В современных условиях культура становится одним из эффективных средств решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, обеспечивая жителям качественный досуг, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий жизнелюбивое самочувствие. Все это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению. Кроме того, культура, ее творческие достижения являются сильным имиджепорождающим фактором.
В программе «Екатеринбург - мегаполис культуры и искусства», являющейся частью Стратегического плана развития города Екатеринбурга, указано на необходимость сохранения и развития городской сферы культуры, повышения интеллектуального и культурного уровня горожан, удовлетворения их потребности в свободной культурно-творческой самореализации, а также формирования условий для стабильного производства в городском пространстве актуальных культурных инноваций [1].
В 2006 г. постановлением Главы Екатеринбурга [2] создано муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» - ВУЗ, имеющий особое значение для города. Академия реализует муниципальную политику по созданию в Екатеринбурге конкурентной, экономически и социально благополучной городской среды и укреплению лидирующего положения города среди других крупнейших культурных центров Урало-Сибирского региона. Миссия академии не ограничивается исключительно требованием подготовки квалифицированных кадров для сферы культуры, а расширяется до разработки и реализации актуальных социокультурных проектов (проектов, направленных на решение проблем социума посредством культуры), организации брендовых городских мероприятий, проведения научных исследований прикладной направленности. Уже сегодня академия: реализует систему мер по брендированию и продвижению академии как инновационно-культурно-образовательного центра в сфере культуры и искусства города; является лабораторией (площадкой) социокультурных проектов регионального значения.
Появление в структуре Екатеринбургской академии современного искусства в 2014 г. лаборатории социологических исследований было призвано стимулировать социологические исследования культуры на уровне города, активно вводить их результаты в образовательный процесс и практику управления учреждениями культуры.
Крупным исследованием лаборатории стал проект «Исследование спроса населения Орджоникидзевского района Екатеринбурга на муниципальные услуги в сфере культуры», реализованный осенью 2014 г. в связи с переездом вуза на Уралмаш, в бывший Дом культуры одноименного завода.
Городской жилой район «Уралмаш» сформировался во второй четверти XX в. как рабочий поселок вокруг одного из крупнейших в России машиностроительных предприятий - «Уральского завода тяжелого машиностроения» (начал работу в 1933 г.). Сегодня на Уралмаше проживает большая часть населения Орджоникидзевского района Екатеринбурга. Орджоникидзевский район по численности постоянного населения является самым большим среди административных районов города. По состоянию на 01.01.2014 численность его населения составляла 277,7 тыс. человек. Фактически в Орджоникидзевском районе проживает каждый пятый житель Екатеринбурга (19,4% населения города).
Объективными особенностями Орджоникидзевского района являются большая территория, пространственная локализация, удаленность от центра Екатеринбурга и ведущих городских культурных учреждений, наличие собственной развитой инфраструктуры учреждений культуры и исторически сложившаяся индустриальная специализация. Район вполне самодостаточный: здесь можно жить, работать и учиться, развлекаться и получать медицинскую помощь, не выезжая. Свой отпечаток на ситуацию в микрорайоне наложила деятельность одноименной организованной преступной группы «Уралмаш», во многом контролировавшей почти весь Екатеринбург и Свердловскую область с начала 1992 г. до конца 2005 г. Указанные факторы способствовали формированию особой субкультуры его жителей.
Целью исследования была оценка количественных и качественных параметров спроса населения Орджоникидзевского района Екатеринбурга на муниципальные услуги в сфере культуры. Одной из задач - характеристика отношения населения к деятельности Екатеринбургской академии современного искусства.
Материал и методы исследования. Сбор информации проходил в октябре 2014 г. и базировался на двух основных методах: 1) массовый опрос населения методом личного структурированного интервью; 2) объем выборки 400 человек (реальное число опрошенных 418 человек).
Выборка - территориальная с максимальной географической представленностью (не менее 20 точек опроса). Отбор респондентов проводился с квотированием по полу, возрасту и уровню образования (высшее/не высшее). Выборка репрезентирует население Орджоникидзевского района 18 лет и старше с максимальной ошибкой ±4,8%.
Результаты исследования. Исследование позволило установить уровень удовлетворенности жителей Орджоникидзевского района Екатеринбурга, большую часть которого занимает микрорайон Уралмаш, условиями жизни в районе, в том числе сферой культуры. Фоном, на котором строится потребительское поведение в сфере культуры, выступает общее отношение к своему району, условиям жизни в нем и, в том числе, ощущение, предоставляет ли район адекватные возможности для проведения досуга. С одной стороны, отношение к своему району у населения в целом позитивное: две трети опрошенных считают условия жизни в Орджоникидзевском районе такими же, как и в других районах Екатеринбурга, а 15% указали, что условия лучше. Но при этом на восприятие Орджоникидзевского района очень большое влияние оказывает негативный имидж уралмашевцев: «Уралмаш - это гопники», «деревня», или «Уралмаш - это рабочий поселок». Молодые и представители среднего поколения критично относятся к проведению досуга «на районе»: «сидят <...> на лавочках и выпивают», особенностям поведения в учреждениях культуры: «даже если <... > фильм - не комедия, все равно очень смеются». Но в то же время перспективы развития у района, в том числе в плане культуры, есть. Да и имидж района постепенно меняется - в этом уверены представители среднего поколения.
Фокус-группы показывают, что удовлетворенность спросом на муниципальные услуги в сфере культуры обеспечена близостью расположения («близко к дому - это немаловажно»), широким выбором занятий для детей, доступностью информации, традициями посещений. Спрос не удовлетворен в занятиях взрослых («культура только детская есть..., а взрослые не ходят никуда»). К сфере культуры относят и пространство района (парки, клумбы), и это вызывает критику («если <...> на Вайнера, там все красиво»). Критику вызывает и поведение жителей Уралмаша: «Здесь нет культуры посещения <...> открытых мероприятий. В городе <...> по-другому».
Известность Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ) среди жителей Орджоникидзевского района измерялась с помощью вопроса «Знаете ли вы, что такое ЕАСИ - Екатеринбургская академия современного искусства?». Только 5% знают о ВУЗе, 18% что-то слышали, не знают - 77%. Известность ЕАСИ выше среди людей, активно проводящих свой досуг - посещающих учреждения культуры как в районе, так и вне его.
Те, кто знает или что-то слышал о ЕАСИ, отвечали на открытый вопрос: «Что именно вы знаете или слышали?». И ответы на этот вопрос ярко показали, что заявленная информированность призрачна: половина в действительности ничего не знает - дали ответы «кто-то что-то говорил», «просто название», «слышала аббревиатуру» и пр. Добавив эти абстрактные ответы к тем, кто на закрытый вопрос об известности ЕАСИ ответил отрицательно, получается, что только 11% жителей Орджоникидзевского района обладают хоть какой-то содержательной информацией о ВУЗе.
Большинство содержательных ответов - это повторение вопроса: «муниципальное высшее учебное заведение», «там обучают искусству», «относится к администрации города», «дают высшее образование в сфере культуры» и пр. Есть ответы (в том числе - предположения) о том, чем занимается академия: «курсы, различные мероприятия», «показы мод - соседка рассказывала», «связано с модельными движениями», «секции, концерты», «танцы современные» и пр. У кого-то в окружении есть люди, связанные с ЕАСИ: «мой одноклассник там учится», «рядом с моим домом находится» и пр.
Вполне естественно, что среди молодежи много студентов или выпускников ВУЗов, которые лучше знают образовательный рынок. Полученные данные можно рассматривать с двух точек зрения - для планирования рекрутинга абитуриентов и для формирования имиджа ВУЗа в Орджоникидзевском районе. С позиций рекрутинга относительно высокая известность ВУЗа среди молодежи особого значения не имеет, так как это - не целевая группа. Известность среди взрослых важнее - ведь это их дети выбирают ВУЗ, а известность ЕАСИ здесь низкая. С точки зрения формирования имиджа ЕАСИ в районе полученные данные - повод для планирования рекламной, информационной стратегии. И, как показывают качественные данные, потенциал у ВУЗа большой.
Всем участникам опроса был задан вопрос, содержащий преамбулу: «ЕАСИ - Екатеринбургская академия современного искусства располагается в здании ДК "Уралмаш" и дает высшее образование в сфере культуры. А, кроме того, активно участвует в культурных проектах в Орджоникидзевском районе и в Екатеринбурге в целом. Как вы считаете, какие интересные для жителей Орджоникидзевского района мероприятия может проводить академия?». Затруднились ответить 45% жителей района. Остальные высказали свои идеи.
Так, 18% опрошенных (33% от давших содержательный ответ) ждут от ЕАСИ концертов, выставок, кружков, спектаклей. Среди обращающих на себя внимание идей можно назвать народный театр, КВН, концерты молодежной субкультуры, кукольный театр, семейные праздники, музыкальные фестивали, карнавалы, познавательные концерты, флешмобы, концерты бардов, организация концертов во дворах Орджоникидзевского района, массовых гуляний для уралмашевцев. Еще 15% жителей района (27% от давших содержательный ответ) ожидают от ЕАСИ организации досуга детей - кружки, спектакли, секции и пр. 5% уралмашевцев (10% давших содержательный ответ) хотят организации досуга взрослых - семинары, клубы по интересам, секции и кружки для взрослых, встречи с интересными людьми и пр.
Обсуждения на фокус-группах богаче, оригинальнее и интереснее репрезентируют будущее ЕАСИ в Орджоникидзевском районе. Причина - не только в открытом формате обсуждения, но и в составе участников. Во всех трех фокус-группах были довольно активные люди, без девиантного поведения, способные сформулировать позицию, они рассуждали и групповая динамика способствовала креативным идеям.
Естественно, что появление в районе еще одного ВУЗа воспринимается исключительно позитивно: «еще одна площадка», «это екатеринбургское имя, хорошие специальности», «новое веяние [в Орджоникидзевском районе]», «здесь будет живое место, будет много молодежи», «хорошо, если что-то еще прибавится культурное».
Активно обсуждалось место расположения ЕАСИ и связанные с этим перспективы: «близко <...> это хорошо»; «основная масса уралмашевцев ездит куда-то учиться, а сейчас они будут сюда поступать и из других районов»; «людям все равно выгоднее будет сюда идти с Уралмаша, Эльмаша, потому что можно будет попозже проснуться»; «у меня достаточно много знакомых, которые хотели поступить в какой-нибудь творческий ВУЗ, на творческую профессию, но им было лень куда-то ехать <...> они придут сюда»; «площадь удобная <...> транспортная развязка <...> и тихое место».
Одно высказывание годится прямо для рекламной кампании ЕАСИ: «<...> вообще здорово, потому что <...> изначально это был центр района Уралмаш, и это ДК тоже являлась центром, и чтобы эта центрОвость дала академии, как большому кораблю, попутного ветра, чтобы действительно вышли специалисты, которые были бы полезны для нас тоже».
Много ожиданий от ЕАСИ с точки зрения повышения культурного потенциала Орджоникидзевского района: «это очень здорово, как раз где искусство и культура, может у нас как раз перестанут в шапках и валенках ходить»; «Я надеюсь, что здесь будут учиться творческие люди, новые перфомансы, флешмобы <...> я бы поучаствовала»; «студенты будут создавать какие-то мероприятия у нас на районе, окультуривать Уралмаш..., с прививанием уралмашевцам [культуры]»; «у них будет практика, и пускай они вместо практики занимаются районом, свои проекты где-то, как-то организовывать что-то, чтобы это на практике осуществлять»; «знания, которые они будут получать, они будут применять их у нас в районе»; «хорошо, если что-то еще прибавится культурное».
Конкретные пожелания по формам «привития культуры» уралмашевцам во многом повторяют результаты количественного опроса: «будет здорово, если <...> как досуговое место, с друзьями встретиться»; «курсы если организовывать, не обязательно молодежь, можно и для взрослых, что-то про искусство, просто общая информация про искусство»; «курсы фотографии, хореографии, что-нибудь такое. Я бы с удовольствием»; «чтобы детям можно было заниматься здесь не только во время школы, но и после школы здесь заниматься <...> не только кружки, а профессионально»; «хотелось бы, чтобы не только студенты, и для старшеклассников что-то было, чтобы с последующей возможностью [учиться] от дошкольного до пенсионного возраста»; «я бы хотела актерское мастерство <...> в выходной, готова заплатить <...> какие-нибудь мастер-классы по различным направлениям творческим»; «творческие встречи <...> прекрасно было бы на площадке ЕАСИ». То есть участники групп транслируют запрос именно на образовательные услуги для взрослых.
В группе среднего возраста (родители с детьми) активно обсуждалась проблема - что делать, пока ребенок на занятии (танцует, поет и пр.). Как правило, родители сидят и ждут его в фойе. Многим хотелось бы в это же самое время самим заниматься. И в том числе ЕАСИ рассматривается как место, где это возможно: «это здорово, пока они [дети] танцуют, [взрослым] можно рисовать».
В группе пожилых жителей Орджоникидзевского района планирование и реализация культурных потребности связана с финансовой возможностью. Именно компенсируя дефицит средств, пожилые уралмашевцы посещают смотры, конкурсы художественной самостоятельности. Они же хотят быть в ЕАСИ на отчетных мероприятиях: «очень хочется <...> сходить на выпускные экзамены по танцам, чтобы доступ был». Кстати, именно в старшей группе уже после обсуждения активно расспрашивали - что будет с ДК Орджоникидзе (где сейчас находится ЕАСИ), куда будут переведены кружки и секции отсюда, будет ли у жителей района возможность посещать здание ДК, если его полностью займет ЕАСИ.
Идеи относительно развития культуры в Орджоникидзевском районе, которые были высказаны на фокус-группах, вполне могут стать источником планирования работы ЕАСИ, основой для ее позиционирования в Орджоникидзевском районе. Перечислим основные: преображение бульвара Культуры (именно на нем находится ЕАСИ) - скульптуры будут притягивать гуляющих, будут свадьбы приезжать, а персонажей можно связать с заводской историей района (памятник литейщику и пр.); реализация потребности именно в современном искусстве, традиционного хватает - вставки, спектакли, встречи с интересными людьми, клубы по интересам; ландшафтный дизайн открытых пространств района; дополнительное непрофессиональное образование и досуг для взрослых - актерское мастерство, танцы, рукоделие и пр.
Позиционирование ЕАСИ в Орджоникидзевском районе как инициатора проектов в сфере культуры, места проведения различных мероприятий и пр. имеет мало конкурентов среди муниципальных учреждений района. Особенно - в учетом востребованности современного, оригинального контента.
Несмотря на то, что количественный опрос показал, что известность академии в районе невысока, восприятие нового вуза при этом очень позитивное. Ожидания от ВУЗа - это и компенсация проблем района («окультуривание уралмашевцев»), и надежды на современность - и по содержанию, и по формату деятельности население ждет от академии новизны.
Жители Орджоникидзевского района воспринимают академию скорее как учреждение культуры, нежели образовательное. Но трудно рассчитывать на это на уровне массового спроса, целевая аудитория (не только абитуриенты, но и потребители услуг по профессиональному образованию для взрослых) гораздо меньше по объему. В представлении жителей района академия - очередной дом культуры, где могут заниматься дети и взрослые, проводить досуг. Часто в ответах звучало «бесплатно», потому что ВУЗ - муниципальный, что ассоциируется с государством. Важно, что указаны и нереализованные пока потребности в сфере культуры: встречи с интересными людьми, оригинальные концерты, образовательные услуги для взрослых.
С появлением Академии связана надежда жителей района на то, что культурная слава Уралмаша превзойдет криминальную.
Заключение. Итак, большинство опрошенных жителей микрорайона Уралмаш считают свой район «не хуже других», однако не довольны его имиджем. Спрос уралмашевцев на услуги в сфере культуры в значительной степени не удовлетворен, а значит - существует культурная лакуна со своей целевой аудиторией. Большие надежды горожане возлагают на нового соседа - Екатеринбургскую академию современного искусства как ВУЗ, известный своими социокультурными и образовательными проектами.
Результаты масштабного социологического опроса, проведенного специалистами ЕАСИ, будут использованы в менеджменте вуза при планировании его образовательной и социокультурной деятельности. Эти результаты позволяют также сделать вывод о том, что формирование качественной культурной среды в своем городе и регионе остается одной из насущных проблем. Качество жизни человека зависит от того, в какой среде он существует. Инфраструктура состоит из многого: тут и дороги, и магазины, и школы в шаговой доступности, и спортивно-оздоровительные центры, и учреждения культуры. Причем совершенно не важно, ходит человек в эти учреждения культуры или нет. По сути, учреждение культуры производит воздух, которым дышат все [3, с. 11]. Важнейшие результаты культурной деятельности, одним из субъектов которой является Екатеринбургская академия современного искусства, выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения граждан, что в конечном итоге влечет за собою изменения в основах функционирования общества [4; 5].
Рецензенты:
Ахьямова И.А., д.п.н., доцент, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства, г. Екатеринбург;
Назаров В.Л., д.п.н., профессор кафедры технологий управления в сфере культуры Екатеринбургской академии современного искусства, г. Екатеринбург.