Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE CATEGORIES «PRINCIPLE» OF ECOLOGICAL AND LEGAL SYSTEM

Pechatkin A.S. 1
1 Saransk cooperative Institute (branch) autonomous non-profit educational organization of higher education of the Russian Federation "Russian University of Cooperation"
Статья посвящена исследованию категории «принцип». Рассматриваются эколого-правовые принципы как основные положения правового регулирования взаимодействия общества и природы. Познание эколого-правовых принципов выступает процессом освоения формально-содержательных характеристик и функционально-смысловых особенностей в рамках некоторой целостности теоретической области исследования (эколого-правовой системы). Социально-философское исследование эколого-правовой области действительности направлено на формирование целостной теории социально-природной регуляции. Эколого-правовая область действительности представляет собой некую целостность, многомерную модель правовой составляющей взаимодействия общества и природы. Социально-философское исследование принципов права открывает новые возможности в выяснении их сущностных особенностей, раскрывающихся в процессе изучения формальных и содержательных сторон. Сложность в познании правовой категории «принцип права» порождает многообразие способов её трактовки, установления системных взаимосвязей, оценок её значения в юридической практике. Принцип гармоничного взаимодействия общества и природы представлен в качестве метапринципа, обобщающего обширное смысловое содержание и выражающего целеполагающую установку системы природоохраны. Устойчивое развитие как принцип глобального (планетарного) сотрудничества конкретизирует содержание принципа гармоничного социально-природного развития, опираясь на свою относительную концептуальную оформленность, находящую выражение в научных исследованиях и правовых нормативах различного уровня политико-территориальной организации.
The article investigates the category of "principle". We consider ecological and legal principles as the basic provisions of the legal regulation of interaction between society and nature. Knowledge of ecological principles and legal acts development process of formal and substantive characteristics of functional-semantic features within a theoretical field of research integrity (ecological and legal system). Socio-philosophical study of ecological and legal field actually aimed at building a coherent theory of social and natural regulation. Ecological and legal fields is actually a kind of integrity, multi-dimensional model of the legal component of the interaction between society and nature. Socio-philosophical study of the principles of law opens up new possibilities in the elucidation of the essential features that appear in the study of formal and substantive sides. The difficulty in understanding the legal category of "principle of law" generates a variety of ways of its interpretation, the system of establishing relationships, estimates of its value in the practice of law. The principle of harmonious interaction between society and nature is presented as a synthesis meta-principle vast semantic content and expressing purposeful installation of conservation. Sustainable development as the principle of a global (planetary) specifies the content of the principle of cooperation harmonious socio-natural development, based on their relative conceptual design, as expressed in the research and legal norms of various levels of political and territorial organization.
environmental law principle
principle of law
principle
ecology
ecological and legal regulation
ecological and legal system
Социально-философское исследование взаимодействия общества и природы, основываясь на обширном пласте знания о социально-экологической области действительности, направлено на построение целостной теории, объединяющей различные социально-гуманитарные экологически ориентированные исследования.

Рассмотрение категории «принцип» в контексте социально-философского дискурса проявляет новые грани в понимании функционально-смыслового предназначения, способов идентификации принципов на различных уровнях структурной организации эколого-правовой области действительности, выявления регулятивно-преобразовательного потенциала принципов, интегративных особенностей в формировании экологически ориентированного мировоззрения.

В античной философии под принципом понималось архе (первоначало, основа), поиски которого нашли воплощение в различных философских учениях. Фалес в качестве архе выделял воду, Анаксимандр - апейрон (бесконечное, неделимое), Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - атомы. Поиски первоначал также характерны для восточной философии. Лао-Цзы в трактате «Дао Дэ Цзин» приводит в качестве «первоначала» - дао. В древнеиндийской философии аналогом древнегреческого архе и древнекитайского дао выступает центральное понятие брахманизма - Брахман, следует отметить, что данное утверждение условно, поскольку древнеиндийская философия представлена множеством ортодоксальных и неортодоксальных школ, такими как: философия буддизма, философия джайнизма, локаята-чарвака, ньяя, вайшешика и др., в каждой из которых складывается специфическое мировоззренческое преломление культурно-исторических особенностей Древней Индии. Различным цивилизациям характерно выделение некоторого первоначала, основания, принципа, находящегося на стадии интуитивного постижения, выражающегося в мифологических представлениях, которое в процессе исторического развития рационально оформляется вместе со становлением философского способа осмысления мира.   

Категория «принцип» находит применение во многих отраслях знания, приобретая форму сущностной теоретической конструкции, необходимой для обобщения, фиксации, интерпретации, сопоставления получаемых знаний. Это связано с этимологической трактовкой латинского слова «principium», трактуемое как основное положение, руководящее начало, основное правило деятельности. Данная трактовка указывает на самые общие смысловые координаты в понимании приведенной категории, но не раскрывает её сложные теоретико-методологические взаимосвязи с различными конструктами теоретической системы.

Сагатовский В.Н. в работе «Философские категории: авторский словарь» (2011) даёт следующее определение: «принцип (от лат. principium - основа, первоначало) - в онтологии принцип - это такое отношение в организации сущего, от которого зависят все другие отношения. Тем самым, принцип - это закон бытия сущего, являющийся основанием других законов его бытия, или релятивная форма сущности» [8]. Данное определение раскрывает новые грани в понимании онтологического статуса категории «принцип», опираясь на категории: «отношение», «закон», «форма», «сущность». При этом следует отметить другие важные характеристики категории «принцип», такие как: смысловое содержание и функциональное назначение, которые способны расширить общие представления относительно некоторой области приложения принципов и способствовать выявлению устойчивых связей, позволяющих построению целостной теории.  

К философским принципам относятся: принцип целостности, принцип системности, принцип развития, принцип причинности, принцип детерминизма, принцип историзма и др. Каждый из приведённых принципов, отражая сущностные стороны действительности, определённым образом находит отражение в эколого-правовой области действительности, преломляясь через особенности её системной организации. Учёт принципа развития выступает необходимостью в познании и преобразовании эколого-правовой системы. Б.Ф. Кевбрин отмечает: «Как только человек воспринял (доказал) наличие иерархии развития систем - от самого себя (как биологического индивида и личности) до семьи, группы, сообщества, общества, государства, цивилизации, - понимание развития становится (должно стать) общепризнанным, т.е. логико-методологическим и практическим принципом преобразования мира природных, социальных и духовных объектов. Иначе говоря, одно из правил познания и преобразования действительности предписывает обязательный учёт постоянного совершенствования объекта исследования» [3, с. 75].

Перенесение проблемы исследования принципов права в плоскость философского знания открывает новые возможности в выяснении их сущностных особенностей, раскрывающихся в процессе изучения формальных и содержательных сторон. Иногда проблематика в изучении принципов права сводится к содержательным характеристикам, при этом игнорируются формальные характеристики, что ведет к одностороннему пониманию сущностных особенностей принципов права.

Теория принципов права обобщает различные представления, воспроизводит подходы к истолкованию правового концепта «принцип права». Сложность в познании правовой категории «принцип права» порождает многообразие способов её трактовки, установления системных взаимосвязей, оценок её значения в юридической практике.

В научной литературе возникает множество подходов к определению правовой категории «принцип права», основывающиеся на различных подходах к правопониманию и теоретико-методологическим основаниям исследования.

Следует привести некоторые определения, раскрывающие сущностные стороны принципов права. К.С. Захарова полагает, что «принципы права можно определить как идеи, выраженные в фундаментальных правовых понятиях, отражающих существующий уровень представлений о праве, детерминирующие юридическую деятельность и возникающие в ходе нее правоотношения» [1, с. 8]. Р.Л. Иванов дает следующее определение принципов права: «закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости» [2, с. 115].

Многообразие подходов к изучению правовых принципов расширяет и углубляет теоретическую область исследования данного правового явления, что выступает необходимостью на современном этапе развития правовой науки.  

Эколого-правовые принципы - основные положения правового регулирования взаимодействия общества и природы. К эколого-правовым принципам возможно отнести: гармоничное взаимодействие общества и природы, правовое обеспечение социально-экологического регулирования, устойчивое развитие, рациональное природопользование, сохранение биологического разнообразия и др. Каждый эколого-правовой принцип определённым образом находит выражение в структуре эколого-правовой системы, преломляясь через особенности её системной организации.

Философское понимание эколого-правовых принципов связано с обращением к системе «общество - природа» и выделения из неё правовой составляющей, нахождения её системных взаимосвязей, проявляющихся определённым образом в основополагающих принципах социоприродного регулирования. Эколого-правовой принцип фиксирует определенный уровень знания, обобщая множество смысловых вариаций, содержащихся в идеях, положениях, нормах социально-экологической направленности.

К социально-экологическим положениям возможно отнести: законы Б. Коммонера («все связано со всем», «все должно куда-то деваться», «природа знает лучше», «за все надо платить») [5, с. 97], законы Н.Ф. Реймерса (правила социально-экологического равновесия, принцип культурного управления развитием, правило социально-экологического замещения, закон исторической (социально-экологической) необратимости, закон ноосферы В.И. Вернадского) [6, с. 146-151], идея «благоговения перед жизнью» А. Швейцера, «этика Земли» О. Леопольда, идеи глубинной экологии и другие.

Эколого-правовые принципы выступают в некотором роде производными от социально-экологических положений, принципов, норм, не ограничиваясь законодательным закреплением и отражая сущностные свойства, связи, отношения эколого-правовой системы.

Категория «эколого-правовой принцип», основываясь на социально-философском подходе к изучению эколого-правовых проблем, определенным образом аккумулирует смысловое содержание эколого-правовой системы, формируя целостную теорию правового регулирования социально-природного взаимодействия. Б.Ф. Кевбрин в работе «Развитие. Детерминизм. Закон» (1998) пишет: «Развивающийся мир должен отражаться в развивающихся знаниях, большая роль в системе которых принадлежит теории. Развитие теории предполагает развитие категорий, поскольку она включает в себя совокупность категорий, посредством которых предсказываются события, выполняется ее методологическая роль» [4, с. 75].

Исходя из сложно-структурированной организации эколого-правовой системы, возникает потребность в выделении некоторых положений, приобретающих формальные характеристики эколого-правовых принципов. Эколого-правовые принципы, закрепляясь в Федеральном Законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», представляют возможность их трактовки в качестве основополагающих принципов системы правового регулирования, отражающиеся определенным образом в структурных составляющих эколого-правовой системы. При этом следует учитывать сложно-структурированную организацию эколого-правовой системы, которая представляет собой многоуровневую правовую составляющую социально-природной регуляции.   

Познание эколого-правовых принципов выступает процессом освоения формально-содержательных характеристик и функционально-смысловых особенностей в рамках некоторой целостности теоретической области исследования, в качестве которой можно выделить: эколого-правовую систему, систему правовых норм, организационно-институциональную структуру права и т.д.

В качестве наиболее общего принципа эколого-правового регулирования возможно выделить гармоничное взаимодействие общества и природы. Гармоничное взаимодействие общества и природы выступает метапринципом по отношению к другим эколого-правовым принципам, поскольку обобщает обширное смысловое содержание, выражая целеполагающую установку системы природоохраны. Гармоничное социоприродное взаимодействие - это гипотетическое состояние, достижение которого ведёт к преодолению кризисных экологических ситуаций, построению социально-регулятивной организации, наиболее рационально использующей природные ресурсы и осуществляющей природоохранную деятельность, руководствующуюся экоцентристскими, экогуманистическими, ноосферными векторами коэволюционного развития. Гармония (от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность) в социально-экологическом ракурсе рассмотрения выступает в качестве некоторого состояния системы, характеризующегося неразрушительным, устойчивым взаимодействием между структурными элементами системы и взаимодействиями между системами (система «общество - природа»). Сагатовский В.Н. характеризует гармонию как соразмерность, взаимодополнительность элементов по отношению друг к другу и объединяющей их целокупности, отмечая: «Гармонические отношения внутри замкнутой системы могут наделять ее особой разрушительной силой для других систем. Во-вторых, гармония неизбежно нарушается изменениями, идущими из бесконечного мира, и если она не реагирует адекватно на процессы развития, то может превратиться в застой» [7].

Устойчивое развитие как принцип глобального (планетарного) сотрудничества конкретизирует содержание принципа гармоничного социоприродного развития, опираясь на свою относительную концептуальную оформленность, находящую выражение в научных исследованиях и правовых нормативах различного уровня политико-территориальной организации (Декларация по окружающей среде и развитию (1992), «Повестка дня на XXI век» (1992)).

Таким образом, исследование эколого-правовых принципов опирается на социально-философское знание, выступающее ее теоретико-методологическим основанием. Выделение законодательно закрепленных принципов в качестве основополагающих обоснованно с позиции необходимости установления устойчивых, формально определенных положений, однозначно интерпретируемых и применяемых в практических целях реализации государственной экологической политики. При этом возникает сложность в выделении эколого-правовых принципов в процессе изучения эколого-правовой системы как относительно автономной структурной составляющей общей правовой системы. Это связано с ее многоуровневой структурной организацией и обширным смысловым полем, в котором происходит специфическое преломление социально-экологической области знания.

Рецензенты:

Айзятов Ф.А., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;

Бакаева Ж.Ю., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск.