренческой деятельности. Возможность формирования таких знаний в процессе инструментально-исполнительской подготовки мы видели через освещение с педагогических позиций музыкальных явлений, с которыми встречались студенты в ходе учебного процесса. В круг этих явлений могли входить исторически обусловленные направления в развитии музыкального искусства, творчество композиторов, исполнителей, отдельные произведения, музыкальные жанры и т.д. Выделяя рассматриваемое условие, мы также имели в виду, что определение духовных оснований и ценностных ориентиров образовательного процесса связано с мировоззренческой деятельностью [5]. Поэтому введение данного условия в образовательный процесс мы осуществляли через создание проблемных ситуаций, требующих разрешения. В процессе инструментально-исполнительской подготовки будущих учителей-музыкантов такой проблемой могла, к примеру, выступать необходимость осмысления с профессионально-ценностных позиций тех или иных музыкальных явлений, включая и само инструментальное исполнительство как одну из форм профессионального бытия учителя музыки.

Второе педагогическое условие мы определили как «Ориентация процесса инструментально-исполнительской подготовки на использование ее культурно-образовательного потенциала в целях приобретения студентами позитивного опыта межличностной коммуникации в музыкально-образовательном процессе на основе развития их профессионально значимых личностных качеств». Данное условие предполагало подготовку будущих учителей музыки к взаимодействию с участниками образовательного процесса и к обеспечению его качества средствами преподаваемого предмета. Для его исполнения нами использовались активные и интерактивные методы обучения. При этом мы опирались на принципы индивидуализации, контекстности и сотрудничества.

Непосредственной реализации первого принципа служила индивидуализация содержания и объема изучаемого материала путем их корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями и запросами студентов. Соблюдение рассматриваемого принципа позволяло избежать «уравниловки» в процессе обучения и обеспечить каждому студенту оптимальное развитие его способностей к деятельности в избранной им профессиональной сфере.

Принцип контекстности воплощался в педагогическую реальность путем создания учебных и учебно-игровых ситуаций, имитирующих условия профессиональной деятельности учителя-музыканта (подготовки и проведения урока музыки, музыкального занятия, музыкально-просветительского мероприятия, а также освоения исполнительско-педагогического репертуара). При этом у студентов складывался определенный профессиональный опыт, который в данном случае рассматривался нами как фактор их успешной профессиональной адаптации в будущем.

Формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки на основе принципа сотрудничества предполагало взаимодействие между студентами и преподавателем, а также студентов между собой в различных видах учебной деятельности на основе равноправного диалога. Следование данному принципу выражалось в построении отношений на индивидуальных занятиях по исполнительским дисциплинам на основе взаимного уважения и доверия; во взаимообучении, взаимной ответственности в ансамблевом музицировании; взаимопомощи и совместном творчестве при выполнении учебных профессиональных проектов и др.

Третье педагогическое условие – «Разработка и отбор критериально-диагностического инструментария, позволяющего проводить педагогический мониторинг и оценку эффективности процесса формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки». Оно подразумевало определение критериев и уровней сформированности профессиональной культуры будущих учителей музыки и разработку диагностических методик, позволяющих оценивать степень ее проявления по установленным основаниям. Реализация данного условия обеспечила достоверную оценку успешности запрограммированного процесса.

Четвертое педагогическое условие – «Учебно-методическое обеспечение формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки, отражающее содержание ее культурно-образовательного потенциала». Введение данного педагогического условия было продиктовано потребностью дополнения учебного процесса содержанием, отражающим деятельность учителя-музыканта в ее конкретных направлениях – образовательном, воспитательном, организаторском, просветительском, исследовательском. С этой целью нами была разработана программа спецкурса «Инструментально-исполнительская деятельность учителя музыки», направленного на подготовку студентов к музыкально-педагогической деятельности. Программу курса составили 7 разделов (тем), рассчитанных на 18 ч лекционных, 18 ч семинарских и практических занятий и 36 ч самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания спецкурса базировалось на использовании материалов лекций, книг, статей и других источников, раскрывающих различные проблемы музыкального исполнительства в связи с осуществлением педагогической и музыкально-просветительской деятельности. Проведение семинарских занятий предполагало не только повторение и закрепление материала лекций, но и подготовку докладов и сообщений. Их выполнение должно было способствовать формированию у студентов более четкого представления об особенностях профессиональной деятельности учителя музыки, ориентации на освоение ценностей музыкально-педагогической культуры. Для обсуждения на семинарах предлагались следующие вопросы: «Музыкально-педагогическое исполнительство: педагогика или искусство?», «Диалог как внутренняя основа музыкально-педагогической исполнительской деятельности», «Ценностные ориентиры музыкально-педагогического исполнительства» и др. Также использовались такие виды учебной деятельности, как дискуссии, тренинги, написание эссе и др. К примеру, предлагались такие темы тренингов, как «Первая встреча с учащимися: профессиональная самопрезентация», «Музыкальное исполнение перед детской аудиторией», «Урок музыки в школе в отсутствие аудиосредств» и др.

Практические задания были направлены на самостоятельное обобщение и применение обучающимися полученных знаний и преследовали цель активного включения студентов в учебную музыкально-педагогическую исполнительскую деятельность. Выполнение таких заданий подразумевало аннотирование с педагогических позиций музыкальных сочинений, педагогический комментарий к исполняемым произведениям, «коллаж» из отрывков фортепианных произведений в соответствии с тематикой уроков музыки в школе и др. При завершении изучения курса выполнялся творческий педагогический или просветительский проект, в котором музыкальное исполнительство выступало как активная форма коммуникативного взаимодействия с аудиторией. Основным требованием к проекту была его педагогическая направленность. Студентами были выполнены такие проекты, как «“Хорошо темперированный клавир” И.С. Баха – шедевр мировой музыкальной культуры», «Все начинается с любви: вариации для слова и фортепиано», «Приглашение в мир искусств», цикл мини-проектов «Маленькие музыкальные шедевры» и др.

Содержание спецкурса изложено нами в учебном пособии «Инструментально-исполнительская деятельность учителя музыки». Данное издание рекомендовано УМО РФ по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для осуществления образовательной деятельности по направлению 44.03.01 (44.03.05) Педагогическое образование [7].

Результаты исследования

Динамику развития профессиональной культуры студентов за время экспериментальной работы отражает таблица 6.

Таблица 6

Сводная таблица динамики показателей профессиональной культуры будущих учителей музыки на начало и окончание формирующего эксперимента (в баллах)

Компоненты ПК

Начало эксперимента

Конец эксперимента

ПР

ПР

ПР

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ-КГ

Когнитивно-технологический

1,75

1,77

2,8

2,08

1,05

0,3

0,75

Личностно-творческий

1,47

1,45

2,66

1,87

1,19

0,41

0,78

Ценностно-мотивационный

1,19

1,28

2,34

1,53

1,15

0,25

0,9

В таблице обозначено: ПК – профессиональная культура; ЭГ — экспериментальная группа; КГ – контрольная группа; ПР – прирост результата

Данные таблицы 7 демонстрируют соотношение числа студентов, проявивших высокий, выше среднего, средний и низкий уровни сформированности профессиональной культуры.

Таблица 7

Распределение студентов по уровням профессиональной культуры в начале и в конце эксперимента (в баллах)

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начало

эксперимента

Конец

эксперимента

Начало

эксперимента

Конец

эксперимента

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Высокий

0

12

0

1

Выше среднего

1

10

2

13

Средний

24

7

22

11

Низкий

5

1

6

5

Общее число

30

30

30

30

Таблица 8 отражает динамику изменения уровня профессиональной культуры студентов как будущих учителей-музыкантов в формирующем эксперименте.

Таблица 8

Уровни сформированности профессиональной культуры будущих учителей музыки в начале и в конце эксперимента

Группы

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Прирост результата

Экспериментальная

1,47

2,6

1,13

Контрольная

1,5

1,83

0,33

Для статистического подтверждения полученных результатов мы использовали критерий однородности , применяемый для определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в порядковой шкале. Нами была выдвинута нулевая гипотеза (Ho): уровень профессиональной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента одинаков, а некоторые различия в ней случайны. Также была сформулирована альтернативная гипотеза (Hi): уровень профессиональной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента не одинаков, а различия в ней не случайны и существенны.

Критерий был вычислен по формуле: где N и M – объемы сопоставляемых выборок (экспериментальной и контрольной групп), а n и m – число членов каждой из групп, набравших данный балл [4]. Полученные данные представлены в таблице 9. Критическое значение χ2 для уровня значимости α = 0,05 в нашем случае равняется 7,82. В приведенной ниже таблице видно, что для начала эксперимента эмпирическое значение критерия χ2 = 0,42<7,82, следовательно, характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадают. В конце же эксперимента эмпирическое значение χ2 = 12,6>7,82, что доказывает преимущество альтернативной гипотезы над нулевой. Таким образом, количественный анализ результатов эксперимента подтвердил эффективность предложенных педагогических условий для формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в условиях инструментально-исполнительской подготовки.

Таблица 9

Статистическое значение уровней профессиональной культуры студентов (*отмечен статистически значимый показатель)

Уровень

Экспериментальная группа (человек)

Контрольная группа

(человек)

Статистическое

значение

Нач. эксп.

Кон.эксп.

Нач. эксп.

Кон. эксп.

Нач. эксп.

Кон. эксп.

Высокий

0

12

0

1

0,00

9*

Выше среднего

1

10

2

13

0,27

0

Средний

24

7

22

11

0,07

0,9

Низкий

5

1

6

5

0,08

2,7

Общее число

30

30

30

30

0,42

12,6*

Выводы

Проведенное исследование показало, что участие студентов в составе экспериментальной группы позитивным образом сказалось на их мотивации к освоению профессии учителя музыки, на развитии творческих, специальных, познавательных, коммуникативных способностей, на становлении их социальных качеств, что в совокупности положительно повлияло на формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки как интегрированного целого. В то же время у участников контрольной группы, работа с которыми велась по традиционной методике, данное качество проявлялось значительно слабее. Таким образом, мы можем утверждать, что реализация выявленных нами педагогических условий обеспечивает эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки.

Рецензенты:

Синагатуллин И. М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск;

Фатыхова Р. М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.