В то же время в физкультурном образовании студентов ведется поиск новых, нетрадиционных для ВУЗа средств физического воспитания, к числу которых относятся народные подвижные игры. Сегодня народные подвижные игры применяются как эффективное средство физической подготовки на занятиях различными видами спорта [2,3,6]. Есть данные об успешном применении народных подвижных игр со студентами специальных медицинских групп, а также в условиях сельской школы [8,9]. Молдавские народные подвижные игры также могут решать разнообразные задачи физкультурного образования студентов ВУЗа, в том числе и развитие физических качеств.
Целью данного исследования является изучение влияния применения молдавских народных подвижных игр на уровень развития физических качеств студентов ВУЗа.
Материал и методы исследования. На основе изучения литературных источников, анализа учебных программ по физической культуре в Приднестровье, педагогического наблюдения, опроса преподавателей и студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко, а также классификации молдавских народных подвижных игр была разработана методика применения молдавских народных подвижных игр. Данные, полученные в результате предварительного исследования, определили содержание игр в методике, а также их дозировку.
Методика применения молдавских народных подвижных игр была апробирована в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко с участием студентов I и II курса Института истории, государства и права. В эксперименте приняли участие 128 студентов основной медицинской группы, из которых 64 студента составляли экспериментальную группу и работали по экспериментальной методике. Оставшиеся 64 студента составляли контрольную группу, в которой занятия по физической культуре проходили по утвержденной программе ВУЗа.
Молдавские народные подвижные игры подбирались в соответствии с тем, что в основе учебных программ по физической культуре в вузах Приднестровья лежат такие разделы, как «Легкая атлетика» и «Спортивные игры». Экспериментальная методика представляла собой 16 подвижных игр с элементами легкой атлетики и спортивных игр высокой и средней интенсивности, а также 3 игры низкой интенсивности на внимание и с применением гимнастических палок.
Игры в методике распределялись с учетом колебаний в уровне работоспособности студентов в течение недели и учебного дня. Пик работоспособности приходится на середину рабочей недели, нарастание - на начало, спад - на конец недели. Соответственно, игры высокой интенсивности применялись в середине учебной недели (вторник, среда и четверг). Это такие игры, как: «Игра в войска», «Ляпша», «Хромой черт», «Охотник, воробей и пчела», «Катящийся мяч», «Индийский танец», «Четверо ворот», «Ойна в круге». Игры средней интенсивности проводились в начале и конце учебной недели (понедельник, пятница и суббота для учащихся 6 дней) при трехразовых занятиях физической культурой в первом семестре и двухразовых во втором. Это молдавские народные подвижные игры: «Знамя», «В дятла», «Последняя пара убегает», «Крабы и креветки», «Коснись мяча», «Между двух огней», «Одиннадцать», «Овцы, волки и пастух». Подвижные игры низкой интенсивности применялись на контрольных занятиях в конце подготовительной части или в заключительной части занятия: «Лови палку!», «В палки», «Тише едешь - дальше будешь» (табл.1).
Таблица 1
Распределение подвижных игр в соответствии с темой занятия в ПГУ им. Т.Г. Шевченко
I семестр |
II семестр |
||
Игры с элементами легкой атлетики |
Игры с элементами спортивных игр |
Игры с элементами легкой атлетики |
Игры с элементами спортивных игр |
1.Знамя |
1. Коснись мяча |
1. Игра в войска |
1. Четверо ворот |
2. В дятла |
2. Одиннадцать (юн), Мяч в цель (дев) |
2. Ляпша и ее разновидности |
2. Ойна в круге |
3. Крабы и креветки |
3. Волки, Овцы и пастух |
3. Хромой черт |
3. Индийский танец |
4. Последняя пара убегает |
4. Между двух огней |
4. Охотник, воробей и пчела |
4. Катящийся мяч |
5. В палки 6. Лови Палку |
5. Тише едешь - дальше будешь |
В течение учебного дня студента пик работоспособности приходится на II - III пары. На первой паре происходит врабатывание, на четвертой паре - спад активности. В связи с этими положениями была разработана дозировка применения подвижных игр в зависимости от расписания. Продолжительность игр на первых и четвертых парах составляла 15-20 минут, на второй и третьей паре - 20-30 минут (табл.2).
Таблица 2
Дозировка молдавских народных подвижных игр в зависимости от расписания занятий (мин)
Занятие в ВУЗе День недели |
I |
II |
III |
IV |
Понедельник |
15 |
20 |
20 |
15 |
Вторник |
15 |
20 |
20 |
15 |
Среда |
20 |
30 |
30 |
20 |
Четверг |
20 |
30 |
30 |
20 |
Пятница |
15 |
20 |
20 |
15 |
Суббота |
15 |
20 |
20 |
15 |
В целях разнообразия занятий, применялись разные игры в первом и во втором семестрах. Молдавские народные подвижные игры проводились в конце основной части занятий.
Полученные результаты и их обсуждение. За период применения методики отмечалось повышение посещаемости и успеваемости студентов. По данным 2011-12 учебного года, посещаемость занятий физической культурой у студентов I курса составили 75%, на II курсе - 63%. В экспериментальных группах посещаемость составила 82% у студентов I курса и 79% у II курса, в контрольных группах - 76% и 60,5% соответственно. Повышение посещаемости студентов положительно сказалось на уровне физической подготовленности. До начала эксперимента во всех тестах наблюдается недостоверность различий между контрольными и экспериментальными группами.
По окончании педагогического эксперимента, который продлился 9 месяцев, произошли изменения в уровне физической подготовленности студентов. По результатам итогового тестирования у девушек в конце учебного года достоверными различия между контрольной и экспериментальной группами стали в следующих упражнениях: бег 60 м, челночный бег 3х10 м, бег 2000 м, Гарвардский степ тест (табл. 3,4).
Таблица 3
Показатели физической подготовленности девушек после окончания эксперимента
Показатели физической подготовленности |
Контрольная группа (M ± m) |
Экспериментальная группа (M ± m) |
Достоверность различий Р |
Прыжок в длину с места (см) |
164,65±2,89 |
168,6±2,6 |
> 0,05 |
Бег 60 м (сек) |
10,66±0,98 |
10,32±0,07 |
< 0,05 |
Челночный бег 3х10 (сек) |
8,4±0,006 |
8,22±0,07 |
< 0,05 |
Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
19,46±0,54 |
20,1±0,76 |
> 0,05 |
Бег 2000 м (мин) |
12,57,5±0,09 |
12,00,0±0,17 |
<0,01 |
Наклон вперед стоя (см) |
12,84±0,8 |
12,78±0,9 |
> 0,05 |
Таблица 4
Показатели уровня физической работоспособности девушек после окончания эксперимента
Группа испытуемых |
Гарвардский степ-тест |
Уровень |
Достоверность различий Р |
Контрольная группа |
63,6±1,11 |
Средний |
< 0,05 |
Экспериментальная группа |
67,9±1 |
Средний |
У юношей применение экспериментальной методики также положительно сказалось на результатах в развитии выносливости, быстроты, ловкости и работоспособности (табл.5,6).
Таблица 5
Показатели физической подготовленности юношей после окончания эксперимента
Показатели физической подготовленности |
Контрольная группа (M ± m) |
Экспериментальная группа (M ± m) |
Достоверность различий Р |
Прыжок в длину с места (см) |
227,7±2,16 |
229,8±2,9 |
> 0,05 |
Бег 60 м (сек) |
8,4±0,09 |
8,19±0,07 |
<0,05 |
Челночный бег 3х10 (сек) |
7,41±0,09 |
7,1±0,045 |
< 0,01 |
Сгибание-разгибание рук в висе (кол-во раз) |
11,18±0,97 |
10,43±1,22 |
> 0,05 |
Бег 3000 м (мин) |
15,08,7±0,25 |
14,21,0±0,13 |
< 0,05 |
Наклон вперед стоя |
7±1,03 |
7,45±1,11 |
> 0,05 |
Таблица 6
Показатели уровня физической работоспособности юношей после окончания эксперимента
Группа испытуемых |
Гарвардский степ-тест |
Уровень |
Достоверность различий Р |
Контрольная группа |
64,08±0,94 |
Средний |
< 0,05 |
Экспериментальная группа |
67,3±1,01 |
Средний |
По результатам итогового тестирования студенты экспериментальных групп также показали положительную динамику в упражнениях-тестах на развитие скоростно-силовых качеств, силы и гибкости в отличие от контрольных групп.
Выводы:
1. Методика применения молдавских народных подвижных игр на занятиях по физической культуре со студентами ВУЗа оказала положительное влияние на уровень посещаемости занятий.
2. Экспериментальная методика способствовала росту результатов в быстроте, ловкости, выносливости и работоспособности у девушек и юношей. В экспериментальных группах наблюдался прирост во всех упражнениях-тестах.
3. Данная методика открывает перспективу дальнейших исследований молдавских народных подвижных игр для широкого их применения в физкультурном образовании не только студенческой молодежи, но и занимающихся других возрастных групп.
Рецензенты:
Ирхин В.Н., д.п.н., НИУ «Бел ГУ», г. Белгород;
Бондин В.И, д.п.н., профессор Академии физической культуры и спорта Южного Федерального университета, г. Ростов на Дону.