Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RELATIONBETWEEN CONFIDENCE AND CAREER ORIENTATIONS OF SENIOR STUDENTS

Shurukhina G.A. 1 Nukhova M.V. 1 Shayakhmetova E.Sh. 1
1 FSEI HPE “M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University”
Time of professional education is an important stage in the life of every human. The confidence iоnone’s own career orientations often crucial for correct choice of profession. The results of the study on the relation between confidence and career orientations of students of different specialties are given in the article. The study is based on the systemic-functional approach. In the process of correlation analysis, we obtained results demonstrating significant correlations between instrumental-dynamic and motivational-semantic units of confidence and career orientations of senior students. The differences in number and nature of these correlations were revealed. Confidence of students-hairdressers has a direct connection with entrepreneurship, dedication to work and with management and is influenced by professional competence and stability of residence. Confidence of design students has a direct connection with professional competence, stability of work and is influenced by management and autonomy. The results of the study are useful for professionals working with students and high school children.
motivational-semantic unit
instrumental -dynamic unit
senior students
career orientations
confidence
systemic-functional approach
В современном социально-экономическом обществе особую актуальность приобретают вопросы правильного определения своей будущей карьерной деятельности. Уверенность в профессии позволяет стать высокоэффективным специалистом своего дела, дает возможность продвижения по карьерной лестнице, а обществу необходимы уверенные, активные молодые люди, достигающие высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Самый важный период в развитии представлений о своей будущей карьере - период получения профессионального образования. Именно в это время происходит активный процесс определения карьерных целей и разработки планов, которые будут в дальнейшем определять успешность в карьерном росте.

Исследование уверенности проводилось в русле системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым для изучения свойств личности. В контексте данного подхода любое свойство личности является сложной функциональной системой и требует изучения в рамках целостной, многомерно-функциональной системной концепции [6].

По мнению А.И. Крупнова, основные свойства личности (базовые) - это такие свойства, которые в своей совокупности достаточно точно и четко отражают главные моменты психического склада личности, функции психического в любой деятельности, проявление общественной сущности человека. Исследование уровня развития и сочетания базовых свойств в психическом складе человека представляет возможность получить объективную количественную и качественную характеристику любого этапа становления личности, новообразований, которые возникают на определенном этапе и достигнутой личности ступени зрелости как социальной, так и психологической [5]. В современном понимании системно-функционального подхода каждое свойство личности включает в себя восемь компонентов: установочно-целевой, мотивационный когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный, которые, в свою очередь, входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую [6]. Уверенность в русле системно-функционального подхода рассматривается как совокупное свойство личности, которое объединяет в себе все компоненты личности и является целостной системой. Ядром уверенности является стремление быть уверенным, для которого характерны: наличие конкретных целей, намерений и установок - установочно-целевой компонент (общественно и личностно значимые цели); оценка со стороны направленности - мотивационный компонент (социоцентричность и эгоцентичность); осмысление и осознание человеком своих уверенных действий - когнитивный компонент - (предметность, субъектность); направленность на ожидаемые результаты - продуктивный компонент (предметность, субъектность); регуляция уверенных действий (регуляторный компонент (интернальность, экстернальность); позитивные и негативные переживания - эмоциональный компонент (стеничность и астеничность); присутствие силы, частоты и интенсивности - динамический компонент (энергичность, аэргичность); рефлексивно-оценочный компонент (сопровождение уверенности операциональными и личностными трудностями). Каждый перечисленный компонент - биполярная шкала, которая содержит две переменные - гармоническую и агармоническую. Гармонические переменные представляют устойчивость, многообразие стремлений, силу; агармонические указывают на отказ от намерений личности, о ее слабости и неустойчивости [5].

Исследованием уверенности в русле системно-функционального подхода занимались М.А. Селиверстова, проведен сравнительный анализ уверенности студентов и старших школьников, З.В. Бойко изучала уверенность студентов России, Эквадора, Китая и Африки; А.Р. Акимова исследовала особенности уверенности и общительности на различных этапах адаптации в ВУЗе студентов; Е.Л. Никитина выявила психологические особенности уверенности и инициативности одновременно у двух групп испытуемых, которые находились на разных этапах профессионального становления (врачей-хирургов и студентов-медиков); Г.Н. Замалдинова определила наиболее значимые соотношения показателей самоактуализации с показателями уверенности сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций и др. [8; 2; 1; 7; 4].

Карьерные ориентации - это социальные установки, ценностные ориентации или же социально-обусловленные побуждения к деятельности, которые характерны для определенного человека. Исследования, посвященные изучению карьерных ориентаций у студентов, показывают, что часть студентов уже имеют практику в планировании собственной карьеры и уже делают первые шаги к её построению, а другая часть даже и не имеет преставления о способах планирования, не имеют абсолютно никакой практики. Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и др.

О.С. Виханский, В.А. Хащенко указывают на то, что в начальные годы построения карьеры уже возникают карьерные ориентации и во многом определяются склонностями и интересами индивида к какому-либо типу профессиональной деятельности. Они определяются мотивами, ценностями, побуждениями, талантами, они устойчивы и могут быть неизменными на протяжении длительного времени [3;10].

Э. Шейн выделил следующие виды карьерных ориентаций: профессиональная компетентность - быть мастером своего дела, менеджмент - уметь управлять проектами, бизнес-процессами, людьми т.п., автономия (зависимость), стремление к самостоятельному принятию решений, стабильность работы, стабильность места жительства, служение- воплощение в работе своих ценностей и идеалов, вызов - решение уникальных задач, интеграция стилей жизни - гармония между карьерой и уже сложившейся личностью, предпринимательство - создание новых организаций, товаров и услуг.

Целью исследования - изучение взаимосвязи уверенности и карьерных ориентаций студентов старших курсов.

Организация и методы исследования. Исследование было проведено на базе Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна. В исследование приняли участие 80 студентов по специальностям «Парикмахерское искусство» и «Дизайнеры» в возрасте 19-20 лет. Для диагностики уверенности и карьерных ориентаций использовался бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова и методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна, адаптация В.И. Чикер, В.Э. Винокурова. Для обработки исследования применялись статистические методы (U-критерий Манна -Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между переменными уверенности и карьерными ориентациями у студентов-парикмахеров и у студентов-дизайнеров (табл. 1, 2).

Таблица 1

Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-парикмахеров (n=40)

Переменные уверенности

Проф.

компетентность

Менеджмент

Автономия

Стабильность работы

Стабильность места жительства

 

Служение

Вызов

Интеграция стилей жизни

Предпринимат-во

Общ-но знач. цели

-0.51

-0.10

-0.11

-0.18

-0.48

-0.10

-0.11

-0.05

-0.01

Личн-но знач. цели

-0.06

-0.14

-0.15

-0.01

0.08

-0.13

-0.16

0.09

0.06

Социоцентричность

-0.07

-0.04

0.19

0.10

0.11

0.05

-0.14

0.10

0.05

Эгоцентричность

-0.35

-0.03

0.12

0.11

-0.11

0.16

-0.05

-0.02

0.02

Осмысленность

-0.28

0.05

0.06

0.04

-0.10

0.10

-0.05

0.02

0.08

Осведомленность

-0.01

0.11

0.11

0.05

-0.15

0.31

0.17

0.07

0.15

Предметность

-0.12

0.06

-0.07

0.10

-0.16

0.15

0.15

-0.05

0.16

Субъективность

-0.10

0.13

-0.08

0.09

-0.13

0.13

0.22

-0.01

0.17

Энергичность

-0.17

0.06

-0.07

-0.19

-0.06

-0.05

0.11

-0.15

0.04

Аэнергичность

-0.01

0.11

0.18

0.30

0.16

0.32

0.01

0.01

0.07

Стеничность

-0.06

0.15

0.06

0.13

-0.17

0.18

0.09

0.13

0.13

Астеничность

0.02

0.12

0.18

0.39

0.05

0.49

0.15

0.06

0.40

Интернальность

-0.42

0.02

0.17

-0.00

-0.05

0.10

0.08

0.05

0.18

Экстернальность

-0.12

0.14

0.012

0.14

-0.16

0.13

0.15

-0.02

0.13

Операц. трудности

-0.09

0.10

0.11

0.09

-0.18

0.17

0.05

0.15

0.06

Личн-ые трудности

0.34

0.04

0.02

-0.04

-0.45

0.04

0.01

-0.04

-0.13

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом.

В группе студентов-парикмахеров обратные связи были выявлены между переменными общественно значимые цели, общественная направленность уверенности (r=-0,51), эгоцентричность, сосредоточенность на собственной личности (r=-0,35) и интернальность, контроль «изнутри» посредством собственных усилий (r=-0,42) с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», стремление быть мастером своего дела. То есть, чем больше студенты-парикмахеры общественно ориентированы, сосредоточены на собственной личности и контролем за своей деятельностью, тем меньше у них стремление к успеху в профессиональной сфере. Переменная личностные трудности имеет прямую связь с профессиональной ориентацией «профессиональная компетентность» (r=0,34), что указывает на то, что снижение переживаний в удовлетворении каких-либо потребностей способствует большей ориентированности на успех в профессиональной сфере. Переменная общественно значимые цели, осознание общественного значения, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства», минимум командировок, переездов (r=-0,48), то есть, чем больше студенты-парикмахеры осознают общественное значение своей профессиональной деятельности, тем меньше им хочется находиться на одном месте продолжительное время. Но в то же время переживание препятствий в самореализации, в удовлетворении каких-либо потребностей, переменная личностные трудности, имеет обратную связь с карьерной ориентацией «стабильность места жительства» (r=-0,45), то есть увеличение препятствий в удовлетворении каких-либо потребностей также уменьшает желание жить и работать на одном месте. Прямые связи были выявлены между переменной астеничность, совокупность отрицательных эмоций, которые тормозят развитие уверенности и карьерной ориентацией «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей (r=0,32) - увеличение негативных эмоций при проявлении уверенности способствует увеличению ориентированности на интеграцию усилий других людей. Переменные аэнергичность, слабость, неустойчивость при проявлении уверенности и астеничность, совокупность отрицательных эмоций, имеют прямую связь с карьерными ориентациями «стабильность работы» (r=0,30; r=0,39) «служение», воплощение в работе своих ценностей и идеалов (r=0,32; r=0,39), то есть, чем больше наблюдается слабость, неустойчивость и негативные эмоции в проявлении уверенности, тем больше стремление к стабильности в профессиональном плане, отдача профессиональной деятельности, порой в ущерб личной или семейной жизни. Также переменная астеничность имеет прямую связь с карьерной ориентацией «предпринимательство», создание новых товаров и услуг (r=0,40), то есть чем больше недовольство своим поведением, тем активнее действия, направленные на создание новых товаров и услуг.

Таблица 2

Переменные уверенности

Проф.

компетентность

Менеджмент

Автономия

Стабильность

работы

Стабильность

места жит-ва

 

Служение

Вызов

Интеграция

стилей жизни

Предпринимат-во

Общ-но знач. цели

0.12

-0.01

0.02

-0.13

0.14

0.00

0.04

0.06

-0.12

Личн-но знач. цели

0.00

-0.31

-0.34

-0.07

-0.05

0.11

-0.04

-0.14

-0.14

Социоцентричность

0.02

0.18

0.20

0.13

0.10

0.11

0.09

0.10

0.10

Эгоцентричность

0.06

0.02

0.17

0.08

0.15

0.06

-0.03

0.13

0.18

Осмысленность

-0.06

0.00

-0.04

-0.01

0.00

-0.21

-0.15

-0.01

0.14

Осведомленность

0.32

0.06

0.21

0.01

0.22

0.26

0.16

0.10

-0.00

Предметность

0.14

-0.13

-0.09

-0.12

0.02

0.10

0.05

-0.01

-0.10

Субъективность

0.03

0.06

0.09

0.08

0.19

-0.04

-0.09

0.00

-0.06

Энергичность

-0.11

-0.05

-0.13

0.04

-0.14

-0.23

-0.12

-0.13

0.13

Аэнергичность

-0.13

-0.01

-0.07

0.35

0.05

-0.06

-0.10

-0.11

-0.11

Стеничность

0.29

0.15

0.33

-0.05

0.14

0.17

0.21

0.14

0.18

Астеничность

0.12

-0.04

0.05

0.07

0.14

-0.03

-0.07

-0.01

-0.14

Интернальность

0.03

0.07

0.09

0.06

0.06

-0.00

0.00

0.05

0.05

Экстернальность

-0.14

-0.03

-0.01

0.23

0.13

-0.20

-0.12

-0.11

-0.06

Операц. трудности

-0.14

0.34

0.11

0.08

0.11

-0.05

-0.03

0.06

0.22

Личные трудности

0.04

0.13

0.05

0.02

0.06

0.01

-0.06

0.08

0.20

Коэффициенты корреляций переменных уверенности и карьерных ориентаций студентов-дизайнеров (n=40)

Примечание: значимые корреляции выделены жирным шрифтом

В группе студентов-дизайнеров обратные связи были выявлены между переменной личностно значимые цели, цели, которые направлены на личность и карьерными ориентациями «менеджмент», ориентация личности на интеграцию усилий других людей, соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=-0,31) и «автономия», независимость и свобода (r=0,34) - это значит, что чем чаще достигаются личностно-ориентированные цели, тем меньше личность ориентирована на интеграцию усилий других людей и больше свободы и независимости в профессиональной деятельности.

Прямые связи были выявлены между переменными осведомленность, информированность и стеничность, совокупность положительных эмоций, и карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», быть мастером своего дела (r=0,32; r=0,29), иными словами, чем больше информированы и чаще эмоционально положительно заряжены студенты-дизайнеры, тем больше их уверенность ориентирована на профессиональную компетентность и желание как можно быстрее стать мастером своего дела. Выявлена прямая связь между переменной операциональные трудности, трудности которые могут возникнуть в процессе общения и карьерной ориентацией «менеджемент», соединение различных функций организации, полная ответственность за конечный результат (r=0,34) - чем больше трудностей извне, тем выше ориентированность на интеграцию усилий других людей. Переменная стеничность, совокупность положительных эмоций, имеет прямую связь с карьерной ориентацией «автономия», независимость и свобода (при r=0,33) - увеличение положительных эмоций от проявления уверенного поведения способствует развитию индивидуальных качеств, росту независимости и свободы. Переменная аэнергичность, слабость, неустойчивость поведения имеет прямую связь с карьерной ориентацией «стабильность работы», надежная работа на длительный срок (r=0,32) увеличение усталости и неустойчивость в профессиональной деятельности способствует укреплению желания иметь надежную работу на длительный срок.

В ходе корреляционного анализа не обнаружено совпадающих корреляций у студентов-парикмахеров и студентов-дизайнеров. Значимые связи были выявлены между инструментально-динамическим и мотивационно-смысловым блоком уверенности и карьерными ориентациями, как у студентов-парикмахеров, так и у студентов-дизайнеров. Уверенность студентов-парикмахеров, в меньшей степени, чем у студентов-дизайнеров, проявляется в стремлении узнать как можно больше нового, увлечении чем-то новым и необычным, желании испытать новые впечатления. В карьерных ориентациях студенты-парикмахеры испытывают потребность в безопасности, защите, стремятся иметь возможность прогнозирования, ориентированы на стабильность работы. Их уверенность взаимосвязана с предпринимательством, служением работе, менеджментом (прямые связи), а также профессиональной компетентностью и стабильностью места жительства (обратные связи). Уверенность студентов-дизайнеров в большей степени, чем у студентов- парикмахеров, проявляется в потребности к новой информации, желании быть в курсе последних новостей, длительном чтении литературы и просмотре новых источников. Карьерные ориентации направлены на менеджмент, служение, вызов, предпринимательство. Их уверенность взаимосвязана с профессиональной компетентностью, стабильностью работы (прямые связи), а также менеджментом, автономией (обратные связи).

Таким образом, переменные мотивационно-смыслового и инструментально-динамического блоков уверенности взаимосвязаны с карьерными ориентациями у студентов старших курсов и имеют свои особенности, что указывает на особенности названных выше специальностей, характеризующихся спецификой профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть рекомендованы специалистам, работающим с данной категорией студентов для гармонизации и развития уверенного поведения в плане определения приоритетов в выборе профессиональных ориентаций.

Рецензенты:

Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента «Башкирской академии государственной службы управления при Президенте Республики Башкортостан БАГСУ», г. Уфа;

Дмитриева Л.Г., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования и развития «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», г. Уфа.