По данным различных исследований, студенты ВУЗов отмечают значительно худшее качество сна по сравнению с общей популяцией людей аналогичного возраста [6]. При этом студенты-медики занимают особое положение, так как учебная нагрузка в медицинском ВУЗе в среднем в 2 раза выше, чем у студентов технического вуза [5]. Эффект депривации сна на студентов является хорошо известной проблемой. Студенты сталкиваются с новыми опытом проживания в общежитии, новым режимом сна и бодрствования, свободой от опеки родителей, появлением новых привычек в ночное время суток, включая не только подготовку к учебным занятиям, но и посещение внеаудиторных студенческих мероприятий и ночных клубов, подработку в ночную смену - все это может привести к существенному сокращению или лишению (депривации) сна и его разрушительному воздействию на организм студентов и снижению успешности обучаемости в университете, ряду серьезных соматических заболеваний, в том числе гипертонической болезни [1, 7].
Плохое качество сна и дневная сонливость ассоциируются с кардиоваскулярными заболеваниями, дорожно-транспортными происшествиями, низкой академической успеваемостью и психологическим стрессом. Причем для студентов-медиков характерен не эпизодический, а хронический или персистирующий стресс, нарастающий к концу периода обучения, в том числе с развитием тревожно-депрессивных расстройств и вторичной (психогенной) инсомнией [10]. К сожалению, не во всех университетах является знаком чести и качества организации здоровье-сберегающих технологий сведения о том, каковы условия для ночного сна и характеристика ночного сна у студентов. Недосыпающие студенты университетов часто полагаются на прием тонизирующих напитков типа «Флеш», «Red Bull» и др., а также кофе или, того хуже, таблеток и стимуляторов. Эти попытки быстрой коррекции утренней и дневной сонливости не исправляют причины и последствия неудовлетворительного ночного сна, а также могут привести к ухудшению состояния здоровья студентов. Понимание того, почему и какие нарушения сна как маркера психофизиологического и соматического здоровья встречаются у студентов университетов различных профилей обучения, а затем принятие соответствующих управленческих и организационных мер по исправлению и/или профилактике этих проблем, поможет добиться успеха в долгосрочной перспективе здоровье-сберегающих технологий.
Цель исследования - изучение особенностей нарушений сна у студентов младших и старших курсов медицинского университета.
Материалы и методы
Работа выполнена на базе кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии института последипломного образования, кафедры поликлинической терапии с курсом семейной медицины последипломного образования и Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга (НЦ УК) ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (Красноярск) в рамках комплексных исследований по теме № 210-16 «Эпидемиологические, генетические и нейрофизиологические аспекты заболеваний нервной системы (центральной, периферической и вегетативной) и превентивная медицина» (номер госрегистрации 0120.0807480) и совместного научного проекта в рамках работы НОЦ «Морфология и физиология здорового человека». Проведение исследования одобрено на заседании локального этического комитета КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Протокол № 6 от 28.01.2015). В течение первого семестра было проведено анкетирование студентов первого, четвертого и шестого курсов КрасГМУ им. проф. Войно-Ясенецкого (Красноярск) по протоколу обследования больных с нарушениями сна. Протокол состоял из вопросов об имеющихся в настоящее время и случавшихся ранее нарушениях сна, их продолжительности и частоте, общей субъективной характеристики сна, Эпвортскую шкалу дневной сонливости (Epworth Sleepiness Scale) [6]. Принятие участия в исследовании было добровольным, анонимным. Студенты не получали оплаты за участие в настоящем исследовании.
Статистическая обработка базы данных проводилась согласно требованиям, предъявляемым к статистическому анализу биомедицинских данных, и осуществлялась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA v. 10.0 [StatSoft, USA], SPSS 22.0.
Результаты и обсуждение
Всего проанкетировано 276 человек в возрасте от 17 лет до 35 лет. Медиана возраста 20 [18:21] лет, в том числе 88/276 (31,9 %) юношей, в возрасте от 17 лет до 26 лет, медиана возраста 19 [18:21] лет, и 188/276 (68,1 %) девушек, медиана возраста 20 [18:21]. Студентов 1-ого курса 126/276 (45,6 %) человек, в возрасте от 17 лет до 31 лет, медиана возраста 18 [18:18] лет, в том числе 49/126 (38,9 %) юношей в возрасте от 17 до 21 года, медиана возраста 18 [18 : 18] лет, 77/126 (61,1 %) девушек в возрасте от 17 до 31 года, медиана возраста 18 [18:18] лет. Студентов 4-ого курса 119/276 (43,1 %) человек, в возрасте от 18 лет до 35 лет, медиана возраста 21 [20:21] год, в том числе 29/119 (24,4 %) юношей в возрасте от 19 до 26 лет, медиана возраста 21 [20:21] лет, 90/119 (75,6 %) девушек в возрасте от 18 до 35 лет, медиана возраста 21 [20:21] год. Студентов 6-ого курса 31/276 (11,2 %) человек, в возрасте от 22 лет до 27 лет, медиана возраста 22,5 [22:24] лет, в том числе 10/31 (32,3 %) мужчин в возрасте от 22 до 24 лет, медиана возраста 22 [22:23] лет, 21/31 (67,7 %) женщин в возрасте от 22 до 27 лет, медиана возраста 23 [22:24] года. Результаты анкетирования представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Характеристика ночного сна у студентов КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
|
Общая выборка N=276 |
1 курс N=126 |
4 курс N=119 |
6 курс N=31 |
Не удовлетворены качеством ночного сна, абс, % |
171 (61,9±2,9%) |
79 (62,7±4,3%) |
77 (64,7±4,3%) |
14 (45,1±8,9%) |
Среднее время отхода ко сну в будни |
23 ч. 48 мин. |
0 ч. 24 мин. |
23 ч. 36 мин. |
23 ч. 43 мин. |
Среднее время отхода ко сну в выходные |
0 ч. 39 мин. |
0 ч. 27 мин. |
0 ч. 48 мин. |
0 ч. 43 мин. |
Среднее время пробуждения в будни |
6 ч. 29 мин. |
6 ч. 41 мин. |
6 ч. 28 мин. |
6 ч. 21 мин. |
Среднее время пробуждения в выходные |
10 ч. 27 мин. |
10 ч. 30 мин. |
10 ч. 27 мин. |
10 ч. 27 мин. |
Среднее время засыпания. |
19,7 мин. |
19,4 мин. |
22,2 мин. |
17,7 мин. |
Средняя длительность ночного сна в будни |
6 ч. 41 мин. |
6 ч. 17 мин. |
6 ч. 52 мин. |
6 ч. 38 мин. |
Средняя длительность ночного сна в выходные |
9 ч. 48 мин. |
10 ч. 3 мин. |
9 ч. 39 мин. |
9 ч. 44 мин. |
Имеют сон в дневные часы |
214 (77,5±2,5%)
|
91 (72,2±3,9%)
|
97 (81,5±3,5%)
|
27 (87,1±6%)
|
Заложенность носа |
56 (20,3±2,4%)
|
0 |
43 (36,1±4,4%)
|
2 (6,4±4,4%)
|
Храп |
20 (7,2±1,6%) |
0 |
9 (7,6±2,4%) |
7 (22,6±7,5%) |
Таблица 2
Оценка дневной сонливости вследствие нарушения ночного сна у студентов КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Балл по шкале сонливости Эпворта: |
Общая выборка N=276 |
1 курс N=126 |
4 курс N=119 |
6 курс N=31 |
0-10 баллов
|
196 (71±2,7%) |
99 (78,6±3,6%) |
83 (69,7±4,2%) |
17 (54,8±8,9%) |
11-15 баллов
|
61 (22,1±2,5%) |
20 (15,9±3,2%) |
28 (23,5±3,9%) |
9 (29±8,1%) |
16-24 балла |
19 (6,9±1,5%) |
7 (5,7±2%) |
8 (6,7±2,3%) |
5 (16,1±6,6%) |
В целом, не удовлетворены качеством ночного сна более половины студентов (61,9 %), причем больше студентов первого и четвертого курсов (62,7 % и 64,7 % соответственно), с некоторым уменьшением на шестом курсе (45,1 %). Среднее время отхода ко сну в рабочие дни составило более 23,5 часов на всех опрошенных курсах, причем у студентов первого курса отмечалось более позднее время отхода ко сну почти на 60 минут, по сравнению со студентами старших курсов, что мы связываем с большей учебной нагрузкой и большими затратами времени на выполнение домашних заданий. Показатели распространенности нарушений сна у студентов-медиков, полученные в нашем исследовании, сопоставимы с данными российских [2] и зарубежных исследований в этой области [9], но превосходят данные некоторых других исследований [6].
Во всех группах отмечено сокращение времени ночного сна в рабочие дни, среднее время сна составила 6 часов 41 минуту, более выраженное у студентов первого курса, и увеличение времени сна в выходные дни - среднее время сна в выходные 10 ч. 27 минут. Время отхода ко сну и пробуждения значительно отличались в рабочие и выходные дни, причем задержка засыпания и пробуждения в рабочие и выходные дни составила 51 минуту и 3 часа 58 минут соответственно. Эти показатели несколько выше, полученных при анкетировании Ливанских студентов (1,51 и 2,43 часа соответственно) [8]. Это указывает на несоблюдение основ гигиены сна студентами всех исследуемых курсов, более выраженное у студентов первого курса. Более чем две трети студентов имеют сон в дневные часы, с некоторым увеличением числа студентов, спящих днем на старших курсах, что может быть объяснено большим количеством свободного времени. Продолжительность ночного сна 8 часов и более в рабочие дни имели лишь 12/126 (9,5%) студентов 1 курса, 6/119 (5%) четвертого курса и 4/31 (12,9%) студентов 6 курса, что ниже результатов крупного исследования с участием 1125 студентов, опубликованного в Журнале здоровья подростков (Journal of Adolescent Health), свидетельствующее о том, что только 29,4 % американских студентов спят не менее 8 часов в сутки - среднее требование для молодых взрослых [11].
Также нами была проведена субъективная оценка нарушений дыхания во время ночного сна. В целом, около четверти студентов отмечают заложенность носа во время ночного сна, а до четверти студентов шестого курса и храп во время сна. По данным нашего исследования распространенность храпа у студентов шестого курса выше, чем у студентов первого курса Воронежской медицинской академии (22,6 % против 7,1 %), что может свидетельствовать об увеличении риска синдрома обструктивного апноэ сна у студентов старших курсов [6].
При оценке выраженности дневной сонливости нами отмечено, что около четверти студентов имели избыточную дневную сонливость, а до 10 % выраженную, причем студенты шестого курса в 16 % имели выраженную дневную сонливость. В нашем исследовании средний балл по шкале субъективной оценки дневной сонливости Эпворта оказался выше аналогичных показателей у студентов гуманитарного ВУЗа (9,25 против 6,65 соответственно) [7]. Учитывая наличие храпа и выраженности дневной сонливости у студентов шестого курса, требуется проведение дополнительного исследования с целью уточнения частоты встречаемости промежуточных фенотипов: «синдром обструктивного апноэ сна и избыточная масса тела», «синдром обструктивного апноэ сна и челюстно-лицевая дисморфия».
Выводы
Таким образом, нарушение ночного сна у студентов начальных, средних и старших курсов медицинского университета составляет в целом 61,9 %, с большей представленностью у студентов первого и четвертого курсов. Отмечается сокращение времени ночного сна в будние дни у студентов всех обследованных курсов, с большей выраженностью на первом курсе, что, вероятно, обусловлено высокой нагрузкой на внеаудиторную самостоятельную работу студентов, а также нерациональным распределением свободного времени студентами младшего курса. Среди всех студентов отмечалось несоблюдение времени засыпания и пробуждения в рабочие и выходные дни. Все это требует введения занятий по тайм-менеджменту и гигиене сна у студентов начальных курсов, поскольку постоянное недосыпание отражается на усвоении студентами вузовской программы и ведет к снижению качества подготовки будущего специалиста. Врачи, консультанты и организаторы здравоохранения должны быть осведомлены о наличии и выраженности нарушений сна у наблюдаемых (консультируемых) студентов и активно помогать студентам понять важность сна для сохранения не только высоких показателей успеваемости, но и сохранения физического и нейропсихофизиологического здоровья, поскольку эффекты лишения сна на их общее благополучие могут включать: пропущенные занятия, низкую производительность во время аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, дефицит внимания (сложность сосредоточиться), галлюцинации, снижение метаболизма глюкозы в крови, колебания артериального давления и / или нарушение чувствительности к инсулину; увеличение веса (лишение сна может привести к тяге к нездоровой пище и негативно влиять на метаболизм, выбору больших порций пищи из-за высокого уровня в крови грелина, гормона, стимулирующего голод); проблемы психического здоровья, включая нарушения краткосрочной и рабочей памяти, тревожность и депрессию.
Рецензенты:Матюшин Г.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой кардиологии и функциональной диагностики ИПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск;
Можейко Е.Ю., д.м.н., доцент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, г. Красноярск.