Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION RESOURCES IN THE PROCESS EFFECTIVENESS OF PROCUREMENT ACTIVITY

Bogomazova E.K. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
Efficient procurement in modern socio - economic conditions, provides a broad information support. To date, all purchases of government and municipal customers of the Russian Federation posted on the official website of the Russian Federation in the "Internet" for posting information about placing orders for goods, works and services located at www.zakupki.gov.ru. The Law on the contract system of the Russian Federation Government establishes the procedure and terms of the commissioning of a single information system, but before it is entered, the information to be placed in a single information system, hosted on the official site. Placing information on the progress of procurement for state and municipal needs is mandatory for all government customers. This obligation is enshrined in law, and for non-government customers of this provision provides for administrative liability in accordance with the provisions of the Code of Administrative Offences.
efficiency.
information resources
contract system
procurement

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определило собой новый этап в реформировании системы государственных и муниципальных закупок. Он явился закономерным продолжением развития законодательства Российской Федерации о контрактной системе и был предназначен для упорядочения отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но в большей степенидля ликвидации существенных изъянов, имеющих место в законодательстве, регулирующем данную область, в том числе, путем внедрения инноваций.

На сегодняшний день все закупки государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации размещаются на Официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуграсполагается по адресу www.zakupki.gov.ru.В Законе о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы, однако до ее ввода, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на Официальном сайте.Так что на данный моментОфициальный сайтявляется главной площадкой, обеспечивающей взаимодействие между поставщиками (исполнителями) и государственными заказчикамипо всей территорииРоссийской Федерации. Создание Официального сайта и введение его в эксплуатацию потребовало немало времени и сил. До сих пор процесс работы с данным порталом время от времени затрудняется возникновением различного рода технических ошибок в системе, но это никак не умаляет тех достоинств, которые, безусловно, способствуют развитию контрактной системы и в значительной степени упрощают ведениеосуществление текущего контроля над происходящим.Прежде чем был создан Официальный сайт, информация о всех закупках, осуществляющихся на территории Российской Федерации размещалась на индивидуальных площадках. Одним из примеров такой частной площадки является «goszakupki.ru».

Поскольку сама организация работы таких сайтов была отдана в частные руки, контроль над их функционированием был соответственно неполным.Таким образом, отсутствие должного контроля над действиями государственных заказчиков зачастую приводило к возникновению многих проблем.

Появление Официального сайта стало практически единственной возможностью осуществления надлежащего контролянад действиями государственного заказчика в процессе осуществления закупочной деятельности, а так же  эффективным способом сохранить систему закупок и привести ее в соответствие с действующим законом.

Положения о пользовании Официальном сайтом, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом  утверждены совместными Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 21н.Одним из главных предназначений Официального сайта является обеспечение свободного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг на безвозмездной основе, а также для сбора, обработки и хранения подобного рода информации, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию важнейших принципов контрактной системы.

Размещение информации о ходе проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательно для всех государственных заказчиков. Данная обязанность закреплена законодательно и за несоблюдение государственными заказчиками данной нормы предусмотрена административная ответственность в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[2].

Вместе с тем, в части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе законодатель предусматривает создание и ведение единой информационной системы, которая в свою очередь обеспечивает возможность более широкой оценки эффективности закупочной деятельности, осуществляемой со стороны государственных заказчиков и общественности.

Информационное обеспечение системы государственных закупок предполагает использование информации и информационных и телекоммуникационных технологий как для повышения эффективности управления указанной деятельностью, так и для повышения уровня прозрачности закупочных процедур путем расширения доступа к информации о размещаемых государственных заказов и, как следствие, снижение уровня коррупции[3;4;5].

В статье 4 Закона о контрактной системе законодатель предусматривает создание и ведение единой информационной системы в сфере торгов.

Согласно определению, приведенному в Законе о контрактной системе, подЕИС в сфере закупок понимается совокупность определенной законом информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием Официального сайта.

Порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ЕИС содержит:планы закупок;планы-графики;информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;реестр контрактов, заключенных заказчиками;реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;реестр банковских гарантий;реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе;информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг;иные информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе.Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

 Интеграция информационных систем, указанных в части 7 настоящей статьи, с ЕИС достигается посредством:информационного взаимодействия указанных систем с ЕИС, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом о контрактной системе сроков размещения таких электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в ЕИС;пользования указанными информационными системами базами данных ЕИС;установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;размещения информации о закупках на официальном сайте.

 Создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с ЕИС, не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 112 Закона о контрактной системе[6].

Подробный анализ содержания данной статьи показывает, что законодатель, с одной стороны, ужесточает контроль над соблюдением законодательства о контрактной системе, а, с другой стороны, пытается упростить задачу государственных заказчиков при размещении заказов в ЕИС. Эффективное и  реальное пресечение ряда правонарушений теперь возможно уже на этапе размещения документации.

Программа сама не даст нарушить сроки размещения документации, забыть о внесении каких-либо документов, обязательных к размещению в системе, неверно определить номенклатуру товара или услуги.Немаловажно и то обстоятельство, что осуществление контроля теперь возможнос самого первого этапа планирования закупки и вплоть до окончания исполнения контракта поставщиком (исполнителем). Более того, осуществление такого тщательного контроля возможно не только со стороны уполномоченных государственных органов, но и со стороны общественности.Как известно, для некоторых регионов Российской Федерации работа с подобными системами не станет однозначным новшеством.

В Москве функционирует Единая информационная система торгов города Москвы, призванная обеспечить полную автоматизацию процесса проведения торгов государственными заказчиками города Москвы.Государственные заказчики московского региона смогли по достоинству оценить рабочие качества достоинства и  имевшие место недостатки работы с данной системой.Руководствуясь значительным опытом города Москвы разработаны актуальные подходы к формированию и управлению системой закупок на уровне субъекта Российской Федерации и обозначены принцы, последовательность и механизмы взаимодействия органов исполнительной власти с цельюроста результативности планирования, размещения и исполнения муниципального заказа.

Такой комплексный подход к контролю над соблюдением законодательства о контрактной системе является еще одним новшеством, веденным с принятием Закона о контрактной системе.Создание ЕИСпозволяет обеспечить реализацию ряда принципов, закрепленных в Законе о контрактной системе.И.П.Гладилина отмечает, что принципы контрактной системы представляютсястержневым началом, выражающим сущность и основную направленность политики государства в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обуславливающие функционирование контрактной системы в целом[1].Принципы открытости и прозрачности обеспечиваютсясвободным и полным доступом всех желающих к информации о закупках на безвозмездной основе. СозданиеЕИС призвано гарантировать реализацию данных принципов в полной мере, поскольку информация, размещаемая в ЕИС должна быть исчерпывающей и достоверной, то есть этой информации должно быть достаточно для того, чтобы потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) имели возможность принятияобоснованных и объективных решений относительно участия в закупках.Заложенные в основу ЕИСпринципы позволяют частным лицам и общественным организациям проводить общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Так, общественным объединениям и объединениям юридических лиц, реализовывающим общественный контроль, предоставляется право в установленном порядке запрашивать необходимые сведения, связанные с процессом осуществлениязакупок и о ходе исполнения контрактов.Наряду с этим, внедрение ЕИС в процесс проведения закупок призвано обеспечить расширение возможностей для конкуренции при осуществлении закупок с целью выявления наилучших условий поставок товаров, выполненияработ, оказания услуг.

Законодатель категорически запрещается совершать действия, направленные на ограничение конкуренции, в частности, способствующие необоснованному ограничению числа участников закупок.

Располагая максимумом информации о процедурах, сопутствующих осуществлению государственных закупок неограниченным кругом лиц, вероятность совершения правонарушений в установленной сфере деятельности значительно снижается.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва;

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.