В XXI веке в спорте на первый план выдвигается проблема обучения тренеров методам социально-психологического обеспечения и формам психологической работы со спортсменами для эффективного решения спортивно-воспитательных задач с учетом закономерностей межличностного общения в совместной спортивной деятельности. В психологической подготовке как отдельного спортсмена, так и спортивной команды кроются резервы повышения эффективности соревновательной деятельности, оптимизации учебно-тренировочного процесса, формирования внутренней мотивации, развития личности и увеличения вариативности возможностей управления коллективом [2].
Футбольная команда представляет структурированное сообщество, в котором его члены связаны между собой статусно-ролевыми (деловыми, официальными отношениями) и межличностными (эмоциональными, неофициальными, внедеятельностными) отношениями. Эти взаимоотношения строятся и реализуются в тренировочной и соревновательной деятельности, определяя ее продуктивность и эффективность. Успех в значительной степени определяется способностью спортсменов взаимодействовать в сложных соревновательных условиях. При этом повышение эффективности игрового взаимопонимания и взаимодействия футболистов во время игр невозможно без анализа психологических характеристик спортивного коллектива, выявления статусно-ролевой структуры группы и возможностей опосредованно влиять на внутригрупповые психологические процессы и на социально-психологический климат команды. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей [1].
Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах, формирования благоприятного социально-психологического климата спортивных команд.
Результаты и их обсуждение. Благоприятный психологический климат не складывается сам собой, в особенности, если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для комплектования и эффективного функционирования спортивной группы необходимо управление квалифицированным специалистом. Сложность управления заключается в специфичности объекта – спортивной команды, которая не имеет достаточно формализованной жесткой структуры взаимодействий и в которой очень многое зависит от неформализуемых межличностных отношений, которые с трудом поддаются прямому воздействию и могут возникать спонтанно. Нельзя говорить, что сфера взаимоотношений совсем лишена каких-либо причин. Они возникают, когда для этого создаются соответствующие условия. Поэтому необходимо выделить такие признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять и тем самым создавать необходимые для формирования положительного социально-психологического климата условия [5].
На схеме (рис. 1) представлены слагаемые социально-психологического климата и факторы, на него влияющие.
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде
Целенаправленное воздействие на указанные позиции в ходе учебно-тренировочного процесса, а также раскрытие внутреннего психологического потенциала спортсменов посредством психотренинга, способствует формированию положительного климата в спортивной команде.
При диагностике динамики межличностных отношений в команде, нужно заострить внимание на обосновании спортсменом того или иного выбора. Мотивы выбора могут помочь в получении данных, касающихся особенностей мотивации отношений игроков команды в различных условиях межличностного взаимодействия. А проведение в команде эксперимента на основании дифференцированных критериев в течение определенного времени выявит динамику развития коллектива.
Формирование у игроков мотивов межличностных отношений, опосредованных содержательными и процессуальными составляющими тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивает адекватные условия для создания благоприятного социально-психологического климата в команде, повышает эффективность игровой деятельности коллектива [4].
В ходе проведенных исследований нами были выявлены группы мотивов, отражающие характер межличностных отношений игроков спортивной команды в условиях тренировочного процесса (выполнение упражнений в парах; тренировочная игра). Все мотивы межличностных отношений были разделены на внутренние, характеризующие содержательные аспекты тренировочной деятельности, и внешние. Внутри группы внешних мотивов выделены еще три подгруппы. В первую вошли мотивы, побуждающие взаимный интерес футболистов процессуальными характеристиками деятельности – «С пр.» («с партнером интересно работать в паре», «всегда выкладывается на тренировках» и др.). Вторую подгруппу составили мотивы, определяющие выбор партнера особенностями выполнения технических приемов – «С т.» («с ним удобно работать, так как мы оба «левоногие»» и др.). В третью были объединены мотивы, характеризующие особенности игрового взаимодействия партнеров – «С игр. вз.» («в игре хорошо понимаем друг друга» и т.д.).
Мотивы выбора партнеров по совместной деятельности, которые являются внешними, по отношению к тренировочной деятельности футболистов, были разделены на 5 подгрупп:
группа «А» – мотивы выбора партнеров, обусловленные совместной учебной деятельностью;
группа «Б» – мотивы выбора партнеров, обусловленные совместной игровой деятельностью («давно играем вместе», «играли вместе в команде» и др.);
группа «В» – мотивы выбора партнеров на основе личностных качеств («добрый», «хороший человек» и др.);
группа «Г» – мотивы, которые обуславливали выбор личностными взаимоотношениями («отличный друг», «у нас с ним хорошие взаимоотношения» и др.);
группа «Д» – мотивы выбора партнеров по взаимодействию на основе «давних отношений, не связанных со спортивной деятельностью».
Такое разделение дает основу для более точного анализа характера взаимоотношений игроков спортивной команды и выявления динамики мотивов социометрических выборов при формировании положительного социально-психологического климата.
Для выявления динамики мотивов межличностных отношений в процессе формирования спортивного коллектива по описанной методике нами было проведено два последовательных опроса. Использовалась методика социометрического выбора, которая включала вопросы, относящиеся к тренировочному процессу (выполнение упражнений в парах; тренировочная игра).
Первый опрос проводился на стадии формирования сборных команд по футболу (СДЮСШОР №11), после недели совместных тренировок. Повторный эксперимент был проведен спустя 4 месяца, после участия команд в турнире. Кроме этого в команде в течение четырех месяцев проводилась целенаправленная работа по формированию положительного социально-психологического климата с учетом факторов, указанных выше. Результаты представлены в таблице 1 (в %).
Таблица 1
Таблица мотивов выбора партнеров по взаимодействию в условиях тренировочной деятельности
№ |
Вид деятельности, взаимодействия |
Количество мотивировок |
Мотивы выбора партнеров в различных видах взаимодействия |
|||||||
Внутренние (содержательные, С) |
Внешние |
|||||||||
Спр. |
Ст. |
Сиг.вз. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
|||
1 опрос |
Работа в парных упражнениях |
95 |
18.3 |
20.8 |
19.5 |
0.5 |
11.6 |
6.5 |
7.2 |
15.6 |
Тренировочная игра |
102 |
5.3 |
30.6 |
31.1 |
|
16.8 |
3 |
6.2 |
7 |
|
2 опрос |
Работа в парных упражнениях |
98 |
23.6 |
28.3 |
25.5 |
|
2.1 |
8.8 |
10.9 |
0.8 |
Тренировочная игра |
89 |
3.7 |
41.3 |
37.8 |
|
2.7 |
7.2 |
7.3 |
|
При достоверном повышении доли содержательных мотивов по обоим критериям, можно отметить положительную динамику в структуре мотивации. Игроки при выборе партнеров стали больше ориентироваться на игровое взаимодействие и взаимопонимание. Личные качества членов группы и личные взаимоотношения стали приоритетными критериями для выбора партнера для взаимодействия. Такая тенденция способствует установлению доброжелательных деловых отношений между игроками, созданию благоприятной атмосферы на тренировках, улучшению взаимодействия и сработанности партнеров. Перечисленные факторы являются составной частью положительного социально-психологического климата в команде и способствуют повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.
Кроме этого в ходе экспериментальной работы нами было проведено исследование социально-психологического климата. Для анализа социально-психологического климата была использована методика оценки микроклимата спортивной команды как коллектива (А.Н. Лутошкин).
Данные свидетельствовали об изменении процентного соотношения оценок социально-психологического климата в положительную сторону в экспериментальной группе: 55,4% – «благоприятный»; 23,3% – «скорее благоприятный, чем неблагоприятный»; 21,3% – «трудно сказать какой».
Результаты проведенного обследования представлены на диаграмме (рис. 2).
Рис.2. Изменение социально-психологического климата в футбольной команде
Средние показатели увеличились с 18 баллов до 28 баллов в группе, что свидетельствует о достоверном улучшении социально-психологического климата команды.
Кроме этого, в процессе анализа экспериментальных данных, полученных до проведения целенаправленной работы по формированию положительного социально-психологического климата, было установлено, что наиболее низкую оценку всех испытуемых получило «справедливое отношение к игрокам, членам команды». Игроки считали, что команда заметно разделяется на «привилегированных и непривилегированных», что в команде есть пренебрежительное отношение к слабым игрокам.
Таким образом, при общей оценке психологического климата в коллективе как «скорее благоприятный, чем неблагоприятный» самую низкую оценку получили вопросы, имеющие большое значение для спортивной практики (справедливое отношение к игрокам; возможность освоения в команде нового игрока; сложность организации коллектива в трудные минуты). Эти моменты совместного взаимодействия имеют прямое отрицательное влияние на результативность отдельных игроков и команды в целом в соревновательной деятельности.
В процессе освоения предложенной методики формирования положительного социально-психологического климата структура взаимоотношений внутри группы кардинально изменилась. Наиболее высокая оценка была дана таким качествам коллектива, как «коллектив активен, полон энергии», «доброжелательность в отношениях с партнерами, взаимные симпатии».
В ходе наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью команды и проводимого опроса ее игроков можно выделить ряд положительных моментов:
1. Предотвращались психологические срывы у отдельных спортсменов за счет регуляции их неблагоприятных состояний и повышения уровня волевой активности путем непосредственного воздействия на них партнеров.
2. Формировались желаемые способы коммуникативного поведения у отдельных спортсменов по отношению к своим партнерам и снималось излишнее напряжение благодаря переключению их сознания на «опеку», поддержку своих товарищей.
3. Создавалось и сохранялось необходимое групповое настроение и предотвращались неизбежные в трудных играх спады настроения и возможные конфликты между игроками.
4. Укреплялись игровые связи за счет облегчения коммуникаций между игроками и организации оптимальных взаимовлияний [3].
В заключении можно отметить, что результатом работы по формированию социально-психологического климата стало создание положительной атмосферы, способствующей установлению оптимальных межличностных отношений, основанных на внутренних мотивах, повышению эффективности тренировочного процесса, уменьшению количества конфликтных ситуаций, адаптации новых членов команды в игровом коллективе.
Рецензенты:
Шамардин А.А., д.п.н., профессор кафедры теория и методика футбола Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград;
Сериков В.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.