В статье [3] приведены результаты исследования энергопотребления большой группы образовательных учреждений, затраты на энергоносители ежегодно увеличиваются на 15–20%. Основная доля расходов приходится на тепловую и электрическую энергию. Как и в обще образовательных учреждениях, так и во всей группе общественно административных помещениях затраты на электрическое освещение занимает большую долю затрат от общего энергопотребления.
Рассмотрим основные мероприятия по снижению затрат электрической энергии (ЭЭ) на освещение общественно-административных помещений.
Пути повышения энергоэффективности
Для вновь создаваемых и реконструируемых осветительных установок (ОУ) необходимо определится с количественными и качественными параметрами. Завышение, либо занижение параметров ОУ приводит к неблагоприятным последствиям, снижения работоспособности, утомляемость, раздражительность, потеря остроты зрения [7]. Согласно СП52.13330.2011 [6] необходимо обеспечить:
- нормируемые уровни освещенности на рабочей поверхности (для функциональных помещений – от 300 до 500 лк, в зависимости от разряда зрительных работ);
- цилиндрическую освещенность (50-150 лк);
- объединенный показатель дискомфорта UGR (18-24);
- коэффициент пульсации освещенности (10-15%).
Согласно п 7.23 СП 52.13330.2011 [6] в помещениях общественных зданий, как правило, следует применять систему общего освещения. Допускается применять систему комбинированного освещения, где выполняются зрительная работа А-В разряда, при этом освещенность от общего освещения должна составлять не менее 70% от нормируемых значений.
При проектировании электрического освещения необходимо особое внимание уделять:
- выбору эффективных световых приборов (СП), обладающих необходимым светораспределением и нужным конструктивным исполнением;
- применению высокоэффективных источников света (ИС) (люминесцентные лампы (ЛЛ) Т5, светодиодные источники света);
- применению эффективной пускорегулирующей аппаратуры (ПРА);
- повышению оптических характеристик ОУ;
- системам, сокращающим бесполезное использование искусственного освещения.
Кроме того, при реконструкции ОУ необходимо учитывать, что структура ее стоимостных показателей складывается из [10]:
- капитальных затрат на осветительное оборудование – 10-15%;
- затрат на монтаж и обслуживание ОП – 15%;
- стоимости ЭЭ – 70-75%.
Таким образом, очевидно, что внимание необходимо уделять энергетическим и светотехническим параметрам светильников, а не их стоимости.
Расход ЭЭ может быть снижен за счет грамотного выбора осветительных приборов с необходимым светораспределением, конструктивным исполнением, и оптимальной высотой подвеса [2]. На сегодняшний момент для освещения общественных помещений широко применяются светильник с люминесцентными лампами (ЛЛ). При выборе светильников с ЛЛ, и другими источниками света, необходимо особое внимание уделить оптическому КПД, чем он выше, тем лучше.
Оптический КПД светильника в значительной степени зависит отражателя и рассеивателя применяемого в светильнике. В настоящее время для производства рассеивателей для люминесцентных светильников применяют: полиметилметакрилат, поликарбонат и светостабилизированный полистирол. В процессе эксплуатации светильников, у рассеивателей снижается коэффициент пропускания в результате воздействия коротковолнового видимого и ультрофиолетового излучения, присутствующего в спектре ламп и в спектре естественного света. Наименьшее снижение коэффициента пропускания имеет полиметилметакрилат, а наибольшее – полистирол, который за короткое время теряет свою первоначальную прозрачность и желтеет. Для производства отражателей и экранирующих решеток люминесцентных светильников широко применяют анодированный алюминий с коэффициент отражения до 0,95 для марки Miro, и до 0,98 – Miro-Silver производства фирмы Alonod [9].
Таким образом, если для ОУ выбран СП изготовленный из некачественных материалов (как правило, имеет низкую стоимость), то это приводит к преждевременному снижению световых показателей светильника и, соответственно, к снижению уровней освещенностей на рабочих поверхностях ОУ, что впоследствии вызовет необходимость в преждевременной замене ОП.
Как уже было сказано, в настоящее время для освещения общественных помещений, наиболее широко применяются ЛЛ Т8. Световая отдача ламп типа Т8 по данным каталогов Philips и Osram составляют на уровне 93 лм/Вт, а аналогичная ЛЛ производства ГУП РМ "Лисма" имеет 72 лм/Вт.
В тоже время сейчас наиболее эффективными являются люминесцентные лампы нового поколения с диаметром трубки 16 мм (так называемые лампы Т5) для питания которых применяются только электронные высокочастотные ПРА (ЭПРА). Например, аналогом ЛЛ в трубке Т8 мощностью 36 Вт является ЛЛ с диаметром колбы 16 мм (Т5) мощностью 28 Вт. Световые потоки данных ламп при температуре окружающей среды 35°С, что соответствует реальной температуре внутри светильника, соизмеримы. Также стоит отметить преимущества ЛЛ в трубке Т5: срок службы 24000 ч; спад светового потока к концу сроку службы составляет не более 10 %; резко сниженное содержание ртути в этих лампах (с 30 до 3 мг); высокий индекс цветопередачи. Световая отдача люминесцентных ламп Т5 составляет 105 лм/Вт [8].
А наиболее перспективными на сегодняшний момент являются светодиоды, максимально достигнутая световая отдача 303 лм/Вт. Световая отдача серийных образцов на сегодняшний момент составляет 140-150 лм/Вт. Светодиоды постепенно вытесняют другие источники света, но цена являются сдерживающим фактором для еще более массового внедрения.
Пускорегулирующей аппарат это светотехническое изделие, с помощью которого осуществляется питание ИС от электрической сети, обеспечивающее необходимые пусковые и рабочие режимы ИС. При выборе ПРА нужно понимать, что от его качества зависят параметры ИС, в том числе и энергетические.
Для облегчения выбора ПРА для ЛЛ с точки зрения энергоэкономичности Комитет Европейских ассоциаций ОП и ПРА (CELMA) директивой ЕС № 2000/55/EG предложил классифицировать ПРА по индексу энергоэффективности [9]. Индекс энергоэффективности EEI – Energy Efficiency Index – наносится на ПРА производителем (входящим в CELMA). Для потребителя это означает, что существует 7 классов в зависимости от потерь (таблица 1) [1]. Первых 3 - А1 (наиболее эффективный), А2 и А3 это ЭПРА, а остальные 4 - В1, B2, С и D это электромагнитные ПРА (ЭмПРА). По классификации CELMA, светильник с двумя ЛЛ мощностью 36 Вт укомплектованный ЭмПРА класса D, будет потреблять свыше 90 Вт, а аналогичный светильник с ЭПРА EEI=А3 – порядка 76 Вт, что соответствует экономии 15,5% ЭЭ. С ЭПРА А2 – 72 Вт, что на 20 % экономичнее относительно варианта с ЭмПРА.
Таблица 1
Эффективность балластов
Лампа |
Мощность
лампы, |
Эффективность балластов (Plamp/Pinput, %) |
|||||||
ЭмПРА |
ЭПРА |
А1* |
А2 |
А3 |
В1 |
В2 |
С |
D |
|
FD 18-E-G13-26 |
18 |
16 |
- |
<19 |
<21 |
<24 |
<26 |
<28 |
>28 |
FD 36-E-G13-26 |
36 |
32 |
- |
<36 |
<38 |
<41 |
<43 |
<45 |
>45 |
FD 58-E-G13-26 |
58 |
50 |
- |
<55 |
<59 |
<64 |
<67 |
<70 |
>70 |
* диммируемые ЭПРА
Известно, что лозунг "Уходя, гасите свет" не всегда и не везде выполняется. Поэтому, в настоящее время максимальный эффект от энергосберегающих мероприятий при модернизации ОУ можно достичь путем использования автоматизированных систем управления освещением (АСУО).
АСУО позволяют сокращать время работы осветительных приборов и максимально использовать естественный свет, поддерживая постоянные уровни освещенности на рабочей поверхности, снижая тем самым искусственную составляющую света. На рисунке 1 [5] показан потенциал энергосбережения при внедрении АСУО.
Сейчас на рынке систем управления освещением предлагаются совмещенные датчики, которые автоматически включают/выключают освещение в помещении в зависимости от интенсивности естественного света и/или присутствия людей. По разным оценкам, экономия от внедрения датчиков освещенности и присутствия может достичь порядка 50% экономии ЭЭ, в зависимости от ориентации световых проемов и интенсивности использования помещений.
Следует также отметить, что необходимо неукоснительно соблюдать регламент по регулярной чистке стекол световых проемов, и не реже двух раз в год осуществлять чистку СП [6]. Выполнение данного регламента, по данным [9], позволяет экономить до 25 % потребляемой ЭЭ.
Технико-экономическое сравнение различных мероприятий
Для оценки влияния выше изложенных рекомендаций на технико-экономические показатели ОУ было проведено сравнение вариантов ОУ учебной аудитории.
Согласно действующим нормативным документам [10,11] для учебных аудиторий необходимо обеспечить:
- освещенность на рабочей поверхности 400Лк;
- освещенность в середина доски Е=500Лк;
- объединенный показатель дискомфорта UGR не более 21;
- коэффициент пульсации освещенности не более 10%, для кабинетов для работы с компьютерами не более 5%.

Светотехнический расчет произведен в программе DIALux. Основные параметры предложенных проектов приведены в таблице 2. На рисунке 2 показан проект учебной аудитории.
Таблица 2
Технико-экономическое сравнение проектов
Проекты |
Кол-во, шт |
Еср |
Р, Вт |
ΣР, кВт |
Экономия ЭЭ |
1. ЛПО46-2х36-604 с ЭмПРА |
10 |
416 |
88 |
0,88 |
0% |
2. ЛПО46-2х36-614 с ЭПРА |
10 |
488 |
72 |
0,72 |
18% |
3. ЛПО46-2х28-614 |
10 |
435 |
60 |
0,6 |
32% |
4. ЛПО46-2х35-614 |
8 |
451 |
72 |
0,576 |
35% |
5. ДПО12-38-101 |
10 |
477 |
38 |
0,38 |
57% |
Из таблицы
3 следует, что можно добиться 57% экономии ЭЭ относительно первого проекта,
моделирующего подавляющее большинство существующих ОУ со светильниками
ЛПО46 2х36-604 с ЭмПРА.
Для определения периода окупаемости выбранных вариантов ОУ произведем простейший расчет:
Годовые затраты на ЭЭ = ΣР×Т×q (руб),
где ΣР – суммарная потребляемая мощность, кВт;
Т – число часов использования осветительной нагрузки в год, ч;
q – тариф на ЭЭ, руб/кВт·ч, (4,5 рублей).
Согласно ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» продолжительность учебного времени колеблется в пределах 33-45 недель. Допустим, что длительность учебного года составляет 40 пятидневных недель, по 6 часов использования осветительной нагрузки. Суммарное время использования осветительной нагрузки в год для учебных аудиторий в этом случае составляет в среднем 1200 часов.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнение основных стоимостных параметров ОУ
Проекты |
Цена СП, руб |
Кол-во, шт |
Кап. затраты на оборудование, руб |
Годовые затраты на ЭЭ, руб |
1. ЛПО46-2х36-604 с ЭмПРА |
1072 |
10 |
10720 |
4752 |
2. ЛПО46-2х36-614с ЭПРА |
1180 |
10 |
11800 |
3888 |
3. ЛПО46-2х28-614 |
1481 |
10 |
14810 |
3240 |
4. ЛПО46-2х35-614 |
1802 |
8 |
14416 |
3110 |
5. ДПО12-38-101 |
2148 |
10 |
21480 |
2052 |
Рис. 3. Расчетный период окупаемости для различных светильников
Наиболее оптимальным является вариант Проекта 4 со светильниками ЛПО46 2х35 с ЛЛ типа Т5 мощностью 35 Вт. Экономия ЭЭ, в данном случае, составит 35% по сравнению с аналогичными светильниками с лампами мощностью 36 Вт и ЭмПРА. Расчетный период окупаемости, составил чуть более 2-х лет, который определен по рисунку 3 по пересечению прямых, характеризующих полные затраты (капитальные затраты + ежегодные затраты) на ОУ со светильниками ЛПО46-2х36-604 с ЭмПРА (Проект 1) и ЛПО46-2х35-614 (Проект 4). Хотя фактический период окупаемости составит меньший срок, так как не учитывались сокращение эксплуатационных расходов. Хотя в некоторых случаях, наиболее оптимальным может оказаться Проект 5 со светодиодными светильниками, экономия по данному проекту, относительно Проекта 1, составляет 57%.
Заключение
Таким образом, в настоящее время есть возможность внедрения современных светильников с высокоэффективными ИС со световой отдачей выше 100 лм/Вт с периодом окупаемости 2 года.
Кроме того, при внедрении современных, качественных приборов для освещения, мы тем самым косвенно инвестируем в повышение производительности, так как при правильном освещении повышается работоспособность и умственная активность. Также за счет экономии ЭЭ происходит сокращение выбросов СО2 при ее выработке и, тем самым, улучшая экологическая обстановка окружающей среды [4].
Издание научной статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания по проекту № 3153: «Проведение теоретических и экспериментальных исследований по разработке перспективных энергоэффективных светодиодных источников оптического излучения и оценка эффективности осветительных установок на их основе».
Рецензенты:Коваленко О.Ю., д.т.н., профессор кафедры источников света ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», г. Саранск;
Кокинов А.М., д.т.н., профессор, профессор кафедры светотехники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», г. Саранск.