Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MANIFESTATION OF SELF-EXPRESSION CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN COMMUNICATIVE TOLERANCE

Omelchenko E.A. 1, 2 Nemchinova L.S. 2
1 Center for Support of Scientific Research
2 Novosibirsk State Teachers’ Training University
The goal of the work is to establish the characteristics of self-expression culture of future teachers acquired over the period of university studies. It was achieved by analyzing the peculiarities of communicative tolerance. Such a possibility was first predicted and proven. The research used the methodology allowing to describe the qualities of communicative tolerance of future teachers. Identified qualities were compared with the author’s view of the culture of teacher’s self-expression. It consists of the definition of this phenomenon via self-organized activities and its gradually developing characteristics. Such an approach allowed to note that the culture of self-expression of future teachers is in the initial phase of its development. It is unstable and prone to changes. It includes readiness not to limit self-expression of children, to adapt to their habits, tolerance to their imperfections, errors. On the other hand, it is the tendency to ignore educational work with children, flatness, conservatism, inability to make contact. Obtained results can be useful to the university tutors when organizing work with the students. Future teachers can use this as a basis for development of their professional activities. Scientific pedagogical society receives information in order to understand the phenomenon of the culture of self-expression and its characteristics.
future teachers
tolerance
communicative tolerance
self-expression culture
Проблема культуры педагогов и формирования, развития, воспитания или становления разных ее компонентов остается актуальной, активно исследуемой в науке на протяжении последних двух десятков лет. Об этом свидетельствуют, например, данные Российской государственной библиотеки, поисковая система которой в ответ на запрос «культура педагога» выдает более 500 диссертаций [8]. Зависимость от уровня культурности педагогов, от особенностей и характеристик демонстрируемой ими культуры, особенностей и характеристик культуры детей, с которыми они работают, не вызывает сомнения. Более того, современное образование в России строится на реализации системно-деятельностного подхода, являющегося основой стандартов, соблюдаемых воспитателями детских садов, учителями школ, преподавателями средних профессиональных учебных заведений и высших. Главная роль в нем принадлежит способам организации деятельности и взаимодействию участников педагогического процесса в достижении целей личностного, социального, познавательного развития обучающихся через диалог культур, всегда подразумевающий ориентацию как на культуру общества, так и на индивидуальную культуру каждого субъекта образования.

В рамках данной статьи индивидуальную культуру будем рассматривать как «социально обусловленный уровень творческой сознательной деятельности индивида, опредмеченный в ценностях, традициях, нормах и т. д., передающих от поколения к поколению исторический и настоящий общественный опыт» [4, с. 235]. Следовательно, в индивидуальной культуре отражаются особенности самоорганизуемой деятельности личности, базирующиеся на характере, привычках, самосознании, знаниях, умениях, навыках, интеллекте и чувствах. Все это позволяет человеку донести до других людей то, что значимо и ценно для него самого, т. е. выразить себя.

Когда речь идет о педагогах, важно не просто спонтанное и произвольное самовыражение, а такое, которое можно продемонстрировать в профессиональной деятельности как модель, образец для подражания представителям подрастающего поколения. В этом случае возникает вопрос об особенностях, свойствах, признаках такого самовыражения, складывающихся постепенно в ходе и результате выполнения самоорганизуемой деятельности. Их комплекс представляет собой устойчивое образование в индивидуальной культуре личности, которое мы называем культурой самовыражения.

Нами установлено [6; 7], что культура самовыражения – особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества.

Субъектом самовыражения являются в образовании воспитанники, обучающиеся, студенты, воспитатели, учителя, преподаватели – каждый участник педагогического процесса. Особую значимость проблема уровня культуры самовыражения представителей профессиональной педагогической деятельности приобретает в последнее время. Ведь, воспринимая то, как педагог выражает себя, какие способы и средства для этого использует, дети, с которыми он взаимодействует, постепенно формируют собственный набор моделей самовыражения, характеризующий их культуру самовыражения.

Начинать работу над созданием у человека, работающего в образовании, потребности во внимании к своему самовыражению, культуре самовыражения в профессиональной деятельности целесообразно с периода приобретения первых компетенций в соответствующей области – с обучения, например, в вузе.

Для этого могут быть созданы разнообразные условия. Среди них – вовлечение в выполнение элементов профессиональной деятельности на учебных занятиях, участие в дискуссиях по актуальным проблемам педагогики, выполнение исследовательской деятельности в области изучаемых учебных дисциплин, использование исторических сведений для формирования набора моделей самовыражения в профессии, использование кейс-метода, контекстного обучения, метода проектов и др. Определяющим среди них, на наш взгляд, является взаимодействие будущих педагогов и преподавателей вузов, которое должно строиться на эмоционально положительных проявлениях со стороны названных субъектов. Именно это позволяет найти общий язык, понять друг друга, осознать и принять Другого, взглянув на мир его глазами.

Описанное взаимодействие в педагогике и психологии характеризует толерантность. В педагогической деятельности она является признаком правильного понимания особенностей индивидуальной культуры личности, способов проявления индивидуальности, культуры самовыражения.

В Декларации принципов толерантности соответствующий феномен определяется следующим образом: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [3]. Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести, убеждений, которые как внутренние характеристики личности всегда находят отражение в особенностях внешнего самовыражения личности, составляющих культуру самовыражения.

«Толерантность – активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. … Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими» [3]. Современная педагогическая деятельность, выстраивающаяся на этих принципах, требует от педагогов достаточно высокого уровня культуры самовыражения, демонстрирующего умение соответствующим образом строить развитие, обучение, воспитание подрастающего поколения. «Воспитание в духе толерантности … должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях» [3], что будет создавать внутреннюю основу и внешние условия для проявления ими своей культуры самовыражения.

«Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки … с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность …» [3]. Сказанное еще раз акцентирует внимание на необходимости наличия у самих педагогов высокого уровня культуры самовыражения, достойного подражания. Ведь именно в нем проявляется внимательность человека, работающего в образовании, его уважение к другим людям, понимание их особенностей, открытость, умение предоставить определенную свободу детям, поддержать их творческие проявления, развить способности и т. д.

По мнению А. Г. Асмолова [1], перечисленные характеристики описывают коммуникативную толерантность. Мы согласны с точкой зрения Л. П. Яцевича [10], рассматривающего этот феномен как важное профессиональное качество человека, развитие которого обеспечивает целостность личностного и профессионального формирования будущего педагога. В его профессиональной деятельности основой коммуникативной толерантности является способность выстраивать взаимодействие с разными людьми в различных ситуациях, умение находить индивидуальный подход к детям, терпимость и свобода в обращении с субъектами педагогического процесса, демонстрирующая во вне его индивидуально-личностные особенности, определяющие уровень культуры самовыражения педагога.

По мнению О. Б. Нурлигаяновой [5], коммуникативная толерантность педагога заключается в уважении, эмпатии, добром отношении к детям, умении прощать других людей, принятии индивидуальности партнера по общению, отсутствии консерватизма взглядов и убеждений. С нашей точки зрения, эти внутренние характеристики личности определяют ее внешнее поведение, самовыражение, и, в конечном счете, в этом находит свое проявление культура самовыражения педагогов, а обучать соответствующему поведению нужно уже в период получения ими образования.

Исследования, описанные И. А. Стерниным и К. М. Шилихиной [9], показали, что коммуникативная толерантность будущих педагогов проявляется в вербальной или невербальной форме, позволяя им максимально полно выразить себя. Добавим, что они демонстрируют культуру самовыражения, которая всегда исходит из индивидуальных, внутренних особенностей личности.

Следовательно, в коммуникативной толерантности будущих педагогов проявляются те индивидуально-личностные особенности, которые определяют проявления их культуры самовыражения. Поэтому качественные характеристики изучаемого нами феномена могут быть получены с помощью анализа особенностей коммуникативной толерантности.

Цель исследования: на основе анализа характеристик коммуникативной толерантности студентов педагогического вуза описать проявления их культуры самовыражения.

Материалы и методы исследования. Учитывая изложенный выше материал, нами в 2013–2015 учебных годах среди 135 студентов-бакалавров выпускного курса Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по направлению «Педагогическое образование» было проведено исследование характеристик коммуникативной толерантности.

Основой стала разработка В. В. Бойко – «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» [2, с. 149]. В целом, примененная нами методика  направлена на выяснение принятия, понимания педагогом индивидуальности другого человека, использования себя как эталона при оценке других людей, категоричности, консерватизма, умения взаимодействовать с некоммуникабельными партнерами, стремления переделать, перевоспитать человека, «подогнать под себя». С ее помощью мы смогли установить, присуща ли будущим педагогам терпимость к недостаткам, включая физические, умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других людей. В комплексе это позволило отметить и описать внутренние особенности будущих педагогов, определяющие проявления ими своей культуры самовыражения.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что 80 % респондентов продемонстрировали высокий уровень принятия и понимания индивидуальности другого человека. Это значит, что они готовы положительно относиться к шумным играм, непоседливости детей, воспримут оригинальность и нестандартность их индивидуальности. На среднем уровне эти качества оказались у 20 % опрошенных. Следовательно, в указанных характеристиках коммуникативной толерантности будущих педагогов нашли свое отражение такие проявления их культуры самовыражения, как предоставление детям возможности выразить себя в игровой, двигательной, творческой деятельности. Иными словами, большинство выпускников в своей деятельности готовы не только выразить себя, но и не ограничивать положительное самовыражение тех, с кем будут взаимодействовать в педагогическом процессе.

83 % обследованных студентов при оценке поведения, образа мысли, других характеристик людей в качестве эталона самого себя не рассматривают. Они принимают индивидуальность каждого ребенка с его привычками, установками, настроением. На среднем уровне эти качества показали 17 % участвовавших в исследовании. С одной стороны, эти характеристики коммуникативной толерантности подтверждают сделанный выше вывод об особенностях проявления культуры самовыражения будущих педагогов,  с другой – это может быть демонстрацией неуверенности в том, что они способны и могут своим поведением подавать пример детям, что их культура самовыражения сложилась на достаточном для выполнения профессиональной деятельности уровне.

По шкале «Категоричность или консерватизм в оценках других людей», имеющейся в примененной нами методике, было выявлено 10 % студентов с низким уровнем. Это означает наличие у них категоричности, консервативности в оценках других людей. Есть вероятность, что при выполнении профессиональной деятельности они начнут регламентировать проявления детьми своей индивидуальности, потребуют поведения, соответствующего, по мнению педагога, идеальному, правильному варианту, даже если он таким не является. Кроме того, среди детей они могут не всех положительно принимать.  В результате педагог не сможет выстроить диалогическое взаимодействие с детьми в соответствии с требованиями современных стандартов образования. С другой стороны, 68 % будущих педагогов показали высокий уровень не категоричности в оценках других людей и 22 % по этому критерию находятся на среднем уровне.

78 % участвующих в исследовании студентов готовы работать с детьми, имеющими низкий уровень коммуникабельности, сохраняя положительный эмоциональный фон общения с ними, что характеризует проявление их культуры самовыражения в коммуникативной толерантности. Но тем не менее за годы обучения 22 % студентов не развили до этой степени у себя названные качества. Это может создать серьезные трудности при выполнении профессиональной деятельности, ведь ее основа – коммуникация с людьми, имеющими самые разные особенности.

Сведения, полученные нами о наличии и уровне у будущих педагогов стремления переделать, перевоспитать партнеров, оказались спорными. 54 % респондентов готовы положительно относиться к имеющемуся уровню воспитанности детей, даже если он низкий, оставлять без внимания их отрицательные проявления, не использовать методы управления детьми, позиция сотрудничества для них имеет значение в смысле согласия, по сути, с любыми действиями ребенка. С другой стороны, 46 % опрошенных студентов предпочитают в обязательном порядке перевоспитывать, навязывать не всегда оправданные правила поведения, стараются сделать ребенка «удобным» для себя. Мы предполагаем, что эти данные показывают неустойчивость культуры самовыражения будущих педагогов относительно профессиональной деятельности. Это явление вполне закономерно, т. к. у обучающихся в вузе, даже у выпускников, опыт педагогической деятельности минимален, что не позволяет в максимальном объеме складываться характеристикам культуры самовыражения, которые могли бы проявиться в профессиональной деятельности. Когда у студентов стремление воспитывать представителей подрастающего поколения выяснялось напрямую, оказалось, что еще 10 % респондентов по сравнению с предыдущими результатами не склонны им заниматься.

49 % респондентов считают, что они способны прощать другим ошибки, неловкости, непреднамеренно причиненные неприятности. Оставшиеся выпускники с осторожностью относятся к этому. Они могут усложнять общение, помнят нанесенные обиды, что является еще одним «источником», из которого следуют проявления культуры самовыражения будущих педагогов, показанные в коммуникативной толерантности.

78 % будущих педагогов обладают высоким уровнем терпимости к недомоганиям, капризам детей. У них развита способность проявить соучастие и сопереживание к физическому, психологическому состоянию ребенка. Но нужно обратить внимание, что 22 % студентов не готовы воспринимать подобные состояния детей. В то же время 66 % опрошенных показали высокий уровень умения приспособиться к характеру, привычкам и желаниям других людей, у 32 % он на среднем уровне и у 2 % на низком. Для педагога это умение носит двойственный характер, т. к. в определенных ситуациях это необходимо для поддержки ребенка в его развитии, а в других – необходимо подавать пример самовыражения, способного изменить поведение ребенка в лучшую сторону, что специфично для педагогической деятельности.

Выводы

В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что в коммуникативной толерантности будущих педагогов проявляются такие характеристики их культуры самовыражения, как готовность не ограничивать самовыражение детей, склонность не заниматься их воспитанием, а приспосабливаться к характеру и привычкам. Думается, что это является следствием еще одной выявленной нами характеристики культуры самовыражения – неуверенности в себе как образце для подражания. Отметим, что будущие педагоги станут проявлять понимание и терпение к недостаткам детей, их ошибкам, будут сопереживать им. Однако мы заметили и такие проявления культуры самовыражения будущих педагогов, как категоричность, консерватизм в оценках, сложность установления диалога с детьми.

В целом, проведенное исследование показало неоднозначность характеристик культуры самовыражения будущих педагогов и ее неустойчивость, несформированность относительно профессиональной деятельности. Следовательно, самопроизвольно она не складывается или это происходит фрагментарно и не позволяет выпускникам педагогического вуза с максимальной успешностью выразить себя в профессиональной деятельности, достигать в ней высоких результатов, долго и полноценно работать. Решение обозначенной проблемы может стать направлением дальнейшего изучения в педагогике вопросов, связанных с культурой самовыражения педагога.


Рецензенты:

Храпченков В.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;

Агавелян О.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.