Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

VALUE ORIENTATIONS AS THE MAIN PARAMETER OF SUCCESSFUL DESIGNING THE DEVELOPMENTAL INFORMATIONAL EDUCATION ENVIRONMENT IN MODERN SCHOOL

Ilyasova E.N. 1
1 Sterlitamak Branch of the federal state budgetary educational institution «Bashkir State University»
In the context of our study, we pay special attention to criterion-evaluating characteristics that can be taken into account during the examination of environmental learning for its compliance with the parameters of developmental informational environment of education (DIEE). This type of educational environment has a number of significant advantages: first, it contributes to the development of cognitive independence of students; secondly, in this environment is formed prosocial behavior of the subjects of educational process, which is associated with the system of value orientations of the person; thirdly, only this environment creates conditions for development of creative abilities of students and the formation of constructive and creative dominant, as the resultant of self-discovery and self-development. Our experience has shown that the most productive form to express the developmental informational environment of education successful design in modern school is the level of personal valuable orientations formation.
Keywords: developing informational educational environment (DIEE)
prosocial behavior
value orientations

В условиях глобальных перемен происходят системные изменения, которые влекут за собой необходимость обновления структуры и организации образовательного процесса в современной школе, изменение цели и существенную корректировку содержания образования, проектирование новых образовательных сред, обеспечивающих саморазвитие участников образовательного процесса и выбор ими стратегических ориентиров, связанных с формированием просоциального поведения и построением индивидуального образовательного маршрута.

На наш взгляд, в качестве образовательной среды, в рамках которой выполняются все эти условия, может быть названа развивающая информационная образовательная среда (РИОС). Этот тип образовательной среды имеет ряд существенных преимуществ: во-первых, она способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся; во-вторых, в этой среде формируется просоциальное поведение субъектов образовательного процесса, которое связано с сиcтемой ценностных ориентаций личности; в-третьих, только эта среда создаёт условия для развития творческих способностей обучающихся и формирования конструктивно-творческой доминанты, как результирующей самопознания и саморазвития человека [3].

В контексте своего исследования мы обращаем особое внимание на критериально-оценочные характеристики, которые могут быть приняты во внимание при проведении экспертизы образовательной среды, на предмет её соответствия параметрам РИОС. Наш опыт показал, что наиболее продуктивной формой выражения успешности проектирования РИОС в условиях современной школы, выступает уровень сформированности ценностных ориентаций личности. По мнению М. Рокича, ценностные ориентации представляют собой «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях». Он рассматривает их как «...устойчивое убеждение в том, что какая-то цель индивидуального существования, что какой-то образ действий являются с личной и общественной точек зрения предпочтительными в любых ситуациях» [4].

Представленные в этом определении свойства, присущие ценностным ориентациям личности, дают нам основание утверждать, что в развитии личности важную роль играет характер её социальных предпочтений, которые выступают в роли доминирующей стратегии просоциального поведения. В работах Н. Айзенберга, О.Е. Игнацкой, Е.П. Ильина и др. просоциальное поведение определяется, как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение [1, 2, 5 и др.]. Эти действия и поступки, включающие сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекцию и физическую защиту (Zahn-Waxler C., Ianotti R., Chapman, 1982), в основном подходят под определение альтруизма – бескорыстной заботе о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск для субъекта. Однако эти действия – не просто набор социальных навыков. Достигнув полного развития, такое поведение сопровождается чувствами дружбы, заботы и теплоты, в том числе сопереживания чувствам других [6]. Например, если ребенок видит печального человека и сам начинает печалиться, он сопереживает ему (испытывает эмпатию к нему) [5]. Именно эти аспекты для нас представляют особое значение, так как демонстрируют саморазвитие личности и её детерминацию в рамках общечеловеческих ценностей.

Для выявления характера ценностных ориентаций, лежащих в основе просоциального поведения обучающихся, мы использовали методику, предложенную М. Рокичем. При этом для нас важным являлась динамика уровня сформированности системы терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей обучающихся в контрольных и экспериментальных группах. М. Рокич строит свою типологию на следующих принципах: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. В своей работе он различает два класса ценностей терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей – убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; ценностей-средств – убеждений в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Характеристика терминальных ценностей обучающихся представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика терминальных ценностей обучающихся по методике М. Рокича

Список А (ценности-цели):

Э.Г.

n = 100 чел.

К.Г.

n = 80 чел.

ранг

_x

x

S

u(α=0,05)

ранг

_x

S

u(α=0,05)

активная деятельная жизнь

7

8,6

5,00

0,98

8

8,72

5,20

1,14

жизненная мудрость

4

7,82

4,80

0,94

6

8,36

4,97

1,09

здоровье (физическое и психическое)

1

3,41

3,46

0,68

1

3,26

3,26

0,71

интересная работа

10

9,47

4,83

0,95

12

9,56

5,01

1,10

красота природы и искусства

18

4,21

4,51

0,88

18

14,72

4,05

0,89

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

3

7,2

5,02

0,98

3

7,32

5,25

1,15

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

4

7,75

4,35

0,85

4

7,46

4,22

0,93

наличие хороших и верных друзей

2

6,11

4,11

0,81

2

5,8

3,64

0,80

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

8

8,72

4,18

0,81

7

8,64

4,04

0,89

познание

12

9,83

4,22

0,83

9

9,18

3,78

0,83

продуктивная жизнь

13

9,98

3,51

0,69

13

9,98

3,71

0,81

развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

11

9,68

4,36

0,85

11

9,54

4,48

0,98

развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

5

12,38

4,29

0,84

15

2,92

4,06

0,89

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

9

9,06

4,80

0,94

10

9,2

4,82

1,06

счастливая семейная жизнь

6

8,23

5,53

1,09

5

7,96

5,58

1,22

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

16

13,57

4,64

0,91

16

13,42

4,61

1,01

творчество (возможность творческой деятельности)

7

14,42

3,70

0,72

17

14,6

3,48

0,76

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

4

0,56

4,11

0,80

14

10,32

4,02

0,88

 

Анализируя полученные в ходе эмпирического исследования результаты, можно с уверенностью утверждать, что наименее значимы для подавляющего большинства отвечавших такие ценности, как «творчество», «красота природы и искусства», «счастье других»; низко оцениваются обучающимися следующие позиции: «развлечения», «продуктивная жизнь», «уверенность в себе». Чаще всего на первые места обучающиеся ставят ценности, отражающие состояние защищенности, эмоционального и материального комфорта (здоровье, семья, друзья, любовь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и активности (активная деятельная жизнь, интересная работа, свобода).

В таблице 2 представлены результаты изучения инструментальных ценностей, полученные с помощью методики М. Рокича. При рассмотрении данных этой таблицы видно, что здесь разброс оценок обучающихся еще выше, чем при выборе ценностей целей. Величина стандартных отклонений по всем позициям очень высокая. Поэтому трудно говорить о единстве ценностных предпочтений протестированных. Несколько чаще обучающимися выбираются такие ценности, как «образованность», «воспитанность», «ответственность», «твердая воля и честность», «жизнерадостность». Наиболее низкие позиции среди ценностей-средств занимают «непримиримость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы», «чуткость». Невысоко оцениваются такие качества, как «эффективность в делах», «широта взглядов», «трудолюбие». В целом опрошенные предпочитают характеристики, связанные с образованностью и саморегуляцией.

Таблица 2

Характеристика инструментальных ценностей обучающихся

по методике М. Рокича

Список Б

(ценности-средства):

Э.Г.

n = 100 чел.

К.Г.

n = 80 чел.

ранг

_x

S

u(α=0,05)

ранг

_x

S

u(α=0,05)

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах

8

8,67

4,96

0,97

 

8

8,9

5,15

1,13

воспитанность (хорошие манеры)

2

6,8

5,13

1,01

2

6,92

5,09

1,11

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

18

13,28

4,97

0,97

18

13,56

4,95

1,08

жизнерадостность (чувство юмора)

7

8,62

5,57

1,09

6

8,14

5,66

1,24

Список Б

(ценности-средства):

Э.Г.

n = 100 чел.

К.Г.

n = 80 чел.

ранг

_x

S

u(α=0,05)

ранг

_x

S

u(α=0,05)

исполнительность (дисциплинированность)

4

0,33

4,73

0,93

14

10,54

4,89

1,07

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

6

8,45

5,26

1,03

7

8,32

5,01

1,10

непримиримость к недостаткам в себе и других

7

12,53

4,81

0,94

17

12,22

4,96

1,09

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

1

6,12

4,27

0,84

1

6,24

4,25

0,92

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

3

7,27

4,00

0,78

3

7,64

4,06

0,89

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения)

5

7,97

4,72

0,92

5

8,2

4,80

1,05

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

0

9,8

4,60

0,90

9

9,42

4,55

1,00

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

1

9,85

4,73

0,93

10

9,7

4,41

0,97

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

9

9,55

4,51

0,94

2

10,2

4,29

0,94

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

2

9,85

4,81

0,94

1

10,08

4,68

1,02

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

5

1,3

4,72

0,93

15

11,32

4,44

0,97

честность (правдивость, искренность)

4

7,92

5,39

1,06

4

8,08

5,33

1,17

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

3

0,25

5,07

0,99

3

0,4

4,99

1,09

чуткость (заботливость)

16

1,73

4,96

0,97

6

1,8

4,72

1,03

 

Теперь посмотрим, как изменилась после проведения экспериментальной работы оценка обучающимися своих профессиональных предпочтений.

Динамика изменения ценностных ориентаций обучающихся также дает значимую информацию о тенденциях в состоянии нравственного здоровья (таблицы 3–6).

Таблица 3

Характеристика терминальных ценностей обучающихся экспериментальных групп

по методике М. Рокича

Список А (ценности-цели):

Э.Г.

n = 100 чел.

До эксперимента

Э.Г.

n = 100 чел.

После эксперимента

 

 

ранг

 

 

_x

 

S

u

(α=0,05)

ранг

_x

S

u (α=0,05)

активная деятельная жизнь

7

8,6

5,00

0,98

6

8,23

5,72

1,12

жизненная мудрость

4

7,82

4,80

0,94

9

9,39

5,11

1,0

здоровье (физическое и психическое)

1

3,41

3,46

0,68

1

3,41

3,05

0,6

интересная работа

10

9,47

4,83

0,95

10

9,47

4,63

0,91

красота природы и искусства

18

14,21

4,51

0,88

11

9,65

4,16

0,81

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

3

7,2

5,02

0,98

2

7,01

4,74

0,93

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

4

7,75

4,35

0,85

17

14,03

4,37

0,86

наличие хороших и верных друзей

2

6,11

4,11

0,81

12

9,8

4,15

0,81

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

8

8,72

4,18

0,81

16

13,03

4,86

0,95

познание

12

9,83

4,22

0,83

13-14

9,98

3,6

0,71

продуктивная жизнь

13

9,98

3,51

0,69

13-14

9,98

4,37

0,86

развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

1

9,68

4,36

0,85

3

7,52

5,13

1,00

развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

15

12,38

4,29

0,84

18

14,08

3,59

0,70

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

9

9,06

4,80

0,94

7

8,72

4,3

0,84

счастливая семейная жизнь

6

8,23

5,53

1,09

4

7,75

4,83

0,95

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

16

13,57

4,64

0,91

15

2,77

4,84

0,95

творчество (возможность творческой деятельности)

17

14,42

3,70

0,72

8

8,6

4,88

0,96

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

14

10,56

4,11

0,80

5

7,82

4,84

0,96

                     

 

Таблица 4

Характеристика инструментальных ценностей обучающихся экспериментальных групп по методике М. Рокича

Список Б (ценности-средства):

Э.Г.

n = 100 чел.

До эксперимента

Э.Г.

n = 100 чел.

После эксперимента

ранг

 

 

_x

 

S

u

(α=0,05)

ранг

_x

S

u

(α=0,05)

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах

8

8,67

4,96

0,97

11

9,67

4,82

0,94

воспитанность (хорошие манеры)

2

6,8

5,13

1,01

2

7,35

5,27

1,03

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

18

13,28

4,97

0,97

18

13,73

4,72

0,92

жизнерадостность (чувство юмора)

7

8,62

5,57

1,09

12

9,73

4,38

1,0

исполнительность (дисциплинированность)

14

10,33

4,73

0,93

7

9,05

5,08

1,0

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

6

8,45

5,26

1,03

13

10,03

4,43

0,87

непримиримость к недостаткам в себе и других

17

12,53

4,81

0,94

17

12,42

4,81

0,94

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

1

6,12

4,27

0,84

1

6,13

4,45

0,87

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

3

7,27

4,00

0,78

9

9,15

5,33

1,04

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения)

5

7,97

4,72

0,92

5

8,08

4,67

0,92

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

10

9,8

4,60

0,90

4

9,3

4,75

0,93

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

11

9,85

4,73

0,93

15

10,52

4,92

0,96

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

9

9,55

4,51

0,94

14

10,4

5,4

1,06

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

12

9,85

4,81

0,94

6

8,62

5,57

1,09

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

15

11,3

4,72

0,93

8

9,08

5,03

0,99

честность (правдивость, искренность)

4

7,92

5,39

1,06

3

7,8

4,17

0,82

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

13

10,25

5,07

0,99

16

11,32

5,14

1,01

чуткость (заботливость)

16

11,73

4,96

0,97

10

9,3

4,75

0,93

 

Таблица 5

Характеристика терминальных ценностей обучающихся

контрольных групп по методике М. Рокича

Список А (ценности-цели):

КГ

n = 80 чел.

До эксперимента

КГ

n = 80 чел.

После эксперимента

 

ранг

 

_x

S

u

(α=0,05)

ранг

_x

S

u

(α=0,05)

активная деятельная жизнь

8

8,72

5,20

1,14

8

9

4,98

1,09

жизненная мудрость

6

8,36

4,97

1,09

7

8,66

4,74

1,04

здоровье (физическое и психическое)

1

3,26

3,26

0,71

1

3,3

3,22

0,70

интересная работа

12

9,56

5,01

1,10

12

10

4,94

1,08

красота природы и искусства

18

14,72

4,05

0,89

18

14,22

4,1

0,9

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

3

7,32

5,25

1,15

4

7,72

5,29

1,16

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

4

7,46

4,22

0,93

3

6,78

4,22

0,92

наличие хороших и верных друзей

2

5,8

3,64

0,80

6

8,2

4,34

0,95

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

7

8,64

4,04

0,89

7

9,24

3,68

0,81

познание

9

9,18

3,78

0,83

13

10,14

3,78

0,83

продуктивная жизнь

13

9,98

3,71

0,81

11

9,88

4,27

0,94

развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

11

9,54

4,48

0,98

15

12,14

4,94

1,08

развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

15

12,92

4,06

0,89

10

9,28

4,84

1,06

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

10

9,2

4,82

1,06

5

7,76

5,33

1,17

счастливая семейная жизнь

5

7,96

5,58

1,22

2

6,54

4,25

0,93

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

16

13,42

4,61

1,01

16

13,32

4,58

1,0

творчество (возможность творческой деятельности)

17

14,6

3,48

0,76

17

14,12

3,89

0,85

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

14

10,32

4,02

0,88

14

10,74

4,38

0,96

                   

Таблица 6

Характеристика инструментальных ценностей обучающихся

контрольных групп по методике М. Рокича

Список Б

(ценности-средства):

КГ

n = 80 чел.

До эксперимента.

КГ

n = 80 чел.

После эксперимента.

ранг

 

 

_x

S

U

(α=0,05)

ранг

_x

S

u

(α=0,05)

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, в делах

8

8,9

5,15

1,13

6

8,18

4,76

1,13

воспитанность (хорошие манеры)

2

6,92

5,09

1,11

2

6,78

4,86

1,06

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

18

13,56

4,95

1,08

18

12,68

5,37

1,18

жизнерадостность (чувство юмора)

6

8,14

5,66

1,24

4

7,78

5,54

1,21

исполнительность (дисциплинированность)

14

10,54

4,89

1,07

12

10,38

4,8

1,05

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

7

8,32

5,01

1,10

7-8

8,44

4,91

1,07

непримиримость к недостаткам в себе и других

17

12,22

4,96

1,09

17

12,4

5,0

1,1

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

1

6,24

4,25

0,92

1

6,4

4,43

0,97

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

3

7,64

4,06

0,89

7-8

8,44

4,23

0,93

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать решения)

5

8,2

4,80

1,05

3

7,72

4,62

1,01

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

9

9,42

4,55

1,00

10

9,9

4,54

0,99

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

10

9,7

4,41

0,97

9

9,98

4,8

0,95

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

12

10,2

4,29

0,94

11

10,26

4,8

1,05

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11

10,08

4,68

1,02

13

10,4

4,83

1,06

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

15

11,32

4,44

0,97

15

11,64

4,44

0,97

честность (правдивость, искренность)

4

8,08

5,33

1,17

5

8,02

5,36

1,17

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

13

10,4

4,99

1,09

14

10,58

5,05

1,11

чуткость (заботливость)

16

11,8

4,72

1,03

16

11,76

5,14

1,13

В контрольных группах наблюдаются незначительные изменения как терминальных, так и инструментальных ценностных ориентаций. Снижение ранговых позиций таких терминальных ценностей, как наличие хороших и верных друзей, познание, развитие мы связываем с изменениями социально-бытовых условий жизни. В экспериментальных группах прослеживается тенденция к повышению ранговой позиции терминальных ценностей, относящихся к духовным: красота природы и искусства с 18 на 11 позицию, любовь с 3 на 2, развитие с 11 на 3, творчество с 17 на 8, уверенность с 14 на 5 позицию. Заставляет задуматься снижение рангов у таких ценностей, как жизненная мудрость с 4 позиции до 9, общественное признание с 8 до 16. Мы связываем это с осознанием большей частью обучающихся ЭГ необходимости получения качественного образования, жизненного опыта, а в дальнейшем – общественного признания.

Динамика изменений инструментальных ценностей в контрольных группах прослеживается слабо. Утратили свою значимость такие ценности, как ответственность, терпимость. Вместе с тем упрочили свои позиции рационализм, аккуратность, жизнерадостность. Нами это связывается с приобщением обучающихся к дисциплине и порядку.

Респонденты экспериментальных групп показали следующую динамику результатов: исполнительность переместилась с 14 на 7 позицию, самоконтроль с 10 на 4, терпимость с 12 на 6, широта взглядов с 15 на 8, чуткость с 16 на 10. Вместе с тем усиление ранговых показателей таких ценностных ориентаций как твердая воля (с 9 до 14), ответственность (с 3 до 9), независимость (с 6 до 13), позволяют говорить о высокой требовательности классных руководителей, администрации в отношении обучающихся, о формировании у них дисциплины.

Таким образом, мы выявили незначительные изменения у обучающихся контрольных групп. Эти изменения, по нашему мнению, укладываются в естественные рамки, связанные с изменением условий учебы и быта, адаптацией к условиям обучения в современной школе. У обучающихся экспериментальных групп обнаружились более значительные изменения. Качественные изменения в системе ценностных ориентаций обучающихся позволяют нам утверждать, что выбранная нами методика педагогического проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы оказалась достаточно эффективной.


Рецензенты:

Маджуга А.Г., д.п.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,           г. Стерлитамак;

Головнева Е.В., д.п.н., доцент, профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.