Обучение иностранных студентов в российских вузах –это один из важнейших показателей степени интеграции страны в мировое образовательное пространство. Самыми первыми университетами, которые в конце XIX века приняли на учебу студентов из Болгарии, Албании, Сербии и других государств были Петербургский, Московский, Новороссийский. Студентам также назначалась государственная стипендия, и они освобождались от платы за учебу. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело [1].
После революции 1917года, в 1921 году было создано профильное учебное заведение подобного направления - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), специально для студентов – выходцев из Азии. В 1923 году университет получил имя И. В. Сталина. В различное время в нем обучались представители 73-х национальностей. Учащиеся делились на две большие группы:
- студенты из СССР, из которых готовили партийных и советских работников для национальных номенклатур советских республик.
- иностранные студенты, которых готовили к борьбе за установление коммунистического режима в своих странах, к организации восстаний и революций. Но этот университет просуществовал недолго, в 1938 году решением правительства КУТВ был закрыт.
После Второй мировой войны в СССР снова стали приезжать на учебу иностранные студенты - представители стран Восточной Европы и Азии, а также Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 году, в Москве открывается Университет дружбы народов, названный позднее в честь Патриса Лумумбы, первого премьер-министра независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. За 40 лет (с 1950 по 1990 гг.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более, чем в 20 раз, достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тысяч человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов и позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских высших учебных заведений по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990-м году, по данным ЮНЕСКО, обучалось 407,5 тысяч иностранных студентов, во Франции - 136 тысяч) [1].
Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему подготовки иностранных специалистов. В настоящее время перед российскими вузами опять встала задача занять достойное место на международном рынке образовательных услуг.
Как было заявлено в “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно стать одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений, с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования» [2].
Стремление к достижению вышеуказанных показателей одновременно повысит международную конкурентоспособность российского образования, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.
Можно, конечно, с уверенностью говорить о том, что основная доля иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, приходится на высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, но, вместе с тем, и региональные учебные заведения высшего профессионального образования вносят свой вклад в общую картину интеграции Российской федерации в мировое образовательное пространство.
Например, по данным на 2011-2012 академический год в вузах Нижнего Новгорода обучалось, в общей сложности, 1635 иностранных студентов. (см. Таблицу 1.)
Таблица 1
Распределение иностранных граждан по программам очного обучения / формам подготовки в Нижнем Новгороде в 2011-2012 академическом году [3]
Наименование вуза |
Общее число обучающихся иностранных граждан |
Подготовительное отделение |
Бакалавры |
Дипломированные специалисты |
Магистранты |
Стажеры |
Интерны |
Ординаторы |
Аспиранты |
Докторанты |
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет |
179 |
49 |
75 |
48 |
6 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Нижегородский государственный инженерно- экономический институт |
30 |
0 |
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова |
44 |
0 |
3 |
41 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородский государственный педагогический университет |
125 |
34 |
32 |
54 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева |
110 |
10 |
34 |
34 |
8 |
18 |
0 |
0 |
6 |
0 |
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского |
399 |
77 |
104 |
141 |
31 |
40 |
0 |
0 |
6 |
0 |
Нижегородская государственная медицинская академия |
628 |
18 |
0 |
552 |
0 |
0 |
1 |
36 |
1 |
0 |
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия |
4 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
|
112 |
21 |
15 |
31 |
35 |
2 |
0 |
0 |
8 |
0 |
Нижегородская правовая академия (институт) |
4 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что по количеству иностранных студентов лидирует Нижегородская государственная медицинская академия, второе место у Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, на третьей позиции - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (далее – ННГАСУ).
Обучение иностранных граждан в ННГАСУ началось в 1992 году, когда в университете был организован Центр предвузовской подготовки (далее - ЦППОИГ).
На протяжении более 22-х лет ЦППОИГ обеспечивает подготовку иностранных граждан к сдаче вступительных экзаменов и обучению по реализуемым в ННГАСУ образовательным программам.
В мае 1998 г. при ЦППОИГ был создан центр тестирования по программе обучения русскому языку как иностранному, работающий под руководством Головного центра тестирования при Министерстве образования РФ.В 2002/2003 учебном году приказом Министерства образования Российской Федерации №481 от 18.02.2003 года Центр предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан при ННГАСУ включен в перечень образовательных учреждений российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан для вузов России [4].
Набор иностранных граждан в ЦППОИГ осуществляется при посредничестве Российских дипломатических представительств в зарубежных странах, а также путем заключения индивидуальных контрактов. Продолжительность обучения в ЦППОИГ один год. Центр может обеспечивать предвузовскую подготовку 100 слушателей ежегодно. Предвузовская подготовка осуществляется двумя кафедрами: русского языка как иностранного и кафедрой общенаучных дисциплин.
Подготовка в Центре ведется по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Информационные системы и технологии», «Дизайн» [5].
На графике показано количество иностранных студентов, обучающихся в ННГАСУ с 1992 по 2013 годы. В 1992 г. на Подготовительное отделение ЦППОИГ было принято четыре гражданина Турции.
В 1993/1994 учебном году количество студентов из Турции возросло до 20 плюс 1 человек из Танзании, 2 – из Непала, 13- из Марокко (всего 36человек). В 1994/1995 на Подготовительное отделение ННГАСУ было зачислено 30 человек, 21 обучались на первом, втором и шестом курсах (всего 51). В 1995/1996 учебном году на Подготовительном отделении обучалось 5 иностранных граждан, всего 32 человека.
В 1996/1997 набор абитуриентов проводился в неблагоприятных экономических и политических условиях, в результате на подготовительном отделении обучались 2 человека из Судана и Сирии. Общее количество студентов составляло 32 человека.
В начале 1997/1998 учебного года в ННГАСУ обучались 56 иностранных граждан, из них 28 на подготовительном отделении. По данным на начало 1998/1999 года в ННГАСУ обучалось 78 человек. Из них -58 на подготовительном отделении.
На начало 1999/2000 учебного года в ННГАСУ обучалось 58 человек. Из них на подготовительном отделении обучались 36 студентов из Марокко.
На начало 2000/2001 учебного года в ННГАСУ обучалось 32 студента, из них 18 на подготовительном отделении. На начало 2001/2002 учебного года в ННГАСУ обучалось 24 человека, из них 9 на подготовительном отделении.
В 2002/2003 учебном году при посредничестве компании «Российско-арабский центр образовательных услуг» было подготовлено 52 гражданина Сирии, направленных на учебу Министерством образования Сирии. Кроме граждан Сирии на подготовительном отделении обучались 10 граждан Китая, 2 гражданина Вьетнама, 2 гражданина Марокко, 2 гражданина Шри- Ланки, 1 гражданин Ирана, 1 гражданин Пакистана.
Подготовка в Центре велась по медико-биологическому, гуманитарному, естественнонаучному и техническому профилям подготовки. Всего в 2002/2003 учебном году в ННГАСУ обучалось 87 иностранных студентов, из них 71 на подготовительном отделении.
В 2003/2004 учебном году при посредничестве компании «Российско-арабский центр образовательных услуг» было подготовлено 13 граждан Сирии, направленных на учебу Министерством образования Сирии. Также этой компанией были направлены: 15 граждан Марокко, 7 граждан Китая, 1 гражданин Уганды, 2 гражданина Малави, 1 гражданин Вьетнама, 1 гражданин Туниса. В этом же учебном году, на трехмесячных курсах русского языка обучались 2 гражданина Франции и 1 гражданин Швеции. На начало 2003/2004 учебного года в ННГАСУ обучались 101 человек. Из них 74 на подготовительном отделении.
На начало 2004/2005 учебного года в ННГАСУ обучались 122 человека, из них 73 на подготовительном отделении.
На начало 2005/2006 учебного года в ННГАСУ обучались 158 иностранных граждан, из них - 95 на подготовительном отделении.
На начало 2006/2007 учебного года в ННГАСУ обучались 121 человек, из них 47 на подготовительном отделении.
В течение 2007/2008 учебного года в ННГАСУ обучались 109 иностранных граждан, из них 37 на подготовительном отделении.
В течение 2008/2009 учебного года в ННГАСУ обучалось 159 иностранных граждан, из них 78 на подготовительном отделении. Подготовка в Центре велась по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм».
В течение 2009/2010 учебного года в ННГАСУ обучалось 184 иностранных граждан, из них 73 на подготовительном отделении.
В течение 2010/2011 учебного года в ННГАСУ обучалось 172 иностранных граждан из 38 стран, из них 51 на подготовительном отделении. Подготовка в Центре велась по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм», «Теплоэнергетика».
В течение 2011/2012 учебного года в ННГАСУ обучалось 178 иностранных граждан из 38 стран, из них 49 на подготовительном отделении.
На июль 2013 года в ННГАСУ обучались 158 граждан из 34 стран; 47 слушателей подготовительного факультета (подфака), 100 студентов, 7 магистрантов, 4 аспиранта. Всего за период с 1992 года по 2013 год в Центре прошли предвузовскую подготовку 905 человек [6].
Диаграмма показывает, что 47% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в ННГАСУ, составляют граждане стран Северной Африки. 32% составляют граждане стран СНГ, 18% - студенты из стран Азии, и 3% - граждане стран Европы.
Можно сделать вывод, что российское образование, в частности, обучение на профильных специальностях ННГАСУ, ценится за рубежом и иностранные выпускники ННГАСУ вполне конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке образования и труда.
В целях содействия процессу модернизации российского образования многие российские вузы, в том числе – и нижегородские высшие учебные заведения, как было показано в данной статье, на примере анализа отчетов ЦППОИГ Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета принимают активное участие в развитии международного сотрудничества.
Таким образом, на основе приведенных выше статистических данных, охватывающих значительный временной период, можно заявить, что в условиях нарастающей академической мобильности, сотрудничество с зарубежными партнерами в сфере образования становится неотъемлемой частью российской образовательной системы, не только на столичном, но и на региональном уровнях.
И, снова, после длительного перерыва, можно говорить о том, что Российская Федерация обладает весомым образовательным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом сообществе.
Рецензенты:
Шамрей Л.В., д.п.н, профессор, заведующая кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород;
Шестакова Л.А., д.п.н, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.