Переход из средней школы в высшую уже сам по себе является фактором стресса и сильного эмоционального напряжения, особенно если он связан с переездом из сельской местности в крупный город. Абсолютно новый коллектив, совершенно новые требования к образовательному процессу, огромный объём информации, и малый объём времени, выделенный на её усвоение, характерные для обучения в медицинских высших учебных заведениях [5].
В процессе адаптации первокурсников к ВУЗу возникают такие трудности, как:
- отрицательное переживание, связанное с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива;
- недостаточная психологическая подготовка к профессии;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
- недостаточно развитое стремление к самообразованию и т.д. [3].
В совокупности эти факторы оказывают значимое влияние на психическое состояние студентов, подвергая его большим испытаниям, что может приводить к нарастанию тревожности и в дальнейшем – депрессивной симптоматики. У студентов с высокой тревожностью изменяется межличностное взаимодействие, снижается самооценка, что приводит к формированию замкнутости студентов, что смещает вектор внимания с учебного процесса на внутриличностные переживания, тем самым снижая успеваемость и дополнительно провоцируя нарастание тревожности. Дальнейшее ухудшение состояния приведёт к развитию депрессивной симптоматики вплоть до клинически значимой, что может спровоцировать развитие психосоматических заболеваний.
Цель исследования: Изучить уровень тревожности и депрессивной симптоматики у студентов 1-2 курсов КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО в рамках комплексных исследований по теме № 210-16 «Эпидемиологические, генетические и нейрофизиологические аспекты заболеваний нервной системы (центральной, периферической и вегетативной) и превентивная медицина» (номер госрегистрации 0120.0807480) и НОЦ «Морфология» КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (далее – КрасГМУ) и в рамках исследования «Система маркёров для оценки соматонейропсихологического статуса здорового человека».
Объектом исследования выбрана совокупность здоровых молодых людей (добровольцев). Все обследуемые были осмотрены нами активно и проходили предварительный анамнестический и клинический отбор с использованием критериев включения и исключения. Критерии включения: студенты 1-2 курсов КрасГМУ, отсутствие патологии ЦНС в анамнезе и на момент обследования. Критерии исключения: наличие текущей психоневрологической патологии, указание на заболевания ЦНС в анамнезе. Всего обследовано 104 добровольца. Возраст испытуемых варьировался от 17 до 22 лет, средний возраст составил 18,8±0,84 [18; 19] лет. Распределение по полу: девушки – 78 (75%), юноши – 26(25%), человек. Выбор объекта исследования обусловлен сопоставимым уровнем образования, возраста, степени умственной и физической нагрузки. Участие обследуемых в исследовании было добровольным, в рамках работы СНО кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО. Исследование проводилось в дневное время суток, бесплатно и не представляло риска для здоровья испытуемых. Исследование проводилось с учетом принципов конфиденциальности и беспристрастности. Исследование уровня депрессивной симптоматики проводилось по «Опроснику депрессивной симптоматики Бека», исследование тревожности – по «шкале тревожности» с использование компьютерного программного обеспечения АПК «НС-ПсихоТест», элитная версия (Нейрософт, Иваново). Описательная статистика для качественных учетных признаков представлена в виде абсолютных значений, процентных долей. Вид распределения определялся с помощью гистограммной оценки. Для сравнения параметрических (количество нормально распределенных признаков) данных в группах наблюдения применяли t-критерий Стьюдента с учетом параметра равенства дисперсий. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакетов прикладных программ STATISTICA v.7.0 (StatSoft, USA).
Результаты. В результате проведенного исследования нами показано, что, в целом, у студентов первых курсов КрасГМУ отмечается низкий уровень личностной, межличностной и ситуативной тревожности, что можно объяснить организацией на базе нашего университета факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО), слаженной работой деканов, кураторов студенческих групп и органов студенческого самоуправления (табл. 1).
Таблица 1
Уровень тревожности («Шкала тревожности»)
Обращает на себя внимание наличие большого процента студентов с «чрезмерным спокойствием» по шкале самооценочной и межличностной тревожности. Частота встречаемости «чрезмерного спокойствия» среди юношей по вышеуказанным шкалам (76% и 44% соответственно) была выше, чем среди девушек (49% и 22% соответственно), что является статистически достоверным (р=0,0001 и 0,0009, соответственно).
Подобное безразличие в студенческой среде носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует адекватному восприятию действительности (университетской среды, в частности) и себя как личности [4, 5], что характерно для людей, воспринимающих окружающий мир более дружелюбно, не видящих угрозы, что также является фактором риска социальной дезадаптации. С другой стороны, эти респонденты способны находить формы поведения, обеспечивающие решение необходимых социальных задач.
Так же у студентов первых курсов преобладали отсутствие депрессивной симптоматики, либо её умеренная выраженность (табл 2), что свидетельствует о благоприятном психологическом климате в коллективе начальных курсов КрасГМУ.
Таблица 2
Уровень депрессивной симптоматики («Опросник депрессивной симптоматики Бека»)
Уровень депрессии |
Когнитивно-аффективная субшкала |
Субшкала соматизации |
Суммарный бал |
|||
жен., % |
муж., % |
жен., % |
муж., % |
жен., % |
муж., % |
|
Отсутствие симптомов |
46% |
58% |
55% |
73% |
46% |
65% |
Умеренная выраженность |
28% |
27% |
41% |
23% |
35% |
27% |
Критический уровень выраженности |
4% |
4% |
3% |
4% |
3% |
4% |
Явная выраженность |
22% |
12% |
1% |
0% |
17% |
4% |
Однако обращает на себя внимание преобладание явно выраженной симптоматики над критическим уровнем симптоматики по когнитивно-афферентной субшкале: 22%/4% (р=0,0002) у девушек, а так же о преобладании явно выраженной симптоматики по когнитивно-аффективной субшкале, по сравнению с субшкалой соматизации: 22% и 1% (р=0,0001) и 12% и 0% (р=0,0004) у девушек и юношей соответственно, что свидетельствует о превалирующем страдании именно когнитивных функций, нежели развитии психосоматических заболеваний
Выводы: в целом в среде первого-второго курсов КрасГМУ преобладает отсутствие депрессивной и тревожной симптоматики, но обращают на себя внимания студенты с критическими уровнями тревоги и депрессии, которые требуют индивидуального психолого-педагогического подхода
Рецензенты:
Матюшин Г.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой кардиологии и функциональной диагностики ИПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;
Логинова И.О., д.псх.н., профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск.