Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEORETICAL ASPECTS OF THE INTEGRATED MUSICAL LESSON COMPOSITION IN PRE-SCOOL ORGANISATIONS

Orekhova T.N. 1
1 M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Topicality of the article is proved. The article contains a theoretical analysis of the correlation between different kinds of art and artistic activities of pre-school aged children. A methodological analysis of an origin of integrated lessons in pre-school education is carried out, together with a modern concept of the lessons composition in such organizations. Different kinds of children activities are studied. Characteristics of complex and integrated lessons are listed in the article. A current article focuses on the architecture integration in a musical lesson. The article studies the importance of the architecture as a kind of art and its ability to form a social and a communicative culture experience, patriotic beliefs and the harmony of form and content. The article touches upon a principle of education integration since being an essential condition of children associative and imaginative thinking. A need of the integration of different kinds of art and children artistic activities is proved on the basis of its support in a full interaction of children and the world of art. A current article contains a study on the role of the musical education in a system of aesthetical children education.
pre-school education
integration
pre-school aged children
artistic activities
kinds of art
Актуальность воспитания одаренных, творческих и креативных детей становится в последнее время общегосударственной необходимостью и объясняется объективной потребностью общества в творческой неординарной личности, обладающей высокой активностью, умением принимать нетривиальные решения, способностью нестандартного поведения. Как показывают научные исследования, именно детство является наиболее восприимчивым  периодом в жизни ребенка для вовлечения и приобщения его к творчеству. Значение образования, его особая роль усиливается  в другом государственном документе. Так, в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» подчеркивается, что «уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса...», что предполагает формирование  творческой личности в образовательном процессе.

Однако  ощутима нехватка методических разработок  и рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами в своей работе. Все это вызывало необходимость изучения и рассмотрения этой проблемы.  Роль эстетического воспитания огромна в развитии ребёнка в целом и формировании его как всесторонне развитой личности. Как указывает Т.С. Комарова: «... Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной)» [4]. О каких средствах эстетического воспитания идет речь? Это классическое и народное искусство; природа и окружающая жизнь; эстетически развивающая среда и художественные деятельности, благодаря которым ребенок наиболее полно приобщается к художественно-эстетическому опыту всего человечества. Любая человеческая деятельность имеет как пассивный (созерцательный), так и активный (деятельный) характер. Постепенное приобщение детей к прекрасному способствует развитию у них деятельного творческого начала - ребёнок сам хочет стать творцом такой красоты. Мы полностью поддерживаем Т.С. Комарову, которая рассматривает ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органическую часть воспитательно-образовательной работы  ДО (дошкольной организации), в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические для каждого вида искусства и художественной деятельности [4].

Занятие в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры (подвижной, сюжетно-ролевой, игры-драматизации дидактической), а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и  так далее.  Так что же такое интеграция?  Интегра́ция (от латинского integratio «соединение») - процесс объединения частей в целое. Идеи внедрения интеграции различных видов искусств в воспитательно- образовательный процесс школы начались в    20-х годах ХХ века, когда перед отечественной педагогикой встал вопрос о воспитании и всестороннем образовании нового поколения детей Советской страны. Только предлагалось интегрировать предметы школьного цикла гуманитарной направленности: литературы, музыки и изобразительного искусства. Крупным исследователем в области изучения интеграции в образовании была В.Н. Шацкая, которая в дальнейшем возглавила Институт художественного воспитания, созданный в 1943 г. В дальнейшем, в 1960-1980-е годы работе по интеграции предметов эстетической направленности в границах школьного цикла посвятили свою деятельность такие ученые, как: Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова,     Т.С. Комарова, Б.П. Юсов, А.И. Савенков, С.И. Хмарский и др. Стоит отметить, что в области дошкольной педагогики также проводилась большая работа по применению взаимосвязи искусства с разнообразными видами художественной деятельности. Значительный вклад внесла Н.А. Ветлугина, под руководством которой в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР велись исследования по разработке комплексных занятий. Многие педагоги задают вопрос: в чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении? Рассмотрим подробнее понятия «комплексные занятия» и «интегрированные занятия».

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме. Комплексные занятия обычно проводятся один раза в месяц, как досуговые или итоговые в музыкальном зале ДО. Понятие интеграции в воспитательно-образовательной работе ДО впервые сформулировала Т.С. Комарова.  Занятия основываются на интеграции, т. к. принцип интеграции базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства,  и заключается, как определяет Т.С. Комарова, в следующем: «интеграция рассматривается как путь формирования художественного творчества детей; механизмом интеграции является художественный образ, созданный средствами искусства; создание художественного образа обусловлено спецификой вида искусства; интеграция содержания эстетической деятельности и различных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений [4]. Так средствами выразительности:

  • в литературе являются слова (образные определения, метафора, сравнения, эпитеты, ритм);
  • в театрализованной деятельности - движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы;
  • в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция, ритм);
  • в музыке - мелодия, ритм, гармония, ладовая окраска, интонация.

Общим, объединяющим и пронизывающим все виды творчества, является ритм: ритм движений, ритм интонаций, ритм звуков, ритм цветовых пятен и т.д. Таким образом, на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства и понимании им того, что образ одного и того же явления или объекта в разных видах искусства создается специфическими, присущими только этому виду искусства средствами выразительности, и базируется принцип интеграции разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия. Интеграция способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей [8].

И.Н. Куланина отмечает, что, определяя доминантный вид искусства при интеграции, необходимо учитывать характерность и соответствие его данному детскому возрасту [6]. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образные представления, мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к действительности, а также памяти и внимания). При интеграции следует учитывать «закон художественной доминанты», согласно которому доминирует базовый вид искусства, является стержневым. Именно вокруг этого стержня объединяются другие виды искусства, формы работы и художественной деятельности [4].

На интегрированных занятиях работа с детьми строится посредством использования интегрированных блоков (циклов), объединенных конкретной темой (содержанием), разные виды искусства и художественной деятельности; широко применяется детская литература, проводится ознакомление с окружающей средой (жизнью и природой) для создания художественно-эстетической обстановки  в ДО. Например, это не только занятия и экскурсии, но и  развлечения, праздники, концерты. Цикл интегрированных занятий предусматривает и создание коллективных композиций в виде игр, драматизаций, театральных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно- музыкальных композиций [5].

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является  музыкальное,  музыка - это вид искусства,  который отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. Значение музыки велико, т. к. активизируется слуховое восприятие. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка.    Музыкальное мышление ребенка формируется и развивается как интегральная составная часть трех форм практического музицирования: восприятия, исполнения и созидания музыки, в результате взаимодействия этих трех форм. В настоящее время развитие художественно-творческих способностей детей рассматривается как одна из важнейших задач воспитания, в занятия музыкой вводится импровизация. 

Интегрированные занятия, которые готовит музыкальный руководитель, решают, прежде всего, задачи эстетического развития на данных занятиях музыки и изобразительной деятельности, познавательного развития и социально-нравственного, патриотического. Для решения задач эстетического развития включаются при разработке занятия высокохудожественные образцы литературных (стихи русских и современных поэтов) и музыкальных произведений (народную, детскую, классическую музыку различных эпох), стараются использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства, ИКТ - слайд-шоу фотографий зданий, охраняемых ЮНЕСКО и значимых для всего человечества. Все это создает условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на творчески продуктивную деятельность, расширяет его кругозор и обогащает его представления о мире [7]. Основой интегрированных занятий является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусств. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природное явление, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире. «Основная нить» интегрированных занятий - музыка исторических времен - архитектура - настроение человека. Вместе с воспитателем музыкальный руководитель дает детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник-архитектор, поэт. Знания о природе и истории объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения архитектуры  как искусства, отражают историю человеческого общества в художественных образах.

Эстетические ценности архитектуры оказывают влияние на то, как формируется отношение человека к жизни, как строится его иерархия ценностей. Организованное архитектурное сооружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Таким образом, эстетическое воздействие архитектуры способствует социализации личности. А выражение в архитектуре системы идей и обобщенных представлений о жизни и ее законах является средством утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Архитектура выступает и как один из видов художественного освоения мира, как искусство [3]. Отличительной особенностью функций архитектуры среди других видов искусства является ее способность создавать основу среды, в которой существуют произведения этих искусств, то есть  организующая функция архитектуры, что делает возможность их синтеза.

В процессе художественного общения происходит обмен эстетическими ценностями между ребёнком и художником, педагогом и художником. При этом педагог, как эстетически развитая личность, помогает ребёнку выстроить художественный диалог, достигнуть с автором взаимопонимания через овладение языком искусства.  В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха.  Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность - игровая. В процессе художественного общения формируется коммуникативная культура ребёнка [2]. Следовательно, из всего вышесказанного,  перед педагогом возникают задачи, которые ему необходимо решать:  развивать общение детей друг с другом, поддерживать их взаимный интерес друг к другу; формировать у ребёнка внутреннюю потребность в общении с искусством; формировать активность восприятия произведения  искусства; научить детей знанию языков различных видов искусств (музыки, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра) и овладевать соответствующими навыками их восприятия и воображения. Восприятие является высшей психической функцией головного мозга человека и необходимым этапом познания, тесно связано с мышлением, памятью и вниманием [9]. Показателем уровня восприятия являются ассоциативные представления. Чем больше у детей возникает ассоциативных связей, тем лучше у детей развито воображение - основа любой художественно-творческой деятельности.  С.К. Семенина считает, что, «интегрируя различные виды искусства, мы опираемся на синтетические способности детей на уровне ассоциаций, интегрируем их восприятие в процессе интегративного обучения» [10].  Таким образом, необходимо создавать  для детей дошкольного возраста интегрированные занятия для их плодотворного общения с миром искусства.

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий, МГГУ им. Шолохова, г. Москва;

Зацепина М.Б., д.п.н., профессор кафедры начального образования и педагогических технологий, МГГУ им. Шолохова, г. Москва.