Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM FOR THE PREVENTION OF NON-MEDICAL USE OF MEDICINES WITH PSYCHOACTIVE ACTION, AMONG YOUNG PEOPLE

Dvorskaya O.N. 1 Porseva N.Yu. 1
1 GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia
Currently in Russia there is a growth of drug addiction and cases of non-medical medicines use among young people. A special role in preventing and combating drug addiction, substance abuse and medicines with psychoactive action, is given to educational organizations. In this regard In GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia was developed a additional programme aimed at improving the system of preventive work among youth on drug abuse and medicines with psychoactive action.. The programme is aimed at raising awareness among students of educational organizations about the nomenclature of medicines, non-medical use of which leads to altered mental status, their negative impact on health. In addition, the program contributes to the formation of negative attitudes towards medicines having a psychoactive action, as well as promoting a healthy lifestyle and conscious attitude towards their health.
prevention
non-medical use of medicines
abuse
psychoactive substances
Additional educational program
В рамках «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» проводится усиленная работа по стабилизации наркоситуации в стране, включающая осуществление профилактических мероприятий среди населения. Одним из важнейших мероприятий Стратегии государственной антинаркотической политики является повышение уровня знаний о существующей ситуации, что обуславливает необходимость активного участия образовательных организаций в профилактике наркомании и токсикомании среди молодежи [4].

В ряде регионов РФ отмечается рост распространения наркотиков, в т.ч. изготовленных из лекарственных препаратов (содержащие кодеин) [1,8], и немедицинского потребления лекарственных средств, обладающих психоактивным воздействием (тропикамид, прегабалин, лекарственные препараты, содержащие декстрометорфан, эфедрин, производные бензодиадепина и др.), злоупотребление которыми приводит к формированию зависимых форм поведения, способных вызвать изменение психического состояния, одурманивающее и другие виды действия [2,3,5-7]. При этом особая роль в предупреждении и борьбе с наркоманией, токсикоманией и злоупотреблениями лекарственными средствами, используемыми в немедицинских целях, отводится образовательным организациям.

Специалисты образовательных организаций должны принимать активное участие в осуществлении информационной работы среди населения, и, особенно, молодежи:

·  по пропаганде здорового образа жизни и сознательного отношения к своему здоровью;

·  по профилактике наркомании, токсикомании и злоупотреблений лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием;

·  по формированию негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотических средств и других психоактивных веществ;

·  в отношении негативных последствий употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

С целью профилактики наркомании необходимо принятие комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости. В связи с этим становится актуальным вопрос о путях профилактики наркомании в юношеском возрасте (студенчестве).

Система дополнительного образования осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализация которых направлена на совершенствование предупреждения потребления наркотических средств (в т.ч. лекарственных препаратов), обладающих психоактивным действием, на сокращение масштабов их злоупотребления, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению, а также существенное снижение спроса на них. Профилактические мероприятия, в первую очередь, предназначены для молодежи, в т.ч. находящейся в неблагоприятных семейных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для групп риска немедицинского потребления психоактивных веществ, в том числе лекарственных средств.

Сотрудники Пермской государственной фармацевтической академии (ПГФА) принимают активное участие в антинаркотической пропаганде среди молодежи. ПГФА являлась одним из организаторов социального проекта «Предупреждение злоупотреблений при использовании лекарственных средств», который был признан победителем краевого конкурса проектов, проводимого Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Главной задачей в реализации проекта являлась первичная профилактика наркомании и злоупотребления лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием» посредством антинаркотического просвещения молодежи г. Перми и Пермского края.

Для изучения информированности студентов о вопросах, связанных с немедицинским использованием лекарственных средств и других психоактивных веществ,  выявлением факторов, предрасполагающих к приобщению молодых людей к злоупотреблению этими веществами и разработке мер по профилактике наркомании и предупреждении злоупотреблений лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием,  было проведено анкетирование студентов двух высших учебных заведений г. Перми в возрасте 21-23 лет (средний возраст: 22 года). Количество респондентов составило 110 человек (юношей — 15%, девушек — 85%).

Анкета была разработана на кафедрах управления и экономики фармации и токсикологической химии ГБОУ ВПО ПГФА.

Проведенный опрос позволил выяснить, что большинство опрошенных студентов знают и осознают вред, наносимый здоровью человека злоупотреблением лекарственных средств и других психоактивных веществ. Внушают оптимизм результаты анкетирования, свидетельствующие о том, что большинство опрошенных студентов (90%) не имеют опыта употребления наркотических и одурманивающих веществ, а также лекарственных средств, обладающих психоактивным действием, и у них нет желания их попробовать. Можно сказать, что данные студенты не являются группой «риска» по употреблению наркотиков.

Информация о проблеме наркомании и немедицинского использования лекарственными средствами, вызывающая наибольшее доверие у молодёжи, а значит и являющаяся наиболее эффективной, прежде всего, должна распространяться через средства массовой информации - 60%, в учебном заведении – 26,7%, а также исходить от медицинских специалистов (наркологов, психологов) – 13,3%. 

Молодые люди считают, что помочь не свернуть на этот путь могут друзья, увеличение числа досуговых учреждений (их доступность) и здоровый образ жизни – 17%, вовлечение в организованную внеучебную деятельность – 12%, усиление антинаркотической пропаганды среди молодёжи – 37%, а также ужесточение законодательства за сбыт и распространение наркотиков – 34 %.

Вследствие этого повышается необходимость проведения со студентами ВУЗов дополнительного обучения по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами и разработки соответствующей  образовательной программы.

В рамках реализации проекта сотрудниками кафедры управления и экономики фармации и токсикологической химии ПГФА была разработана дополнительная образовательная программа «Риски и негативные последствия немедицинского использования лекарственных средств, обладающих психоактивным действием». Программа включает 4 раздела, 11 тем. Продолжительность обучения составляет 16 часов по очной форме обучения.

Целью обучения по программе дополнительного образования является повышение уровня информированности студентов по вопросам профилактики наркомании и предупреждения злоупотреблений лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием.

Задачами обучения являются:

·  ознакомить студентов с международными тенденциями и основными направлениями государственной политики в сфере обращения контролируемых групп и иных лекарственных средств, используемых с целью злоупотребления;

·  обсудить проблемы, связанные с немедицинским использованием лекарственных средств обладающих психоактивным действием, пути их решения и меры профилактики;

·  предоставить информацию об ассортименте лекарственных средств, оказывающих психоактивное действие и их влияние на здоровье, о последствиях злоупотребления наркотиками и лекарственными препаратами;

·  сформировать негативное отношение молодежи к незаконному обороту наркотиков и потреблению лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием;

·  сформировать систему ценностей, ориентированной на ведение здорового образа жизни.

  Основными разделами программы дополнительного образования студентов образовательных учреждений «Риски и негативные последствия немедицинского использования лекарственных средств, обладающих психоактивным действием» являются:

  1. Международная и национальная политика в сфере предупреждения злоупотреблений при использовании контролируемых групп лекарственных средств и иных психоактивных веществ.

  2. Распространенность злоупотреблений лекарственными средствами и иными психоактивными веществами за рубежом и в Российской Федерации.

  3. Группы лекарственных средств, обладающих психоактивным действием.

  4. Программы, направленные на профилактику наркомании и предотвращение злоупотреблений лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием.

Реализация программы дополнительного образования для студентов осуществляется путем чтения лекций, проведения дискуссий по проблемам молодежной наркомании и предотвращения злоупотребления лекарственными средствами, обладающими психоактивным действием, самостоятельной работы с рекомендованной литературой, проведением итоговой конференции (круглого стола).

Лекционный курс знакомит студентов с государственной политикой в сфере оборота контролируемых групп лекарственных средств и иных лекарственных средств, используемых с целью злоупотребления, а также с ассортиментом веществ, оказывающих психоактивное действие и их влияние на здоровье. При чтении лекций обращается внимание на требования нормативных правовых актов, регламентирующих обращение контролируемых групп лекарственных средств и реализации мер, направленных на предупреждение злоупотреблений веществами, обладающими психоактивным действием, о номенклатуре лекарственных препаратов, немедицинское использование которыми приводит к изменению психического состояния, одурманивающему, психостимулирующему, галлюциногенному действию и их негативному влиянию на здоровье.

Активизация полученных знаний происходит за счет дискуссий, а также самостоятельной работы, что способствует более эффективному овладению материалом, стимулирует познавательные интересы. Самостоятельная работа осуществляется студентами по разделам и темам учебной программы. В программе представлен список рекомендуемой литературы, позволяющий обучающимся ориентироваться в материалах, которые должны изучаться как во время обучения, так и при самостоятельной подготовке. По окончании обучения проводится конференция (круглый стол), на который выносятся актуальные вопросы, связанные с концепцией осуществления государственной антинаркотической политики в сфере оборота контролируемых групп лекарственных средств и иных лекарственных средств, используемых в немедицинских целях, мерами по профилактике злоупотреблений и формированием привычек, ориентированных на ведение здорового образа жизни.

Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на повышение информированности студентов образовательных организаций о номенклатуре лекарственных препаратов, обладающих психоактивным воздействием, злоупотребление которыми приводит к формированию зависимых форм поведения, способных вызвать изменение психического состояния, о пагубном влиянии на здоровье, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению, а также совершенствование профилактичеких мер по предупреждению расширения масштабов потребления наркотиков и немедицинского использования лекарственных средств, обладающих психоактивным действием.

Рецензенты:

Терехин Г.А., д.м.н., профессор кафедры экстремальной медицины и медицинского товароведения ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Игидов Н.М., д.фарм.н., профессор кафедры общей и неорганической химии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.