Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RESEARCHES OF INTELLECTUAL COMPONENTS AT FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Khismatullin S.A. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «The Herzen State Pedagogical University of Russia»
Results of practical use of interactive educational technologies in multilevel training of students becoming physical education pedagogues are represented in article. Use of following interactive technologies is described: project learning technology which represents multistage process: the project concept, development, realization, competition; technology of critical thinking development, the constructive basis of technology are formed by triple stage model "Challenge - understanding - reflection", which allows students determine educational goals, search for information and think about what they have learned; technology "case study" as a result of scientific methodical activity of instructor, as a intellectual product it has own resources (social activity, education, science); technology of independent activity organization, it has own stages and goals. Following results of usage effectiveness are presented in article: technology of critical thinking development, "case study" (resources - practical cases), technology of independent activity organization. In the conclusion analysis of results and inference are given.
use of technologies in training of students becoming physical education pedagogues
educational technologies
use of interactive technologies

Перед педагогикой физической культуры и спорта сегодня стоит задача, связанная с разработкой новых подходов к проектированию профессионально-образовательных программ подготовки специалистов высшей квалификации с учетом перспектив социально-экономического развития страны, конъюнктуры рынка образовательных услуг. В частности, представляется актуальной проблема разработки методического сопровождения в подготовкепедагогов по физической культуре, которая базируется на изучения применения интерактивных технологий в обучении. Одной изпроблем являетсяподбор средств, методов и разработка технологий формирования у будущих педагогов физической культуры профессиональных компетенций [1].

Одним из инструментариев в решении задач педагогики могут выступить интерактивные технологии, применяемые в преподавании теоретических дисциплин в подготовке будущих педагогов по физической культуре [2; 3].

Представим полученные данныеприменения интерактивных технологий с последующей оценкой качества знаний студентов, полученных при изучении следующих дисциплин: теории и методики физического воспитания и спорта; экономики физической культуры и спорта; правовых основ физической культуры и спорта с использованием интерактивных технологий обучения. Качество знаний опытных групп устанавливалось путем оценки: 1) уровня обязательных знаний и умений (выполнение письменной контрольной работы), умений применять знания в стандартных ситуациях (выполнение практических работ); 2) результатов тестирования с использованием заданий; 3) результатов собеседования, степени соответствия объема обязательных знаний и умений стандарту образования.

Цель исследованиязаключалась в том, чтобы апробировать интерактивные технологии обучения в многоуровневой подготовке будущих педагогов по физической культуре.

Методы и организация исследования.В исследовании в качестве испытуемых выступили студенты факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена (n - 103).

Результаты эффективности применения интерактивных технологий были получены при работе со студентами-заочниками 5,6 курса - в количестве 69 чел. и студентами очной формы обучения  3,4 курсов - в количестве 34 чел. в период с 2014 по 2015 уч. годы.

Все измерения осуществлялось на базе факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.

Методика тестирования.Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие организационно-подготовительные задачи: выбрать дисциплины для апробации модели (теоретические дисциплины предметной подготовки); проанализировать существующие модели обучения, применяемые в дидактике высшей школы; подготовить комплекты учебно-методических материалов для обеспечения обучения; определить место, время для апробации и сформировать группы студентов; организовать исследовательскую работу; оценить эффективность дидактической подсистемы модели в процессе применения интерактивных технологии.

Учебно-методические материалы разрабатывались согласно классической методологии обучения с учетом перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний и состояли из: учебных программ, технологических карт, планов-конспектов лекций, практических заданий, тестов, расписаний консультаций, методик проверки письменных работ, методик проверки степени самостоятельности студента при выполнении контрольных работ[4].Апробация организовывалась следующим образом. Комплект учебных средств выдавался студентам на вводных занятиях. Учебный процесс предполагал проведение: лекции, семинаров, консультаций (очных и дистанционных); зачетов; очного и дистанционного тестирования по электронной почте; очного и дистанционного контроля выполнения письменных работ и их предзащит (доставка и обсуждение письменных работ по электронной почте); выполнение заданий по технологической карте; самостоятельная работа. Итоговый контроль - очный.

Проверка знаний студентов по дисциплинам осуществлялась в форме: тестирования (очного и дистанционного с использованием Интернет) в режиме электронной почты; выполнения и защит письменных практических работ, выполненных согласно практическим заданиям по разделам дисциплин; собеседования - для выявления уровня подготовленности студентов по дисциплине[5].

Исследование строилось на предположении о том, что результатом (продуктом) изучения студентом дисциплин являются знания и умения, а также сформированные компетенции.

Результаты исследования и их обсуждение.Результаты начального этапа исследования свидетельствуют, что инновационные технологии, а именно: технология проектного обучения; технология развития критического мышления; технология «кейс-стади»; технология организации самостоятельной работы студента; технология  модерации, позволяют повысить качество и эффективность образовательной деятельности студентов факультета физической культуры педагогического вуза, осваивающих специальность «Физическая культура» и являются наиболее приемлемыми при формировании личностно-профессиональных компетенций в условиях перехода к многоуровневой системе образования.

Об эффективностипреподавания дисциплин предметной подготовки с использованием интерактивных технологий обучения свидетельствуют обобщенные результаты полученных данных с первичной математической обработкой. Эти результаты представлены в таблицах 1-4.

Технологии проектного обучения. Рассмотрим краткое описание содержания каждой из стадийтехнологии проектного обучения.

Концепция проекта.На данной стадии предполагаетсяанализ состояния существующих проблем физической культуры, определение проекта (цели, задачи, результаты, основные требования, ограничения, критерии, уровень риска, окружение проекта и основные участники, ресурсы).Разработка.На этой стадии происходит формулировка плана работы, который опирается  на характеристики и потребности группы Стадия включает в себя разработку основных компонентов проекта; установление контактов и изучение целей, мотивации и требований участников; развитие системы взглядов и разработка основного содержания проекта. Реализация.Эта стадия включает в себя следующие фазы: организацию работы группы, способов коммуникации и связи участников проекта, ввод в действие системы стимулирования, оперативноепланирование, выполнение работ, функционирование системы контроля за ходом работ, решения проблем или задач.  Завершение.Основные работы на данной стадии: планирование процесса завершения, оценкарезультатов и подведение итогов, закрытие проекта, разрешение конфликтных ситуаций, накопление данных для последующих проектов, расформирование команды проекта.  Важность данной стадии обусловлена необходимостью качественного обеспечения мотивации студентов для продолжения обучения.

Таблица 1

Результат эффективности применения технологии проектного обучения

Система оценок

 

Стадии технологии

Концепция проекта

Разработка

Реализация

Завершение

Результат

Овладели уч. материалом

(в процентах)

83,4 %

79,1%

76,3%

71,8%

77,6%

Ср.бал (по 100 бальной шкале)

15,7

14,2

5,7

12,1

47,7

Зачет,  (дифференцированная оценка: отл., хор., удовл., неудовл.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

(удовл.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

 (хор.)

Краткое описание содержания стадий технологии развития критического мышления. Конструктивную основу технологии составляет известная базовая модель трех стадий"Вызов - осмысление - рефлексия", которая позволяет помочь студентам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали. На этапе вызова актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, роль студентов в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы, создаются условия для совершенствования навыков общения.На стадии осмысления студент вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о естестве изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Этап рефлексии характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций определяет сущность данного этапа.

Таблица 2

Результат эффективности применения технологии развития критического мышления

Система оценок

Стадии технологии

Результат

Вызова

Осмысления

Рефлексии

Освоили учебный материал (процент)

86,2%

78,1%

83,4 %

82,6%

Ср.бал (по 100 бальной шкале)

17,1

24,6

21,2

62,9

Зачет, (дифференцированная оценка отл., хор., удовл., неудовл.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

(хор.)

Зачтено

(хор.)

Эмпирические данные, полученные при реализации технологии модерации.

Технологический этап проведения модерации в первую очередь был связан с фазой ориентации в педагогической ситуации. Основными задачами фазы ориентации в педагогической ситуации по результатам опроса показало что:1)установление эмоционально благоприятного микроклиматавыявляется в 89,1 % занятий;2) выяснение потребностей группы (методических и организационных) в 78,7 % занятий;3) установление проблемного поля в 86,7% занятий; 4) определение цели мероприятия (занятия) в 88,3% занятий.

Содержания технологии «кейс-стади». Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои ресурсы, которые можно представить:общественная жизнь во всём своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;образование - определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;наука - третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задаёт ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Таблица 3

Результат эффективности применения технологии «кейс-стади»

(источники - практические кейсы)

 

 

Чему учили:

Результат методической деятельности преподавателя

 Процент овладевших уч.материал

Ср.бал

(по 100 бальной шк.)

Зачет, (дифференцированная

оценка отл., хор., удовл., неудовл.)

видеть проблемы в области ФКиС

79,1%

5,4

Зачтено (хор.)

понимать и использовать концепции физкультурного образования

50,1%

3,2

Зачтено (удовл.)

анализировать профессиональные ситуации (педагогические)

86,0%

8,0

Зачтено (отл.)

оценивать альтернативы возможных решений педагогических задач

53,5%

4,6

Зачтено (хор.)

выбирать оптимальный вариант решения задач урока ФК

79,3%

5,2

Зачтено (хор.)

составлять план пед. деятельности

87,6%

7,6

Зачтено (отл.)

развивать мотивацию к занятиям ФУ

79,5%

5,1

Зачтено (хор.)

развивать коммуникационные навыки и умения

61,7%

7,1

Зачтено (отл.)

быть объективными

49,0%

4,5

Зачтено (хор.)

новому видению самих ситуаций

42,1%

3,7

Зачтено (удовл.)

передавать обобщенный опыт

39,9%

4,7

Зачтено (хор.)

восприимчивым к другим мнениям

49,8%

3,7

Зачтено (удовл.)

Средние значения:

63,1%

62,8

Зачтено (хор.)

Краткое описание содержания этапов технологии организации самостоятельной работы. Этапы и их задачи (для преподавателя).1) Подготовительный. Задача. Определить ведущую компетенцию  (или ведущих компетенций) - продукт, получаемый при самостоятельной работе студента.2) Этап целеполагания и планирования. Задача. Выбрать форму, в какой будет осуществляться работа.3) Консультирование. Задача. Определить кто? Когда? Где? Как? Что? Зачем? А так же объемы консультационных работ.4) Оценочный этап. Задача. Определить формы контроля и оценивание учебных достижений студентов.5) Рефлексивный. Задача. Установить, как проходит рефлексия образовательной деятельности обучающегося по изучению темы, раздела, дисциплины в целом.6) Аналитический этап. Задача. Предопределить по каким критериям будет проводиться анализ.

Таблица 4

Результат эффективности применения технологии организации самостоятельной работы

 

Результат методической деятельности

Шаги деятельности обучающегося студента:

Овладели уч.материал

(процент)

Ср.бал

(100 бальной шк.)

Зачет, (дифференц. оценка отл., хор., удовл., неудовл.)

1. Определение цели самостоятельной работы.

78,9%

11,8

Зачтено (отл.)

2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.

84,3%

8,9

Зачтено (хор.)

3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

89,2%

7,9

Зачтено (хор.)

4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).

79,0%

6,8

Зачтено (хор.)

5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

85,7%

11,4

Зачтено (отл.)

6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.

62,1%

5,8

Зачтено (удовл.)

7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.

59,1%

5,3

Зачтено (удовл.)

8. Рефлексия

61,5%

5,9

Зачтено (удовл.)

Средние значения:

74,9%

63,8

Зачтено (хор.)

Таким образом, по результатам предварительного исследования можно сказать следующее: 1) преподавания дисциплин предметной подготовки с использованием интерактивных технологий отражает позитивное влияние на процесс формирования профессиональных компетенций; 2) применение интерактивных технологий положительно влияет на качество профессиональной подготовки будущих педагогов; 3) предложенная процедура мониторинга знаний является эффективным и универсальным и приемлемым способом контроля успеваемости студентов в системе обучения;4) результаты исследования свидетельствуют о достаточной эффективности и дееспособности дидактической подсистемы модели обучения в преподавании дисциплин предметной подготовки с применением интерактивных технологий; 5) данные предварительного исследования позволяют говорить об адекватности средств и методов, интерактивных технологиях обучения в преподавании; 6) результаты балльно-рейтинговой системы оценивания подтверждают целесообразное распределение учебного материала дисциплин при организации аудиторной и самостоятельной работы студента.

Рецензенты:

Солодянников В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г.Санкт-Петербург;

Хуббиев Ш.З., д.п.н., профессор, профессор Общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета,г.Санкт-Петербург.