Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE DESIGN OF THE SYSTEM OF INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT ACTIVITIES, STUDENTS IN THE INTERMEDIATE CERTIFICATION PROCESS

Paputkova G.A. 1 Sedykh E.P. 1 Orlova O.A. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In article theoretical bases and process of carrying out an independent assessment of quality of activity of students in higher education institution reveal, the analysis of standard documentation providing this process is given, the available practice of activity is analyzed. The independent assessment of quality of activity of students is considered as the procedure giving additional quality assurances of education for all interested parties and providing improvement of process of teaching on discipline. Article opens the main standard and organizational aspects of procedure of an independent assessment of quality of activity of students, describes features of the organization of educational process and control actions of intermediate certification, the main criteria of an independent assessment allowing to receive the reliable and objective information which is of interest both to organizers, and to all participants of educational process are given. In work practice of carrying out an independent assessment of quality of activity of students at Mininsky university is described, the algorithm of an independent assessment of activity of students is created, the received results are generalized.
quality of education
independent assessment of quality of activity of students
organization of an independent assessment of quality
Проблема качества подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников системы высшего профессионального образования становится все более актуальной. Модернизация экономики требует наличие высококвалифицированного персонала, компетентность работника становится определяющим ресурсом практически любой организации и основным фактором ее успешного развития. Эти обстоятельства обуславливают высокий интерес к проблемам повышения гарантий качества образования как ведущего конкурентного преимущества ВУЗа.

Это обусловлено и эволюцией подходов к качеству: в 60-е годы. ХХ века качество рассматривалось в первую очередь как качество товара, в 70-е годы приоритеты сместились в сторону качества технологий производства, 80-е годы определили начало формирования систем управления качеством и в настоящее время наиболее значимым аспектом в теории качества является ориентация на качество человеческих ресурсов, качество образования, интеллектуальный потенциал.

В этих условиях меняется роль и подходы к процедурам оценки качества образования - возникает потребность в адекватных, надежных и диагностичных процедурах, позволяющих максимально объективно измерять уровень подготовки студентов, делать обоснованные заключения относительно обоснованности  содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Значительный потенциал имеет процедура независимой оценки качества образования, которая может быть использована как в отношении образовательной организации в целом, так и относительно отдельных образовательных программ либо отдельных обучающихся.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение независимой оценки качества: «Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ».

Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность[5].

Оценка качества подготовки обучающихся производится с целями получения достоверной и объективной информации, которая может представлять интерес как для организаторов, так и для всех участников образовательного процесса и может явиться как элементом обей независимой оценки качества работы образовательной организации, так и самостоятельным процессом.

Зарубежная практика показывает, что процедуры независимой оценки качества подготовки выпускников, как правило, связываются с процессами сертификации квалификаций и часто являются обязательным начальным этапом подтверждения профессиональной состоятельности выпускника. Наличие независимой оценки подготовки студента по определенной дисциплине или направлению подготовки заметно повышает доверие к оценке результатов профессионального образования, поскольку разделяет функции предоставления образовательной услуги и оценивания ее качества.

В частности, в Великобритании оценка учебных достижений и профессиональной квалификации производится организациями по присвоению квалификаций, независимыми как от образовательных организации, так и от правительства. Оценка знаний и профессиональных компетенций производится на основе профессиональных стандартов независимыми экспертами [7].

В Китае независимая оценка качества подготовки выпускников осуществляется преимущественного представителями работодателей в рамках координационных советов по сотрудничеству образовательных организаций, предприятий и соответствующих ведомств.

Развитие элементов независимой оценки качества образования в нашей стране получило дополнительные возможности с внедрением стандартов нового поколения и актуализации ряда нормативных документов, регулирующих отношения в образовательном процессе. В настоящее время можно отметить наличие совокупности различных механизмов взаимодействия сферы профессионального образования и производственной сферы в области независимой оценки качества:

  • разработка и экспертиза ФГОС и программ профессионального образования всех уровней с участием внешних экспертов (представителей работодателей);
  • независимая экспертиза качества учебных материалов, используемых в образовательном процессе по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции;
  • участие внешних экспертов в процедурах государственной аттестации выпускников;
  • внешняя экспертиза образовательных программ;
  • наличие особых форм финансирования по ряду направлений подготовки, согласованных с работодателем.

Вместе с тем, независимая оценка качества деятельности студента непосредственно в процессе обучения на настоящий момент является относительно новым и недостаточно разработанным видом деятельности.

Анализируя опыт проведения подобной процедуры в нашей стране, мы можем отметить, что апробация независимой оценки знаний студентов состоялась в январе 2015 года в рамках поручения Президента Российской Федерации по повышению качества высшего образования.

Всего в апробации приняли участие 372 студента разных курсов и 18 преподавателей в качестве независимых экспертов из 6 ВУЗов:

  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева.
  • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина;
  • Московский физико-технический институт (государственный университет);
  • Московский городской педагогический университет;
  • Российский новый университет;
  • Чеченский государственный университет [1].

В рамках апробации студенты сдавали экзамены независимым экспертам - преподавателям, которые не проводили занятия в этих группах. Экзамены проводились в традиционной форме собеседования и письменных ответов на вопросы билетов. Оценочные материалы разрабатывались вузами и прошли предварительную экспертизу в Рособрнадзоре.

Мининский университет также инициировал процедуру независимой оценки качества подготовки студентов в рамках промежуточной аттестации по дисциплинам кафедры иностранных языков и лингводидактики.

В целях апробации данной процедуры кафедрой был создан проект «Новый взгляд», целью которого являлось организация и проведение независимой оценки качества подготовки студентов с последующим анализом полученных результатов.

В эксперименте приняли участие 70 студентов дневной формы обучения, профессорско-преподавательский состав кафедры, 5 внешних экспертов. В качестве привлеченных экспертов были приглашены преподаватели и доценты языковых кафедр ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова».

За две недели до начала сессии независимым экспертам были представлены для ознакомления учебно-методические комплексы, рейтинг-планы, тесты и другие учебно-методические материалы по дисциплинам, заявленным для проведения внешней экспертизы.

Процедура независимой оценки качества деятельности студентов осуществлялась по нескольким направлениям включающим: экспертизу учебно-методических материалов и комплекта экзаменационных заданий, оценку организации и проведения экзаменационных процедур, оценку деятельности студентов, оценку форм и методов проведения экзамена, общие впечатления от процедуры независимой оценки.

Экспертное мнение по каждому направлению формировалось в виде отчета эксперта, оценочных ведомостей, анкет по результатам процедуры. По итогам мероприятия был проведен круглый стол с участием руководства ВУЗа, профессорско-преподавательского состава кафедры и привлеченных экспертов.

По итогам проекта были получены следующие результаты: на положительные оценки (4 и 5) экзамен сдали 47 студентов, что составляет 67% от участников эксперимента, удовлетворительную оценку получили 21 человек (30% от участников), не сдали экзамен 2 студента (2,8%). Средний балл выборки составил 4.8, что свидетельствует о хорошем уроне подготовки обучающихся по языковым дисциплинам.

Результаты обсуждения и обработка анкет экспертов позволили дать высокую оценку процедуры организации экспертизы и хороший уровень проработанности учебно-методических материалов. Высказанные замечания носили перспективный характер и могут стать впоследствии ориентирами для дальнейшего совершенствования деятельности.

Обсуждение содержания и форм проведения независимой оценки качества деятельности студентов по отдельным учебным дисциплинам и возможностей распространения этого опыт позволили сделать следующие выводы:

  • оценка деятельности студентов с привлечением внешних экспертов способствует повышению качества преподавания, делает процедуру оценки более объективной;
  • участие внешних экспертов оказывает положительное влияние на процессы самоподготовки студентов, повышает ответственность обучающихся, способствует более продуктивной самостоятельной работе;
  • независимый эксперт может проводить как комплексную оценку по учебной дисциплине, включающую анализ учебно-методических материалов, научно-методического обеспечения, оценку форм и методов работы и пр., так и выборочную экспертизу отдельных элементов в зависимости от поставленных целей;
  • большинство экспертов отметили необходимость разработки оценочного листа, формализующего критерии оценки и позволяющего совершать однородные действия в процессе экспертизы с целью более эффективного дальнейшего анализа и сопоставления;
  • в качестве итогового материала эксперты предложили письменный отчет оценочно-рекомендательного характера в свободной форме. Такая форма позволяет максимально полно изложить впечатления от экспертизы, рекомендации и пожелания к дальнейшей деятельности.

Обобщая результаты пилотного проекта, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития независимой оценки качества деятельности студентов ВУЗа как перспективного направления в области качества образования, позволяющего распространять эффективные практики деятельности и современный методики преподавания отдельных дисциплин в профессиональном сообществе, повышать качество преподавательской деятельности и качество деятельности студента в процессе освоения содержания дисциплины.

Рецензенты:

Хайруллина Э.Р., д.п.н., профессор, профессор кафедры моды и технологии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Валеева Н.Ш., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.