В современных исследованиях все чаще фиксируется беспомощность в отношениях со сверстниками, обеднение, ограничение тактильного общения, снижение произвольности растущего человека. Все это говорит о недооценке такого важного фактора, как детское пространство, которое включает в себя как состояние среды, так и саму среду, а также оказываются недооценены взаимоотношения мира Детства с миром Взрослых, влияющие на развитие дошкольника. До сих пор не разработана общая система работы для определения основных смыслов таких процессов, происходящих с дошкольником, как физическое и психическое созревание, социализация, знакомство с социальными нормами и ценностями, ролями и поведением, в сочетании с активной работой самосознания, самоутверждения и самореализации ребенка в процессе своего развития. Все вышеизложенное говорит о необходимости поиска новых средств, форм обогащения социального опыта растущего человека и совершенствования этого процесса в период дошкольного детства, что обусловливает актуальность проблемы исследования.
Цель исследования
Дать научное обоснование педагогических условий формирования социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности.
Материал и методы исследования
Методы теоретического анализа, сравнения, аналогии. С целью изучения представленных компонентов социального опыта использовались: методика выбора «Сюжетные картинки» (модифицированная по Р.М. Калининой), диагностическая ситуация «Перчатки», метод вербальных выборов (по Репиной Т.А.) [5], беседы: «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения», «Изучение взятия ребенком на себя роли» «Изучение социальных эмоций (по Г.А. Урунтаевой) [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что механизмом формирования социального опыта является деятельность, которая служит условием и формой его воссоздания. Исходя из этого, под формированием социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности мы будем понимать целенаправленное воздействие на личность растущего человека и социальные отношения с помощью педагогических средств: игр, игровых ритуалов, проблемных ситуаций, коммуникативных бесед.
Как показали наши исследования, существует ряд проблем в формировании социального опыта старших дошкольников. С помощью выше перечисленных диагностических методик изучались интересы и представления в области спортивно-игровой деятельности, уровень проявления самостоятельности и социально-нормативного поведения, умение взаимодействовать со сверстниками. На основании анализа результатов диагностики мы можем определить следующие проблемы:
- во-первых, недостаточный уровень самостоятельности; так, только у 23% детей сформирована способность самостоятельно, без вмешательства взрослого, доводить до конца дело, игру;
- во-вторых, наличие 47% непринятых детей в группе, что затрудняет организацию командного взаимодействия в спортивно-игровой деятельности;
- в-третьих, вызывает тревогу ограниченность представлений детей о возможностях использования спортивно-игровой деятельности в собственном опыте, только 26% детей старшего дошкольного возраста самостоятельно, без вмешательства взрослого, оказывают помощь своим товарищам;
- несмотря на то что 28% дошкольников понимают назначение игровой роли, проявляют высокий уровень социально-нормативного поведения лишь 10% исследуемых детей.
Становится очевидным, что уже в условиях дошкольной образовательной организации следует изменить социальную ситуацию развития. Формирование социального опыта личности происходит при создании необходимых условий, которые должны обеспечивать взаимодействие с другими людьми. Развитие ребенка происходит в процессе расширения границ социального пространства, когда ребенок знакомится с новыми социальными позициями.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования социального опыта у старших дошкольников. Остановимся на их обосновании.
Организация взаимодействия является актуальным условием формирования социального опыта. Структурирование игрового пространства социальной среды развития с позиции: педагог - дети, родители - дети, дети - дети, дети - старшие дети, дети - младшие дети, при организации поэтапного игрового взаимодействия (в парах, в тройках, в командах) на материале спортивных игр. По утверждению Д.И. Фельдштейна, в ходе деятельности происходит усвоение «норм человеческих взаимоотношений», «то есть деятельности, оптимально реализующей "опыт" социального развития, зачатки становления этого опыта, формирование "Я" растущего человека. На уровне его принадлежности к Социуму (как его частицы), когда он индивидуализируется как социально значимый субъект». По мнению Д.И. Фельдштейна, «накопление социального опыта, освоение социальности выступает как основной смысл и содержание индивидуального развития» [7].
Ролевые функции, позволяющие эффективно взаимодействовать детям и взрослым, помогают рационально сочетать индивидуальные и групповые стратегии развития личности ребенка. К сожалению, в современной практике дошкольного воспитания не всегда реализуются способы, ролевые функции, обеспечивающие эффективное освоение достигнутого человечеством опыта. В этом плане, на наш взгляд, недостаточно реализованы в воспитании дошкольника возможности спортивно-игровой деятельности, а ведь она объединяет два самых предпочитаемых вида деятельности ребенка - двигательную и игровую. Уместно вспомнить слова выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, который определял игру как пространство «внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» [4].
Поэтому мы в своем исследовании обратились к спортивно-игровой деятельности, элементы которой ребенок начинает осваивать именно в период дошкольного детства. Мы полагаем, что спортивно-игровая деятельность может стать пространством социализации в период дошкольного детства при возрастании умения ее использовать в целостном педагогическом процессе при решении различных социальных задач.
Для формирования социального опыта у старших дошкольников мы использовали авторскую парциальную программу «Играйте на здоровье» (авторов Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой) [3]. Овладение дошкольниками способами спортивно-игрового взаимодействия по программе можно представить в виде горизонтального и вертикального взаимодействия, где преобладает соподчиненность и последовательность. Взаимодействие дошкольников в паре - тройке - четверке - команде возможно как в рамках освоения одной игры, так и в период годичного игрового цикла с приоритетным освоением одного вида взаимодействия в сезон. К речевым средствам общения в спортивно-игровой деятельности можно отнести:
- средства активизации внимания: проговаривание комбинации действий, произношение имени партнера;
- оповещение партнеров о своих или других партнеров действиях, например «я», «ты», «вместе» и т.д.;
- извещение партнеров о своем или другого партнера местонахождении, например «здесь», «за мной», «выйди» и т.д.;
- оповещение партнеров о желаемых действиях, например «страхуй», «выше», «возьми»;
- оценивание своих и партнера действий, например «молодец» и т.д.;
- стремление активизировать деятельность партнеров.
Широко в спортивно-игровой деятельности использовались и неречевые средства. К которым относят:
- жесты, например головой, руками, пальцами;
- сигналы при помощи мимики, например использование глаз, бровей;
- применение звуковых сигналов;
- использование моторных средств, например перемещение игрока по площадке является сигналом команде [8].
Для развития у дошкольников умений проявлять социально-нравственные качества педагогу на занятиях и в режимных моментах следует применять новые методы: проблемные ситуации (ситуации сотрудничества, сравнения, анализа, синтеза, игрового проживания, морального выбора и др.), включение ритуалов приветствия, коммуникативные беседы («Умейте нападать, умейте защищать», «Правила воспитания в себе доброты», «Я себе хочу помочь! Уходи, обида прочь!») [3], рефлексию, где педагог совместно с дошкольниками анализирует результаты игрового взаимодействия, причины неудачи и объясняет, что нужно сделать, чтобы в следующий раз выиграть, так как необходимой составляющей игровой деятельности является благоприятный микроклимат, атмосфера доброжелательности.
На успех совместной игровой деятельности оказывает влияние применение специальных сигналов, которые помогают согласовывать действия партнеров. Поэтому в нашей работе нашли отражение речевые средства, которые помогают показать чувства, стремления, идеи партнеров. Обратим внимание на тот факт, что в спортивной деятельности они часто обретают оболочку в виде специальных терминов, смысл которых понятен только играющим.
Сотрудничество в игре помогает самореализоваться ребенку, а взаимодействие, построенное на нравственных нормах поведения и ценностях, с учетом индивидуальных качеств личности всех участников, помогает ощутить радость совместных побед, способствует сплочению детского коллектива и формированию социального опыта. Взаимодействие с окружающей средой рассматривается как степень открытости детского объединения или образовательного учреждения для воздействий извне. Оценка внутренней среды детского объединения включает межличностные отношения участников образовательного процесса (педагог-ребенок, ребенок-ребенок), предметно-эстетической среды детско-взрослого взаимодействия.
Большой воспитательный ресурс заключен в разновозрастном объединении детей дошкольного возраста. Разновозрастная группа является социально-психологической средой, в которой детское развитие происходит в сосуществовании взаимодействия, чем объясняется особенность образовательного процесса, где ребенок одновременно включен в следующие взаимодействия: «ребенок - взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок». А в процессе спортивно-игровой деятельности, как в развивающей среде, происходит взаимообучение, где каждый участник - субъект деятельности, приносит «личный вклад» в другого. Этому способствует принятие на себя воображаемой социальной роли в процессе игры (руководства, подчинения, взаимопомощи), когда дошкольник может освоить разные модели поведения. Организация сотрудничества в совместной деятельности, игр с правилами позволяет детям понимать общую цель, договариваться о распределении ролей в процессе ее достижения [2]. Поэтому организация пространства взаимодействия является актуальным условием становления социального опыта дошкольников.
Выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили утверждал, что если мы намерены воспитать личность в ребенке, «то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду» [1]. Именно от организации взаимодействия, от того, насколько целесообразно организовано педагогическое сопровождение спортивно-игровой деятельности со стороны взрослых, зависит успех социализации и формирование социального опыта.
Выводы
Таким образом, для успешной социализации дошкольников в спортивно-игровой деятельности необходимо создание целенаправленной игровой среды развития - организации игрового пространства, обеспечивающего поэтапное игровое взаимодействие (в парах, в тройках, в командах) на материале спортивных игр. В структуру физкультурных занятий необходимо включать коммуникативные минуты, позволяющие формировать умения речевого и неречевого взаимодействия дошкольников между собой во время проведения спортивных игр, проблемные ситуации, применение которых развивает у дошкольников умения проявлять социально-нравственные качества и способствует формированию социального опыта детей старшего дошкольного возраста.
Социальной средой развития является организация разновозрастного взаимодействия (педагог - дети, родители - дети, дети - дети, дети - старшие дети, дети - младшие дети). Участники разновозрастного взаимодействия, объединяющего в себе детей разных возрастов, в процессе игрового взаимодействия и общения друг с другом осваивают ролевую позицию, овладевают на практике социальными нормами поведения, которые помогают регулировать межвозрастные отношения дошкольников.
Статья выполнена в рамках научного проекта РГНФ № 15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности».
Рецензенты:
Волошина Л.Н., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород;
Кондаков В.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры Педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.