Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IDEALS AND IDEOLOGY IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF MODERN RUSSIA

Frolova S.V. 1 Solovev V.A. 1 Shoronova O.V. 1
1 FGBOU VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin"
In this article sociocultural approach to formation of world outlook ideals and ideology in the youth environment by teachers of system of additional education is considered. The role of debating clubs in creation of pro-social outlook of teenagers and youthes in modern Russia is discussed. Various anthropoconstructs of outlook and ways of their formation in structure of additional education are discussed. Terminal values of modern society and mechanisms of the movement to them are specified in structure of educational ideals and ideologies. The ratio of ideals and ideology in the youth environment is considered through a prism of a modern political situation and in a foreshortening of educational requirements of society, the social order to an education system of youth and calls of time. The research conducted by authors of article showed that the youth is interested in becoming the members of society with active living position assuming responsibility for the acts.
debating club
ideology
ideal
idea

В современном обществе, в том числе в молодёжной среде очень остро встаёт вопрос об идеологии и идеалах.

Идеалы – это высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном).

Идеология – это совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу, основывается на идеалах лидеров и авторов идеологий.

Эти антропоконструкты являются компонентами мировоззрения (идеалы – эталоны, система мер, идеология – система отношений), и могут быть сформированы в различных общественных движениях, организациях, субкультурах. Разнообразие идеалов молодежи и палитра идеологий наблюдается в манере общения, в поведении, деятельности и отношении к про социальным феноменам школьников, студентов, взрослых людей, когда они спорят и никак не могут договориться, как поступить в конкретной ситуации. Идеалы и идеология взрослости и юношества также имеют значительные различия, как идеалы социальных и этнических групп. Повышение противостояния, конфликтности обострение противоречий между носителями этих идеалов и идеологий требует внимания педагогической профессиональной общественности к этой проблематике.

В любой идеологии есть своя система идеалов, представление о том, каким должно быть идеальное: Красота, Труд, Воспитание, Гармония, Совесть, Нравственность и т.д., те основные скрепы, переданные нам со знаниями наших предков, устоявшиеся тысячелетиями. В идеальном случае они соответствуют непреходящим терминальным общественным ценностям. И это очень важно для формирования идеологии государства и других социальных и формальных структур, ведь это является основой их эффективной деятельности по развитию личности. Идеология влияет на статус, общение и жизнь общественных структур и населения государства, гражданственности и чувства ответственности за совершаемые действия. Идеология перестраивает идеалы личности в идеалы социокультурные. Создание идеологий происходит от идей к идеалам, просвещением в вопросах идеалов и форме идеологий занимаются: педагоги, родители, работодатели, государство и многие другие общественные организации.

В настоящее время происходит смещение политических акцентов идеологии и идеалов политической борьбы, идеалов власти к идеалам толерантности и человеческих взаимоотношений, чтобы человек «украшал» собой общество и владел идеями, как взращивать эти идеалы в себе и в других.

Каждый человек хочет вписываться в общество и общие идеалы. Но индивидуальность каждого сильна и заставляет чувствовать себя особенным и тут происходит внутренний конфликт, который грозит сломом идеалов, когда личность оказывается перед выбором слиться с социумом или обладать индивидуальностью, между идеологией и идеями по самореализации. Во многом этот конфликт мнимый, так как доказано, что наиболее яркие личности, проявившие себя достижениями в мире, благодаря своим индивидуальным способностям и их реализации, признаны социумом как демиурги.

В этом ракурсе необходимо актуализировать возникающие проблемы между общим и единичным, между личностным и социальным, чтобы цивилизованным способом их разрешить без слома идеалов и без разрушения идеологии. Для этого педагоги должны создать эффективный «инструмент».  Об этом и было проведено исследование, которое показало, что возможность самостоятельно преодолеть слом идеалов осознают 5-7% учеников. Это, как правило, подростки и юноши, которые в повседневной жизни проявляют инициативу, имеют крепкие семейные устои, ориентированные на вечные ценности и в деятельности движимы семейным воспитанием. Как правило, эти учащиеся имеют хорошую академическую успеваемость, и существует пристальное внимание педагогов к формированию их личности.

Остальные 90-95% школьников находятся в вопросах формирования мировоззрения какбы «в свободном плавании». Они не обращаются с вопросами к педагогам или иным специалистам, получая помощь либо ситуативно (когда на них обращается внимание), либо не получая её совсем. И формирование их идеалов и идеологий падает если не на родителей, то на СМИ, улицу, друзей, интернет или в лучшем случае специалистов в косвенном порядке, поскольку для них формирование мировоззрения школьника не является основной целью их профессиональной деятельности, например спортивного тренера в секции.

Но система идеалов и идеология  - это всегда нравственный выбор, как растолковано в стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Всякая идеология предлагает рассматривать только одну диаметральную линию развития личности и общества как правильную, и отбрасывает все возможности иного мнения. Позволяет определить конкретную систему взглядов на что-либо, в том числе определиться, с какой позиции будем рассматривать свои собственные идеи, а также и идеалы, предлагаемые социумом.

Система образования как отражение перспективной социальной политики государства, отвечает за ряд компонентов государственного проекта:

1. Подбор и привлечение кадров, способных решить задачи, необходимые для осуществления проекта;

2. Распространение между ними персональной единоличной ответственности за каждый вверенный им фрагмент и за проект в целом. По сути эти два пункта содержат смысл создания «мотивации», чтобы люди были заинтересованы в осуществлении проекта и не допустили его срыва. Но одной мотивации недостаточно для осуществления проекта, и те, кто осуществляет проект, должны иметь:

3. Необходимые и достаточные ресурсы разного рода (материальными, информационными, кадровыми, достаточными сроками и т. п.);

4. Наделены полномочиями в отношении других участников проекта от деятельности которых зависит успех доверенного ему фрагмента или проекта в целом. При этом исполнитель формирует в себе способность решать задачи и брать на себя ответственность только за свой участок работы, и не имеет возможности посмотреть на процесс с позиции целостности и оценить свою роль в проекте и важность его зоны ответственности для общего дела, так как не является носителем идеологии и создателем идеалов.

Труд по реализации глобального проекта на уровне государства можно смело сравнить с работой экипажа лайнера, и, следовательно, как и команда на лайнере обладает целостной системой знаний об управления лайнером, так и управленцы проекта и исполнители нуждаются в такой целостности, в данном аспекте не важно даже, какого уровня проект. В этом случае мировоззрение формируется у всех членов экипажа осознанно, не предвзято и не окрашено чужеродной идеологией.

Лучше всего такое осознание своего личностного роста происходит в принципах и технологии свободной дискуссии. С поставленной задачей хорошо справляются дискуссионные площадки, различные дискуссионные клубы и проведение дебатов для  расширения кругозора и формирования идей самостоятельного мышления и выработки собственных выводов по поставленным вопросам.

Для выработки собственных выводов необходимо дать участникам дискуссии точку отсчёта, называемый «инструмент», позицию с которой рассматривается проблема, ведь то, что хорошо для одного может быть плохо для другого это говорит о том, что они опираются на разные позиции, и здесь встаёт вопрос, какая же позиция будет актуальна реальной жизни и будет эффективно решать обозначенные проблемы? Воображение – это хороший тренажёр для моделирования событий и выработки решения и собственного вывода но одного воображения мало, если нет того, от чего оттолкнуться.

На примере одного дискуссионного клуба можно показать как это важно, чтобы было на что опереться. За основу взята управляемость всех процессов окружающих нас как в социальной сфере, так и индивидуальной личностной, (сегодня множество методик предлагающих научить управлять своими эмоциями, настроением и собственной жизнью). Участникам дискуссионного клуба перед началом обсуждения даются методы рассмотрения проблемы с позиции управления, тогда у них появляется то, от чего оттолкнуться и увидеть проблему со стороны или сверху, позволяет выйти из проблемы и обнаружить причину её возникновения, тогда дискуссия или дебаты принимают характер конструктивного обсуждения причинно-следственных связей по поставленным вопросам.

Как показывает практика, при наличии навыков причинно-следственного мышления и понимания того, что все процессы управляемы, школьники, даже те, которые ранее относились к 90-95% традиционных исполнителей, начинают проявлять себя в роли инициаторов, и предлагают свои решения. Что хотелось бы отметить: данная им точка отсчёта ни в коем случае не конфликтует с их идеалами, идеалами социокультурными и идеями по реализации их идеалов в жизнь.

Как правило, в повседневной жизни люди выбирают для себя, за какими идеями следовать и каких идеалов придерживаться. И сегодня таких личностных ориентиров  в виде идей и идеалов огромное множество, но у педагогов зачастую недостаточно «инструментов» для того, чтобы объединить на веками наработанных основах и принципах жизни людей.

В истории множество известных примеров, когда одна, даже самая незначительная на первый взгляд, но новая и смелая идея меняла жизнь людей кардинально, но спустя некоторое время людям для развития их личности и деятельности необходимо снова корректировать мировоззрение в связи с тем, что идеи устаревают или исчерпывают себя, а некоторые идеи и идеалы являются нежизнеспособны.

Идеология как общедоступное выражение смысла жизни общества и деятельности государства необходима всякому государству для консолидации общества в русле проводимой им политики и для воспроизводства государственности в преемственности поколений. Управление является той основой, на которую опираясь рассмотрение любых вопросов становится без конфликтным и может стать объединяющей всех, государство, учеников, студентов, исполнителей, представителей разных идеологических течений.  В образовательном процессе этому может способствовать мировоззренческая дискуссия, как это происходит в структуре деятельности дискуссионных клубов.

Материал подготовлен на базе дискуссионного клуба «Живая Вода», МБОУ ДОД ДДЮТ Нижегородской области, г. Кстово.

 

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.