Осознание молодежью собственной миссии в построении открытого, ориентированного на интересы людей, информационного общества позволяет найти социально значимые пути реализации креативного потенциала. В настоящее время важно, чтобы в ходе обучения, вступления на путь самостоятельной профессиональной деятельности молодые люди имели возможность презентовать свои идеи профессиональному сообществу, обмениваться информацией и знаниями, устанавливать деловые взаимоотношения, реализовывать свои идеи, для этого необходима поддержка молодежных инициатив. Одной из форм организации инновационной деятельности профессионального педагогического сообщества по представлению, обсуждению инициатив студентов и молодых учителей для продвижения и внедрения в практику столичного образования является деловая презентационная площадка.
Важнейшим качеством, позволяющим генерировать идеи, презентовать их, продвигать в профессиональном сообществе, является креативность. Определяющее влияние на развитие этого качества оказывает социальная, профессиональная среда. В отношении педагогической деятельности креативность определяет специфическую особенность современного образования, которая заключается в актуализации у педагога творческого потенциала. В настоящее время при подготовке и вступлении в профессиональную деятельность учителя необходимо, как указывают исследования А.И. Савенкова [3], учитывать потребности работодателя, намерения и цели обучающихся, возможности современных образовательных организаций, которые нацелены на поиск и продвижение студентов и молодых учителей, обладающих такими качествами, как: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность педагогической профессией и склонности проявлять надситуативную активность. Для студентов и молодых учителей эти качества обеспечивают вхождение в профессиональное сообщество и высокое качество результатов педагогической работы [1]. Однако проблема заключается в том, что без специально созданных условий данные качества молодых учителей часто затрудняют адаптацию в педагогических коллективах, а инициативы и предложения молодых учителей остаются без внимания. Переход к самостоятельной профессиональной деятельности для студентов-выпускников сопряжен с трудностями, которые, порой не позволяют молодому учителю закрепиться в профессии. Таким «мостом» между высшим образованием и самостоятельной профессиональной педагогической деятельностью становится деловая презентационная площадка, позволяющая студентам и молодым учителям проявить инициативу, реализовать свои проекты, получить одобрение и поддержку от профессионального сообщества, обеспечить себе успешное трудоустройство [2] .
Креативность во всех ее проявлениях присутствует в жизни современного человека и общества, которое характеризуется как инновационное, в нем востребовано все то, что отличается новизной - новые формы организации жизнедеятельности, техника и технологии, новые виды творчества [5]. Необходимость соответствия требованиям времени является важной характеристикой бытия человека в современном обществе вообще, а в условиях столичного мегаполиса, в особенности. Москва - столица, чувствительная и открытая к новым инновационным идеям, преобразованию окружающего мира, политическим взаимоотношениям, динамичная в поиске и принятии новых решений жизненных и профессиональных проблем. Поэтому важной задачей московского образования является подготовка молодого учителя со сформировавшейся креативной культурой как ценностно-личностной созидательной категории, способного проявлять социально значимую креативную активность, совершенствовать образовательные практики.
В основе деятельности деловой презентационной площадки - идея о том, что инициатива студентов и молодых учителей, поддержанная профессиональным сообществом, становится движущей силой инновационного развития как самого профессионального сообщества, так и развития образовательных практик, обеспечивающих культурные и образовательные потребности людей. Для реализации этой идеи необходимо управляемое развитие профессиональных компетенций студентов в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями и совершенствование трудовых функций молодых учителей.
Новизна предлагаемых решений связана с тем, что инициатива студентов и молодых учителей реализуется в их креативных продуктах, презентуется и внедряется для обновления образовательных практик, и в то же время позволяет молодому учителю или студенту, получающему высшее педагогическое образование, заявить о себе в профессиональном сообществе, презентовать себя будущему работодателю. Для этого необходимы следующие условия: организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, создание единого творческого пространства студентов и молодых учителей; организация постоянно действующих процедур отбора и внедрения молодежных инициатив, соответствующих определенным критериям оценки молодежных инициатив на основе проявления креативности (оригинальности, продуктивности, гибкости, полезности), эта деятельность организуется в формате деловой презентационной площадки [4]. Результатами работы презентационной площадки являются образцы (модели) социальной, образовательной и культурной креативности студентов и молодых учителей, подготовленные к внедрению в деятельность образовательных организаций, а также складывающаяся система профессионального роста и продвижения молодых талантливых учителей.
Практическая значимость планируемых результатов определяется тем, что инициативы, представленные и разработанные как научно-методические материалы (критериально-диагностические методики, методическое пособие, рекомендации по реализации лучших образцов социальной, образовательной и культурной креативности) позволяют значительно повысить эффективность образовательных практик и помочь в профессиональном продвижении выпускникам и молодым учителям. Результаты могут быть использованы при разработке и реализации инновационных образовательных программ образовательных организаций, учебных и методических пособий, при разработке учебных занятий со студентами и молодыми учителями.
Краткое описание существа предлагаемой разработки и отличия от аналога представлено в теоретической модели. В деятельности презентационной площадки представлены: образцы социальной, образовательной и культурной креативности, разработанные на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций социальной и культурной сфер города Москвы, чей опыт и результаты деятельности позволяют рассматривать их в качестве (модели) эталонов, а также определены организационно-педагогические условия их использования в московской системе образования.
Цель деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей: выявление и поддержка инициатив (инноваций) молодых специалистов, направленных на обновление в сфере столичного образования, выявление и продвижение лучших студентов и молодых учителей, реализующих социально значимые инициативы и проекты, направленные на улучшение образовательной системы и достижение высоких образовательных результатов.
Задачи презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей: апробировать и внедрить технологии создания моделей (образцов) социальной, образовательной и культурной креативности в образовательной среде города Москвы; разработать научно-методические условия по обеспечению эффективности реализации моделей социальной, образовательной и культурной креативности в целях обновления образовательных практик; создать механизмы использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы путем внедрения образовательных технологий включения студентов и молодых учителей в создание креативной среды города и проектирование инфраструктуры ее поддержки; обеспечить поддержку талантливой, педагогически одаренной молодежи и закрепления в образовательных организациях Москвы; организовать сетевое взаимодействия педагогических, социальных, творческих и родительских сообществ в интересах создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка; создание образцов (вариативных моделей) креативных образований, в которых, при определенным образом организованной социальной, образовательной и культурной деятельности, реализуются принципиально новые идеи.
Кластеры образовательных практик, представленных в деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей, следующие: развитие информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций; развитие института общественной экспертизы и контроля образовательной деятельности; защита экологии и окружающей среды; развитие добровольчества и волонтерства; гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; популяризация здорового образа жизни, охрана здоровья и развитие физической культуры как современного тренда; создание комфортной городской среды, социальной инфраструктуры, улучшение качества жизни и социальной поддержки граждан; поддержка молодежи, а также защита прав молодежи; развитие неформальных институтов образования, активизация научной деятельности студентов и молодых учителей; интеграция будущих педагогов (студентов) и молодых учителей в профессиональное сообщество, способствующее повышению их конкурентоспособности
Раскроем некоторые принципы деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей.
Принцип дифференциации - постоянный поиск путей, направленных на развитие новых направлений в образовательной практике, которые способны расширить ассортимент образовательных услуг и обеспечить высокое качество образовательной деятельности. На основе аналитических данных участники образовательных отношений стремятся улучшить образовательную среду, технологии, средства.
Принцип минимизации издержек - использование технологий, обеспечивающих высокое качество образовательной деятельности при снижении издержек путем оптимизации образовательного процесса, систем и структур его сопровождающих.
Принцип фокусирования - целевой учет запросов и потребностей профессионального педагогического сообщества и, конкретно, молодых учителей и студентов, получающих педагогическую профессию. Данный принцип предполагает: добровольность внедрения инициатив студентов и молодых учителей в теорию и практику столичного образования; независимость оценочных процедур профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей; открытость и доступность процедур и результатов оценки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив молодых педагогов; исключение дискриминации профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей и принятия пристрастных решений по их внедрению; компетентность системы оценки и поддержки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей, достигаемой через компетентность персонала и экспертов, участвующих в процедурах оценки и внедрения; повышение конкурентной устойчивости молодых педагогов и их адаптации к меняющимся потребностям общества; выявление перспектив использования потенциальных возможностей молодых педагогов.
Структура деятельности деловой презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей выстраивается в контексте процессного подхода как последовательность непрерывных действий по достижению поставленных целей, процессный подход акцентирует возникновение новой ценности в диапазоне «Вход - выход». Для того, чтобы инициативы студентов и молодых учителей имели социально-педагогический эффект необходима определенная последовательность действий: поиск и концептуализация инициатив, их проектирование, конструктивизация и создание опытных образцов, технологизация, после чего происходит внедрение новых образовательных продуктов и практик.
Поиск и концептуализация молодежных инициатив. Данное действие предполагает, прежде всего, организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций города Москвы, т.к. именно сеть создает возможность системного поиска инициатив. Деятельность организаций сетевого взаимодействия отражается в информационном портале. Для этого запускаются конкурсные презентационные процедуры, предусматривающие участие отдельных педагогов, а также команд от образовательных организаций по актуальным проблемам в развитии московского образования. Происходит обмен информацией между единицами сети, важным становится не просто коммуникация, а создание новой информации, нового понимания образовательной проблемы. Показателем успешного завершения этого действия является создание информации, обладающей новизной. Обмен информацией, ее обсуждение происходит на сайте Центра поддержки инициатив студентов и молодых учителей. На сайте представлено Положение о постоянно действующем конкурсе молодежных инициатив, по номинациям которого формируется банк молодежных инициатив. Создается основа успешного рекрутинга студентов и молодых учителей.
Проектирование молодежных инициатив предполагает оформление инициатив как инновационных проектов, которые направлены на развитие образовательных технологий, преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового опыта в области подготовки кадров в новые образовательные продукты, товары и услуги, дающие дополнительный эффект (педагогический и экономический). В информационной системе заполняется карточка проекта. Это действие позволяет сгруппировать проекты в два кластера - социально-профессиональные инициативы и коммерчески-значимые инициативы студентов и молодых учителей. Для экспертизы инициатив организуется экспертный совет, на сайте Центра оформляются карточки экспертов, что позволяет организовать профессиональную экспертизу и общественное обсуждение выдвинутых инициатив. По результатам экспертизы и обсуждения формируется портфель инициатив, рекомендуемых к внедрению.
Конструктивизация и создание опытных образцов, подготовленных к внедрению. Действие предполагает перевод проекта на специальные языки бизнес-проектирования, образования, а также тех областей социального проектирования, для которых продвигается инициатива, для этого оформляется презентационная версия инициативы-проекта в виде демо-версии, представленной на сайте Центра. Показателем успешности данного действия является грантмэйкинг и сессии с потенциальными инвесторами. На портале Центра создается Реестр инвесторов (юридическое лицо).
Технологизация результатов. Данное действие направлено на создание научно-практического, технологического, методического сопровождения инициативы, характеризующего требования к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым и др.) получения заданных результатов. Показателем успешности данного действия являются информационные сообщения на портале Центра и публикации в печати о результатах молодежной инициативы, что позволяет найти потенциальных потребителей.
Экспериментирование и внедрение новых образовательных практик. Действие предполагает распространение инициативы; достижение практического использования новых идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившихся образовательных практик, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки. Распространение инициативы происходит по организациям сетевого взаимодействия с установлением обратной связи, созданием экспериментальных площадок и проектных команд. В контексте инициативы разрабатываются программы повышения квалификации работников образования, организуются тренинги, организационно-деловые игры.
Социально-профессиональный эффект деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей проявится в следующем: спроектирована и реализована индивидуальная траектория профессионального роста будущего педагога и молодого учителя, отражающая логику, этапы и процедуры решения профессиональных педагогических задач; организовано научно-практическое сообщество студентов, учителей, преподавателей, ученых, заинтересованных в подготовке педагогических кадров новой формации; разработаны новые учебники, учебно-методические и методические пособия для учащихся, учителей, а также для студентов педагогических специальностей, на основе учета запросов и реалий образования; организованы научно-практические конференции, общественные дискуссии, круглые столы с участием учителей и учащихся, студентов, аспирантов и преподавателей по проблемам подготовки и рекрутинга молодых педагогов; организован постоянно действующий конкурс молодежных инициатив.
Задачи, решаемые студентами и молодыми учителями, участвующими в деятельности презентационной площадки, позволяют овладеть основами инновационных технологий образования; повысить профессионально-педагогическую компетентность; развить компетенции по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций; совершенствовать навыки педагогического общения и управления, межличностного взаимодействия и совместной деятельности; освоить конкретные методики; обмениваться информацией и опытом в области профессиональной деятельности. Таким образом, разработанная модель внедрения креативных профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей значима для решения не только задач индивидуального профессионального становления и развития, но и социально-значимых проблем, разрешение которых обеспечивает развитие образовательных систем.
Рецензенты:
Воропаев М.В., д.п.н., профессор, профессор ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва;
Недвецкая М.Н., д.п.н., доцент, профессор ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.