Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS PART BREAKTHROUGH TEHNOLGY TO PROMOTE GUALITI EDUCATION

Cherdantsev V.P. 1 Andrunik A.P. 2 Kotova S.A. 3
1 "Prikamsky social institution"
2 Perm National Research Polytechnic University
3 Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after GV Plekhanov
The future of the country, a particular region or city depends on well-built actions of public authorities and private businesses. On the basis of international and Russian experience of the last decades, it was found that one of the best mechanisms for expanding the resource base and the mobilization of unused resources for economic development and improving the management of state (municipal) property is a public-private partnership. The introduction of general practice of public-private partnerships in education will help increase the effectiveness of spending, improve the infrastructure of the educational environment, increase the competitiveness of educational institutions and, as a consequence, will improve the quality of education.
information society
breakthrough technologies
The quality of education
public-private partnership

          Объединение ресурсов бизнеса и власти в решении приоритетных задач является необходимостью, продиктованной сегодняшним уровнем социально-экономического развития нашей страны. Для обозначения данного взаимодействия активно применяется термин «государственно-частное партнерство» как в экономике, юриспруденции, здравоохранении, образовании и других сферах. Данный термин уже традиционно принят в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Тем не менее, возникает необходимость в понимании сущности государственно-частного партнерства, так как самого определения «государственно-частное партнерство» на уровне федерального законодательства еще не сформулировано.

В России история взаимоотношений бизнеса и власти берет свое начало еще с первой половины 19 века. Так в 1836 году между Правительством Российской империи и Обществом Акционеров для сооружения железной дороги от Санкт - Петербурга до Царского Села был подписан соответствующий концессиональный договор о строительстве. В данном ключе концессия выступает как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимателем. Опыт взаимодействия власти и частного бизнеса в советские годы демонстрируют различные концессионные договора между советским Правительством и зарубежными частными компаниями. В частности, в с 1923 по 1937 года действовал Главный концессионный Комитет при СНК СССР - ведомство, занимавшееся предоставлением концессий иностранным физическим и юридическим лицам для торговой и производственной деятельности [1].

Современное понимание государственно - частного партнерства (ГЧП) сводится к следующему:

- ГЧП есть институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения выступают государственная собственность и услуги [2].

- ГЧП есть альянс государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально-значимых проектов - от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий [3].

- ГЧП есть долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [4].

Сегодня государственно-частное партнерство в Российской Федерации выступает в качестве инструмента для реализации общественно значимых проектов, как в масштабах всей страны, так и отдельных ее территорий. Альянс власти и частного бизнеса находит свое применение в таких областях, как производственная и транспортная инфраструктура, инновационная инфраструктура, финансирование научных исследований, здравоохранение и социальные услуги.

Одним из приоритетных направлений в сфере развития применения государственно-частного партнерства на современном этапе является активное его внедрение в сферу образования, как элемента прорывных технологий для повышения качества образования в стране.

В условиях постиндустриального общества, в котором знания выступают  не только в качестве ценности, но одним из основных ресурсов, образование выступает в качестве важнейшего экономического ресурса, фактором повышения конкурентоспособности, исходным условием формирования инновационной экономики, базирующейся на знаниях и технологиях.

Реалии свидетельствуют, что широкая степень развития предпринимательства привела к возникновению изменений в системе организации российского образования.

В соответствии с Федеральным законом «273 - ФЗ «Об образовании», современная российская система образования состоит из следующих направлений и видов образования:

1. Общее образование, которое включает в себя дошкольное образование и общее образование (начальное, основное и среднее).

2. Профессиональное образование, включающее среднее профессиональное образование, профессиональное обучение и высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации).

3. Дополнительное образование, состоящее из дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.

На каждой из имеющихся ступеней образования не исключается возможность применения механизмов государственно-частного партнерства. В частности, на ступени высшего образования - возможность экономической поддержки вузов, участии бизнеса в образовательном процессе, более активное внедрение различных форм научно-исследовательской деятельности, образование бизнес инкубаторов; в среднем и дошкольном образовании - строительство инфраструктуры образовательного процесса и ее обслуживание.

Иными словами, механизм государственно-частного партнерства выступает в качестве образовательного союза между государством, бизнесом и общественным сектором в целях реализации социально-ориентированных проектов и оказания качественно иных образовательных услуг.

Мотивация создания альянса между государственным сектором и частным бизнесом в сфере образования обеспечивается следующими направлениями государственно инновационной политики:

- создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий;

- вовлечение в экономический оборот и процесс коммерциализации результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального или муниципального бюджетов, наращивание и развитие инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство в сфере образования в Росси, имеет сегодня следующие перспективные направления:

1. Создание, а также реконструкция объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), находящихся в государственной собственности и осуществление конкретного вида образовательной деятельности с использованием данного имущества в течение срока, предусмотренного договором.

2. Непосредственное оказание образовательных услуг.

В целях повышения качества образовательной услуги и в соответствии с государственным заданием частный бизнес принимает на себя полномочия "директора" образовательного учреждения. В соответствии с принципами управления под конкретную цель - повышение качества образовательной услуги - частный бизнес:

1. Выстраивает логистику управления образовательным учреждением.

2. На основе договоров между субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией Государство обеспечивает полное финансирование государственного заказа, т.е. оплата производится под стратегию развития образовательного учреждения через управляющую компанию, которая отслеживает полноту и своевременность финансирования.

Также наличие управляющей компании и единого задания от государства реализует принцип - деньги за учеником или студентом, снимая, таким образом, имеющиеся проблемы взаимоотношения субъекта РФ и муниципалитета.

3. Частный бизнес отвечает за эффективное использование имущественных комплексов образовательных учреждений и имеющегося оборудования, определяет формы их максимально возможного использования под нужды образовательного учреждения, производит модернизацию, ремонты и иное совершенствование, применяет различные формы эффективного использования имеющихся мощностей.

4. Частный бизнес обеспечивает образовательное учреждение квалифицированными кадрами, включая их переподготовку в вузах, корпоративную переподготовку, привлечение известных специалистов по контракту, поддерживает непосредственную практическую связь с работодателями. Таким образом, профессора вузов и студенты будут иметь практические навыки. Формируются научно-образовательные - практические комплексы.

5. Частный бизнес в целях эффективного управления, высокого качества образования применяет современные технологии, использует различные финансовые и интеллектуальные ресурсы, создает научные школы.

Таким образом, следует отметить, что спецификой государственно-частного партнерства в сфере образования является необходимость осуществлять одним концессионером двух видов деятельности:

- деятельность по строительству / реконструкции объекта образования

- деятельность по оказанию образовательных услуг [6].

Особенностью государственно-частного партнерства в сфере образования будет являться то, что данное соглашение носит и социальный характер, а, следовательно, в ходе реализации данного проекта должен быть представлен законодательный минимум социальных услуг потребителю: обеспечение доступности бесплатного общего среднего образования.

Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере образования решает следующие задачи:

- за счет привлечения внебюджетных средств расширяется имущественная и финансовая база образования;

- стимулирует рост конкурентоспособности образовательного учреждения за счет возможности сближения фундаментальных и прикладных исследований;

- создает инновационную инфраструктуру образовательного процесса.

Решение выше изложенных задач в значительной мере будет являться существенным прорывом в повышении качества образования в стране.

Следовательно, государственно-частное партнерство в сфере образования помогает повысить эффективность расходования средств, дает возможность государству воспользоваться специальными навыками, которыми могут не обладать государственные служащие, позволяет государству удовлетворять новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в процесс обучения.

Рецензенты:

Дубровский А.В., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пермь;

Загоруйко И.Ю., д.э.н., к.ю.н., профессор кафедры менеджмента и права Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,          г. Пермь.