Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

COUNSELING SYSTEM IN AGRARIAN SECTOR DEVELOPMENT REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Alekseeva E.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Tver State Agricultural Academy
В настоящей статье обозначена роль информационно-консультационной службы в развитии аграрного сектора экономики региона, обоснована актуальность развития сельскохозяйственного консультирования. Дано описание ряда базовых проблем развития отечественного агропродовольственного сектора (АПС) экономики, решение которых во многом представляется возможным путем развития аграрного консалтинга. Обозначен перечень целей и функций, поставленных перед субъектами сельскохозяйственного консультирования Тверской области. Проведен комплексный анализ современного состояния развития сельскохозяйственного консультирования региона. Аккумулированы результаты оценки современных проблем развития региональной системы сельскохозяйственного консультирования на примере Тверской области. На основе проведенного анализа предложен ряд приоритетных направлений развития информационно-консультационной системы региона.
This article defines the role of information and consultancy services in the development of the agricultural sector in the region, the urgency of the development of agricultural advisory services. The description of a number of basic problems of development of the domestic agro-food sector (MTA) of the economy, the solution of which it is possible to largely by the development of agricultural advisory services. Designated list of objectives and functions assigned to the agricultural extension agents of the Tver region. Comprehensive analysis of the current state of development of the region´s agricultural consulting. Accumulate the results of the evaluation of contemporary problems of development of regional system of agricultural counseling example of the Tver region. Based on the analysis suggested a number of priority directions of development of information and consultancy system in the region.
information and consulting service
a region
agri-food sector
the problem of development of regional system of agricultural counseling

Современный этап развития системы сельскохозяйственного консультирования характеризуется тем, что для достижения целей, поставленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее Госпрограмма), предусматривается решение ряда приоритетных задач по активизации (в сфере аграрного бизнеса) и значительному расширению спектра услуг информационно-консультационного характера.

Актуальность развития сельскохозяйственного консультирования возрастает в связи со вступлением России в ВТО, так как государственная поддержка, направленная на развитие информационно-консультационного обслуживания, относится к мерам «зеленой» корзины. Выполненный комплексный анализ аграрной политики развитых стран показывает, что страны с развитой аграрной экономикой отдают приоритет использованию мер именно «зеленой корзины», при этом одним из главных направлений господдержки является информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако не только государственные приоритеты и интересы актуализируют задачу по развитию сельскохозяйственного консультирования. Востребованность консультационных услуг в сельском хозяйстве России обусловливается наличием ряда базовых проблем развития отечественного агропродовольственного сектора (АПС) экономики, решение которых во многом представляется возможным на основе форсированной, научно-обоснованной, адекватной современным условиям модели аграрного консалтинга (рис. 1).

Безусловно, все вышеперечисленные проблемы снижают эффективность реализации Госпрограммы, которая проходит в достаточно сложных геополитических и экономических условиях настоящего времени.

Отметим, что в рамках сложившихся условий функционирования российского АПС выбор отраслевых государственных приоритетов существенно смещается в пользу аграрной политики, направленной на выработку системного подхода к развитию системы сельскохозяйственного консультирования.

Основоположником теории сельскохозяйственного консультирования в России является выдающийся экономист-аграрник A.B. Чаянов. В научном труде ученого – «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» глава «Методы устной общественно агрономической пропаганды» посвящена описанию основных положений и принципов организации информационно-консультационной службы, актуальных и в настоящее время.

Видение Чаянова в вопросе сельскохозяйственного консультирования характеризуется следующими утверждениями: «Главным оружием в работе общественного агронома является слово», «Отсутствие специальной подготовки фатально обрекает их (работников) на ряд грубых недопустимых ошибок, о которых постоянно приходится слышать», «…возникла мысль организовать выступление агрономов в такой форме, которая невольно бы останавливала на себе влияние широких масс крестьянства. Одним из таких приемов воздействия является передвижная сельскохозяйственная выставка» и пр. Задачи консультантов, по мнению А.В. Чаянова, фокусируются на следующем: расширить умственный горизонт слушателей и ввести в него новые представления; создать в уме слушателей ряд новых понятий и организовать весь накопленный ими опыт; поставить перед слушателями ряд вопросов; дать слушателям эмоциональный толчок и тем пробудить их самостоятельность.

Рис.1. Базовые проблемы современного развития российского АПС, определяющие востребованность консультационных услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (составлено на основе [3])

В целом, идеи Чаянова сводятся к тому, что сотрудник консультационной службы должен не самостоятельно заниматься внесением изменений в формы ведения хозяйства, а обучать производителей принимать собственные управленческие решения, тем самым извлекая максимум из конкретной ситуации в своем хозяйстве.

Современный теоретических подход к сущностной характеристике исследуемой категории определят систему сельскохозяйственного консультирования следующим образом: это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов, осуществляющих решение задач по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и районных уровнях. В качестве структурных элементов системы могут выступать организации, структурные подразделения организаций, индивидуальные предприниматели-консультанты и эксперты [1].

Механизм функционирования системы сельскохозяйственного консультирования представлен на рисунке 2. Данный механизм применим для информационно-консультационных служб любого (федерального, регионального, местного) уровня.

В Тверской области региональные центры консультирования, представленные различными организационно-правовыми формами, исполняют следующие функции: организационно-методическое руководство развитием консультационной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации; доведение до районных центров сельскохозяйственного консультирования рекомендаций по прогрессивным технологиям и инновационным проектам, способствующим повышению эффективности сельскохозяйственного производства; консультирование сельских товаропроизводителей и населения по различным направлениям деятельности; участие в создании демонстрационных полей и ферм для пропаганды новых технологий, и других инноваций; сбор данных для формирования показателей деятельности и анализ работы региональной системы сельскохозяйственного консультирования; организация мониторинга и отработка механизмов обратной связи с сельскохозяйственными товаропроизводителями на региональном уровне для анализа их проблем и прогнозирования потребности в консультационных услугах; осуществление взаимодействия с федеральными структурами системы сельскохозяйственного консультирования [1].

В 2014 году сельскохозяйственное консультирование в Тверском регионе в разной степени интенсивности осуществлялось тремя консультационными центрами (рис. 3). В консультационных центрах по состоянию на начало 2015 года работало 87 сотрудников (70 на постоянной основе и 17 в форме совместительства) в том числе – в региональных центрах 42 сотрудника, в районных – 45.

Рис.2. Механизм функционирования системы сельскохозяйственного консультирования

Рис.3.Перечень целей и функций, поставленных перед субъектами сельскохозяйственного консультирования Тверской области

Субъектами сельскохозяйственного консультирования за 2014 год оказано более 12 тыс. консультаций (таблица 1). Для сопоставления приведем аналогичные данные в целом по стране, так в 2014 году в России: функционировало 586 центров информационно-консультационного обслуживания; в них работало 4313 сотрудников; число оказанных консультаций превысило 680 тыс. услуг.

Таблица 1

Состояние развития сельскохозяйственного консультирования в Тверской области (2014 г.)

Название организации

Количество районных центров

Количество работников, чел.

Количество консультаций, ед.

всего

в регионе

в районе

Центр информационно-консультационного обслуживания АПК ФГБОУ ВПО «Тверская ГСХА»

0

12

12

0

26

Консультационный центр ФГБОУ ДПОС «Тверской ИПК АПК»

0

5

5

0

167

ГКУ Тверской области «Центр развития АПК Тверской области»

1

70

25

45

11821

Однако, несмотря на то, что в области функционируют 3 субъекта сельскохозяйственного консультирования, наделенных обширным рядом функций, суммарно оказывающих большое количество консультаций и пр., делать выводы относительно наличия эффективно налаженной системы сельскохозяйственного консультирования в регионе в настоящем преждевременно.

Опираясь на оценочные мнения руководителей консультационных центров области относительно проблем, с которыми сталкиваются консультанты в консалтинговой деятельности, полученные в результате личного интервью, отметим, что названные респондентами проблемы консалтинга позволили определить целую систему проблем, с которыми сталкиваются консультанты в своей деятельности (рисунок 4).

Наиболее острыми проблемами сельскохозяйственного являются проблемы поиска клиентов и низкой платежеспособности клиентов. Оказание консультационных услуг для сельского хозяйства является услугой пассивного спроса, что подтверждено невысокой популярностью консалтинга, непониманием этой услуги со стороны товаропроизводителей, отсутствием привычки платить за нематериальные ценности – знания, умения.

Выявленный спектр проблем позволяет судить о их распространенности среди консультантов и дает возможность выявить узкие места в самом механизме консалтинга.

Рис.4 . Комплексный анализ современных проблем развития региональной системы сельскохозяйственного консультирования

Таким образом, можно сделать вывод о наличии рассогласованности между ролью и значением консультирования в сельском хозяйстве и реальным состоянием системы оказания информационно-консультационных услуг в нашей стране, что не позволяет использовать все огромные возможности консалтинга для повышения эффективности аграрного сектора экономики.

Аккумулирование результатов выполненного комплексного анализа современных проблем развития региональной системы сельскохозяйственного консультирования позволило обосновать ряд приоритетных направлений ее развития, укрупнено представленных следующими положениями:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы ИКС.

2. Совершенствование методической базы ИКС.

3. Организация системы подготовки кадров для работы в консультационной службе.

4. Разработка и реализация программ по массовой пропаганде сельскохозяйственных консалтинговых услуг.

Рецензенты:

Богданова О.В., д.э.н., Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь;

Фаринюк Ю.Т., д.э.н., Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь.