Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF ART LIFE OF VLADIVOSTOK DURING REVOLUTIONS OF 1917, CIVIL WAR AND INTERVENTION

Vilovataya E.S. 1
1 FSAEI of HPE “Far-Eastern Federal University”
The present article is devoted to events of art life of Vladivostok in the period of the Daltnevostochny Republic from 1917 to 1922. On materials of archives and museum collections which in the majority are unknown to scientific community, the author tried to recreate a complete picture of events in the art sphere of the city. Thus the attention was paid to regional specifics. Need of the solution of various tasks for research was caused by application of an integrated approach. It is revealed that the panorama of art life of Vladivostok was formed by several adjacent spheres: theater, music, literature, fine arts. Extraordinary concert, exhibition, competitive, production activity became more active, creative associations were created. The main thing from them – Literary and art society. Besides genre variety, art was presented by various directions and styles, is equal coexisting on small geographical space: classicism, realism, futurism. Other feature – a high demand of art events. The similar situation in Vladivostok arises for the first time, thanks to concentration here during the specified period of a large number of the creative intellectuals. As a result of their vigorous activity in the city prerequisites for development of art education were created. The conclusion is drawn that the situation which developed in art culture of Vladivostok in 1917–1922 has to be characterized as a cultural phenomenon as similar situation in this sphere never I repeated neither in previous, nor during the subsequent periods of life of the city.
art in the Far East Republic.
Literary and art society of Vladivostok
Far East futurism
art culture of Vladivostok

Для Владивостока 1917­­-1922 годы являются уникальным историческим и культурным периодом. Он был единственным городом на Дальнем Востоке России, пережившим в то время феноменальный прирост населения, что явилось следствием интенсивных миграционных процессов, стимулированных, в свою очередь, событиями революций 1917 г., гражданской войны и интервенции. Искусствовед В.И. Кандыба отмечает, что в 1916 г. население города насчитывало 97 509 человек, а к апрелю 1922 г. его численность достигла уже 410 110 человек [10, с. 84]. В связи с этим во Владивостоке складывается уникальная культурная обстановка, т.к. большинство приезжих - это представители творческой  интеллигенции, бежавшие из Москвы, Петрограда и других регионов России. В городе впервые сформировалась многочисленная и богатая на контрасты художественная среда.

Художественная жизнь Владивостока интересующего периода по-прежнему остаётся малоизученной, что связанно с разрозненностью информации, которую автору пришлось выявлять в материалах Приморского государственного объединённого музея им. В.К. Арсеньева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, библиотеки Общества изучения Амурского края, и с её некоторой «закрытостью».  Несмотря на то, что в последние годы собрания пополнились и продолжают пополняться уникальными изобразительными, литературными и документальными источниками, их целенаправленное изучение не проводилось до настоящего времени. Учитывая уже имеющийся объём материалов, появилась возможность воссоздать страницы художественной жизни Владивостока 1917-1922 гг. с их региональной спецификой в более полном объёме. Указанные обстоятельства сформировали цель предпринятого исследования. Необходимость введения в научный оборот малоизвестных и неизвестных раннее материалов и источников, их описание и интерпретация, систематизация и обобщение сведений о художественной жизни города обусловили использование комплексного подхода, сочетающего исторический, историко-сравнительный  и культурологические методы, а также искусствоведческие методы описания и толкования.

Панорама художественной жизни Владивостока формировалась несколькими смежными сферами: театр, музыка, литература, изобразительное искусство. Последнее было представлено различными направлениями и стилями: классицизм, реализм,  футуризм. Среди художников, их представлявших, можно назвать - В.А. Баталова, К.Н. Каль, Г.Я. Комарова, А.Н. Клементьева, Е.А. Афанасьеву, Д.Д. Бурлюка, В.Н. Пальмова, В. Фиала.

Невзирая на сложную политическую ситуацию, горожане испытывали высокую потребность в событиях художественной жизни. В 1917 г. в Приморье образовываются первые творческие союзы. Один из первых - «профессиональный союз оркестрантов», к которому вскоре присоединились театральные рабочие и служащие [13, с. 68]. В 1918 г. организуется союз «Музыки, Сцены и Кино» («Музсценкино»). Но в силу политических перемен союз смог начать полноценную работу только в 1920-1922 гг. С 1923 г. «Музсценкино» установил связь с Центральным комитетом Всерабиса (Всероссийский союз работников искусств), и на Всероссийский съезд работников искусств в Москву был послан первый делегат, привезший инструкции для дальнейшей работы. Согласно распоряжению из центра, «Музсценкино» был переименован в союз работников искусств - Рабис [13, с. 69]. С этого времени Рабис становится организационным центром культурной жизни Владивостока.

Концертная деятельность музыкантов на Дальнем Востоке и во Владивостоке представлена достаточно многообразно. По свидетельству хроники, в городе концертировало большое количество оркестров: симфонический оркестр Владивостокского отделения Российского музыкального общества, коллектив которого к 1918 г. полностью состоял из профессиональных музыкантов. Возглавлял его ученик Н.А. Римского-Корсакова М.М. Фивейский [7, с. 95]; Иркутский военно-симфонический оркестр; американский духовой оркестр из состава корпуса интервентов; оркестр чехословацких войск под управлением Ванека; Большой симфонический оркестр информационно-просветительского отдела чешских музыкантов и многие другие [13, с. 101]. Американка Элеонора Прей, жившая во Владивостоке в данный период, писала в своих письмах, что чешские музыканты произвели в городе настоящий фурор [21, с. 367-368].

Гастрольная жизнь, как свидетельствует В.А. Королёва, в этот период представляла собой достаточно насыщенный процесс. Выделялась деятельность исполнителей-вокалистов. Среди гастролёров были и именитые исполнители из Москвы и Петрограда: М.Б. Черкасская, баритон П.С. Грей, Д.Г. Дыновская [13, с. 102]. Большой популярностью пользовались исполнители цыганских песен и романсов. Было представлено и хореографическое искусство.

Театральная жизнь Владивостока также отличалась интенсивностью. К 1917 г. в относительно небольшом городе (каким и был Владивосток) работало пять театров. Значительную роль в становлении театрального искусства на Дальнем Востоке сыграл актёр, режиссёр, пропагандист театрального дела на Дальнем Востоке и в Сибири Е.М. Долин. Итогом его работы стал Дальневосточный многосоставной передвижной театр с постоянной драматической труппой во Владивостоке. В 1917-1922 гг. жанровый диапазон постановок труппы Долина был очень широк: драматические спектакли, оперетта, миниатюра. В 1918 г. во Владивостоке в Народном доме открылся Народный театр, который с 1921 г. стал называться кружком Пролеткульта [13, с. 137]. В 1917-1921 гг. во Владивостоке действовало более десяти театров-кабаре, располагавшихся, как правило, в ресторанах «Аквариум», «Золотой Рог», «Би-ба-бо» [14]. Их репертуар включал короткие миниатюры, цель которых - развлечь и развеселить публику.

Концентрация творческих сил и большой интерес к художественному творчеству обозначил проблему подготовки профессиональных кадров. Деятели искусства всё чаще говорят о необходимости развития художественного образования на Дальнем Востоке и во Владивостоке, в частности. Одно из наиболее успешных образовательных учреждений было открыто во Владивостоке 1 июля 1917 г. Это была первая частная художественная школа, организованная художником В. А. Баталовым. Школа проработала до 1923 г. без перерывов. В городе её называли «Художественная школа Баталова», «Среднее художественное училище Баталова с правами для учащихся» [10, с. 70]. В школе  преподавали известные в городе художники, выпускники европейских и российских художественных академий и училищ - К.Н. Каль, Г.Я. Комаров. В числе изучаемых дисциплин - живопись, графика, орнамент, скульптура, теория изобразительного искусства. В. А. Баталов постоянно организовывал выставки работ учащихся, проходившие во Владивостокском народном университете. Вход на них был свободным [10, с. 71], [18, с. 4]. На выставках Баталов проводил лекции для всех желающих, например, на тему: «Течения в искусстве живописи и задачи школы» [15, с. 4].

 Важную координирующую роль в художественной жизни Владивостока сыграло Литературно-художественное общество Дальнего Востока (ЛХО ДВ), организованное 25 января 1919 г. силами приезжих поэтов и художников. Общество располагалось в футуро-кафе «Балаганчик» на Светланской, 13 в подвале театра «Золотой Рог».  Футуро-кафе было названо в честь одного из первых произведений А.А. Блока [1, с. 20]. С того времени культурная жизнь Владивостока стала концентрироваться вокруг этого творческого объединения. Основной формой работы ЛХО были тематические вечера для членов и гостей Общества. Рамки статьи не позволяют представить всю панораму вечеров, поэтому  укажем наиболее интересные, распределив их по годам.

1920 год. Литературные вечера: - 20 марта - вечер памяти поэта Чудакова [24, с. 4]; 17 октября - чтение новой пьесы В. Маяковского «Мистерия Буфф» [30, с. 5]; 20 ноября - вечер памяти Л.Н. Толстого [26, с. 5].

Музыкальные вечера: - 27 апреля - вечер к 5-летию со дня смерти А.Н. Скрябина - поэт С. Третьяков представил доклад о жизни и творчестве Скрябина, пианист П.М. Виноградов исполнил первые 5 сонат Скрябина,  к ним давались пояснения, касающиеся  формы и психологического насыщения, «в виду трудности для многих непосредственно подойти к постижению творчества Скрябина» [4, с. 3], [17, с. 3]; 16 декабря - вечер, посвящённый 150-летию со дня рождения Л. Бетховена [20, с. 5].

1921 год. Театральные вечера: 5 марта - вечер инсценировок в постановке артиста петроградских театров К.К. Истомина, в программе: «Злоумышленник» А.П. Чехова, «Таинственный гость» А. Аверченко [6, с. 5].

            Наибольшую известность и распространение получили конкурсы, которые стимулировали художественные, литературные и музыкальные силы города. Их содержание и результаты широко освещались в местной прессе. Назовём некоторые, которые позволят отразить их разнообразие, также распределив по годам.

1919 год. Художественные конкурсы: конкурс театрального костюма, первую премию получила Е.А. Афанасьева за костюм «Медуза» [2, с. 3].

Литературные конкурсы: 13 декабря - большой конкурс поэтов, на конкурс поступило 32 произведения, первая премия присуждена поэту Н.Н. Асееву, авторское право, на произведение которого было затем продано на аукционе за 1300 руб. газете «Дальневосточное обозрение», вторая - С.М. Третьякову и В.М. Статьевой, третья - Гольденбергу и В. Рябинину [3, с. 2].

1920 год. Художественные конкурсы: 7 февраля - конкурс живописных композиций [12, с. 2]; скульптурный конкурс к празднованию 1 мая - проект памятника «Борцам за Свободу»; декоративный конкурс к празднованию 1 мая - на проект плаката «Дня 1-го мая» [16, с. 3], на конкурсы проекта памятника и плаката поступило всего по четыре плаката. Жюри решило, что все они не удовлетворяют условиям конкурса и не выражают идеи и поэтому не могут премироваться [16, с. 5], [4, с. 3].

Музыкальные конкурсы: конкурс к празднованию 1 мая - музыка к гимну [16, с. 3], было представлено довольно много произведений, как указывает источник, «оригинальной музыкальной трактовки мотива песни 1-го мая», жюри одобрило два произведения -  П.М. Виноградова и М. Векслера, на музыку было переложено стихотворение С.М. Третьякова [17, с. 3].

Конкурсы декламации: 27 декабря - первую премию получил футурист Д. Бурлюк - за декламацию отрывка из произведения «Облако в штанах» Маяковского и стихотворения И. Северянина «Зизи», вторую - артист Маркузэ Тарасенко за стихотворение Бунина и сочинение «Алёша Попович» А. Толстого, третью - футурист С. Третьяков за декламацию произведения «Стоны звоны» С. Городецкого [11, с. 3]; 27 декабря - малый конкурс декламаций - публикой были предложены стихи: «Башмачки Стирессы» Д. Бурлюка, «Птичка» Пушкина, «Марш футуристов» Маяковского, первый приз дан молодому поэту, второй - поэту-футуристу Н.Н. Асееву [11, с. 3].

            В 1918-1919 гг. открывается новая страница в истории русского футуризма - дальневосточная. Прибывшие во Владивосток Н. Асеев, С. Алымов, В. Пальмов, С. Третьяков, Д. Бурлюк стали на Дальнем Востоке основателями футуристического движения в литературном и изобразительном искусстве. Владивостокские страницы русского футуризма весьма интересны - новое авангардное художественное направление проходило здесь испытания на социально-идейную зрелость в условиях революции. «Левизну» в искусстве футуристы могли сочетать с нейтральными позициями в отношении революции. Не случайно в это время они оказались далеки от эпицентра революционных событий. Как справедливо заметил В.И. Кандыба, расстояние от Владивостока до Москвы символизирует в данном случае идейную дистанцию, разделявшую до 1920 г. этих футуристов и революцию [10, с. 87].

В художественной жизни Владивостока активное участие принимали иностранные военнопленные - чехи, поляки, венгры, австрийцы. Они участвовали в выставках, организованных Литературно-художественным обществом, Д. Бурлюком, а также сами организовывали экспозиции.

 В марте 1920 г. во Владивостоке начала работу первая на Дальнем Востоке студия Пролеткульта (Пролетарские культурно-просветительные организации). Целью деятельности было продвижение и внедрение пролетарски-ориентированной культуры. Владивостокская студия Пролеткульта работала в тесном контакте с Центральным бюро профессиональных союзов. Идеологом и вдохновителем дальневосточного Пролеткульта являлся член партии большевиков А.А. Богданов - один из первых революционных пролетарских поэтов [8, с. 473].  8 марта на заседании исполнительного комитета Пролеткульта принято решение о создании следующих организаций: художественной студии, общеобразовательной и издательской секций [22, с. 5]. 1 мая 1920 г. в газете «Красное знамя» была опубликована обширная программа культурно-просветительной работы. Основная задача: «создать своё пролетарское искусство, свою живопись, музыку, литературу и т.д.» [23, с. 4]. 23 мая на организационном собрании пролетарских художников приняли решение о создании «Пролетарского художественного кружка при Пролеткульте». Был избран временный президиум, в состав которого вошёл Д. Бурлюк [19, с. 2]. Занятия в Художественной студии шли ежедневно с 5 до 7 часов вечера, для рабочих и юношества - занятия бесплатные. Проводились лекции по анатомии, теории и истории искусства [29, с. 3], перспективе и теории теней [25, с. 4]. С 15 августа художественной студией Пролеткульта принимались заявки на изготовление «всех работ в области изобразительных искусств»: портреты, декорации, плакаты и «картины социального строительства», стяги, вывески и прочее [28, с. 3]. В этих условиях Пролеткульт планировал открыть во Владивостоке Народную Академию искусств. Была организована инициативная группа, на заседании которой решили создать фонд академии и для этого устроить грандиозный праздник - день искусства, с привлечением всех артистических, музыкальных и художественных сил [9, с. 2]. К сожалению, эта идея так и не была воплощена в жизнь. 30 мая состоялось собрание писателей и поэтов из рабочих, принявшее решение организовать кружок пролетарских писателей при Пролеткульте.  В состав временного президиума вошли А. Богданов и С. Третьяков [27, с. 4]. С июня 1920 г. открылась театральная студия Пролеткульта. Занятия проходили по следующей программе: выразительное чтение, прохождение ролей, исправление речи, мимика, грим, пластика, грация, танцы. Параллельно с практическими занятиями читались лекции по истории театра, костюма и быта, элементарному курсу психологии [5, с. 3].

Благодаря Пролеткульту в регионе получила развитие практика массовых революционных празднеств. Первое такое мероприятие, посвящённое годовщине Февральской революции и Дню Пролеткульта, состоялось 12 марта 1920 года [10, с. 106].

В 1917-1922 гг. культурная жизнь Дальнего Востока в годы войн и революций испытала серьёзные изменения. Необычайно активизировалась художественная жизнь региона, и во Владивостоке складывается особая художественная среда, прежде всего, благодаря концентрации здесь ведущих творческих сил не только города, но и страны в целом. Появление во Владивостоке многочисленного творческого потенциала и напряжённость общественной жизни, политическая неоднородность, гражданская война и интервенция обусловили особую социокультурную ситуацию и определили культурное развитие Владивостока вплоть до 1922 года. Владивосток становится мощным художественно-культурным центром на Дальнем Востоке, именно благодаря такой высокой концентрации творческих сил и интенсивной художественной деятельности. Художественная культура проявляет себя в разных направлениях - в музыке, литературе, театре, изобразительном искусстве. Важными особенностями этой стороны жизни Владивостока в интересующий период была высокая востребованность художественных событий среди населения города и уникальное многообразие направлений, стилей и жанров, равноправно существующих на сравнительно небольшом географическом пространстве. Выявленные особенности позволяют охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в художественной культуре Владивостока в 1917-1922 гг. как культурный феномен, поскольку подобное положение в этой сфере никогда не повторялось ни в предшествующие, ни в последующие периоды  жизни города.

Рецензенты:

Домраускене Г.Н., д.искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории искусства и культуры Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, директор Морского гуманитарного института Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, г. Владивосток;

Федоровская Н.А., д.искусствоведения, доцент, профессор кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Дальневосточного федерального университета, заведующая кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.