Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IMPACT OF GOVERNMENT REGULATION OF PRODUCT QUALITY ON THE PERFORMANCE OF BUSINESSES

Khatsenko A.N. 1
1 The Kamyshin Tecnological Institute (branch) of the Volgograd State Technical University Kamyshin
The quality and safety of goods (works, services), traded on the Russian market, is largely dependent on the effectiveness of government measures of responsibility for violation of requirements for the quality and safety of goods, works and services provided by the legislation of the Russian Federation. The lack of mandatory requirements of production (technical regulations), corresponding to world standards, not only impedes the development of domestic industry, but is also a hindrance to their success in the international market. Currently, the national system of technical regulation is in line with international practice.In this article the author identified the main positive and negative factors of influence of state regulation on the activities of the enterprises; The principles of national policy in the field of quality of products and services: the awareness of the role of quality in solving economic, social and other problems as a national idea; mastering the methods of quality management managers and professionals at all levels, based on the fact that quality management is a special branch of knowledge; creating common legal, economic, social, organizational and technical conditions that ensure companies and organizations to meet the challenges in the field of quality.
globalization
efficiency
standardization
quality
Из общей "сверхзадачи" повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства промышленно развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг.

Одновременно с требованием по созданию высокого единого уровня качества продукции и услуг необходимо достичь еще двух целей: улучшение конкурентоспособности в промышленности, особенно с точки зрения требований международного рынка и создания базы доверия во всей Европе в отношениях "изготовитель - потребитель".

Стандартизация как способ государственного управления качеством жизни идет параллельно с глобализацией. Она стремительно углубляется, происходит переход от стандартов на продукты к стандартам на детали и инфраструктуры. Современный этап глобализации состоит в установлении стандартов качества жизни, здоровья, экологии. Успешность и конкурентоспособность стран зависит от скорости внедрения этих стандартов и занятия лидирующих позиций на различных рынках [5].

На глобальном поле Россия может проводить такие заимствования, которые не противоречат ее культурно-историческим основаниям, но следующим шагом должна стать выработка собственных стандартов уровня и качества жизни.

Сегодня технические регламенты обеспечивают только необходимый уровень безопасности. Стандарты сосредотачиваются только на конкурентоспособности. Степень положительного воздействия стандарта на рынок зависит от качества самой разработки. В этом смысле любой вид стандарта - национальный или корпоративный может оказывать влияние на внедрение инноваций. Самое главное, чтобы он учитывал перспективное направление эволюции отрасли или решал проблемы более широкого использования данного товара.

Оценка соответствия создается таким образом, чтобы, с одной стороны, быть максимально эффективной как проверка выполнения обязательных требований и минимально затратной для государства. А с другой стороны, экономически возможной для производителя, понятной и прозрачной, не являющейся административным барьером для деятельности предприятий.

Перед сферой технического регулирования сегодня стоят неотложные задачи:

- снижения административного давления на производителя и устранение избыточного ведомственного регулирования;

- снижение барьеров в торговле;

- создание эффективной защиты потребительского рынка от опасной продукции;

- повышение конкурентоспособности российской продукции [4].

Для решения этих задач и был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил два закона «О стандартизации» и «О сертификации» и определил новые основы регулирования через технические регламенты и стандарты.

Поскольку содержание технического регламента прямо влияет на конкурентоспособность, необходимо проработать все действующие ГОСТы, ОСТы и обновить их, гармонизировать с международными, выявить и отсеять совсем устаревшие. То есть сформировать понятную и прозрачную систему обязательных современных норм. При этом обязательными становятся только те ключевые требования, по которым фиксируется планка безопасности.

Основные проблемы сегодняшней стандартизации состоят в том, что:

- темпы обновления и актуализации фонда стандартов за последние 10-15 лет значительно снизились;

- снизилась активность технических комитетов по стандартизации в связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями;

- интерес и активность бизнес - сообщества к национальной и международной стандартизации после придания стандартам добровольного статуса снижены [5].

Политика государства в области качества должна стать частью его экономической политики и быть направленной на создание условий, благоприятных для обеспечения производителями конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, в которой должны участвовать фактически все федеральные органы управления. Эта деятельность должна быть конкретизирована в Программе в виде мер государственного регулирования качества, а также приведена в соответствие с действующим законодательством.

Успешное развитие страны должно осуществляться с решением всего комплекса проблем, связанных с реализацией политики качества, и особенно в структуре государственного управления. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг - система официальных взглядов на:

- роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

- цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;

- основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:

- закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;

- восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;

- ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;

- расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках;

- расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка [3].

Необходима гармонизация системы технического регулирования в России с международной практикой, нормами и правилами ВТО. Следует разделить организационно и по категориям документов нормирование обязательных требований к продукции и услугам, направленных на обеспечение безопасности (через технические регламенты), и нормирование требований, которые предприятия вправе применять на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг (через добровольные стандарты) [6].

В  переходный период, т.е. со дня введения в действие Федерального закона до дня принятия соответствующего технического регламента предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность является  реальным средством защиты российского рынка от выпуска в обращение недоброкачественных, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей товаров (работ, услуг) как в настоящий, так и в переходный период после введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании". Федеральным законом "О техническом регулировании" предусмотрены переходные положения, которые относятся к обязательному подтверждению соответствия, то есть обязательной сертификации и принятию декларации о соответствии.

Для проведения анализа влияния государственного управления на качество и конкурентоспособность продукции автором было проведено обследование состояния деятельности  Правительства Саратовской области по исполнению законодательства, направленного на развитие производительных  сил  реального  сектора  экономики.

На долю промышленности приходится 21,5% стоимости всех основных фондов области. Стоимость основных фондов промышленных предприятий на конец 2010 года составила 110 млрд.руб., увеличившись за 3 последних года в сопоставимых ценах на 11%.

Доля промышленно-производственных основных фондов в общей стоимости основных фондов промышленности составила более 98%.

За последние годы в отраслевой структуре промышленного производства отчетливо проявляется тенденция роста доли машиностроения и металлообработки и пищевой промышленности, отраслей, ориентированных в основном на внутренний рынок и сохранивших свою конкурентоспособность. Анализ структуры собственности, проведенный в целом по предприятиям, свидетельствует, что около 50-55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам этих предприятий (в основном высшему управленческому составу), около 30-35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, около 10-20% закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности, на долю иностранных инвесторов приходится около 5%.

За последние годы отчетливо прослеживается тенденция снижения предприятий с государственной формой собственности.

Проведенный анализ наглядно показывает достаточно высокий уровень влияния государственных органов власти на обеспечение качества и развитие конкурентоспособности промышленных предприятий и выявляет приоритетность задачи формирования системы менеджмента качества промышленного предприятия учитывающей интересы государственных органов, а так же совершенствование механизма оценки их результативности.

Формирование системы менеджмента качества, как правило, обычно начинается с описания существующей деятельности предприятия в формате стандартной организационно-функциональной модели. В результате построения бизнес-модели предприятия можно создать документацию СМК, позволяющую выполнять установленную деятельность.

Разработка корпоративных стандартов обычно позволяет сократить время, затрачиваемое менеджментом на приведение данных о деятельности каждой из подконтрольных компаний к единому знаменателю - некоему консолидированному представлению о состоянии дел по холдингу в целом.

МС ИСО 9001 требует не системы документов, а документированности СМК. Следует иметь в виду, что документация СМК - часть информационной системы организации и, согласно МС ИСО 9000 (п. 2.7.1), разработка документации системы - не самоцель, она должна добавлять ценность организации, т.е. повышать результативность и эффективность деятельности в системе.

С учетом этих требований целесообразно использовать метод документирования процессов с максимальным использованием графических форм, например, карты процесса, содержащей его основные характеристики, или алгоритма процесса, описывающего его течение с сугубо управленческих позиций. Построенная таким образом документированная система менеджмента качества отвечает принципам государственной политики в области качества

Оценка результативности, в совокупности с оценкой соответствия СМК установленным требованиям должны позволить решить вопрос о возможности выдачи организации сертификата соответствия. Для того чтобы синтезировать такую оценку результативности СМК организации необходимо:

- четко определить требования стандарта соответствия и СМК в области результативности;

- определить требования стандарта соответствия к необходимости планирования в СМК результатов и деятельности;

- определить классификацию несоответствий в зависимости от значимости требований стандарта соответствия и СМК в области результативности.

Такой подход позволяет органически объединить анализ результативности с анализом соответствия СМК установленным требованиям, в процессе принятия решения о сертификации СМК.

Так как невыполнение запланированных в СМК организации результатов, как и невыполнение планируемой деятельности, являются несоответствиями требованиям СМК, то оценку результативности СМК организации в процессе сертификации целесообразно представить в виде зависимости от несоответствий СМК в области результативности (в области реализации запланированных в СМК результатов и деятельности).

Принятие решения о выполнении в СМК требований в области результативности в процессе сертификации, как и классификация несоответствий в области результативности по степени их значимости проводятся по общей методике принятия решения о выполнении в СМК установленных требований.

Рецензенты:

Долгий В.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом Саратовского социально-экономического института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов;

Гугелев А.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента Саратовского социально-экономического института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов.