Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Pivovarova I.V. 1 Pilipenko L.M. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
The family remains the leading institution in the formation and development of socially significant values and attitudes of the child´s personality, his socialization. Russian family is experiencing a situation where radical socio-political and socio-economic changes, is quite changed the system of vital values of the population, threatened the existence of the institutions of family and marriage. The family, traditionally respected in the country a social institution, has largely lost its value. Even more worsened the situation occurred not so long ago in Russia, social and economic crises. Being aware of the role of the younger generation in developing countries, must recognize the urgency of the problems of the family and family education. The article presents the results of sociological research the role of the family in the socialization of the individual. A comparative analysis of opinions of representatives of the families and experts on the problems of socialization in the modern family.
the family
the institution of the family
functions of family
socialization of the individual

Семья как первичная ячейка общества представляет собой ключевое звено в процессе социализации личности. Семейный доход, социальное положение, образование, род занятий родителей - в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитательной функции, которую осуществляют родители, на его социализацию воздействует внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Ребенок, воспитываясь в семье, усваивая нормы общежития, человеческих отношений, воспитания младшего поколения, став взрослым, воспроизводит в своей семье все то, что было в семье его родителей [1; 3; 6]. Кроме того, как показали результаты исследований О.В. Устиновой, В.Н. Родиной, Ш.Ф. Фарахутдинова, наблюдается преемственность репродуктивного поведения родителей их детьми во взрослой жизни. То есть люди склонны воспроизводить модель семьи в том виде, в котором они наблюдали ее в детстве [2; 5; 7; 8]. Таким образом, семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

С целью выявления роли семьи в социализации личности И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой в 2010 году было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) [4].

На вопрос об оптимальном составе семьи для реализации ею функции социализации личности эксперты ответили следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Мнения экспертов относительно оптимального состава семьи для реализации успешной социализации личности ребенка, %

Таким образом, более 50% экспертов считают, что для успешной социализации необходима помощь старшего поколения (дедушки и бабушки), представители которого могут жить как отдельно, так и вместе с семьей своих детей и внуков. В то же время только в 18,8% семей респондентов проживают дедушки или бабушки.

Вполне логично было задать вопрос респондентам, кто из взрослых членов семьи работает, а значит наиболее авторитетен для детей (рис. 2).

Рис. 2. Работающие члены семьи респондентов, %

В большинстве семей респондентов работают мать и отец, что позволяет им быть полноценными агентами социализации детей. Понятно, что в семьях респондентов, в составе которых отсутствует отец (мать, один ребенок – 12,5%, мать, два ребенка и более – 6%), работает только мать, и она является основным агентом социализации детей.

Родители выступают особенно успешными агентами социализации, когда обеспечивают определенный достаток в семье и могут позволить себе больше времени уделять воспитанию детей. В процессе исследования был выявлен фактический уровень доходов респондентов (рис. 3).

Большая часть респондентов имеет средний доход (56,5%), 18,5% - выше среднего и 20,6% - ниже среднего.

Рис. 3. Уровень доходов респондентов, %

Исследование показало, что даже при наличии алиментов неполные семьи, особенно при отсутствии отца, имеют более низкий доход по сравнению с полными семьями, что сказывается на воспитательных процессах.

Большинство экспертов (48,9%) считает наиболее оптимальным уровень доходов выше среднего (когда люди могут позволить себе затраты на комфортное проживание, досуг и отдых, образование, но затруднены крупные покупки (недвижимость, автомобиль, др.)) для успешной социализации детей. Примечательно, что 10,6% экспертов считают, что уровень доходов не влияет на процесс социализации детей.

Анализ мнений экспертов относительно благоприятной атмосферы, в которой должна реализовываться воспитательная функция в семье в процессе социализации личности, показал следующее (рис. 4).

Рис. 4. Распределение мнений экспертов об атмосфере в семье, которая должна быть для успешной реализации воспитательной функции в процессе социализации детей, %

Подавляющее большинство экспертов считают, что атмосфера в семье должна быть наполнена любовью, искренностью и честностью, взаимопониманием и взаимодействием, доброжелательностью, спокойствием и уравновешенностью, с благоприятным морально-психологическим климатом. Атмосферу сдерживания, контроля, ограничений в процессе социализации приветствуют только 33% экспертов.

Очевидно, что на процессы социализации оказывается не только позитивное, но и негативное влияние. На рис. 5 представлены результаты распределения мнений респондентов по поводу негативного влияния на взаимоотношения в их семьях.

Рис. 5. Респонденты о негативном влиянии на взаимоотношения в семье, %

Лишь чуть более 9% респондентов считают, что на их взаимоотношения в семье негативно ничего не влияет. Наряду с тем что 43% опрошенных подчеркнули, что негативно на взаимоотношения в семье влияют личностные особенности людей, достаточное количество респондентов указало на плохие условия проживания и низкие доходы (29,2% - низкое качество жилищных условий, 18% - плохое материальное положение). Среди негативных факторов влияния на взаимоотношения в семье было отмечено и отсутствие развитой медицинской инфраструктуры (16,1%).

Эксперты на вопрос о негативном влиянии факторов на взаимоотношения в современной российской семье ответили следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Эксперты о негативном влиянии на взаимоотношения в семье, %

Для решения задач исследования важно было выяснить, в какой степени семья реализует свои функции в современной российской экономической и политической ситуации (рис. 7).

Фактически большинство респондентов признает, что в настоящее время семья не в полной мере реализует присущие ей функции, кроме хозяйственно-бытовой (хозяйственная поддержка и уход за членами семьи) и эмоциональной, в отношении которых большинство высказалось (более 55%), что они реализуется эффективно. 10,6% опрошенных отметили, что не реализуется функция социального контроля (регламентация поведения членов семьи), 12,1% - досуговая функция семьи, 13,1% - экономическая функция (обеспечение материальными средствами), 18,9% - социально-статусная (предоставление социального статуса членам семьи), 19,4% - духовная (духовное развитие личности).

Рис. 7. Реализация семейных функций, по мнению респондентов, %

По мнению экспертов, все функции семьи реализуются не в полной мере. Только 41,5% экспертов отметили эффективную реализацию хозяйственно-бытовой функции, и 30,8% - экономической. С другой стороны, 24,5% считают, что духовная функция вообще не реализуется, совпадая во мнениях с такой же частью респондентов (19%) (рис. 8).

Рис. 8. Реализация семейных функций по мнению экспертов, %

Результаты проведенного анализа настораживают: фактически пятая часть респондентов и экспертов считает, что не реализуется одна из основных функций семьи – духовная, что не может не сказаться на социализации детей в семьях.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.